Семинар-практикум с педагогами ДОУ «4К в образовании – наш выбор!»
материал

Шепенева Анжелла Николаевна

ЦЕЛЬ: способствовать формированию профессионально-личностных компетенций педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_seminar-praktikum.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с педагогами ДОУ

ТЕМА: 4К в образовании – наш выбор!

ЦЕЛЬ: способствовать формированию профессионально-личностных компетенций педагогов ДОУ.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать креативность и критическое мышление, навыки коммуникации, умение работать в команде.
  • Способствовать рефлексии собственной деятельности.

Оборудование: флип-чат, маркеры, распечатанные на листе А4  измерительные шкалы по 4 штуки с каждой стороны листа, с одной стороны «ДО», с другой стороны «ПОСЛЕ»  (шкалы «коммуникация», «критическое мышление», «кооперация», «креативность») – по количеству педагогов.

Ход.

  1. Мотивационный этап.

Добрый день, уважаемые коллеги, тему нашей встречи вы видите на экране. Назовите слова-ассоциации, которые вам приходят в голову по поводу первой части нашей  темы (ответы педагогов). Что такое 4К в образовании?

ЗАПИСАТЬ НА ФЛИП-ЧАТЕ. Обобщение.

Как вы считаете, зачем вам это надо? Надо ли? Диагностиками каждой из этих компетенций я, к сожалению,  не владею, предлагаю вам в соответствии со своими ощущениями определить уровень развития каждой из компетенции по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 – это уровень совершенно не развитой компетенции, а 10 – это наивысший бал развития той или иной компетенции. Возьмите листы со шкалами, со стороны листа, где написано «ДО» сделайте отметки, любым удобным для вас способом. Запомните свой лист, отложите его в сторону.

  1. Основной этап.

Итак, уважаемые коллеги, дело в том, что именно сегодня мы ограничены во времени и сможем прокачать только 2 компетенции. Сейчас вам необходимо решить, с какими же двумя компетенциями мы сегодня будем работать. Какое примем решение? (обсуждение педагогов)

Отлично, я принимаю ваше решение, напомните, как вы пришли именно к этому результату? (обобщение процесса договора).

 Что  такое КРЕАТИВНОСТЬ. 

Упражнение «Формализм в искусстве» Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один человек из каждой пары получает карточку с несложным изображением и рассказывает партнеру о том, что на ней нарисовано. При этом можно использовать только названия геометрических фигур и слова — указания на расположение («выше», «ниже» и т. п.). Задача партнера (которому оригинальное изображение не показывается) — руководствуясь этим словесным описанием, нарисовать то, что, как он представляет, изображено на оригинальной карточке (4-6 мин). Когда рисование завершено, партнеры показывают друг другу изображения и сравнивают их.

В упражнении моделируется ситуация, когда искусственно сужается канал передачи информации с помощью слов, поэтому тому партнеру, который рассказывает, приходится подбирать нетривиальные ассоциации, а тому, кто рисует, — действовать в ситуации с высокой степенью неопределенности, пытаясь при этом реконструировать позицию партнера. Помимо развития креативности, упражнение является хорошим способом совершенствования навыков взаимопонимания.

Обсуждение. Сначала обсуждение выполняется в парах: участники, сравнивая оригинальные изображения и получившиеся копии, конкретизируют, какую часть информации удалось передать адекватно и что этому способствовало, а где возникли ошибки и что послужило их причиной. Вторая часть обсуждения происходит в общей группе: каждого участника просят поделиться теми выводами, которые он сделал для себя в процессе выполнения этого упражнения.

Что такое КОММУНИКАЦИЯ. Коммуникация – это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, с целью обмена информацией. Коммуникативное общение происходит как посредством вербального (речь), так и посредством невербального общения (образы, жесты, мимика и т.д.).

Коммуникативные навыки – это навыки общения, взаимодействия людей друг с другом. Сюда относится умение слушать, слышать собеседника, понимать, поддерживать; а также способность устанавливать приятные, долгосрочные связи.

Упражнение «Упрямая сороконожка»

Все  участники  собираются  в  центре  игровой  площадки,  создав  круг,  лицами  —  наружу  круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо. Правила игры: На  протяжении  первого  этапа  игры  нельзя  общаться  —  разговаривать,  обмениваться информацией. Каждый из игроков определяет для себя место в пределах игровой площадки, куда бы он хотел добраться. Это место может находиться не только напротив играющего, но и сзади него или в любой другой стороне.

По  команде  каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и  остаться  там  не  менее  3  с.  После  того  как  все  игроки  команды  побывали  на  облюбованных местах, можно сообщить о выполнении группового задания. Чем скорее команда справится с заданием, тем лучший результат будет зафиксирован в итоге игры.

Завершая  объяснение  правил, еще раз напоминаю о том, что общение между участниками в  любой  форме  категорически  запрещено.  Кроме  того,  всякий  раз,  когда  игроки  расцепят  руки, продвижение  группы  останавливается до  полного  восстановления  живого  кольца.  (Затраченное

время включается в  общее время игры и, безусловно, ухудшает  результат.)

Если не возникает вопросов, то командой « Старт!»   можно начинать игру.

Когда ведущий получил от команды сообщение, что каждый из участников добрался до намеченной цели, он объявляет результат  —  сколько времени заняло выполнение групповой задачи.

-  Переходим  ко  второму  этапу.  Здесь  те  же  правила,  за  исключением  одного  существенного изменения:  игрокам  разрешено  разговаривать, они могут выработать какую-то групповую стратегию. Проводится второй этап, по завершении которого тренер вновь объявляет  команде результат.

Завершение:  обсуждение игры.

- Что вам понравилось в игре?

- Что вызвало затруднения?

-  Прокомментируйте,  пожалуйста,  результаты  первого  и  второго  этапов.  В  чем,  по-вашему, причина именно таких результатов?

-  Можете  ли  вы  припомнить  жизненные  ситуации,  которые  вызывали  бы у вас сходные эмоции?

Кто готов поделиться своей историей с группой?  

Что же такое КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводыКритически мыслящий человек скрупулезно проверяет любую идею. Он проводит собственное исследование, а не довольствуется чужим мнением. А еще он внимателен к своим мыслям и проверяет, насколько они логичны, обоснованны и непредвзяты. 

Упражнение «Точки компаса»

Что делаем: Размышляем над идеей/темой/событием/предметом с четырех точек зрения – точек компаса.

Чему учимся:

  • размышлять над темой разносторонне;
  • распознавать многогранность тем;
  • исследовать разные точки зрения и варианты действия.

Инструкция:

  1. Выберите тему для исследования (техномир – развитие без границ).
  2. Нарисуйте форму для ответов в виде компаса и четырех сторон света (см. изображение).
  3. Запишите ответы на вопросы около сторон света:

В – интерес – Что интересует в выбранной теме? В чём её преимущества, достоинства?

З – беспокойство – Что беспокоит в выбранной теме? В чём ее недостатки, загадки, обратная сторона?

С – нужды – Что еще нужно узнать об этой теме?
Ю – позиция и шаги – Какова ваша позиция и мнение о выбранной теме? Какие шаги по продвижению вы можете предложить?

https://thumb.tildacdn.com/tild6139-3764-4634-b264-313764333938/-/resize/460x/-/format/webp/slajd2_1.jpg

Подведите итог упражнению: как изменилось ваше отношение к выбранной теме, что самое важное вы узнали.

Что же такое КООПЕРАЦИЯ умение эффективно взаимодействовать с другими людьми и работать в команде для достижения общей цели.

Упражнение «Упрямая сороконожка».

  1. Рефлексивный этап.

Уважаемые коллеги, время нашей встречи подходит к завершению. Предлагаю вам в соответствии со своими ощущениями определить уровень развития каждой из компетенции по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 – это уровень совершенно не развитой компетенции, а 10 – это наивысший бал развития той или иной компетенции. Возьмите листы со шкалами, со стороны листа, где написано «ПОСЛЕ» сделайте отметки, любым удобным для вас способом. Сравните с листом «ДО». Изменились ли показатели? Что хочется сказать, сделать? Как изменится Ваша профессиональная деятельность с изменением уровня ваших компетенций? (ответы педагогов)

Спасибо за встречу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практику работы дошкольного учреждения»

Семинар - практикум с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в процессе подготовки к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

семинар-практикум на тему: " Педагогический подход в инклюзивном образовании"презентация учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. " Алгоритм действия для прохождения ЦПМПК"

презентация составлена для воспитателей где в упрощенной форме показано ,как правильно и грамотно направить родителей с ребенком для прохождения ЦПМПК...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»

Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15"    Константиновой Т.В. Семинар...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...