Практикум «STEAM – технология в детском саду»
методическая разработка
Практикум для педагогов по работе с робомышью.
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер- класса в процессе активного педагогического общения по освоению образовательной робототехники. Ознакомление педагогов с инновационной деятельностью в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robomysh.docx | 141.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум «STEAM – технология в детском саду»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер- класса в процессе активного педагогического общения по освоению образовательной робототехники. Ознакомление педагогов с инновационной деятельностью в ДОУ.
Задачи:
- Обучать участников мастер-класса навыкам применения робототехники в системе STEM-образования.
- Показать участникам мастер-класса технологии работы с детьми дошкольного возраста в области образовательной робототехники.
- Формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательной деятельности образовательной робототехники.
Структура мастер-класса:
Вступительная часть /Презентация идей
Теоретически-демонстрационная часть.
Практическая часть/ обыгрывание пособия
Рефлексия участников мастер-класса «Профессиональное послевкусие»
Вступительная часть
Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече.
Начать я хотела бы с высказывания Стива Джобса:
«Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Поэтому дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе. Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования.
Основа программирования — алгоритмика. Алгоритмика — это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм - это набор действий, который нужно выполнить для достижения какого-либо результата.
Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами программирования в детском саду можно провести благодаря интерактивному набору «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность.
(S-science (наука), T-technology (технология), Е-engineering (инженерия), М-mathematics (математика) – именно так расшифровывается эта аббревиатура.)
Благодаря этому набору формируется основа алгоритмики и программирования - что служит основой образовательной роботехнике.
На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели.
На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком.
И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.
Существуют несколько формы организации занятий с набором «Робомышь»:
- Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я. В основе лежит подражательная деятельность.
- Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.
- Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.
- Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.
- Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.
Чем хорош набор? Набор «Робомышь» легко интегрируется практически со всеми образовательными областями:
- Физическое развитие — построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой.
- Познавательное развитие — навыки решения задач (умения самостоятельного исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние).
- Художественно-эстетическое развитие — пространственное воображение.
– Социально-коммуникативное развитие — навыки обсуждения, коммуникативные навыки и навык работы в команде.
- Речевое развитие — используется во всех играх с набором.
Таким образом, практика применения интерактивного набора «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста способствует формированию и развитию технической любознательности, мышления, аналитического ума, формированию качеств личности. Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. И как итог — происходит овладение детьми знаниями основы программирования алгоритмов в познавательно-игровой форме. Алгоритмика и программирование выступают как эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ.
Теоретически-демонстрационная часть.
(Педагог демонстрирует STEM- набор «Робомышь»)
Каждый из нас знает, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, поэтому я вам предлагаю познакомиться с набором «Робомышь». Набор «Робомышь» состоит из:
-1 робомышь «Колби» (синего или фиолетового цвета)
- 1 кусочек сыра
- 16 пластмассовых плиток зеленого цвета для создания игрового поля
- 22 перегородки для формирования лабиринта: они могут быть как синего цвета, так и фиолетового.
- 30 карточек с направлениями движения
- карты-инструкций и изображением схем лабиринтов
-3 арки-туннеля.
С помощью данного набора дети учатся всем азам программирования: логике, последовательности действий, критическому и аналитическому мышлению, пространственным понятиям и расчёту расстояния. Но самое главное, что всё это происходит в игровой форме, вызывая неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию. Увлекаясь, дети активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости.
Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его можно с четырех-пятилетнего возраста, то есть со средней группы детского сада. Также этот набор можно использовать в качестве подготовки ребенка к обучению робототехнике и для изучения алгоритмики, рассчитанным уже на более старший возраст — шесть-семь лет.
Педагоги начинают занятия с набором со знакомства с «мышкой», рассматривают ее яркие кнопки управления: право, лево, вперед, назад и кнопка запуска программы в центре. Кнопка сброса введенной программы (желтая круглая) используется перед вводом новой последовательности шагов или если при вводе была допущена ошибка. И еще одна - красная кнопка, которой соответствует карточка с изображением молнии. Этот знак можно встретить на некоторых схемах с лабиринтами, но достаточно редко. К тому же, существует три возможных варианта, как поведет себя мышка после использования данной кнопки: помигает глазами, проедет вперед-назад или издаст забавный звук. Это подогревает детский интерес и делает занятие еще более увлекательным.
Отдельно остановлюсь на карточках направления движения. Производители сделали их двухсторонними и это очень помогает ребенку (особенно на начальном этапе) понять, как правильно выстроить путь для «Робомышки». С одной стороны изображена стрелка, цвет и направление которой соответствует кнопкам на самой мышке, с другой - дополнительно присутствует сама «Робомышки». При работе со схемами-лабиринтами дети могут прикладывать ее и наглядно видеть, стрелку какого цвета необходимо выбрать для того, чтобы мышка добралась до нужного места.
С помощью этих кнопок задается программа, алгоритм движения мыши.
Комплект-набор «Робомышь» соответствует ФГОС ДО, он эстетичен, безопасен для ребенка, создает условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Практическая часть
Уважаемые коллеги, приступим к игре.
- Составить игровое поле из 9 клеток 3х3.
Поставить на верхнюю левую клетку арку, которая обозначает начало движения
На правую нижнюю клетку разместить кусочек сыра.
На столах у вас лежит схема движения мыши. Вам нужно построить маршрут и запрограммировать мышь, чтобы прошла от 1 до 9.
- Согласно предложенным схемам
Шаг 1. Собрать квадратное поле.
Шаг 2. Расселить все предметы в имитированные домики.
Шаг 3. Выстроить маршрут с использованием карточек-схем.
Шаг 4. Составить, нажатием кнопок управления на корпусе программу для мышонка. Достижение цели (награда сыр)
(педагоги обыгрывают и продумывают способы использования предложенной игры в образовательных областях.)
Рефлексия участников мастер-класса
«Профессиональное послевкусие»
- Понравилось ли заниматься программированием или нет. Какие сложности и затруднения в работе вы испытывали.
- Готовы ли Вы в своей работе использовать данное оборудование.
- Заинтересовало ли это направление работы с детьми.
- Следует ли развивать у детей старшего дошкольного возраста способности к алгоритмике и программированию.
- Взяли себе на заметку.
Благодарю вас за сегодняшнюю нашу встречу. Возвращаясь из игры в реальность, конечно же все мы с вами прекрасно понимаем, что эта деятельность связанна с профессиональной деятельностью.
Благодарю вас за сотрудничество.
Спасибо всем за участие в мастер-классе!
STEM-образование
-S-science (наука),
-T-technology (технология),
-Е-engineering (инженерия),
-А - Algorithmi (алгоритм).
-М-athematics (математика).
Актуальность использования робо-мыши значима в свете внедрения ФГОС, так как:
-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность
Комплект-набор «Робомышь» соответствует ФГОС ДО, он эстетичен, безопасен для ребенка, создает условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Предполагаемые результаты: Освоение навыков работы с робомышью. Знакомство и освоение новым видом интерактивного оборудования. Дети научатся быстро ориентироваться в пространстве, правильно работать со схемой, автоматизируется счет в пределах 20.
Этапы работы
с РобоМышью Колби
1 этап - педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели.
2 этап — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком.
3 этапом- после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.
Формы организации занятий с набором «Робомышь»:
- Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я. В основе лежит подражательная деятельность.
- Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.
- Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.
- Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.
- Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.
Набор «Робомышь» состоит из:
-1 робомышь «Колби» (синего или фиолетового цвета), у которой загораются глаза, она издает звукии имеет 2 скорости хода
- 1 кусочек сыра
- 16 пластмассовых плиток зеленого цвета для создания игрового поля
- 22 перегородки для формирования лабиринта: они могут быть как синего цвета, так и фиолетового.
- 30 карточек с направлениями движения
- 10 карт-инструкций и изображением схем лабиринтов
-3 арки-туннеля.
Данный набор «Робомышь» рекомендован к работе с детьми 4-5 лет, то есть со средней группы детского сада.
Кнопки управления:
- право,
- лево,
- вперед,
- назад
- кнопка запуска программы в центре (зеленая).
-кнопка сброса введенной программы (желтая круглая) используется перед вводом новой последовательности шагов или если при вводе была допущена ошибка.
- красная кнопка спец движения, которой соответствует карточка с изображением молнии. Этот знак можно встретить на некоторых схемах с лабиринтами, но достаточно редко.
Три возможных варианта поведения мыши, при нажатии красной кнопки:
- помигает глазами,
- проедет вперед-назад
- издаст забавный звук.
С помощью этих кнопок задается программа, алгоритм движения мыши.
Детский сад «Рябинушка», структурное подразделение МАОУ «Новозаимская СОШ»
Робомышь, как средство развития алгоритмического мышления дошкольников
с. Новая Заимка, 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Здоровье-сберегающие технологии в детском саду"
Рекомендации для педагогов...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, направлены на решение задач сохранения, поддержки и обогащения субъектов воспитательно-образовательного процесса...
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»
STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...
памятка Steam технологии в детском саду
Памятка разработана для родителей. Ознакомившись с памяткой, родители могут иметь представление о иновационной технологии STEAM , ее целях, задачах....
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...
Использование «STEAM» технологий в детском саду
Использование «STEAM» технологий в детском саду.. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумываться,...
Steam - технологии в детском саду ."Забавные животные"
Цель:Развитие познавательной активности детей в процессе организации Использования пчелок биботов.Повторение "Домашние и дикие животные"...