проект "Дорогою добра"
проект

Агаева Алена Викторовна

проект "Дорогою добра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dorogoyu_dobra.docx50.79 КБ

Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                           «Детский сад №322 «Морозко»________________________

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru

              Образовательный проект

по формированию основ толерантности у дошкольников

«Дорогою добра»

Пояснительная записка

«Толерантность делает возможным достижение мира и ведет

от культуры войны к культуре мира…»

Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общения, становлению образа “Я” и самооценки.

Однако вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у дошкольников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Актуальность проблемы социокультурной толерантности связана с тем,

что:

  • сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые

для общего выживания и свободного развития человечества;

  • каким будет наше общество, и как будут решаться экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается еще в детском возрасте;

  • остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.

Представители различных народов привносят в социум свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности.

Практически любое образовательное учреждение нашего города поликультурно, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей.

Осознавая значимость данной проблемы, нами был разработан проект

«Долгая дорога к миру».

Его главная идея и цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя. Формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.

Информационная карта проекта

Тип проекта

образовательный

долгосрочный

Наименование проекта

«Дорогою добра» проект рассчитан на педагогов, родителей и детей дошкольного возраста, включает в себя систему просветительской и практической работы по формированию основ толерантной культуры личности, понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные в процессе

взаимодействия с социальными институтами.

Исполнители

Педагогический коллектив, методическая, психологическая служба

дошкольного образовательного учреждения, родительская общественность, социальные партнеры ДОУ.

Научно – методические основы разработки проекта

  1. Конвенция о правах ребенка. Реализация прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении г.2.п.1.2.1
  2. Закон РФ «Об образовании» от 29.12 2012 № 273-ФЗ.
  3. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г № 1666 «Об утверждении

Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года»

Цели и задачи проекта

ЦЕЛЬ: создание условий для формирования основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

Задачи проекта:

  • формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права;
  • найти эффективные формы по взаимодействию ДОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры;
  • содействовать формированию толерантного отношения дошкольника к представителям различных национальностей, уважительного отношения к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности через организацию системной работы в ДОУ;
  • познакомить воспитанников с историей, обычаями других народов

Новизна проекта

  • формировании толерантности у детей дошкольного возраста через создание мини-музея;

  • Использование национально-регионального компонента в проекте, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, обеспечит развитие толерантности у детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат

Создание в ДОУ групповых мини-музеев и мини-музея кукол разных национальностей.

  • Составление плана системной работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.

  • Содействовать формированию толерантного отношения дошкольника к представителям различных национальностей, уважительного отношения к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности.

Методы проекта

Мониторинговые процедуры:

игровой тест «Два домика, позволяющий вычислить «уровень благополучия взаимоотношений» в детском коллективе;

  • наблюдение;
  • беседа;
  • анкетирование.

Проектирование развивающей среды (создание групповых мини-музеев и национальных костюмов ) для детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • сформирован пакет нормативных документов ДОУ, обеспечивающих правовую поддержку психического и физического здоровья ребенка.
  • сформирован банк методических материалов, позволяющих обеспечить качественное обеспечение детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой культуры; сформирован банк методических материалов по повышению правовой компетентности участников образовательного процесса.
  • информирование коллектива воспитателей, родителей, педагогическое сообщество о деятельности дошкольного учреждения и его результатов через специально-изданные буклеты, печатные издания.
  • профессионально и психологически подготовленный педагогический коллектив;
  • положительное отношение родителей к деятельности ДОУ по формированию правосознания ребенка;
  • повышение общественной активности, инициативы со стороны родителей для формирования правовой культуры детей;
  • сформированность у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово).

                              Содержание проекта

ЦЕЛЬ: создание условий для формирования основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.

Задачи проекта:

  • формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права;
  • найти эффективные формы по взаимодействию ДОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры;
  • содействовать формированию толерантного отношения дошкольника к представителям различных национальностей, уважительного отношения к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности через организацию системной работы в ДОУ;

        Коллектив детского сада - высококвалифицированные, творческие люди, в совершенстве владеющие секретами педагогического мастерства. Педагоги ДОУ успешно апробируют и внедряют современные педагогические технологии, стали инициаторами инновационных процессов, щедро делятся своим передовым опытом по актуальным педагогическим вопросам. В детском саду созданы комфортные условия для разнообразной детской деятельности, оборудована современная развивающая предметная среда с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, способствующая формированию доброжелательного и уважительного отношения детей к представителям разных народов, проживающих в многонациональном крае.

Этапы проекта:

Разработка и реализация проекта выполняется поэтапно с сентября 2020 по сентябрь 2021 г. на базе МАДОУ № 322 «Морозко» и организационно включает три этапа:

1.Информационно – подготовительный (сентябрь-декабрь 2020 г):

- разработка замысла проекта;

-оформление нормативно-правовой базы;

-организационные пробы (анкетирование родителей, разработка плана работы с участниками образовательного процесса и социальными партнерами).

  1. этап – основной (январь- май 2021):

- реализация плана проекта.

  1. этап        –        заключительный        (май – сентябрь 2021):

- презентация проекта, трансляция положительного педагогического опыта:

-публичная презентация проекта в рамках фестиваля успешных образовательных практик.  

Планирование практической деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе модульного принципа

Формы

работы

Тематика

Сроки

Участники

Цели и задачи

1

Модуль 1 – повышение компетенции педагогов МАДОУ в вопросах этнической

толерантности

Круглый стол

«Дети и их права»

октябрь

Администрация, педагог-психолог, педагогический

коллектив

-Формирование правовой культуры педагогов;

-Закрепление знаний основных положений нормативно правовых документов, включающих вопросы толерантности;

-Обогащение педагогов умениями, позволяющими устанавливать

конструктивное взаимодействие с детьми и родителями

Семинар- практикум

«Как приобщить дошкольников к традициям и

обычаям народов родного края»

декабрь

Педагогический коллектив

Вооружить педагогов практической и

методологической основой работы по ознакомлению дошкольников с

традициям и искусством народов родного края

Мастер – класс

«Нетрадиционн ые технологии рисования в творчестве детей в условиях

многонациональ ного окружения»

февраль

Педагогический коллектив

  • «Воспитание толерантности у дошкольников в условиях

многонациональ ного окружения»

  • «Народная

кукла – средство приобщения детей к истокам русской культуры и культуры других национальносте

й»

февраль

май

педагог-психолог

воспитатели групп

Повышение компетенции педагогов в вопросах толерантности и приобщения детей к истокам русской культуры и культуры других национальностей

2

Модуль 2 - Внедрение эффективных форм взаимодействия        ДОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры дошкольников

Информац ионный стенд

«Права и обязанности родителей»

октябрь

Педагог- психолог, педагогический  коллектив

Просвещение родителей по вопросам правового воспитания и культуры

Анкетирование

«Понимаю, принимаю, осмысливаю»

Ноябрь

Родительская общественность, педагогический коллектив МАДОУ

Определение степени сформированности

толерантного отношения родителей к

представителям других национальностей

Развлечени е

«День матери»

ноябрь

Альбом – эстафета:

«Любимое национальное блюдо моей семьи»

«Традиции моей семьи»

январь

Родительская общественность

Приобщение родителей к истокам народной культуры

Выставка

детских рисунков

«Добрым, жить

на свете веселей»

апрель

Родительская общественность

Альбом –

эстафета

« Народные

игры».

май

Родительская

общественность

3

Модуль 3 - Содействовать формированию толерантного отношения дошкольника к представителям различных национальностей, уважительного отношения к языку,

культуре и истории различных народов

Выставка детских рисунков

«Наши добрые  дела»

октябрь

Воспитанники, воспитатели

Воспитание уважения к друг другу. Закрепление понятий «плохие и

хорошие поступки»

Музыкальн ое развлечени

е

«Танцы народов

мира»

октябрь

Воспитанники, музыкальные руководители

Знакомство воспитанников с танцами  народов мира

Познавател ьно- игровая деятельнос ть, художестве нное творчество

«День народного единства»

ноябрь

Воспитанники, воспитатели

Познакомить с историей  праздника. Воспитание патриотизма.

Конкурс чтецов

«Стихи о природе родного края»

«Стихи о природе родного края»

ноябрь

Воспитанники, воспитатели

Воспитание любви к природе родного края

Управленческо - кадровый аспект

Управление проектом осуществляется заведующим и старшим воспитателем МАДОУ № 322 «Морозко» в функциональные обязанности которых входит:

  • подготовка отчетной документации.
  • регулирование образовательного процесса на основе нормативно-правовых документов.

Образовательный процесс реализуется педагогическим коллективом:

  • планирование работы с детьми, воспитателями, родителями.
  • осуществление образовательной, игровой, самостоятельной деятельности с детьми.

Ресурсное обеспечение проекта

        

Кадровые ресурсы:

  • заведующий МАДОУ
  • заместитель заведующего по УВР
  • старший воспитатель
  • педагог – психолог
  • воспитатели
  • музыкальный руководитель
  • инструктор по физической культуре
  • учителя-логопеды

   Образовательные ресурсы:

  • организованная        образовательная        деятельность        (игровая,        образовательная, художественная, трудовая, двигательная деятельность и т.д.);
  • социокультурная среда;
  • художественные средства;
  • тематические мероприятия (праздники, досуги);
  • мероприятия        для родителей (консультации, семинары, родительские собрания, тематические встречи и т. д.);
  • средства массовой информации.

Предполагаемые результаты

На этапе реализации проекта:

У детей формируются:

-доброжелательное, отзывчивое, дружественное отношение к представителям различных национальностей;

-уважительное отношение к языку, культуре и истории различных народов в        различных видах деятельности.

У родителей повышение уровня компетенции в вопросах толерантного отношения к представителям других национальностей как одного из компонентов формирования дружественного, доброжелательного отношений между детьми разных национальностей.

В МАДОУ

-создание в группах ДОУ мини-музее русского быта и других национальных культур России;

-пополнение базы демонстрационным, дидактическим и наглядным

материалом.

У педагогов повышается уровень компетенции педагогов МАДОУ в вопросах этнической толерантности

Используемая литература:

  1. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 7.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под.ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.
  3. Коломийченко Л. В. “Организация предметно развивающей среды по программе социального развития», Пермь, 2002.
  4. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта  –  это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»

С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на  сайт...

Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»

Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...

Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"

Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....

Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».

Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...