Семинар "Мыслительные карты Т.Бьюзена"
материал

Волкова Ольга Николаевна

Семинар-практикум «Метод мыслительных карт Тони Бьюзена в детском саду»  в рамках постоянно действующего семинара «Шаг за шагом путь к успеху»

Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические положения метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
  2. Продемонстрировать возможности применения мыслительных карт на практике.
  3. Развивать рефлексивную культуру и аналитические возможности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_3.docx176.89 КБ
Файл prilozhenie_-_razdatka.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Метод мыслительных карт Тони Бьюзена в детском саду»  в рамках постоянно действующего семинара «Шаг за шагом путь к успеху»

Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические положения метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
  2. Продемонстрировать возможности применения мыслительных карт на практике.
  3. Развивать рефлексивную культуру и аналитические возможности педагогов.

План проведения.

  1. Вступительная часть.

- Приветственное слово

- Целеполагание

2. Основная часть

2.1. Мыслительные карты Т.Бьюзена

- Возможности использования мыслительных карт Т.Бьюзена в работе с детьми дошкольного возраста

- Анализ готового образца

- Мастер-класс по составлению МК

- Практикум по составлению интеллект-карты

- Применение мыслительных карт

2.2. Выход из проекта и презентационный материал

3. Заключительная часть

- Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов.

Ход мероприятия.

Вступительная часть.

Приветственное слово

Здравствуйте коллеги! Рада видеть вас на очередном семинаре «Шаг за шагом путь к успеху». Кто еще не успел зарегистрироваться, прошу это сделать.

Сначала поиграем в игру «Верю - не верю»:

Верите ли вы, что в современном мире информации становится всё больше и больше.

Верите ли вы, что новый стандарт образования не требует, чтобы ребенок мог сам ставить и решать проблемы, понимать, для чего учится, уметь находить информацию, размышлять над ней.

Верите ли вы, что не все дети способны.

Верите ли вы, что играть необходимо не только детям, но и взрослым?

Верите ли вы, что компьютер может заменить учителя?

Верите ли вы, что каждый из нас видит в работе что-то своё.

Верите ли вы, что всех нас объединяет то, что мы имеем дело с человеческим интеллектом, всем нам хочется найти ту волшебную палочку, которая гарантирует качество нашей работы.

Целеполагание

 Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Для тренировки этого умения предлагаю выполнить задание. Задайте вопросы, которые возникли у Вас, когда Вы узнали тему сегодняшнего семинара.

Возможные варианты ответов:

  • Кто такой  Тони Бьюзен?
  • Что представляет собой метод мыслительных карт?
  • Насколько актуален этот метод лично для меня и моих воспитанников?
  • Буду ли я и мои воспитанники чувствовать себя комфортно, пользуясь этим методом?

Сегодня мы продолжим поиск этой волшебной палочки. На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего семинара. 

 Итак, наша цель - рассмотреть теоретические положения метода мыслительных карт Тони Бьюзена и продемонстрировать возможности метода на практике, составить методические рекомендации для педагогов по работе с мыслительными картами.

Какая запись вам больше нравится линейная или в виде схемы? Почему?(слайд 2,3)

Проверенные временем формы, к которым мы привыкли, имеют ряд недостатков:

*  Информацию трудно запомнить.

* Простые конспекты обычно представляют собой стопку исписанных листов, внешне ничем друг от друга не отличающихся.

* Из-за этого однообразия мы теряем остроту восприятия, следствием чего является снижение объема запоминания информации.

* Большие временные потери. Сначала время расходуется на запись, потом - на прочтение и поиск необходимой информации.

* Отсутствие творчества.

Мы оказываемся в ловушке - в рамках линейного представления информации.

Существует необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией - рисование интеллект-карт.

Основная часть

2.1. Мыслительные карты Т.Бьюзена

История возникновения мыслительных карт

В соответствии с ФГОС развивающая предметно – пространственная среда групп должна быть максимально насыщена макетами, схемами, алгоритмами, что максимально сказывается на познавательном, речевом, социально –коммуникативном развитии. В этом нам помогают ментальные карты.

Слайд 4. Мыслительная карта (от англ. Майнд мэпс) –  это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы. 

Слайд 5. Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист
по вопросам интеллекта, психологии обучения
Тони Бьюзен, 
в 70-х гг. XX в.. Впервые о них он упомянул в книге «Работой головой» в 1974г. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться, относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.
 

Слайд 6. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

         Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей порождаются новые. Попытки упорядочить их и записать на бумаге в строгой последовательности обычно приводят к плачевным результатам.

Слайд 7. Известно, что у человека два полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы мозга. Правое – за восприятие цвета, ритма, воображение, образа, размера. В школе, нередко и в дошкольном образовании в первую очередь развивают способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому  у них могут возникать сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга. Создание мыслительных карт или карт ума позволяет активизировать свое правое полушарие с минимумом материальных, энергетических и временных затрат.

Слайд 8. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

2. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 50 интеллект-карт.

3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Правила составления мыслительных карт.

Как сказал Козьма Прутков:

Если на клетке с тигром написано “Слон”, не верь глазам своим.

Не все карты ума являются таковыми. Также как не все планы являются планами, не все фильмы являются фильмами, и даже не все люди являются людьми.

Карта ума должна соответствовать определенным правилам, чтобы заслужить названия карты разума или интеллект-карты. Иначе она будет все тем же текстом, только чуток приукрашенным и слегка структурированным.

Прежде всего примем к сведению вот что. Эти правила не просто так взял и придумал Тони Бьюзен. Он их сверил с тем, как и насколько их применяли самые известные личности, которые обладали Визуальным Мышлением. Кто это? Это Леонардо да Винчи, Дарвин, Бруно, Сальвадор Дали, Эйнштейн и т.д. И прошло уже более 40 лет с момента изобретения этого метода, и эти правила уточнялись и перепроверялись и оттачивались. Их немного, совсем немного, но если вы не будете им жестко следовать, особенно в самом начале, вы и не научитесь этому методу. Или научитесь неправильно и не получите всех его преимуществ.

Слайд 9.

  1. Поэтому первое, а лучше сказать нулевое правило – пока не составишь как минимум 50 карт, ни на шаг не отступай от правил!

Одно примечание перед началом: я буду часто употреблять слово топик. Это английское слово, которое часто означает “тема”. Но в применении к ментальным картам “тема” не годится. Значение Topic шире – он также обозначает некую область, которая как-то или чем-то определена. Имеет что-то свое, что ее отличает от другого. Еще он показывает, что это нечто сверху (top), и это так и есть, поскольку содержание топика – внутри или под (тут и появляются подтопики). А еще он происходит от topo – место (отсюда топография), и это тоже работает – положение топиков на карте очень важно. Как видим, это очень емкий термин, его аналога в русском просто нет.

1. Очень простое правило. Бумага должна лежать горизонтально. А почему оно так важно? А мы уже видели, что карты ума должны максимально соответствовать натуре, естественному взгляду. Поэтому спросите лучше себя – почему у вас глаза не друг над другом?  Почему мы всегда смотрим влево-вправо, чтобы оглядеть пейзаж? Почему стекла в машинах тоже горизонтальны. И телевизоры с вертикальном экраном что-то совсем не в моде. Потому что, наверное, так для нас естественнее. И так будет восприниматься лучше и быстрее.

2. Самый главный элемент должен находиться в центре. Заглавие книги, название плана, имя человека, о котором эта карта… В центре! Не сверху. Это яблочко в мишени. Это то, вокруг чего варится вся каша. Не от чего, не под чем, не рядом, а вокруг! А если вокруг, то есть круг, и у него есть центр. И больше всего свободы при составлении карты у вас будет, если главный объект – в центре. Этот центр должен быть обязательно цветным! Но этого мало, это центр должен иметь как минимум три цвета! Уж постарайтесь, все таки это центр!- должен быть ярким!

3. Все остальное находится вокруг этого центра. Повторяю – вокруг! Есть множество карт, сделанных по стереотипу “слева направо”. Все ветки у них справа. Это годится для второстепенных топиков, но никак для цельной карты. Карта – это дерево. Да, я видел деревья с ветками только на одну сторону, но мне это совсем не казалось естественным. Это всегда имело какую-то  неблагоприятную для дерева причину. Цельность – это круг. Круг –  символ цельности. Топики на правую сторону – левое полушарие задавило правое. (Левое полушарие управляет правой стороной тела).

4. Все топики обязательно связываются друг с другом. Обязательно! Иначе это опять будет текст, а не карта. Как может выражаться связь? Ну, конечно, первое – это веревка, цепь, леска… Короче говоря – линия. Особенно важны связи (линии) от центрального топика к первым за ним (главные топики). Эти линии должны быть каждая своего цвета. Тут можно применить и фен-шуй. Цвета не просто цветные – каждый цвет что-то означает. Но об этом не сейчас, так как у вас на столах есть памятки по обозначению каждого цвета. Линии не только показывают на топик на другом конце, но и объясняют эту связь. Это может быть слово на линии (слово! ни в коем случае не предложение!), или цвет линии, или даже ее форма. Карта, где много объектов никак не связаны, имеет тенденцию превратиться в текст!

Слайд 10.

5. Картинки! Это наиважнейший элемент ум-карт. Картинка заменяет кучу слов. Но еще она во много раз убыстряет чтение и понимание карты. Вместо того, чтобы везде натыкивать важно! важно! важно! Важно. Слова еще найти надо, а это… вот представьте, если бы на светофорах вместо красного-желтого-зеленого цвета были надписи (нельзя ехать, можно ехать…) – насколько больше аварий было бы? Реакция на картинку во много раз быстрее, чем на слово. Восприятие скоростное и более точное. И запоминается гораздо лучше. Употребляйте как можно больше картинок! Точных и ярких. Очень часто начинают с рисованием картинок на картах и очень часто перестают их рисовать со временем. Лень. Перестанете употреблять картинки – не будет вам успеха!

6. Очень важный момент, но и не очень легкий – использование ключевых слов. Карта отличается от листка с текстом своей лаконичностью, сжатостью информации. Не пишите очерков в картах. Каждый топик в идеале должен иметь только одно слово. Но идеалы они… Поэтому правило – как можно более кратко. Карта это как поисковик Гугля. Вы можете в поисковую строку хоть рассказ засунуть, но какой результат получите? Можете и одно слово вставить – опять нет результата (точнее есть… 45 млн ответов… мда…). Гугль – это три самых точных слова. Четыре максимум. Вот так и здесь – чтобы точно в яблочко! Развернуть свою мысль вы сможете позже… и в другом месте. Часто хватает именно одного слова, очень часто – двух-трех. И редко – больше.

Вы медитировали когда-нибудь? Нет? Тогда попробуйте, прямо сейчас – закройте глаза и попробуйте думать только об апельсине. Можете разглядывать его со всех сторон… что угодно делать, но ни одной мыслью не убегать от него. И не превращать его в апельсиновое дерево, в сок по подбородку, в руку, держащую его на пляже и пр. И, конечно, не думать, сколько он стоит, когда ты его ел(а) в последний раз и пр. Давайте – поставьте хронометр на две минутки, и закрывайте глаза…

И? сколько мыслей набежало? Но это самый легкий пример! Попробуйте-ка сосредоточиться на какой-нибудь задаче и ни шаг в сторону! Ух сколько ассоциаций то поперло! Вот так и с подбором ключевого слова. Нужна полная фокусировка на теме. Не то, что нравится. Не то, что хочется. Не все подряд – авось угадаю… Нет, нужна полная концентрация и очень направленный фокус внимания. Не пугайтесь! Это тоже приходит с опытом. И это чрезвычайно полезно. Видите – карты ума просто заставляют вас концентрироваться и медитировать!

7. На каждой важной линии или узле (это, например, такой кружочек, или овальчик, или ромбик, что хотите… от которого расходятся линии с дальнейшими топиками) (в компьютерном картировании это называется “родительский топик”) почти обязательно должно быть только одно слово! Почему? Потому что так вы имеете гораздо больше свободы в дальнейшем развитии и структурировании карты.

8. Не жалейте цветов! Три цвета это минимально. Меньше – это просто не карта. Оптимальное количество – 6-7 цветов. Мы являемся людьми еще и потому, что наше восприятие цветовое. Как вы знаете, многие высокоразвитые животные (очень часто собак приводят в пример) имеют гораздо более бедное цветовое восприятие. Да, цвета включают наши чувства – а с чувством все воспринимается быстрее и глубже, кроме того и запоминается гораздо крепче. Но я подозреваю, что они не только поэтому нужны, но еще и помогают воспринять информацию именно так, как этого хочет автор. Вы ведь хотите, чтобы вас правильно поняли? Поэтому, пожалуйста, обязательно решите – какого цвета ваша мысль? Это опять же не только правило ум-карт, это правило для более полной жизни. И практика составления карт ума поможет вам сделать ее полнее!

9. И, наконец, карта должна быть выразительной. Не стесняйтесь! Для того оно и начало, чтобы экспериментировать вовсю. Не рисуйте слонов только серым цветом. Не рисуйте апельсины только оранжевым. Не соблюдайте пропорции. Не делайте правильно!

10. При всем при этом последнее (уф! наконец-то…) правило говорит: карта должна быть ясной и чистой.

Учите правила! Не отклоняйтесь от них, пока не сделаете 50 карт! Это очень важно! Майнд мэпс - это не еще одна техника, это не “вау! класс!”. Это другой способ мышления, который обогатит вашу жизнь, позволит вам “зрить в корень”, видеть гораздо больше, работать и обучать гораздо быстрее. Игра стоит свеч! Но без знания правил игры вы не выиграете!

Слайд 11.

Применение и преимущества мыслительных карт

Сейчас мы с вами попытаемся составить мыслительную карту по выявлению преимущества мыслительной карты

https://constructorus.ru/wp-content/uploads/2012/04/Преимущества-ментальных-карт-перед-стандартным-способом-записи.jpg

Преимущества мыслительных карт в том, что:

1.Их легко научиться составлять.

2.Можно запомнить быстро и качественно много информации. Позволяет наглядно представить детям большой объем информации. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

3.При составлении мыслительных карт задействовано правое и левое полушарие головного мозга, следовательно, развивается мышление, память, воображение.

4.Писать нужно мало, написать можно быстро, следовательно, процесс письма приносит удовольствие. Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

5.В готовой мыслительной карте видно взаимосвязи, структуру, логику. Карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

6. Увеличивает скорость переработки и усвоения информации. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.

7. Создает условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей. Карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

8. Формирует у дошкольников навыки публичного выступления.

9. Учит добывать информацию разными способами

10. Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно

Мастер-класс по составлению МК

Сегодня мы с вами на себе апробируем процесс и результат создания мыслительной карты по 2-3 темам.  Мыслительные карты являются очень хорошим помощником при реализации и разработке проектов.

Как гласит китайская пословица "Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму!» От слов к делу - Вам предстоит разработать план проекта по определенной теме с помощью создания  интеллект карты. Перед вами на столах лежат листы бумаги, необходимые материалы, алгоритм-подсказка по составлению карты и тема, по которой вы будете составлять мыслительную карту. Не забываем, что использовать данные карты можно со старшего дошкольного возраста.

Тему поможет определить задание, которое вы должны выполнить.

1 группа Дары природы –загадки

2 группа – Времена года – серия картинок

3 группа – Птицы – через чтение произведения выйти на тему.

На работу 10-15  минут. После чего вы должны кратко рассказать о своей карте. Всё. Вперёд. Включаем воображение!!! На  столах у вас имеется всё необходимое, но главное у вас в ГОЛОВЕ!

 Слайд 12.

 (педагоги согласно алгоритмам составляют карты)

Афиширование результатов.

По одному участнику от каждой группы кратко представляют свою работу.

- Совсем не обязательно  быть художником, достаточно владеть графическим навыком изображения. Многих сейчас терзает вопрос «Да зачем эта карта мне нужна?!» может и вполне справедливо, мы с вами разные, мышление и память у нас работают по разному. Кто-то запоминает страницу текста легко, а кто-то, как я, ассоциирует текст с графическим изображением. Достаточно посмотреть на такой план, как основные мысли текста сами всплывают в памяти.

Слайд 13.

Существует четыре распространённых ошибки, которые совершают новички, пытаясь «модернизировать» данный инструмент:

  • Мало картинок. Интеллект-карта – это не схема, а творческий инструмент для запоминания, который в первую очередь использует нашу зрительную память. Именно поэтому отсутствие картинок, символов и иконок обесценит Вашу карту ума.
  • Один цвет. Стоит проявить фантазию и использовать различные цвета и рисунки, чтобы элементы карты можно было отличить друг от друга при первом же взгляде на неё.
  • Много ветвей. Большое количество разветвлений, конечно, делает интеллект-карту подробной и практичной, но только на первый взгляд. На самом деле, в слишком загромождённых картах сложнее и дольше вникнуть в суть, найти нужный элемент и запомнить карту.
  • Мало времени. Создание и проработка интеллект-карты требует времени и сил, если подойти к этому процессу со всей серьёзностью, то результат вас впечатлит, но если делать всё на бегу, то можно разочароваться.

Слайд 14.

Как использовать интеллект-карты в работе с детьми

1. Готовая карта занимает центральное место в группе, где дети каждый день отслеживают запланированную на ближайшее время деятельность. В центре карты – тема недели. От нее отходят пять ветвей в соответствии с днями недели, каждая из которых обозначает вид деятельности. Ветви, в свою очередь, подразделяются на веточки – материалы для организации данного вида деятельности.

2. Интеллект-карты для родителей воспитатели вывешивают в доступном месте в раздевалке. Они самостоятельно выбирают те мероприятия, в которых хотели бы участвовать, и узнают, что необходимо для этого. После каждого реализованного проекта или мероприятия воспитатели оформляют фотоотчет и размещают его на интеллект-карте.

3. Таким образом, с помощью метода интеллект-карт воспитатели повышают мотивацию детей к познавательной деятельности, развивают умение добывать информацию разными способами. Знания, которые дети получают с помощью интеллект-карт, надолго сохраняются в памяти. Интеллект-карты делают процесс усвоения информации структурированным, наглядным, а занятия увлекательными.

Слайд 15.

Применение

Мыслительные карты при организации проектно - исследовательской деятельности  в детском саду используются для:

  •  планирования деятельности,
  •  упорядочивания и систематизации информации,
  •  поиска решений в сложной ситуации,
  •  рассмотрения различных вариантов решения задач,
  •  улучшения запоминания,  подготовки к выступлениям,  презентации результатов работы. 

2.2. Выход из проекта и презентационный материал

Рефлексия.

  • Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта) дают воспитателю понять чему научились дети.
  • Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?»
  • результаты каждого проекта обсуждаются вместе с группой:

- Узнали ли вы что-нибудь новое?

- Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?

- Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Рефлексия по теме проекта организуется не только с детьми. но и с воспитателями. Воспитатель должен отвечать на вопросы:

Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач?

Что нужно изменить или учесть в следующий раз?

Что удалось, что не удалось и почему?

(Описываются ответы на поставленные вопросы).

Слайд 16.

Что может быть результатом проекта – продукт (который можно подержать):

-оформление альбомов на различные темы в соответствие с возрастом детей;

-оформление фотогазет на разные темы;

-оформление выставки: поделок, рисунков, фотографий и т.д.

-создание детьми совместно с родителями иллюстраций к какой-либо книге в соответствие с возрастом детей;

-постановка спектакля;

-изготовление макетов с участием детей и родителей;

-оформление коллекций;

-изготовление материалов к дидактическим играм;

-изготовление атрибутов к подвижным играм, сюжетно-ролевым играм;

-совместные мероприятия с детьми и родителями, концерт для родителей, показ спектакля;

-оформление клумбы, высаживание рассады и др.

 Заключительная часть

Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов.

Наш семинар подходит к концу. Получили ли вы ответы на свои вопросы?

Я предлагаем провести рефлексию нашего семинара при помощи приёма «Шесть шляп». Но каждая шляпа – это лист определенного цвета

Синяя шляпа связана с организацией и управлением, что еще хочу узнать? (чего мы достигли?)

Белая шляпа – это чистый лист бумаги. Какой информацией вы обладаете о методе «Интеллект-карты». Т                   олько факты и информация.

Красная шляпа – это шляпа эмоционального всплеска. Вам понравился данный метод?

Жёлтая шляпа – цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в жёлтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Каковы преимущества у данного метода?

Чёрная шляпа – чёрный цвет мрачный, зловещий. В этой шляпе человек проявляет осторожность. В чём недостатки этого метода?

Зелёная шляпа – это цвет чего? (свежей листвы) Зелёная шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Какие у вас есть новые идеи, связанные с этим методом? Как его ещё можно реализовать?


Обратимся к нашему солнышку. Это не простое солнышко, а рефлексивная мишень. (Слайд 16, Фото 7)

Оцените представленный материал по трем критериям.

1. Формы  и методы работы (новизна, оригинальность, доступность).

2. Психологический комфорт участников семинара (было ли Вам интересно, понятно, был ли блеск в глазах у наших детей).

3. Возможность использования метода МК лично Вами.

Каждый из вас делает три выстрела - рисует три точки: по одной точке напротив каждого лучика. Красный сектор - материал не нужный, в своей практике вы воспользоваться им не сможете, было не интересно. Оранжевый сектор - оценка средняя.  Желтый сектор - оценка высокая - материал нужный и актуальный.

C:\Users\Lenovo\Desktop\космос\На семинар про космос.jpg


Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.



Предварительный просмотр:

Алгоритм совместного составления интеллект-карты

1 шаг

Возьмите лист бумаги формата А4.

2 шаг

В центре листа разместите картинку с изображением главной темы интеллект-карты.

3 шаг

Предложите детям провести от картинки несколько изогнутых цветных линий.

4 шаг

Над каждой линией-ветвью напишите печатными буквами одно ключевое слово, которое ассоциативно связано с основной идеей карты.

5 шаг

Затем попросите детей нарисовать от главных ветвей ветви второго, третьего порядка, продолжая цепочки ассоциаций.

6 шаг

Оформите ветви рисунками, картинками.

7 шаг

Когда дети закончат работать с одной ветвью, переходите к следующей.

8 шаг

В ходе работы с интеллект-картой расскажите детям научные факты по теме, интересные факты, загадайте загадки, прочитайте стихи.

Таким образом, работа по обучению детей составлять интеллект-карты должна быть последовательной и включать несколько занятий

Памятка для педагогов

Как научить детей составлять интеллект-карты

1. Чтобы научить детей составлять интеллект-карту, воспитатель должен рассказать, из чего она состоит, и сделать несколько карт вместе с дошкольниками. Метод интеллект-карт позволяет наглядно представить информацию, систематизировать ее. Интеллект-карта имеет сходную структуру с нервной клеткой: тело клетки и отростки. Это главная тема, ветви первого, второго, третьего уровней.

2. Сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть готовую интеллект-карту на известную им тему. Вместе с дошкольниками обсуждает структуру интеллект-карты, просит их составить рассказ по карте. Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами.

3. Не все дети сразу увлекутся работой с интеллект-картами, так как это требует от них концентрации внимания, умения выражать мысли, размышлять. Воспитатель должен быть готов поддержать любую инициативу дошкольников, корректно поправить. Когда они будут ориентироваться в структуре интеллект-карты, воспитатель может предложить им дополнить готовую карту ветвями второго и третьего уровней. Следующий этап работы – самостоятельное составление интеллект-карты.

1 группа 

Тема: ______________________

 

Само с кулачок,

Красный бочок.

Потрогаешь — гладко,

А откусишь — сладко.

Выкопали из земли,

Жарили, варили.

И тушили, и пекли.

Ели да хвалили.

Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

Бусинки зелёные,

Сладкие ядрёные.

На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок,
На нем бурый колпачок,
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает.

Разгадать вам здесь придется,

Как лесной тот плод зовется,

Что на дереве растет,

Да и белочка грызет!

У плодов — посмотри —

Много семечек внутри.

Они на кустиках сидят

Или в травке прячутся. А

 как в рот попадут —

Вкусными окажутся.

2 группа

Тема _________________________

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

Вспомните название произведения и автора. Определите тему работы.

3 группа

Тема __________________________

По произведению К.Д. Ушинского.

В одной хорошенькой малороссийской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом. Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество …, оглашавших окрестность звонкими песнями и веселым щебетаньем; осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив. Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили их домики- … . Бедные …. покинули сады и больше уже в них не возвращались. Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде …. истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою. Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые ….; деревня не оглашалась их звонкими песнями.

Определите тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мыслительные карты Тони Бьюзена

Умственная карта - это эффективный способ организации мыслительной деятельности, который можно использовать в работе с детьми....

Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"

Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...

Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками

Мастер - класс«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических осно...

Семинар для педагогов ДОУ «Использование карт Тони Бьюзена в работе с детьми»

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьзена...

Тезисы "Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности"

Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности....

Мыслительные карты Тони Бьюзена

Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тон...