проект "Дорогою добра"
проект
Предварительный просмотр:
Территориальный отдел главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №322 «Морозко»________________________
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru
Образовательный проект
по формированию основ толерантности у дошкольников
«Дорогою добра»
Пояснительная записка
«Толерантность делает возможным достижение мира и ведет
от культуры войны к культуре мира…»
Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.
За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общения, становлению образа “Я” и самооценки.
Однако вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у дошкольников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Актуальность проблемы социокультурной толерантности связана с тем,
что:
- сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые
для общего выживания и свободного развития человечества;
- каким будет наше общество, и как будут решаться экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается еще в детском возрасте;
- остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.
Представители различных народов привносят в социум свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности.
Практически любое образовательное учреждение нашего города поликультурно, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей.
Осознавая значимость данной проблемы, нами был разработан проект
«Долгая дорога к миру».
Его главная идея и цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя. Формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.
Информационная карта проекта
Тип проекта | образовательный |
долгосрочный | |
Наименование проекта | «Дорогою добра» проект рассчитан на педагогов, родителей и детей дошкольного возраста, включает в себя систему просветительской и практической работы по формированию основ толерантной культуры личности, понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные в процессе взаимодействия с социальными институтами. |
Исполнители | Педагогический коллектив, методическая, психологическая служба дошкольного образовательного учреждения, родительская общественность, социальные партнеры ДОУ. |
Научно – методические основы разработки проекта |
Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года» |
Цели и задачи проекта | ЦЕЛЬ: создание условий для формирования основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя. Задачи проекта:
|
Новизна проекта |
|
| |
Предполагаемый результат | Создание в ДОУ групповых мини-музеев и мини-музея кукол разных национальностей.
|
Методы проекта | Мониторинговые процедуры: игровой тест «Два домика, позволяющий вычислить «уровень благополучия взаимоотношений» в детском коллективе;
Проектирование развивающей среды (создание групповых мини-музеев и национальных костюмов ) для детей дошкольного возраста. |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
|
Содержание проекта
ЦЕЛЬ: создание условий для формирования основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
Задачи проекта:
- формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права;
- найти эффективные формы по взаимодействию ДОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры;
- содействовать формированию толерантного отношения дошкольника к представителям различных национальностей, уважительного отношения к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности через организацию системной работы в ДОУ;
Коллектив детского сада - высококвалифицированные, творческие люди, в совершенстве владеющие секретами педагогического мастерства. Педагоги ДОУ успешно апробируют и внедряют современные педагогические технологии, стали инициаторами инновационных процессов, щедро делятся своим передовым опытом по актуальным педагогическим вопросам. В детском саду созданы комфортные условия для разнообразной детской деятельности, оборудована современная развивающая предметная среда с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, способствующая формированию доброжелательного и уважительного отношения детей к представителям разных народов, проживающих в многонациональном крае.
Этапы проекта:
Разработка и реализация проекта выполняется поэтапно с сентября 2020 по сентябрь 2021 г. на базе МАДОУ № 322 «Морозко» и организационно включает три этапа:
1.Информационно – подготовительный (сентябрь-декабрь 2020 г):
- разработка замысла проекта;
-оформление нормативно-правовой базы;
-организационные пробы (анкетирование родителей, разработка плана работы с участниками образовательного процесса и социальными партнерами).
- этап – основной (январь- май 2021):
- реализация плана проекта.
- этап – заключительный (май – сентябрь 2021):
- презентация проекта, трансляция положительного педагогического опыта:
-публичная презентация проекта в рамках фестиваля успешных образовательных практик.
Планирование практической деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе модульного принципа
№ | Формы работы | Тематика | Сроки | Участники | Цели и задачи |
1 | Модуль 1 – повышение компетенции педагогов МАДОУ в вопросах этнической толерантности | ||||
Круглый стол | «Дети и их права» | октябрь | Администрация, педагог-психолог, педагогический коллектив -Формирование правовой культуры педагогов; -Закрепление знаний основных положений нормативно правовых документов, включающих вопросы толерантности; -Обогащение педагогов умениями, позволяющими устанавливать конструктивное взаимодействие с детьми и родителями | ||
Семинар- практикум | «Как приобщить дошкольников к традициям и обычаям народов родного края» | декабрь | Педагогический коллектив | Вооружить педагогов практической и методологической основой работы по ознакомлению дошкольников с традициям и искусством народов родного края | |
Мастер – класс | «Нетрадиционн ые технологии рисования в творчестве детей в условиях многонациональ ного окружения» | февраль | Педагогический коллектив | ||
многонациональ ного окружения»
кукла – средство приобщения детей к истокам русской культуры и культуры других национальносте й» | февраль май | педагог-психолог воспитатели групп | Повышение компетенции педагогов в вопросах толерантности и приобщения детей к истокам русской культуры и культуры других национальностей | ||
2 | Модуль 2 - Внедрение эффективных форм взаимодействия ДОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры дошкольников | ||||
Информац ионный стенд | «Права и обязанности родителей» | октябрь | Педагог- психолог, педагогический коллектив | Просвещение родителей по вопросам правового воспитания и культуры | |
Анкетирование | «Понимаю, принимаю, осмысливаю» | Ноябрь | Родительская общественность, педагогический коллектив МАДОУ | Определение степени сформированности толерантного отношения родителей к представителям других национальностей | |
Развлечени е | «День матери» | ноябрь | |||
Альбом – эстафета: | «Любимое национальное блюдо моей семьи» «Традиции моей семьи» | январь | Родительская общественность | Приобщение родителей к истокам народной культуры | |
Выставка детских рисунков | «Добрым, жить на свете веселей» | апрель | Родительская общественность | ||
Альбом – эстафета | « Народные игры». | май | Родительская общественность | ||
3 | Модуль 3 - Содействовать формированию толерантного отношения дошкольника к представителям различных национальностей, уважительного отношения к языку, культуре и истории различных народов | ||||
Выставка детских рисунков | «Наши добрые дела» | октябрь | Воспитанники, воспитатели | Воспитание уважения к друг другу. Закрепление понятий «плохие и хорошие поступки» | |
Музыкальн ое развлечени е | «Танцы народов мира» | октябрь | Воспитанники, музыкальные руководители | Знакомство воспитанников с танцами народов мира | |
Познавател ьно- игровая деятельнос ть, художестве нное творчество | «День народного единства» | ноябрь | Воспитанники, воспитатели | Познакомить с историей праздника. Воспитание патриотизма. | |
Конкурс чтецов «Стихи о природе родного края» | «Стихи о природе родного края» | ноябрь | Воспитанники, воспитатели | Воспитание любви к природе родного края |
Управленческо - кадровый аспект
Управление проектом осуществляется заведующим и старшим воспитателем МАДОУ № 322 «Морозко» в функциональные обязанности которых входит:
- подготовка отчетной документации.
- регулирование образовательного процесса на основе нормативно-правовых документов.
Образовательный процесс реализуется педагогическим коллективом:
- планирование работы с детьми, воспитателями, родителями.
- осуществление образовательной, игровой, самостоятельной деятельности с детьми.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые ресурсы:
- заведующий МАДОУ
- заместитель заведующего по УВР
- старший воспитатель
- педагог – психолог
- воспитатели
- музыкальный руководитель
- инструктор по физической культуре
- учителя-логопеды
Образовательные ресурсы:
- организованная образовательная деятельность (игровая, образовательная, художественная, трудовая, двигательная деятельность и т.д.);
- социокультурная среда;
- художественные средства;
- тематические мероприятия (праздники, досуги);
- мероприятия для родителей (консультации, семинары, родительские собрания, тематические встречи и т. д.);
- средства массовой информации.
Предполагаемые результаты
На этапе реализации проекта:
У детей формируются:
-доброжелательное, отзывчивое, дружественное отношение к представителям различных национальностей;
-уважительное отношение к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности.
У родителей повышение уровня компетенции в вопросах толерантного отношения к представителям других национальностей как одного из компонентов формирования дружественного, доброжелательного отношений между детьми разных национальностей.
В МАДОУ
-создание в группах ДОУ мини-музее русского быта и других национальных культур России;
-пополнение базы демонстрационным, дидактическим и наглядным
материалом.
У педагогов повышается уровень компетенции педагогов МАДОУ в вопросах этнической толерантности
Используемая литература:
- Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 7.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под.ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.
- Коломийченко Л. В. “Организация предметно развивающей среды по программе социального развития», Пермь, 2002.
- Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»
С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на сайт...
Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»
Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...
Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"
Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....
Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».
Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...