Семинар-практикум с педагогами ДОУ «4К в образовании – наш выбор!»
материал
ЦЕЛЬ: способствовать формированию профессионально-личностных компетенций педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_seminar-praktikum.docx | 44.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум с педагогами ДОУ
ТЕМА: 4К в образовании – наш выбор!
ЦЕЛЬ: способствовать формированию профессионально-личностных компетенций педагогов ДОУ.
ЗАДАЧИ:
- Развивать креативность и критическое мышление, навыки коммуникации, умение работать в команде.
- Способствовать рефлексии собственной деятельности.
Оборудование: флип-чат, маркеры, распечатанные на листе А4 измерительные шкалы по 4 штуки с каждой стороны листа, с одной стороны «ДО», с другой стороны «ПОСЛЕ» (шкалы «коммуникация», «критическое мышление», «кооперация», «креативность») – по количеству педагогов.
Ход.
- Мотивационный этап.
Добрый день, уважаемые коллеги, тему нашей встречи вы видите на экране. Назовите слова-ассоциации, которые вам приходят в голову по поводу первой части нашей темы (ответы педагогов). Что такое 4К в образовании?
ЗАПИСАТЬ НА ФЛИП-ЧАТЕ. Обобщение.
Как вы считаете, зачем вам это надо? Надо ли? Диагностиками каждой из этих компетенций я, к сожалению, не владею, предлагаю вам в соответствии со своими ощущениями определить уровень развития каждой из компетенции по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 – это уровень совершенно не развитой компетенции, а 10 – это наивысший бал развития той или иной компетенции. Возьмите листы со шкалами, со стороны листа, где написано «ДО» сделайте отметки, любым удобным для вас способом. Запомните свой лист, отложите его в сторону.
- Основной этап.
Итак, уважаемые коллеги, дело в том, что именно сегодня мы ограничены во времени и сможем прокачать только 2 компетенции. Сейчас вам необходимо решить, с какими же двумя компетенциями мы сегодня будем работать. Какое примем решение? (обсуждение педагогов)
Отлично, я принимаю ваше решение, напомните, как вы пришли именно к этому результату? (обобщение процесса договора).
Что такое КРЕАТИВНОСТЬ.
Упражнение «Формализм в искусстве» Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один человек из каждой пары получает карточку с несложным изображением и рассказывает партнеру о том, что на ней нарисовано. При этом можно использовать только названия геометрических фигур и слова — указания на расположение («выше», «ниже» и т. п.). Задача партнера (которому оригинальное изображение не показывается) — руководствуясь этим словесным описанием, нарисовать то, что, как он представляет, изображено на оригинальной карточке (4-6 мин). Когда рисование завершено, партнеры показывают друг другу изображения и сравнивают их.
В упражнении моделируется ситуация, когда искусственно сужается канал передачи информации с помощью слов, поэтому тому партнеру, который рассказывает, приходится подбирать нетривиальные ассоциации, а тому, кто рисует, — действовать в ситуации с высокой степенью неопределенности, пытаясь при этом реконструировать позицию партнера. Помимо развития креативности, упражнение является хорошим способом совершенствования навыков взаимопонимания.
Обсуждение. Сначала обсуждение выполняется в парах: участники, сравнивая оригинальные изображения и получившиеся копии, конкретизируют, какую часть информации удалось передать адекватно и что этому способствовало, а где возникли ошибки и что послужило их причиной. Вторая часть обсуждения происходит в общей группе: каждого участника просят поделиться теми выводами, которые он сделал для себя в процессе выполнения этого упражнения.
Что такое КОММУНИКАЦИЯ. Коммуникация – это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, с целью обмена информацией. Коммуникативное общение происходит как посредством вербального (речь), так и посредством невербального общения (образы, жесты, мимика и т.д.).
Коммуникативные навыки – это навыки общения, взаимодействия людей друг с другом. Сюда относится умение слушать, слышать собеседника, понимать, поддерживать; а также способность устанавливать приятные, долгосрочные связи.
Упражнение «Упрямая сороконожка»
Все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг, лицами — наружу круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо. Правила игры: На протяжении первого этапа игры нельзя общаться — разговаривать, обмениваться информацией. Каждый из игроков определяет для себя место в пределах игровой площадки, куда бы он хотел добраться. Это место может находиться не только напротив играющего, но и сзади него или в любой другой стороне.
По команде каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и остаться там не менее 3 с. После того как все игроки команды побывали на облюбованных местах, можно сообщить о выполнении группового задания. Чем скорее команда справится с заданием, тем лучший результат будет зафиксирован в итоге игры.
Завершая объяснение правил, еще раз напоминаю о том, что общение между участниками в любой форме категорически запрещено. Кроме того, всякий раз, когда игроки расцепят руки, продвижение группы останавливается до полного восстановления живого кольца. (Затраченное
время включается в общее время игры и, безусловно, ухудшает результат.)
Если не возникает вопросов, то командой « Старт!» можно начинать игру.
Когда ведущий получил от команды сообщение, что каждый из участников добрался до намеченной цели, он объявляет результат — сколько времени заняло выполнение групповой задачи.
- Переходим ко второму этапу. Здесь те же правила, за исключением одного существенного изменения: игрокам разрешено разговаривать, они могут выработать какую-то групповую стратегию. Проводится второй этап, по завершении которого тренер вновь объявляет команде результат.
Завершение: обсуждение игры.
- Что вам понравилось в игре?
- Что вызвало затруднения?
- Прокомментируйте, пожалуйста, результаты первого и второго этапов. В чем, по-вашему, причина именно таких результатов?
- Можете ли вы припомнить жизненные ситуации, которые вызывали бы у вас сходные эмоции?
Кто готов поделиться своей историей с группой?
Что же такое КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы. Критически мыслящий человек скрупулезно проверяет любую идею. Он проводит собственное исследование, а не довольствуется чужим мнением. А еще он внимателен к своим мыслям и проверяет, насколько они логичны, обоснованны и непредвзяты.
Упражнение «Точки компаса»
Что делаем: Размышляем над идеей/темой/событием/предметом с четырех точек зрения – точек компаса.
Чему учимся:
- размышлять над темой разносторонне;
- распознавать многогранность тем;
- исследовать разные точки зрения и варианты действия.
Инструкция:
- Выберите тему для исследования (техномир – развитие без границ).
- Нарисуйте форму для ответов в виде компаса и четырех сторон света (см. изображение).
- Запишите ответы на вопросы около сторон света:
В – интерес – Что интересует в выбранной теме? В чём её преимущества, достоинства?
З – беспокойство – Что беспокоит в выбранной теме? В чём ее недостатки, загадки, обратная сторона?
С – нужды – Что еще нужно узнать об этой теме?
Ю – позиция и шаги – Какова ваша позиция и мнение о выбранной теме? Какие шаги по продвижению вы можете предложить?
Подведите итог упражнению: как изменилось ваше отношение к выбранной теме, что самое важное вы узнали.
Что же такое КООПЕРАЦИЯ умение эффективно взаимодействовать с другими людьми и работать в команде для достижения общей цели.
Упражнение «Упрямая сороконожка».
- Рефлексивный этап.
Уважаемые коллеги, время нашей встречи подходит к завершению. Предлагаю вам в соответствии со своими ощущениями определить уровень развития каждой из компетенции по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 – это уровень совершенно не развитой компетенции, а 10 – это наивысший бал развития той или иной компетенции. Возьмите листы со шкалами, со стороны листа, где написано «ПОСЛЕ» сделайте отметки, любым удобным для вас способом. Сравните с листом «ДО». Изменились ли показатели? Что хочется сказать, сделать? Как изменится Ваша профессиональная деятельность с изменением уровня ваших компетенций? (ответы педагогов)
Спасибо за встречу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практику работы дошкольного учреждения»
Семинар - практикум с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в процессе подготовки к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
семинар-практикум на тему: " Педагогический подход в инклюзивном образовании"презентация учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. " Алгоритм действия для прохождения ЦПМПК"
презентация составлена для воспитателей где в упрощенной форме показано ,как правильно и грамотно направить родителей с ребенком для прохождения ЦПМПК...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Сертификат семинара-практикума "Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании в контексте внедрения ФГОС"
Повышение квалификации...
Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15" Константиновой Т.В. Семинар...
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...