Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ
опыты и эксперименты (младшая группа)
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), как одной из важнейших направлений работы с детьми.
Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, наблюдать, экспериментировать. И всему этому я должна научить ребенка.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Поэтому, познавательно-исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников.
Познавательно-исследовательская деятельность – это специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Цель познавательно-исследовательской деятельности сформировать у детей способность самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.
Именно поэтому в нашем детском саду был организован кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Мир на ладони», руководителем которого я и являюсь.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. В практической деятельности с детьми я отметила, что дети будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, быстро выполняют его, если оно переводится в игру. В общении с детьми я заметила, что дети нуждаются в видимом, осязаемом подтверждении информации: «Давайте попробуем!», дети часто призывают меня перейти к активной
деятельности. Эксперимент (от латинского опыт, проба) – все чаще стал реалией наших будней.
Цель познавательно-исследовательской деятельности сформировать у детей способность самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.
Из цели, я думаю, можно выделить следующие задачи:
- расширять и систематизировать представления детей об окружающем мире;
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
- создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- стимулировать желание детей экспериментировать.
Для успешной опытно-экспериментальной деятельности я использую различную методическую литературу, детские энциклопедии, пособия, картотеки, мною созданные, схемы опытов и экспериментов.
Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация соответствующей развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной деятельности детей.
Для развития у детей интереса к исследовательской деятельности совместно с родителями и коллегами была создана экспериментальная «лаборатория», где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности.
Оборудование для исследовательской деятельности очень разнообразно.
Но прежде всего, оно соответствует возрастным особенностям детей. Это различные ёмкости, мерные ложки, трубочки, лупы, магниты и многое другое.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование
может быть организовано в трех основных направлениях
специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Также эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
— экспериментальные наблюдения и взаимодействия с
растениями и животными;
— опыты с объектами неживой природы;
—и эксперименты, объектом которых является человек.
(функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).
2. По месту проведения опытов:
—в групповой комнате;
—на участке и т. п.
3. По количеству детей:
—индивидуальные (1—4 ребенка) ;
—групповые (5-10 детей) ;
—коллективные (вся группа) .
4. По причине их проведения:
—случайные, которые специальной подготовки не требуют.
—запланированные;
—поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя
несложное наблюдение.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
—эпизодические (проводимые от случая к случаю) ;
—систематические.
6. По продолжительности:
—кратковременные (от 5 до 15 минут) ;
—длительные (свыше 15 минут);
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
—однократные;
—многократные, или циклические.
9. По характеру мыслительных операций:
—констатирующие (позволяющие увидеть какое
-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
—сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить
изменения в состоянии объекта) .
—обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие
закономерности процесса, изучаемого раннего отдельным этапам) .
Опытно –экспериментальная деятельность закладывается уже в
раннем возрасте ребенка и имеет свои формы. Каждая форма соответствует возрастным особенностям:
В раннем возрасте такая форма будет характеризоваться, как «Манипулирование с предметами»;
В младшем возрасте наступает период вопросов или форма «Что такое»;
В старшем дошкольном возрасте приобретенные формы совершенствуются и приобретают новую форму «Любопытство»;
И наконец к подготовительной к школе группе достигается совершенная форма опытно-экспериментальной деятельности – «Любознательность».
Только через прохождение всех форм ребенок выйдет на этап формирования собственной позиции, научится аргументированно делать выводы и конструктивно выстраивать свою познавательную деятельность.
Добиться данного результата можно только через грамотное построение образовательного процесса.
Таким образом структура детского экспериментирования выглядит следующим образом:
1.постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
2. целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
3.выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
4.проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
5.анализ полученного результата (подтвердилось -не подтвердилось);
6.формулирование выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Моя роль в экспериментировании является ведущей в любом
возрасте. Мое непосредственное участие- быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу,
которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению, как будем проводить эксперимент.
Заранее не предсказываю конечный результат: у детей теряется
ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не требую от детей идеальной тишины: работая с
увлечением, они должны быть раскрепощены.
Выводы делаем в словесной форме, а иногда избираем
другие способы (графически, в рисунках, схемах).
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мною признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Я считаю, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Во время работы над этой темой были реализованы такие проекты под названием «Елочка-красавица», «Царица-Водица», «Пустыня» По продолжительности проекты являются среднесрочными, познавательными, исследовательско-творческими.
Опытом своей работы я делюсь с коллегами на различных мероприятиях. На педсоветах в виде консультаций, презентаций, «Деловая игра». открытые просмотры для воспитателей ДОУ
На районном методическом объединении воспитателей была представлена презентация проекта» Царица-Водица», итоговое занятие «Царица-Водица», презентация «Пустыня», мастер-класс «Рисование цветным песком» Все занятия получили положительный отклик коллег.
Анализ результативности опыта.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
-активно развивается речь ребенка;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
- формируются трудовые навыки;
- укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Перспективы кружка «Мир на ладони».
- дальнейшее развитие условий для опытно- экспериментальной деятельности (развивающая среда);
- пополнение уголка экспериментирования новыми материалами, приборами;
- пополнение картотеки опытов;
- развитие психических процессов детей в процессе детского экспериментирования в условиях детского сада;
- включение в занятия кружка опытов и экспериментов с экологической направленностью.
Теоретическая база опыта.
В своей работе опираюсь на литературу:
1.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
- Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Учитель, 2011
- Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
7.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
- Иванова А.И. Методика организации наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_zherebtsova_s.s.docx | 42.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта воспитателя
Жеребцовой Светланы Сергеевны воспитателя МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида “Золотой петушок” обособленное подразделение Темниковский детский сад “Сказка”
по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), как одной из важнейших направлений работы с детьми.
Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, наблюдать, экспериментировать. И всему этому я должна научить ребенка.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Поэтому, познавательно-исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников.
Познавательно-исследовательская деятельность – это специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Цель познавательно-исследовательской деятельности сформировать у детей способность самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.
Именно поэтому в нашем детском саду был организован кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Мир на ладони», руководителем которого я и являюсь.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. В практической деятельности с детьми я отметила, что дети будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, быстро выполняют его, если оно переводится в игру. В общении с детьми я заметила, что дети нуждаются в видимом, осязаемом подтверждении информации: «Давайте попробуем!», дети часто призывают меня перейти к активной
деятельности. Эксперимент (от латинского опыт, проба) – все чаще стал реалией наших будней.
Цель познавательно-исследовательской деятельности сформировать у детей способность самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.
Из цели, я думаю, можно выделить следующие задачи:
- расширять и систематизировать представления детей об окружающем мире;
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
- создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- стимулировать желание детей экспериментировать.
Для успешной опытно-экспериментальной деятельности я использую различную методическую литературу, детские энциклопедии, пособия, картотеки, мною созданные, схемы опытов и экспериментов.
Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация соответствующей развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной деятельности детей.
Для развития у детей интереса к исследовательской деятельности совместно с родителями и коллегами была создана экспериментальная «лаборатория», где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности.
Оборудование для исследовательской деятельности очень разнообразно.
Но прежде всего, оно соответствует возрастным особенностям детей. Это различные ёмкости, мерные ложки, трубочки, лупы, магниты и многое другое.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование
может быть организовано в трех основных направлениях
специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Также эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
— экспериментальные наблюдения и взаимодействия с
растениями и животными;
— опыты с объектами неживой природы;
—и эксперименты, объектом которых является человек.
(функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).
2. По месту проведения опытов:
—в групповой комнате;
—на участке и т. п.
3. По количеству детей:
—индивидуальные (1—4 ребенка) ;
—групповые (5-10 детей) ;
—коллективные (вся группа) .
4. По причине их проведения:
—случайные, которые специальной подготовки не требуют.
—запланированные;
—поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя
несложное наблюдение.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
—эпизодические (проводимые от случая к случаю) ;
—систематические.
6. По продолжительности:
—кратковременные (от 5 до 15 минут) ;
—длительные (свыше 15 минут);
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
—однократные;
—многократные, или циклические.
9. По характеру мыслительных операций:
—констатирующие (позволяющие увидеть какое
-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
—сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить
изменения в состоянии объекта) .
—обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие
закономерности процесса, изучаемого раннего отдельным этапам) .
Опытно –экспериментальная деятельность закладывается уже в
раннем возрасте ребенка и имеет свои формы. Каждая форма соответствует возрастным особенностям:
В раннем возрасте такая форма будет характеризоваться, как «Манипулирование с предметами»;
В младшем возрасте наступает период вопросов или форма «Что такое»;
В старшем дошкольном возрасте приобретенные формы совершенствуются и приобретают новую форму «Любопытство»;
И наконец к подготовительной к школе группе достигается совершенная форма опытно-экспериментальной деятельности – «Любознательность».
Только через прохождение всех форм ребенок выйдет на этап формирования собственной позиции, научится аргументированно делать выводы и конструктивно выстраивать свою познавательную деятельность.
Добиться данного результата можно только через грамотное построение образовательного процесса.
Таким образом структура детского экспериментирования выглядит следующим образом:
1.постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
2. целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
3.выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
4.проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
5.анализ полученного результата (подтвердилось -не подтвердилось);
6.формулирование выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Моя роль в экспериментировании является ведущей в любом
возрасте. Мое непосредственное участие- быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу,
которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению, как будем проводить эксперимент.
Заранее не предсказываю конечный результат: у детей теряется
ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не требую от детей идеальной тишины: работая с
увлечением, они должны быть раскрепощены.
Выводы делаем в словесной форме, а иногда избираем
другие способы (графически, в рисунках, схемах).
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой мною признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Я считаю, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Во время работы над этой темой были реализованы такие проекты под названием «Елочка-красавица», «Царица-Водица», «Пустыня» По продолжительности проекты являются среднесрочными, познавательными, исследовательско-творческими.
Опытом своей работы я делюсь с коллегами на различных мероприятиях. На педсоветах в виде консультаций, презентаций, «Деловая игра». открытые просмотры для воспитателей ДОУ
На районном методическом объединении воспитателей была представлена презентация проекта» Царица-Водица», итоговое занятие «Царица-Водица», презентация «Пустыня», мастер-класс «Рисование цветным песком» Все занятия получили положительный отклик коллег.
Анализ результативности опыта.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
-активно развивается речь ребенка;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
- формируются трудовые навыки;
- укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Перспективы кружка «Мир на ладони».
- дальнейшее развитие условий для опытно- экспериментальной деятельности (развивающая среда);
- пополнение уголка экспериментирования новыми материалами, приборами;
- пополнение картотеки опытов;
- развитие психических процессов детей в процессе детского экспериментирования в условиях детского сада;
- включение в занятия кружка опытов и экспериментов с экологической направленностью.
Теоретическая база опыта.
В своей работе опираюсь на литературу:
1.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
- Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Учитель, 2011
- Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
7.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
- Иванова А.И. Методика организации наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...
Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).
Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность....
Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...