Преемственность между ДОУ и начальной школой
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
В единой системе образования дошкольное образование является первым звеном. Выпускникам ДОО, поступающим в начальную школу, приходится адаптироваться к новым условиям. Их успехи во многом зависят от уровня сформированности готовности детей к школьному обучению, от качества знаний, умений и навыков, сформированных в дошкольный период их жизни, от уровня развития когнитивных интересов и познавательной деятельности ребенка.
На протяжении шести лет дошкольное отделение и отделение начальной школы нашей гимназии работают в тесном сотрудничестве. Вопрос преемственности является основополагающим в нашей совместной работе.
Программа преемственности была организована нами в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в котором говорится об обеспечении преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Традиционно для реализации целей и задач преемственности ведется работа по трем направлениям: работа с детьми, сотрудничество с родителями и взаимодействие педагогов.
Давайте рассмотрим конкретно каждое направление.
Работа с детьми.
Основным направлением программы преемственности является создание системы шефства классов начальной школы над группами дошкольного отделения гимназии.
В дошкольном отделении Гимназии работают 12 групп полного дня, в отделении начального образования - 12 классов. В каждой возрастной параллели – 3 группы или 3 класса. Таким образом, каждый класс начальной школы является «наставником» определенной группы детского сада. Вот по какому принципу происходит это разделение: наставниками младших групп являются первоклассники, средних групп – 2 классы, у старших – 3 классы, а с воспитанниками подготовительных групп тесно взаимодействуют учащиеся 4-х классов. Данное распределение стимулирует и поддерживает эмоциональное, духовно-нравственное, интеллектуальное развитие и саморазвитие детей.
Наставники (ученики начальной школы) учатся брать ответственность за младших товарищей и получают дополнительную мотивацию в развитии своих личностных качеств, а для воспитанников дошкольного отделения создаются условия снижения тревожности, легкой и успешной адаптации к обучению.
Программа преемственности предполагает сотрудничество таких объединений наставников и подшефных на регулярной основе, а также поддерживает инициативу прежде всего детей к организации общих мероприятий. Форматы встреч могут быть самыми разнообразными: экскурсии по гимназии, презентация выставок, участие в спортивных соревнованиях, чтение художественной литературы, проведение квестов, викторин, мастер классов, игры драматизации и театральные постановки, участие в исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
Так как дошкольное отделение живет по единому календарю с начальной школой, дети уже заранее знают темы модуля, так как, повторюсь, они едины для всех. Это дает ученикам возможность предлагать свои идеи, подбирать самостоятельно материал, проявлять инициативу.
Например, в прошлых модулях мы говорили с ребятами о русской культуре, дружбе, благотворительности, науке, а все мероприятия следующего нашего модуля будут посвящены экологии.
Благодаря этой системе, наши школьные наставники растут вместе с малышами из детского сада, при переходе детей из класса в класс, эти союзы не меняются, не разбиваются, а только становятся сильнее и интереснее.
Работа с педагогами.
Сотрудничество воспитателя и учителя определяется следующими приоритетными направлениями:
– взаимное ознакомление с программами;
– взаимное посещение открытых уроков и занятий;
– ознакомление с методами и формами работы;
– специальные беседы о развитии детей.
Взаимопосещение занятий педагогами начальной школы и дошкольного отделения, а также тесное взаимодействие при планировании совместных мероприятий позволяет наблюдать, оценивать и вовремя корректировать развитие детей. В начале учебного года происходит совместное утверждение плана работы по преемственности, но каждый модуль мы встречаемся с руководителем начальной школы и сверяемся, если надо, то вносим небольшие корректировки в этот план.
Педагоги дошкольного отделения могут наблюдать результаты своих вчерашних воспитанников. Воспитателям важно понимать структуру построения урока, формы и методы работы, типы заданий и форматы взаимодействия учителя и учеников. Занятие как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.
Педагоги начальной школы проводят наблюдение за детьми подготовительных групп и дают свою дискриптивную оценку, что позволяет избежать субъективности при оценивании воспитателями готовности детей к школе.
Содержание работы в первом классе начальной школы должно способствовать дальнейшему усложнению и усвоению знаний на основе полученных ранее в ДОО, а не быть идентичным подготовительной группе детского сада. Поэтому нами были выбраны определенные умк, которые позволяют решить эти задачи. Так для развития математических представлений мы используем программу Людмилы Григорьевны Петерсон «Игралочка». Воспитатели совместно с учителями начальной школы прошли обучение по этой программе. А на занятиях по обучению грамоте ребята из старших и подготовительных групп начинают работать по тетрадям Веры Алексеевны Илюхиной «Волшебные линии». Занятия с волшебными линиями предусматривают развитие у детей не только предпосылок учебных умений и навыков: чтения, фонематического слуха, математических представлений, графики письма, но и – воображения, фантазии, творческих возможностей.
Объединение классов начальной школы и дошкольного отделения по системе наставничества позволяет педагогам начальной школы наблюдать за ростом и развитием детей дошкольного отделения, своих будущих первоклассников. Полученная информация помогает планировать свою образовательную и воспитательную работу на будущий учебный год. Кроме того постоянное сотрудничество и тесное взаимодействие позволяет нам избежать скачкообразное изменение методов и содержания обучения. Высокое качество знаний учащихся начальных классов свидетельствует о правильности выбранного нами пути.
Тесное взаимодействие происходит не только между воспитателями и учителями, но и между другими специалистами, например педагоги изобразительной деятельности детского сада готовят выставки работ для начальной школы, а работы учеников начальной школы можно увидеть в дошкольном отделении. Во время проведения различных тематических дней, например недели науки, к нашим ребятам приходили в гости учителя физики и географии, рассказывали о воде и показывали различные опыты и эксперименты.
Хочется отдельно выделить, что взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с записью детей в школу. Психолог начальной школы принимает детей из дошкольного отделения и следит за прохождением адаптации у учеников 1 класса.
Отдельно мне хочется подчеркнуть, что в Гимназии отмечается единство требований к воспитанникам дошкольного отделения и учащимся школы:
школьная форма – все ребята, начиная с младшей группы носят форму, очень гордятся ей.
система лидерства – регулярно каждую пятницу в дошкольном и школьном отделениях проходят ассамблеи, где проводится обсуждение тех или иных актуальных тем, а также происходит награждение лидеров недели.
кодекс гимназиста и правила дисциплины – дети привыкают к ним с детского сада и для них уже гораздо легче соблюдать нормы и правила школьной жизни. Например, у нас есть традиция – все ребята из подготовительных групп начиная с октября сами ходят в свои группы, сами несут свои вещи (это может быть пижама или сменная обувь или одежда), мы просим родителей не сопровождать детей, давая им больше самостоятельности. Точно такие же правила будут действовать у ребят и с первого класса, им необходимо будет самим переодеваться, следить за своими вещами.
проведение совместных акций, соревнований и мероприятий. Наши воспитанники с младшей группы привыкают участвовать в различных акциях и мероприятиях. Например, у нас организована единая линейка на 1 сентября, единые тематические недели, спортивные соревнования.
Таким образом мы плавно переходим к третьему направлению работы – это работа с родителями. Адаптация родителей к школе не менее важна для успешности детей.
Работа с родителями.
Для родителей у нас принят единый календарь учебного года, по которому живут ребята с 2 лет и до 11 класса. Мы строго следим за посещаемостью детей, поэтому такой календарь, заранее опубликованный для всех родителей, позволяет им привыкнуть к учебному времени, заранее планировать отпуска и поездки, что особенно важно для семей с двумя или тремя детьми. Наши малыши не пропускают образовательную программу, отправляясь на каникулы со старшими братьями и сестрами.
Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года и включает разнообразные формы. Я сейчас немного подробнее о них расскажу.
Традиционно, 2 раза в год (в январе и в июне – в середине и в конце учебного года) воспитатели проводят индивидуальные встречи с родителями детей всех возрастных групп (от младшей группы до подготовительной). Во время встречи родители получают информацию об успехах своего ребенка. Воспитатели рассказывают, как дети ведут себя в игровой деятельности и на занятиях, что получается хорошо, а на что нужно обратить внимание, дают рекомендации. Также на таких встречах могут присутствовать логопед и психолог для консультации. К этим специалистам также открыта запись на прием и если у родителей возникает вопрос, то они могут практически в любое удобное время попасть на консультацию.
Также у нас в гимназии сложилась традиция проведения родительской академии, которую организует психологическая служба гимназии. Один раз в модуль наши психологи или приглашенные спикеры обсуждают наиболее острые проблемы в воспитании детей.
В мае традиционно проводится первое родительское собрание будущих первоклассников, где родители уже непосредственно могут познакомиться с первым учителем.
Родители наших воспитанников являются постоянными участниками различных акций, организованных гимназией, тематических недель. 1 раз в модуль мы приглашаем родителей поприсутствовать на наших занятиях в группах или предлагаем им иногда почувствовать себя в роли педагогов и придумать свои игры для детей. И детям и родителям очень полюбилась традиция секретного читателя. Обычно во время книжной недели мы приглашаем родителей по очереди почитать детям книги. Ребята до самого последнего момента не знают, кто же к ним сегодня придет и всегда с нетерпением ждут.
Самые любимые праздники и самые посещаемые это папин день, когда к нам в гости приходят только папы, и конечно мамин день, когда ребята делают что-то совместно с мамами.
Родители принимают активное участие в познавательном развитии своих детей. Они
помогали нам в оформлении мини выставок связанных с традициями разных народов России, собирали небольшой музей о русском быте, а также всегда поддерживают ребят с оформлением тематических проектов.
Мне бы хотелось немного обобщить.
За первое полугодие было проведено:
48 совместных мероприятий для детей
3 родительских академии провела психологическая служба.
9 открытых уроков в начальной школе посетили воспитатели
11 открытых занятий посетили учителя в детском саду.
Заканчивая свое выступление и подводя небольшой итог мне хочется отметить, что проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.
Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...
«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой».
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» ПРОЕКТ«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школо...
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...
Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе ...
Статья "Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС" (с презентацией)
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального дошкольного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. В статье рассматривает...
Развивающие игры Воскобовича как средство преемственности между ДОУ и начальной школой
В презентации и текстовом сопровождении к ней представлены развивающие игры Воскобовича, которые могут быть использованы как педагогами ДОУ, так и учителями начальных классов....
«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"
Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется шир...