РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ РЕБЁНКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
статья

Тополь Елена Николаевна

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению  кругозора,  детского  горизонта  знаний  о  мире,  помогает  усвоить образцы  поведения,  воплощенные  в  литературных  героях,  формирует  начальные представления о прекрасном.  Только  приученный  к  книге  ребёнок  обладает  бесценным  даром  легко «входить»  в  содержание  услышанного  или  прочитанного.  Малыш  рисует  в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств,  радостей  и  страданий,  отношений,  побуждений,  мыслей,  поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то  наслаждение,  которое  доставляет  погружение  в  чтение. Взрослый,  чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания

детям.

Зачем детям читать книги

1. Происходит общение между ребенком и родителями. Малыш, видит, что мама или папа оставили все дела, чтобы уделить ему свое внимание. Он начинает понимать, что является личностью, растет социальная значимость, самооценка. А это очень важный момент в развитии ребенка!

2. Через книги ребенок впервые начинает понимать разницу между добром и злом, осознает, что такое дружба, преданность и предательство, долг и честь. Ребенок духовно развивается.

3. Книги способствуют умственному развитию. Стихи развивают память. Различная художественная литература расширяет словарный запас, развивает фантазию, способность к обучению. Благодаря книгам в России появились такие Великие люди, как М. Ломоносов, К. Циолковский, А. Пушкин и многие другие. И это стоит помнить!

Как правильно читать книги детям

1. Читать книги ребенку необходимо, каждый день и делать это надо обоим родителям. Обычно папы стараются отлынивать от этой обязанности и это не правильно, малыш должен видеть, что папа тоже его любит и уделяет ему внимание.

2. Чтение можно привязать к какому-то определенному времени. Мы, например, читаем дочке перед сном и она уже понимает, если читают книгу, значит, пришло время, ложиться спать.

3. Читать необходимо с выражением, хорошо, если голос сказочных персонажей будет звучать по-разному, так малыш с большим интересом будет вас слушать.

Несмотря на то, что вашему  ребёнку всего два года, в этом возрасте он учит слова, постигает понятия и идеи быстрее, чем в какой-либо другой период своей будущей жизни. Вы как родители можете воспользоваться стремительным темпом его развития и привить ребенку основу чтения – важнейшего навыка, который обеспечит ему успех  в школе.  Родители, которые регулярно читают ребенку, закладывают фундамент для его последующего обучения к чтению. При чтении ребенок должен сидеть рядом с вами или у вас на коленях. Вы читаете книгу вместе. Ребенок знакомиться, как надо держать книгу, как читать, чтобы картинки и истории имели смысл, повествование развивалось от начала до конца. Во время чтения ребенок слышит многократное повторения на разные лады знакомых слов. Ребенок, которому систематически читают, накапливает гораздо более богатый словарный запас, потому что он слышит больше слов.                                                    

Некоторым малышам нравятся большие книги с картинками, где подписан каждый  изображённый предмет. Если они привлекают  вашего малыша, необходимо их читать ему. Многим детям нравятся книжки где одна и та же фраза встречается много раз, ребенку нравиться повторять эту строчку вместе с вами или самостоятельно. Читайте медленно, отчетливо, чтобы ваш малыш ясно слышал слова и фразы. Чтобы хорошо читать, ребенок должен полюбить чтение. Двухлетнему малышу не требуется много книг. Иллюстрации в книгах должны быть понятными и простыми. Некоторые дети любят рассматривать в книге животных, другие – поезд, машину.

 Покупая книгу, убедитесь, что сюжет и словарный запас книги соответствует уровню развития ребенка.

Объясните ребенку, что книги надо читать, рассматривать иллюстрации, рвать их нельзя. Первые книги вашего малыша должны быть  из плотного картона, книжки – раскладушки, мягкие книжки. Давайте ребенку для рассматривания по одной книжке.

Помните, что преимущества, которые получает от чтения ваш малыш, останутся с ним на всю жизнь!

Многие родители с удивлением замечают, что двух – трехлетний малыш сидит с книжкой, «понарошку» читая. При этом он произносит текст, который запомнил наизусть. Дети любят слушать стихи, сказки, потешки, прибаутки, песенки.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ

РЕБЁНКА К  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

 На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Произведения художественной литературы являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Основной задачей является привитие детям любви к художественному слову, уважению к книге

В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, они всё больше уходят в прошлое.

Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах.

«Книги не говорят, да правду сказываю»,

«С книгой поведешься – ума наберёшься»,

«Хорошая книга – лучший друг».

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Игры с книжками

  • «Прятки с книжкой»

Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправится на ее поиски, а когда найдет — наградой ему будет прочтение этой книги,

  • «Угадай, о чем книга»

Дайте ребенку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.

  • «Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

  • «Закончи сказку»

Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, например: про Колобка.

Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки (например: лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

  • «Прыг — ив другой сказке!»

Предложите ребенку сочинить новую сказку о всем известном Колобке. Что еще могло с ним случиться? (Может, он чуть не утонул в реке, а лиса его спасла?).

Памятка для родителей

♦Наполните день ребенка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.

♦Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом (перед сном).

♦Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

Читайте каждый день

Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.

Как научить ребенка беречь книги:

  • Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
  • Не читать во время еды.
  • Не загибать листы, пользоваться закладкой.
  • Класть книгу только на чистый стол.
  • Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
  • Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам».
  • Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу
  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  • Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?
  • Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
  • Как описана природа?
  • Какие слова и выражения запомнились?
  • Чему научила книга?
  • Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

  • Она легкая — у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
  • Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.
  • Размер книжки небольшой: ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.
  • В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст — только крупный, фразы — четкие и лаконичные.
  • Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.
  • Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

                Всему свое время

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», — все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Веселая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение — вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения — это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года — возраст почемучек — оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10—15%, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же , должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень сплачивает.

 Читайте и рассказывайте детям

Песенки, потешки, заклички.  " Наши уточки с утра...", " Пошел котик на Торжок...", " Наша Маша маленька...", "Чики, чики, кички...", " Огуречик, огуречик...", " Солнышко , ведрышко...".

Фольклор народов мира

" Три веселых братца"пер. с нем. Л. Яхнина; " Бу-бу, я рогатый", лит. обр. Ю. григорьева; " Котауси и Мауси", англ., обр. К. Чуковского; " Ты, собачка, не лай..", пер. с молд. И Токмаковой;

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. " Мишка", " Грузовик", " Слон", " Лошадка"( из цикла " Игрушки") , " Кто как кричит"; В. Берестов " Больная кукла ", " Котенок"; С. Маршак " Сказка о глупом мышонке"; Н. Саконская " Где мой пальчик?"; П. Барто "Девочка-ревушка";  А. Введенский " Мышка"; Г. Сапгир " Кошка"; К. Чуковский " Федотка"," Путанница".

Сказки.

Рус. нар. сказка " Колобок", " Репка"; " Теремок" , обр. М. булатова;  "Маша и медведь", обр. М. Булатова; " Козлятки и волк" , обр. К. Ушинского.

Проза.  Л.Толстой " Спала кошка на крыше", " Был у Пети и Миши конь"; Л. Толстой " Три медведя"; В. Сутеев " Кто сказал " мяу""; Н. Павлова " Земляничка". 

Произведения поэтов и писателей разных стран. С. Капутикян " Все спят", " Маша обедает"пер. с арм. Т. Спендиаровой; П.Воронько " Обновки", пер. с укр. С. Маршака; Ч. Янчарский " В магазине игрушек", " Друзья" ( из книги " Приключения Мишки Ушастика), пер.с польск. В Приходько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль семьи в приобщении ребёнка к здоровому образу жизни»

Здоровый образ жизни семьи - залог счастливой жизни ребенка....

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ РЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ.

В статье освещена важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи.В статье рекомендованы игры с книжками, которые помогут ребенку полюбить книги, вызовут интерес к чтени...

консультация для родителей "Роль родителей в приобщении детей к чтению художественной литературы"

консультация для родителей "Роль родителей в приобщении детей к чтению художественной литературы"...

Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению

Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается изб...

«Влияние родителей на приобщение ребёнка к чтению художественной литературы»

Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается изб...

Консультация «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению»

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, даёт прекрасные...

"РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ РЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ"

quot;РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИРЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ"...