Инновационные формы проведения методических мероприятий с педагогами ДОУ
консультация

Бикбулатова Наталья Сергеевна

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление
деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе
управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в
целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так
как, прежде всего, способствует активизации педагога, развитию
его творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovka_k_slaydam_-_kopiya.docx51.67 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы проведения методических мероприятий с педагогами ДОУ

Слайд 1. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление
деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе
управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в
целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так
как, прежде всего, способствует активизации педагога, развитию
его творческой личности.

Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и
недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные
формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и
диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Слайд 2. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия.

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

Слайд 3. Формы интерактивного обучения вы видите на слайде. Цель использования интерактивного обучения: развитие творческого потенциала педагогов, повышение их профессиональной компетентности через использование инновационных форм в методической работе ДОУ.

Значение таких интерактивных методов:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

В чем преимущества такой работы?

Во-первых - значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Слайд 4. Форма, которой можно пользоваться перед открытыми мероприятиями для воспитателей сада, города, области - «Квик-настройка» - это индивидуальное обучение («Как подготовиться к публичному выступлению») и настройка от профессионалов на успешную работу:

1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка - солнечный лучик для опечаленных, противоядие, созданное природой от неприятностей.

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и нам стареть не дает.

5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Слайд 5. «Судебное заседание» - обсуждение (проблемы), имитирующее судебное разбирательство (слушание дела). (Например «Слушается дело о нарушении педагогической этики» или «Здоровый педагог – здоровые дети»). Старший воспитатель выступает в роли обвинителя, заведующий – судья, один из педагогов защитник, воспитатели – свидетели. Свидетели сообщают о фактах нарушений, каждый факт обсуждается.

Педагогический совет в форме судебного заседания - Защита инноваций. Каждой группе участников педагогического совета дается задание - предварительно подготовиться (познакомиться с инновационным опытом) и в лаконичной форме (2-5 мин.) изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии.

Группа выбирает исполнителей следующих ролей:

- автор-новатор - носитель передовых идей, спикер группы;

- оптимисты - защитники идеи, ее пропагандисты;

- пессимисты-консерваторы и скептики - противники идей;

- реалисты-аналитики, способные взвесить все <за> и <против>, и сделать необходимые выводы.

В зависимости от количества людей и обсужденных инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям, и по другим (воспитанник - воспитатель - родитель, воспитатель - руководитель и др.). В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.

Слайд 6. «Дебаты» - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп. «Дискуссия» – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса. Каждый должен знать и высказывать собственное знание, умение, учится отстаивать его, доказывать свою точку зрения. «Диспут» - способ ведения спора с целью установления истины. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Законы диспута:

• Диспут – свободный обмен мнениями.

• На диспуте все активны. В споре все равны.

• Каждый выступает и критикует любое положение,

с которым не согласен.

• Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.

• Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

• Острое, меткое слово приветствуется.

• Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.

Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.

Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:

"Нужны ли детскому саду стандарты?",

"Чему сегодня нужно учить дошкольников?",

" Новаторские технологии: за и против",

"Каковы сегодня цели воспитания?",

"Что является общечеловеческими ценностями?",

"Какова роль семейного воспитания сегодня?" и т.д.

Слайд 7. «Квест-игры» - данная активная форма работы позволяет участникам
отлично справляться с командообразованием, быстро решать нестандартные задачи; специфической особенностью методического квеста является повышение
интереса педагогов к обсуждаемым проблемам, что делает игру действенной формой управления методическим процессом.

Слайд 8. «SOS-консультации» – консультации по запросам педагогов.

Слайд 9. «Педагогическая мастерская» - педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы, в том числе инновационной, и практическими умениями, показывает ее реализацию.

Слайд 10. «Круглый стол» - коллективное обсуждение любых вопросов воспитания и обучения дошкольников, круговое размещение участников позволяет сделать их самоуправляемыми, поставить всех в равное положение, обеспечить взаимодействие. Организатор круглого стола продумывает вопросы к обсуждению. 

Виды круглых столов, наиболее часто используемые в практике работы:

- учебные круглые столы проводятся для изучения нового или воспроизведения забытого материала;

- проблемные – служат для презентации и обсуждения проблемных вопросов или ситуационных заданий;

- организуются для обсуждения новых публикаций по интересующей тематике, анализа литературы по определенной теме; дискуссии о применении теоретических знаний на практике;

- системные – это комплекс мероприятий, на которых обсуждаются вопросы в определенной последовательности с целью более глубокого знакомства с проблемой или приведения знаний в систему.

Формы проведения круглого стола:

- коллективная беседа по проблемным вопросам обсуждаемой темы;

- регламентированная дискуссия или диспут – публичное обсуждение спорного вопроса, проводимое по итогам освоения темы, рассмотрения проблемы;

- учебная конференция предназначена для освоения легкого, но объемного материала (участники мероприятия выступают с заранее подготовленными мини-сообщениями по теме, остальные задают вопросы);

- учебные встречи со специалистами за круглым столом (участники заранее готовят по теме вопросы, которые смогут задать специалисту).

Слайд 11. «Тренинг», «Тренинг-семинар» - запланированный процесс, задачей которого является формирование или пополнение теоретических знаний и практических навыков педагогов, формирование или выяснения отношения участников учебно-воспитательного процесса к определенной идее с целью ее изменения или обновления. Позволяет получать большой объем сконцентрированного знания за короткое время. Обучение происходит через опыт педагога по схеме: опыт – анализ – выводы – применение. На выходе участник получает знания и навыки, которые может применять непосредственно на практике, так как обучение происходит на моделировании реальных рабочих ситуаций. 

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Слайд 12. «Дискуссионные качели». Педагоги делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.

Слайд 13. «Мозговая атака» («Мозговой штурм»). Процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсовметодических объединений и др.

Для проведения мозгового штурма:

1. Выбирается проблема для обсуждения;

2. Формируется креативная группа приметно из десяти человек: обсуждение проблемы проходит в комфортной и непринужденной обстановке;

3. Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа:

• Вступление. Объявляется проблема и записывается на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок;

• Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. На этом этапе категорически запрещается критика, ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи».

• На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит обработка высказанных предложений, предлагается рассмотреть идеи с точек зрения оригинальности и возможности к реализации. Каждая идея помечается карточкой со значками:

«++» - очень хорошая, оригинальная идея;

«+» - неплохая идея;

«0» - не удалось найти конструктива;

НР - невозможно реализовать;

ТР - трудно реализовать;

РР - реально реализовать.

4. В завершении мозгового штурма выбираются идеи, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба этих значка.

Слайд 14. «Банк идей» - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ. Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада».

Слайд 15. «Педагогическая гостиная» - эта форма организации взаимодействия участников педагогического процесса, которая обеспечивает обстановку свободного и непринуждённого общения.

Слайд 16. «Мастер-класс». Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Слайд 17. «Выставка (ярмарка) педагогических идей». Публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности, наглядных материалов, дидактических игр, разработанных педагогом, творческие отчеты по теме самообразования. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - профессионально-личностный рост педагогов ДОУ. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Слайд 18.  «Кейс-метод». Педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся на:

- ситуации – иллюстрации;

- ситуации – упражнения;

- ситуации – оценки;

- ситуации – проблемы.

Все перечисленные методы достаточно эффективны. После их применения выявляются позитивные изменения общего уровня профессиональной компетенции педагогов.

Этапы организации работы по методу кейсов

На подготовительном этапе организатором занятия конкретизируются цели работы с педагогами; ведется подбор и разработка ситуаций, соответствующих цели; написание сценария мероприятия.

Ознакомительный этап – это презентация практической ситуации организатором, ее первоначальное обсуждение. Этот этап работы рекомендуется организовывать в малых группах.

Аналитический этап включает в себя следующие направления работы: выявление группой сути проблемы, ее конкретизация; поиск путей решения проблемы, необходимых источников информации; формулирование микрогруппами или отдельными участниками работы вариантов решения; анализ группой различных решений, выявление их сильных и слабых позиций.

Итоговый этап – выбор единого варианта решения, анализ хода и содержания проделанной работы, рефлексия.

Метод кейсов, или метод анализа практических ситуаций, признан одним из самых эффективных в мировой практике повышения квалификации специалистов. Основная задача работы в рамках данного метода – применение накопленных знаний в конкретных ситуациях, связанных с повседневной профессиональной деятельностью.

Предлагаемые к обсуждению ситуации могут являться реальными событиями или искусственно сконструированными описаниями, в основе которых должно лежать рассмотрение профессиональной деятельности, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия участников образовательного процесса.

При изучении конкретной ситуации, ее анализе участники работы должны "вжиться" в предлагаемые обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Каждому участнику предлагается обозначить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

При выборе или разработке практической ситуации важно учитывать ряд обязательных требований:

•        содержание ситуации должно отражать реальные события и факты; соответствовать рассматриваемой теме, профессиональным потребностям педагогов;

•        решение проблемы в предложенной ситуации должно быть по силам педагогам, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;

•        на начальных этапах педагогам должны быть предоставлены четкие инструкции по работе над проблемной ситуацией, идеи по решению данной проблемы.

Слайд 19. «Телепередачи («КВН», «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и др.)». Данная форма используется для выработки реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи. Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие возможности. Стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений, навыков.

Слайд 20. «Брифинг». Данная форма направлена на решение одного педагогического вопроса, организуемая по рубрикам в рамках одной темы. Это встреча, на которой коротко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определенной теме. Либо две команды: одна задает вопросы, другая отвечает. Позволяет максимально активизировать воспитателей.

Слайд 21. «Деловая игра». Это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. С помощью деловых игр можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, умение ориентироваться в сложной критической ситуации, лидерские качества. Данная форма эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре, поэтому мы ее проводим на тематических педагогических советах, после того как на педчасах уже была отработана годовая задача.

Слайд 22. «Кластер». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Слайд 23. «Метод SWOT-анализа». Это метод анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами учреждения, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды.

SWOT - анализ может быть использован как форма проведения всего педсовета, так и как отдельный интерактивный метод. Как правило, используется для стратегического планирования.

Для проведения SWOT - анализа:

- Сначала необходимо выбрать вопрос для обсуждения, который заносится на отдельный лист и развешивается на стене или доске.

- Затем педагогам предлагается самостоятельно определиться по рабочим группам для обсуждения той или иной проблемы, вытянув по очереди карточки разного цвета. Таким образом, коллектив будет разделен не по интересам, а по принципу случайной подборки.

- Каждая группа садится за отдельный стол и обсуждает проблему, используя матрицу SWOT - анализа, распределяя по специальным категориям, какие у неё можно выделить «сильные стороны», какие «слабые стороны», что можно рассматривать как «возможности», а что будет являться «угрозой и препятствием» для осуществления намеченных целей.

- После обсуждения в малых рабочих группах их решение выносится на всеобщее обсуждение. После чего руководитель или творческая микрогруппа заполняет общую для всего коллектива матрицу SWOT -анализа, на её основе формируется решение.

Образец матрицы SWOT – анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы и препятствия

Слайд 24. «Большой круг».  Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту –  включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально использовать,  когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

Слайд 25. «Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Чтобы вести диалог по проблеме, группа выбирает того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает этот прием  педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

Либо такая форма: внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек, работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.)

Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.

Инициатор:

Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.

Спорщик:

Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения, словом, придерживаться позиции Портоса: «Я дерусь, потому что дерусь».

Соглашатель:

Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего.

Оригинал:

Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.

Организатор:

Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы

Молчун:

Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь

Деструктор:

Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться).

Слайд 26. «Метод модерации». Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса, это способ проведения учебных занятий или профессиональных совещаний, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.

Модератор — организатор групповой работы, активизирующий и регламентирующий процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов.

Метод модерации при проведении деловых совещаний обеспечивает:

- нейтрализацию или снижение эмоционального напряжения при обсуждении животрепещущих проблем;

- оперативность в выработке вариантов решений и достижения согласия относительно выбора оптимального из них;

- логичное завершение обсуждения проблемы составлением плана конкретных действий;

- возможность всем участникам почувствовать свой вклад в выработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений.

Цель модерации – это достижение эффективного уровня деловой коммуникации при демократическом планировании и стимулировании активного участия сотрудников.

Методы модерации направлены на достижение конкретной цели и обеспечение комфортности в группе каждого слушателя.

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения.

В ходе модерации групповой работы происходит совместное развитие и обучение и участников, и самого модератора.

Модерация так же, как и другие виды сопровождения, имеет следующие характеристики:

-сосредоточена на конкретной проблеме;

-ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию;

-исключает формальный контроль и оценку;

-содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы;

-создает психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности.

Фазы модерации

фаза знакомства

вхождение или погружение в тему (сообщение целей)

выяснение ожиданий участников (планирование программы)

передача и анализ информации (инпут)

проработка содержания (групповая работа)

подведение итогов (рефлексия)

эмоциональная разрядка (разминки)

Знакомство. Вхождение

(цель - формирование, закрепление позиции, понимание своей роли субъекта деятельности).

На этапе знакомства происходит знакомство участников друг с другом; создается определенная психологическая атмосфера, доброжелательная комфортная обстановка.

Далее происходит приветствие и представление организаторов, знакомство участников, сообщение темы, цели, программы дня, режима работы.

Выяснение ожиданий участников

(цель - осознание собственных потребностей, целей и самоопределение на собственную деятельность в семинаре).

Данный этап обеспечивает каждому участнику возможность сформулировать свои потребности и ожидания, осознать их; учесть приоритеты и потребности всех обучающихся; обсудить всю программу работы на семинаре, представить ожидания участников; использовать материал для рефлексии

Метаплан

(цель – структурировать содержание с привлечением участников семинара).

Метод презентации материала с использованием цветных карточек, на которых пишутся ключевое слово (слова или фраза), затем во время общей презентации они располагаются по значимости задач, блоков-карточек становится меньше. Потом опять презентация и систематизация карточек по значимости, но теперь их нужно обобщить и записать название укрупненных тем, присвоение символов, рейтинг и обсуждение результатов.

В ходе семинара или курсов можно постоянно обращаться к метаплану.

Инпут

Теоретическое вливание  в тему занятий

Предполагает чередование мини-лекций по 20-25 минут

Групповая работа

(цель –проработка содержания занятия в практической деятельности)

В зависимости от темы и цели семинара может быть организована совместная деятельность участников (дискуссии, деловые игры, проектирование, индивидуальная работа и т.п.).

Рефлексия

(цель – оценка деятельности всех участников и организаторов этапа, упражнения, семинара, подведение итогов, что изменилось, перспективы).

Короткие разминки

(цель - поддержание заинтересованности, активности и положительного настроя обучающихся)

Процесс движения активизирует мыслительную деятельность, устанавливает между участниками взаимопонимание, формирует чувство команды)

Предпочтительные методы и формы образования взрослых

практическая работа;

формы для снятия психической нагрузки;

методы консультативно-индивидуальной работы;

групповые формы;

активные методы обучения;

проведение тренингов

При организации модерации необходимо обратить внимание на процессы, составляющие ядро метода и обеспечивающие его результативность: визуализацию, вербализацию, презентацию и обратную связь.

Под визуализацией понимается наглядное представление мнений и идей, высказанных в ходе работы, групповых решений, которые могут быть представлены словесно или в виде схем, образных рисунков. Визуализация способствует абстрагированию, выделению главного, а также структурированию и запоминанию целостного процесса дискуссии.

Вербализация, то есть словесное выражение коммуникаций, возникающих в ходе обсуждений, требует особого внимания в силу того, что общение в группах не всегда проходят упорядоченно, в режиме заинтересованного диалога.

Презентация — представление итоговых или промежуточных результатов работы в малых группах, является комбинацией вербальных и невербальных (мимика, жесты, позы и т. п.) средств общения, с обязательной визуализацией. Успешность презентации, а значит и принятие группой предложенных идей, во многом зависит от уровня развития презентационных навыков.

Трудно переоценить значение продуктивной обратной связи как в ходе обсуждений, так и при принятии окончательного решения. Обратная связь представляет собой обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками обсуждения, что позволяет добиться точного понимания сказанного, идентифицировать проблематику дискуссии, корректировать ход обсуждения и регулировать эмоциональный настрой группы.

Для обеспечения продуктивного протекания процессов вербализации, визуализации, презентации и обратной связи целесообразно предложить группе «правила игры». Хорошо, если сама группа дополнит эти правила своими собственными предложениями, в таком случае, группа более ответственно относится к их выполнению.

Слайд 27. «Коучинг-сессия» - это интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций,   а   только   отвечает   на   вопросы,   которые   ему   задает консультант, и сам находит пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три». В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Коуч-сессия – это периодическая (обычно 1-2 раза в неделю, длится от 30 до 90 мин) и особым образом структурированная беседа Коуча (старшего воспитателя, например) с Клиентом (воспитателем, педагогом), задача которой состоит в продвижении к поставленной цели Клиента (аттестация).

Основные характеристики коуч-сессии:

- периодичность (1-2 раза в неделю), продолжительность коуч-сессии в среднем от 30 до 90 минут, продолжительность самого коучинга в среднем от 2 месяцев до 1 года, бывает и дольше (в зависимости от целей и задач Клиента)
- самостоятельная работа Клиента между сессиями (домашнее задание);
- структурированность (есть определенный план беседы, контролируемый коучем, если Клиент отходит от темы, Коуч вернет беседу в нужное русло, ведь Вы встретились не для того, чтобы поговорить);
- после каждой коуч-сессии подводится итог, составляется план действий на период между этой сессий и следующей.

Коуч не просто задаёт вопросы. Он спрашивает, дает обратную связь и помогает клиенту найти ответы на такие вопросы, которых тот ещё не задавал или не хотел себе задать, а также помогает подойти к ранее изучаемой Клиентом проблемы с другой стороны. Искусство Коуча – это содействовать развитию творческого потенциала клиента.

Условно работу Коуча с Клиентом можно разделить на следующие этапы (например, перед прохождением Клиентом (воспитателем) аттестации:

Каждый Коуч работает по-своему, но обычно все эти этапы присутствуют на каждой коуч-сессии, ведь на каждую коуч-сессию Клиент приходит с какой-то задачей, которую необходимо решить для достижения главной цели, а значит, есть сложившая ситуация, есть ресурсы и можно составить план, чтобы изменить к лучшему то, что есть.

Слайд 28. «Конверт дружеских вопросов» – свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом равным количеству присутствующих) вопросов по определённой теме. Но формулировка вопроса программирует выход отвечающего на уровень духовности. Например: «Если Вы разозлились, то учитываете ли Вы в это время состояние того, на кого разозлились»?» и др. Пакет с вопросами передается из рук в руки. Причем, ответивший на вопрос преподносит пакет тому, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.

Видоизмененный вариант «Конверта дружеских вопросов» с успехом можно использовать во время чаепитий, «огоньков», посиделок и др. форм работы.

Слайд 29. «Корзина грецких орехов». «Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед любым педагогом или родителем. Иногда он надеется на чью-либо помощь, часто не уверен, что сам справится со своими проблемами. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения.

«Корзина грецких орехов» - это разговор о том, что заботит педагогов, с чем не могут пока справиться, - вопросы крепкие, как грецкий орех. Эти вопросы произносятся, как будто бы бросают в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково же ее содержание. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов – внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадаться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка – по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины. У каждой группы педагогов может быть своя «корзина грецких орехов» (для занятия можно использовать корзину, сделанную из папье-маше или сплетенную из ивовых прутьев).

Слайд 30. «Макс-технология».

1 – введение в изучаемую проблему (актуальность, сложность и значение решения)

2 – постановка задачи (определяется круг задач, границы анализа и поиски решений, устанавливается режим работы)

3 – групповая работа над ситуацией

4 – групповая микродискуссия (обсуждение точек зрения и решений, формирование единого подхода к проблемам, выбор лучшего решения в данной ситуации)

5 – итоговая беседа (подведение итогов с опорой на заранее разработанный «ключ» анализа ситуации – оптимальный вариант решения проблемы).

Слайд 31. «Консультация-парадокс» (лекция с заранее запланированными ошибками). Цель такой консультации – привлечь педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. В начале консультации педагогам объясняют, что в изложении будет допущена определенное количество ошибок и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками.

Слайд 32. «Симпозиум» - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Слайд 33. «Методический мост» является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Слайд 34. «Методический фестиваль». Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Заявку на занятие, методические идей, приемы участники фестиваля подают предварительно.

Слайд 35. «Методические посиделки». Цель - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в группе педагогов.

Форма проведения – круглый стол.

Методика организации и проведения:

Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.

Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Слайд 36. «Киношкола».  Педагог показывает без комментариев заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности, отрывки занятий, мероприятий. Участники оценивают уровень развития какого-либо качества у дошкольников, степень мастерства педагога.

Слайд 37. «Обратный мозговой штурм». Участников знакомят с проблемой, описывают ситуацию после ее решения, затем спрашивают, какие, по их мнению, обстоятельства привели к этим изменениям.

Слайд 38. Интерактивный метод «Карусель». Коллектив делится на несколько групп. В каждой группе выбирают фасилитатора, секретаря. Задаются вопросы. Секретарь записывает ответы. По истечении установленного времени вопросы вместе с ответами переходят к следующей группе, которая добавляет к списку собственные соображения. В итоге каждая группа отвечает на все вопросы. Принимая участие в таком обсуждении, педагоги получают возможность корректировать и уточнять свои теоретические воззрения о работе коллег и вероятных точках соприкосновения.

Слайды 39, 40. В своем саду мы стараемся использовать  такие интерактивные формы работы с педагогами как: семинары, деловые игры, педагогические ринги, игровые практикумы, мастер-классы, тренинги, подготовленные воспитателями. Что-то проводится на педчасах, что-то – на педсоветах. Воспитатель самостоятельно изучает информацию о новой технологии, готовит и проводит мероприятие, затем совместно с другими педагогами анализирует, выясняет что получилось, что нет, делает вывод о перспективах использования технологии в условиях ДОУ.

Востребованы в ДОУ и такие формы, как разработка методических рекомендаций, сборников дидактического материала для игр и занятий, перечней оборудования для центров развития, презентаций-отчётов, помогающие педагогам проявить не только профессиональные, но и личностные качества (самостоятельность, креативность, амбициозность).

Далее проговариваю по слайдам

Слайд 41. Ожидаемый результат от использования данных форм, методов и приемов методической работы:

-педагоги активные участники методических мероприятий;        
-повышение интереса и мотивации к педагогической деятельности;
-повышение уровня активности и самостоятельности;
-формирование профессионального мастерства каждого педагога;
-развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
-развитие стремления к сотрудничеству;
-повышение эффективности методической работы в ДОУ.

Слайд 42. Спасибо за внимание! Творческих успехов!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных форм в методической работе дошкольного образовательного учреждения как фактор повышения педагогической компетенции педагогов»

Статья посвящена вопросам созданию модели организации методической работы,  способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и ...

Самоанализ старшего воспитателя "Использование инновационных форм в методической работе ДОУ как фактор повышения педагогической компетенции педагогов"

Данный  материал  представляет  самоанализ профессиональной деятельности старшего воспитателя по теме: "Использование инновационных форм в методической работе ДОУ как фвктор повышения п...

Справка о проведенных методических мероприятиях для педагогов

Передовой педагогический опыт — совокупность знаний и навыков, приобретаемых воспитателем в процессе педагогической работы; это основа педагогического мастерства и один из важных источников разв...

Утренняя гимнастика: понятие, задачи, общие требования к проведению, структура, инновационные формы проведения, особенности проведения в разных возрастных группах.

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.О...

Методические рекомендации при проведении открытого мероприятия для педагогов Открытое занятие (НОД)

Методические рекомендации при проведении открытого мероприятия для педагогов Открытое занятие (НОД – непосредственно-образовательная деятельность) и мероприятие – одна из важных форм методической раб...

Методические рекомендации при проведении открытого мероприятия для педагогов.

Открытое занятие (НОД – непосредственно-образовательная деятельность)  одна из важных форм методической работы педагога, действенная форма распространения передового педагогического опыта, ...