Мыслительные карты Тони Бьюзена
учебно-методический материал на тему
Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myslitelnye_karty.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №113 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики
Консультация для педагогов
«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми»
Выполнила:
Старший воспитатель
Иванова И.Г.
г. Чебоксары, 2018
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
2. Продемонстрировать возможности применения метода мыслительных карт Тони Бьюзена на практике.
3. Развивать рефлексивную культуру и аналитические способности педагогов.
План:
- Организационный момент
2.Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена
3.Основные правила составления мыслительных карт
4. Работа в группах (практическая часть).
Использование метода в различных видах деятельности (планирование, образовательная деятельность, проектирование, изучение документа)
5. Обсуждение результатов работ групп.
6. Обмен мнениями. Подведение итогов.
- Игровое упражнение “Ключ”
Педагоги становятся в круг, ведущий предлагает, передавая символический ключ друг другу, высказаться, что каждый для себя хочет открыть на сегодняшнем мероприятии.
Основные вопросы, которые возникли у Вас, когда вы увидели тему семинара:
- Кто такой Тони Бьюзен?
- Что представляет собой метод мыслительных карт?
- Насколько актуален этот метод для меня и моих воспитанников?
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашей встречи.
Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
2 слайд
Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.
3 слайд
Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.
Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, порождаются новые.
4 слайд
Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.
В дошкольном образовании, в первую очередь, развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.
Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.
5 слайд
Преимущество мыслительных карт в том, что:
- Их легко составить
- Можно запомнить быстро и качественно много информации
- При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение
- Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)
- В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
- Концентрация информации на важных моментах.
6 слайд
Мыслительные карты могут использоваться для:
- изучение нового материала
- закрепление материала
- обобщение материала
- планирования деятельности
- подготовка проекта, презентации
- написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
- упорядочивания и систематизации информации
- конспектирование
7 слайд
Мыслительная карта – это уникальный и простой метод запоминания
информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и
речевые способности детей и активизируется мышление.
Метод ментальных карт помогает пробудить у ребёнка способность к
изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Рассмотрение 2-3 примеров использования карт 8,9, 10 слайд
- Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.
11 слайд
Правила создания карт:
- Чем больше лист, тем лучше, минимальный рекомендуемый формат А4
- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- От центра исходят толстые основные ветви с подписями – они означают главные разделы темы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций. Использовать желательно только печатные буквы.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- Практическая часть
Работа в группах по составлению мыслительных карт.
Предложенные темы: времена года, еда, домашние животные, зимние виды спорта, транспорт
1.Итак, приступим. Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. После того, как привыкните рисовать несколькими цветами, вы увидите, что использовать один-два цвета - неинтересно.
2. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Впоследствии вы поймёте - главное чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. Используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен).
3. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль.
4. Ну а пользоваться картами просто - взгляните на неё, вспомните как пришлось её рисовать, как создавались рисунки - и нужная информация окажется под рукой.
Обсуждение результатов работ (1 человек с группы)
Этот метод можно применить и для распределения своих дел и занятий на неделю. А также своего бюджета.
12 слайд
Свойства мыслительных карт:
- Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)
- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)
- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)
- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)
- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)
- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)
13 слайд
Данный метод дает возможность:
- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность
- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
- активизировать деятельность
- выявлять причины затруднений
- корректировать знания воспитанников
- Обсуждение. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мыслительные картыТони Бьюзена
Умственная карта - это эффективный способ организации мыслительной деятельности, который можно использовать в работе с детьми....
Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"
Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...
Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками
Мастер - класс«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических осно...
Тезисы "Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности"
Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности....
«Проектно-исследовательская деятельность с использованием метода мыслительных карт Тони Бьюзена»
http://uo.ehirit38.ru/files/2017/PPO/sbornik_fgos.pdf...
«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»
В наше время детям приходится сталкиваться с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...
Семинар-практикум «Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с педагогами»
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....