постановка цели НОД
проект

Лекция для студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_postavit_tsel.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Как поставить цель

Процесс формулирования целей обучения и воспитания является одним из существенных в педагогическом процессе, так как во многом определяет все дальнейшие педагогические действия, в том числе связанные с отбором содержания, методов, форм обучения и воспитания. Целеполагание  в учебно-воспитательном процессе – это способ выдвижения  и обоснования педагогических целей, отбор адекватных целей, формулирование задач, конкретизирующих цель, путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем). Целеполагание предполагает постоянный анализ эффективности процесса и в соответствии с этим коррекцию педагогических воздействий и целей.

Выдвигая и формулируя цели обучения и воспитания, педагог должен руководствоваться имеющейся у него педагогической информацией:

1) Законом об образовании в РФ;

2) документами правительства, Министерства образования и науки РФ по вопросам образования;

3) основными тенденциями развития общества;

4) информацией об интересах и потребностях детей и родителей;

5) информацией об уровне обученности и воспитанности детей, об уровне развития детского коллектива;

6) информацией о возможностях образовательного учреждения, особенностях социальной среды;

7) информацией о собственных интересах и возможностях.

        В практике цели часто формулируются чрезмерно обобщенно и недостаточно инструментально.        

        Цели в обучении могут быть выражены:

1)    через содержание (например: «изучить народное движение в России 17 века», «изучить правописание личных окончаний глагола», «познакомиться со страной изучаемого языка», «изучить основные положения молекулярно-кинетической теории» и т. д.);

2)    через деятельность учителя (например: «рассказать учащимся о жизни и творчестве И.С. Тургенева», «рассказать об эволюции органического мира», «рассказать о развитии отраслей хозяйства Центрального экономического района», «рассказать о промышленном производстве серной кислоты» и т. д.);

3)    через внутренние процессы и сдвиги в развитии учащихся: «научить критически мыслить при чтении», «научить учеников анализировать текст, отбирать главные идеи текста и осуществлять языковую догадку», «проанализировать строение кровеносной системы»,  «научить учащихся анализировать содержание расчетных задач по химии» и др.);

4)    через внешне выраженную учебную деятельность: «нанести на контурную карту границы государств и колоний», «отработать навык правописания безударных гласных в корне слова», «составить план пересказа текста», «исследовать клеточную структуру растений», «определить силу электролита и реакцию гидролиза солей», «измерить силу тока с помощью амперметра» и т. д.

        По мнению сторонников технологического подхода к организации учебного процесса три первых способа формулировки целей обучения не придают целям определенности, которую можно проверить.

        Так, если цели формулируются через изучаемое содержание, это только указывает на область знаний, о которой будет идти речь на уроке, и не дает никаких конструктивных начал для построения учебного процесса.

        Если цели формулируются через деятельность учителя, это сосредоточивает учителя на его собственной деятельности, а не на реальных результатах обучения.

        Если же цели формулируются через внутренние процессы в развитии учащихся (процессы мышления, понимания, восприятия, анализа, синтеза и т. д.), то замерить, увидеть результат затруднительно. Поскольку внутрь психических процессов проникнуть невозможно, рассуждают сторонники этого подхода, то психическое (в том числе умственное) развитие личности можно отождествить только с реальными действиями, которые обучаемый может продемонстрировать. Следовательно, цели обучения должны формулироваться таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик, какие умения, навыки и познавательные достижения он может реально продемонстрировать.

        Так цель «научить анализировать содержание расчетных задач по химии» может быть конкретизирована через следующие реальные действия ученика: «осуществляет краткую запись условия с помощью математических, химических и физических символов», «выделяет данные и искомые величины», «находит необходимые дополнительные данные», «находит формулу решения», «определяет, решается ли задача по формуле или с применением химического уравнения», «предлагает рациональный способ решения». Цель «изучить использование символических обозначений на погодной карте» может быть конкретизирована через следующие реальные опознаваемые действия ученика: «воспроизводит по памяти символы, употребляемые на карте погоды», «опознает символы на карте», «читает карту, используя символы», «составляет карту, пользуясь символами», «по заданной карте, пользуясь символами, дает прогноз погоды» и т. д.

        Из вышесказанного следует: педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными).

        Для того чтобы оказать помощь учителю в формулировании диагностичных целей обучения (и в конечном итоге - облегчить планирование учебного процесса и выработку процедур оценки), американские ученые под руководством Б. С. Блума разработали таксономии учебных целей в познавательной, эмоциональной и психомоторной сферах деятельности учащихся (таксономия целей обучения – их систематизация, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала). 

  Таблица 4.

Характеристика учебных целей.

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня целей

1.    Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.

  • воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы;

2.    Понимание

Показателем  понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

  • объясняет факты, правила, принципы;
  • преобразует словесный материал в математические выражения;
  • предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных;

3.    Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
  • использует понятия и принципы в новых ситуациях;

4.    Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

  • вычленяет части целого;
  • выявляет взаимосвязи между ними;
  • определяет принципы организации целого;
  • видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
  • проводит различие между фактами и следствиями;
  • оценивает значимость данных;

5.    Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

  • пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
  • предлагает план проведения эксперимента или других действий;
  • составляет схемы задачи;

6.    Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

  • оценивает логику построения письменного текста;
  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

 

Если цель сформулирована диагностично (то есть ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки, как на эталон. При этом результат, достигнутый учащимися на каждом этапе обучения, сравнивается с эталонными признаками поставленной цели. То есть все время осуществляется непрерывный контроль степени продвижения учащихся к намеченным целям, который сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения.

Поскольку на уроке решаются не только задачи, связанные с формирование конкретных знаний, умений, способов деятельности, но и задачи, связанные с воспитанием и развитием личности ученика, можно говорить о триединой цели урока. То есть урок выполняет три основные функции: обучающую, воспитывающую и развивающую. Воспитывающий аспект триединой цели связан с формированием отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке: отношением к себе, к товарищам, другим людям, к коллективу, обществу, к труду, к Родине, к миру. Развивающий аспект связан с развитием личностных черт (развитие речи, особенностей восприятия, мышления, внимания, памяти, эмоциональной сферы и т.д.)

В отличие от обучения в процессе осуществления непосредственно воспитательной деятельности приоритетными будут цели воспитания, которые могут быть стратегическими (перспективными) и тактическими (ориентированными на одно дело).  Цели воспитания могут быть связаны с приобретением школьниками социальных знаний, получением опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, опыта коллективного и самостоятельного общественного действия.

Вопросы и задания

1. Представьте себе, что вам надо провести воспитательное мероприятие в начальной школе, посвященное началу учебного года. Придумайте название, сформулируйте цель и задачи данного мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятий отражает компетенцию педагога в области постановки целей и задач у детей с ЗПР

Конспект занятия отражает компетентность педагога в области постановки целей и задач  с дошкольниками, имеющими  ЗПР....

Памятка для воспитателей "Постановка цели и задач непосредственно образовательной деятельности в соответствий с ФГОС"

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания  с позиций современных принципов организации речевого развития....

Технология постановки цели и задач к НОД в ДОУ

Из опыта работы могу сказать, что самым сложным этапом в подготовке конспекта к проведению НОД является постановка цели и задач. Типичными ошибкми является постановка нескольких целей, несоответствие...

Памятка для воспитателей ДОУ при постановке цели и задач НОД.

При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности необходимо помнить: Цель всегда одна. Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающу...

Структура проекта. Постановка цели и задач проекта

Памятка педагогам "Структура проекта. Постановка цели и задач проекта"...