«Роль семейного чтения в приобщении ребёнка к художественной литературе»
статья (старшая группа)

Термин «семейное чтение» считается общепринятым, но не имеет четкого определения. Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детьми и родителями с последующим обсуждением, анализом в любой форме (устной, письменной, игровой и др.). Что касается семейного чтения, то одно из первых упоминаний о нем относится ко временам египетских фараонов: в одной из папирусных записей этого периода содержится обращение отца к сыну с советом: «Обрати свое сердце к книгам».  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской методический кабинет

Заседание секции ГМО «Речевое развитие»

Тема: «Взаимодействие ДОУ и родителей в вопросах ознакомления дошкольников с         художественной литературой».

Сообщение «Роль семейного чтения в приобщении ребёнка к художественной литературе»

        Выполнила:

Щенникова Анна Леонидовна

Воспитатель

МБДОУ детский сад

№ 3 «Фонарик»

:

Г. Саяногорск,2023г.

         Термин «семейное чтение» считается общепринятым, но не имеет четкого определения. Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детьми и родителями с последующим обсуждением, анализом в любой форме (устной, письменной, игровой и др.). Что касается семейного чтения, то одно из первых упоминаний о нем относится ко временам египетских фараонов: в одной из папирусных записей этого периода содержится обращение отца к сыну с советом: «Обрати свое сердце к книгам».  Семейное чтение было обычным явлением еще в древние времена. Плутарх, уже Катон Цензорий (234-149 до н. э.), составил и написал заглавными буквами «Историю Рима», которую читал своему сыну. И в Средние века, в эпоху Просвещения, в Новое и Новое время мы можем найти множество примеров распространения семейного чтения в разных слоях общества в разных странах. К тенденциям последних лет можно отнести утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентацию на внекнижные формы культуры. Сегодня чтение больше ориентировано на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, чем на общекультурные, эстетические, эмоциональные потребности. Детей необходимо воспитывать в понимании ценности и особого смысла книг, газет, журналов, электронных СМИ. Негативным фактором формирования детского читателя является утрата семейных читательских традиций. Следует подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное чтение книги, общение обсуждение прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Нечитающие родители воспитывают нечитающих детей. Достижение эффективных результатов в управлении детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, детского сада и семьи. Семейное чтение имеет свои особенности: 1. Семейное чтение основано на практике «чтения вслух», а не «чтения про себя»; 2. Модель «семейное чтение» предполагает совместную деятельность; 3. Модель «семейного чтения» тесно связана с понятием «личная, домашняя, семейная библиотека» - как библиотеки особого рода. 4. В модели «семейное чтение» одновременно реализуются практически все важнейшие функции чтения, такие как познавательная, обучающая, развивающая, занимательная и коммуникативная.

Важность семейного чтения определяется несколькими факторами: ● Первое знакомство с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально приобщает ребенка к миру книжной культуры, это древнейший и проверенный способ воспитания человека, еще как чтеца, который начинает формироваться задолго до того, как он выучит азбуку. Читательская деятельность и культура чтения формируются на основе аудирования и говорения. Семейное чтение подготавливает человека к отношениям с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых является следствием того, что эта потребность не формируется в раннем детстве. ● Семейное чтение способствует раннему и правильному усвоению родного языка. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой, зависят от общения и основного его средства - степени овладения речью. «Период пассивной речи, предстающий поверхностному наблюдателю как простое молчание, есть наиболее творческий период в развитии детской речи…» ● Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью.

Для организатора семейного чтения важно учитывать: - мотивацию как комплекс психологических характеристик, стимулирующих потребность в чтении; - принцип энциклопедичности, результатом которого является тематическое, жанровое, временное, национальное и авторское разнообразие качественных произведений; - принцип «лесенки»: каждая из книг должна не только соответствовать

Возрастным особенностям, но и давать возможность личностного роста, привлечения ребенка к хорошей литературе, хорошему вкусу, обеспечивающие единственно возможную прививку от пошлости; - важность активности детей и инициативы родителей; - книга, выбранная для чтения и последующего разговора, должна заинтересовать и взрослых, и детей.

На первоначальном этапе нашей  работы для родителей проводились семинары. «Как научить ребёнка слушать сказки», «Для чего читать ребёнку литературные произведения». Также проводились консультации «Как правильно обсуждать с ребёнком прочитанный текст», «Как и когда нужно читать ребёнку книги». «Какие книги нужно читать ребёнку».Также нами использовались инновационные формы работы с применением компьютерных технологий – видеочасы, медиапутешествия, медиакалейдоскопы, электронные презентации. – Традиционные и нетрадиционные формы просветительской деятельности: фестивали чтения, конкурсы творческих работ, виртуальной рекламы, читательских пристрастий, креатив-конкурсы, фотоконкурсы («Семейный конкурс скороговорщиков, чтецов» ,круглые столы («Детское чтение – интеллектуальный и духовный ресурс нации» ,флешмобы («Нас объединила книга», поэтические ринги, дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжные дефиле, литературные салоны, поэтические качели, буккроссинги. – Мероприятия, направленные на возрождение семейных традиций чтения: родительский час, семейный праздник  «День семейного общения», «В библиотеку всей семьей», кружок семейного чтения . Так же был реализован проект «Читать полезно- Вредно не читать!». Проект развития семейного чтения «Всей семьёй в библиотеку». Целью проекта является продвижение и развитие традиции семейного чтения, укрепление сотрудничества библиотеки и семьи.

Таким образом вовлекая родителей к приобщению  ребёнка к художественной литературе мы заметили, как наши дети изменились. Они стали чаще просить почитать книгу, стали приносить книги из дома. Также мы заметили, как дети в свободном общении обсуждают произведения прочитанные с родителями.

Список используемой литературы

Артемьева, В. Путешествие в Литературную страну / В. Артемьева // Игра и дети. – 2012. – № 2. – С.36 - 37.

Медовой, И. Сказка сказок / И. Медовой // Семья и школа. – 2013. – № 9. – С.22.

Михайлова, Э. Великолепная пятерка, или Семейное чтение – вот лучшее учение / Э. Михайлова // Семья и школа. – 2012. – № 5. – С. 12 - 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение"...

«Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение!»

Помочь родителям осознать ценность совместного чтения как средства образования, воспитания и развития дошкольников.Распространение положительного опыта семейного воспитания.Задачи родительского собран...

ОБОБЩЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ОПЫТА « Приобщение дошкольников к художественной литературе в семье через чтение сказок» (из опыта работы)

Обобщение семейного опыта по приобщению детей дошкольного возраста к литературе на примере семьи...

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ РЕБЁНКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг....

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению"

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению" и немного о нашем проекте посвященному этой теме...

Консультация для родителей «Роль семейного чтения в жизни ребёнка дошкольного возраста»

quot;Роль семейного чтения в жизни ребёнка дошкольного возраста"...

"Роль семейного чтения в приобщении ребенка к книге"

Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь. Совместное чтение, разговор о пр...