Практикум «STEAM – технология в детском саду»
методическая разработка

Волкова Ольга Николаевна

Практикум для педагогов по работе с робомышью.

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов –  участников мастер- класса в процессе активного педагогического общения по освоению образовательной робототехники. Ознакомление педагогов с инновационной деятельностью в ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robomysh.docx141.72 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум «STEAM – технология в детском саду»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов –  участников мастер- класса в процессе активного педагогического общения по освоению образовательной робототехники. Ознакомление педагогов с инновационной деятельностью в ДОУ.

Задачи:

- Обучать участников мастер-класса навыкам применения робототехники в системе STEM-образования.

- Показать участникам мастер-класса технологии работы с детьми дошкольного возраста в области образовательной робототехники.

- Формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательной деятельности образовательной робототехники.

Структура мастер-класса:

Вступительная часть /Презентация идей

Теоретически-демонстрационная часть.

Практическая часть/ обыгрывание пособия

Рефлексия участников мастер-класса «Профессиональное послевкусие»

Вступительная часть

Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече.

Начать я хотела бы с высказывания Стива Джобса:

«Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Поэтому дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе. Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования.

Основа программирования — алгоритмика. Алгоритмика — это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм - это набор действий, который нужно выполнить для достижения какого-либо результата.

Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами программирования в детском саду можно провести благодаря интерактивному набору «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность.

(S-science (наука), T-technology (технология), Е-engineering (инженерия), М-mathematics (математика) – именно так расшифровывается эта аббревиатура.)

Благодаря этому набору формируется основа алгоритмики и программирования  - что служит основой образовательной роботехнике.

На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели.

На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком.

И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.

Существуют несколько формы организации занятий с набором «Робомышь»:

- Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я. В основе лежит подражательная деятельность.

- Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.

- Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

- Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.

- Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.

Чем хорош набор? Набор «Робомышь» легко интегрируется практически со всеми образовательными областями:

- Физическое развитие — построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой.

- Познавательное развитие — навыки решения задач (умения самостоятельного исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние).

- Художественно-эстетическое развитие — пространственное воображение.

– Социально-коммуникативное развитие — навыки обсуждения, коммуникативные навыки и навык работы в команде.

- Речевое развитие — используется во всех играх с набором.

Таким образом, практика применения интерактивного набора «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста способствует формированию и развитию технической любознательности, мышления, аналитического ума, формированию качеств личности. Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. И как итог — происходит овладение детьми знаниями основы программирования алгоритмов в познавательно-игровой форме. Алгоритмика и программирование выступают как эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ.

Теоретически-демонстрационная часть.

(Педагог демонстрирует STEM- набор «Робомышь»)

Каждый из нас знает, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, поэтому я вам предлагаю познакомиться с набором «Робомышь». Набор «Робомышь» состоит из:

-1 робомышь «Колби» (синего или фиолетового цвета)

- 1 кусочек сыра

- 16 пластмассовых плиток зеленого цвета для создания игрового поля

- 22 перегородки для формирования лабиринта: они могут быть как синего цвета, так и фиолетового.

- 30 карточек с направлениями движения

-  карты-инструкций и изображением схем лабиринтов

-3 арки-туннеля.

С помощью данного набора дети учатся всем азам программирования: логике, последовательности действий, критическому и аналитическому мышлению, пространственным понятиям и расчёту расстояния. Но самое главное, что всё это происходит в игровой форме, вызывая неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию. Увлекаясь, дети активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости.

Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его можно с четырех-пятилетнего возраста, то есть со средней группы детского сада. Также этот набор можно использовать в качестве подготовки ребенка к обучению робототехнике и для изучения алгоритмики, рассчитанным уже на более старший возраст — шесть-семь лет.

Педагоги начинают занятия с набором со знакомства с «мышкой», рассматривают ее яркие кнопки управления: право, лево, вперед, назад и кнопка запуска программы в центре. Кнопка сброса введенной программы (желтая круглая) используется перед вводом новой последовательности шагов или если при вводе была допущена ошибка. И еще одна - красная кнопка, которой соответствует карточка с изображением молнии. Этот знак можно встретить на некоторых схемах с лабиринтами, но достаточно редко. К тому же, существует три возможных варианта, как поведет себя мышка после использования данной кнопки: помигает глазами, проедет вперед-назад или издаст забавный звук. Это подогревает детский интерес и делает занятие еще более увлекательным.

Отдельно остановлюсь на карточках направления движения. Производители сделали их двухсторонними и это очень помогает ребенку (особенно на начальном этапе) понять, как правильно выстроить путь для «Робомышки». С одной стороны изображена стрелка, цвет и направление которой соответствует кнопкам на самой мышке, с другой - дополнительно присутствует сама «Робомышки». При работе со схемами-лабиринтами дети могут прикладывать ее и наглядно видеть, стрелку какого цвета необходимо выбрать для того, чтобы мышка добралась до нужного места.

С помощью этих кнопок задается программа, алгоритм движения мыши.

Комплект-набор «Робомышь» соответствует ФГОС ДО, он эстетичен, безопасен для ребенка, создает условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, приступим к игре.

  1. Составить игровое поле из 9 клеток 3х3.

Поставить на верхнюю левую клетку арку, которая обозначает начало движения

На правую нижнюю клетку разместить кусочек сыра.

На столах у вас лежит схема движения мыши.  Вам нужно построить маршрут и запрограммировать мышь, чтобы прошла от 1 до 9.

  1. Согласно предложенным схемам

Шаг 1. Собрать квадратное поле.

Шаг 2. Расселить все предметы в имитированные домики.

Шаг 3. Выстроить маршрут с использованием карточек-схем.

Шаг 4. Составить, нажатием кнопок управления на корпусе программу для мышонка. Достижение цели (награда сыр)

(педагоги обыгрывают и продумывают способы использования предложенной игры в образовательных областях.)

Рефлексия участников мастер-класса

«Профессиональное послевкусие»

- Понравилось ли заниматься программированием или нет. Какие сложности и затруднения в работе вы испытывали.

- Готовы ли Вы в своей работе использовать данное оборудование.

- Заинтересовало ли это направление работы с детьми.

- Следует ли развивать у детей старшего дошкольного возраста способности к алгоритмике и программированию.

- Взяли себе на заметку.

Благодарю вас за сегодняшнюю нашу встречу. Возвращаясь из игры в реальность, конечно же все мы с вами прекрасно понимаем, что эта деятельность связанна с профессиональной деятельностью.

 Благодарю вас за сотрудничество.

Спасибо всем за участие в мастер-классе!

STEM-образование

-S-science (наука),

-T-technology (технология),

-Е-engineering (инженерия),

-А - Algorithmi (алгоритм).

-М-athematics (математика).

Актуальность использования робо-мыши значима в свете внедрения ФГОС, так как:

-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);

-позволяют педагогу сочетать образованиевоспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность

Комплект-набор «Робомышь» соответствует ФГОС ДО, он эстетичен, безопасен для ребенка, создает условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Предполагаемые результаты: Освоение навыков работы с робомышью. Знакомство и освоение новым видом интерактивного оборудования. Дети научатся быстро ориентироваться в пространстве, правильно работать со схемой, автоматизируется счет в пределах 20.

Этапы работы

с РобоМышью Колби

1 этап -  педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели.

2 этап — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком.

3 этапом- после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.

Формы организации занятий с набором «Робомышь»:

- Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я. В основе лежит подражательная деятельность.

- Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.

- Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

- Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.

- Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.

https://fgoskomplekt.ru/upload/iblock/3683/62/product_image_208962_1147347.jpg

Набор «Робомышь» состоит из:

-1 робомышь «Колби» (синего или фиолетового цвета), у которой загораются глаза, она издает звукии имеет 2 скорости хода

- 1 кусочек сыра

- 16 пластмассовых плиток зеленого цвета для создания игрового поля

- 22 перегородки для формирования лабиринта: они могут быть как синего цвета, так и фиолетового.

- 30 карточек с направлениями движения

- 10 карт-инструкций и изображением схем лабиринтов

-3 арки-туннеля.

Данный набор «Робомышь» рекомендован к работе с детьми 4-5 лет, то есть со средней группы детского сада.

Кнопки управления:

- право,

- лево,

- вперед,

- назад

- кнопка запуска программы в центре (зеленая).

-кнопка сброса введенной программы (желтая круглая) используется перед вводом новой последовательности шагов или если при вводе была допущена ошибка.

- красная кнопка спец движения, которой соответствует карточка с изображением молнии. Этот знак можно встретить на некоторых схемах с лабиринтами, но достаточно редко.

 Три возможных варианта поведения мыши, при нажатии красной кнопки:

- помигает глазами,

- проедет вперед-назад

- издаст забавный звук.

С помощью этих кнопок задается программа, алгоритм движения мыши.

Детский сад «Рябинушка», структурное подразделение МАОУ «Новозаимская СОШ»

Робомышь, как средство развития алгоритмического мышления дошкольников

Робомышь Колби (дополнение к набору Робомышь).

с. Новая Заимка, 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"

Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, направлены на решение задач сохранения, поддержки и обогащения субъектов воспитательно-образовательного процесса...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»

STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...

памятка Steam технологии в детском саду

Памятка разработана для родителей. Ознакомившись с памяткой, родители могут иметь представление о иновационной технологии STEAM , ее целях, задачах....

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»

Семинар – практикум «STEAM-  технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...

Использование «STEAM» технологий в детском саду

Использование «STEAM» технологий в детском саду.. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумываться,...

Steam - технологии в детском саду ."Забавные животные"

Цель:Развитие познавательной активности детей в процессе организации Использования пчелок биботов.Повторение "Домашние и дикие животные"...