Презентация опыта работы "Модель инклюзивного образования"
материал
Опыт работы опубликован в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Методика и практика современного образования и воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_inklyuzivnogo_obrazovaniya_mbdou_no_52.docx | 151.13 КБ |
model_inklyuzivnogo_obrazovaniya_mbdou_no_52.pptx | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Справникова Ольга Викторовна (заведующий ДОУ), Зубенко Олеся Владимировна, Шебалина Оксана Владимировна (старшие воспитатели)
МБДОУ № 52 «Веселый дельфин» г. Канска
Модель инклюзивного образования
Модель инклюзивного образования МБДОУ № 52 представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач инклюзивного образования в условиях ДОУ.
Основанием разработки модели являются нормативные документы РФ и локальные акты учреждения.
Инклюзивное образование в нашем учреждении строится на следующих принципах:
- Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка.
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников на основе партнерского взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе, установление доверительных партнерских отношений всех участников.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Целью инклюзивного образования нашего ДОУ является: создание специальных образовательных условий для получения доступного качественного образования детьми (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, успешной социальной адаптации в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
- способствовать формированию толерантного отношения детей и взрослых к детям с ОВЗ;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ посредством реализации АОП, учитывающих особые образовательные потребности детей;
-создать РППС с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и требованиями ФГОС ДО, в том числе создать универсальную безбарьерную среду;
- способствовать успешной социализации детей, в том числе детей с ОВЗ, посредством применения современных развивающих технологий, а также через включение в различные мероприятия разного уровнях (ДОУ, муниципальный, региональный, федеральный);
- организовать для детей, в том числе детей с ОВЗ, дополнительные образовательные услуги в ДОУ;
- повышать профессиональную компетентность педагогов в организации инклюзивного образования;
- обеспечить комплексную психолого-педагогическую помощь родителям детей (в том числе детей с ОВЗ) в вопросах развития, обучения, воспитания, социализации.
С детьми комбинированных групп работают воспитатели, учитель-логопед, педагог – психолог, учитель-дефектолог, музыкальные руководители и инструктор по физической культуре имеющие специальное образование или курсы повышения квалификации соответствующего направления.
Для организации эффективной образовательной деятельности с разными категориями воспитанников необходима соответствующая материально-техническая база. В детском саду имеются кабинеты специалистов, которые оснащены необходимым оборудованием и материалами для проведения индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. В группах организованны речевые уголки с соответствующим оборудованием и оснащением. В холлах созданы условия для реализации образовательных технологий и самостоятельной игровой деятельности.
Оценка результатов образовательной деятельности осуществляется педагогами и специалистами ДОУ через проведение педагогической диагностики, педагогического наблюдения. Для детей ОВЗ по результатам диагностики проводится корректировка АОП. Заседания психолого-педагогической комиссии проводится не реже 3 раз в год. Также наш детский сад осуществляет взаимодействие с ЦДК и Краевым филиалом ПМСС по вопросу определения пути развития детей с ОВЗ.
Систему инклюзивного образования в нашем ДОУ мы представили виде модели (приложение), состоящей из нескольких компонентов.
Содержательно-технологический компонент модели отражает образовательную деятельность с детьми, которая осуществляется по ООП ДО, разработанной с учетом программы «Развитие» под ред. О.М. Дьяченко. Для детей с ОВЗ разрабатываются адаптированные образовательные программы, с учетом рекомендаций специалистов ПМПК и на основе программы для детей с ТНР Н.В. Нищевой, методических пособий для детей с ЗПР и УО Е.А. Стребелевой и Т.Г. Неретиной.
Для реализации образовательных программ педагогами используются разнообразные формы организации совместной и самостоятельной деятельности: индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами;
совместная деятельность в режиме дня и игра в микро-группах с другими детьми; активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); фронтальные занятия; детско-родительские группы; кружковая деятельность; праздники, конкурсы, выставки, экскурсии, развлечения.
В своей деятельности педагоги реализуют следующие технологии: здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика); технология проектной деятельности, в результате которой раскрывается индивидуальность ребенка, реализуются его интересы и потребности; технология Н. П. Гришаевой «Клубный час», позволяющая эффективно сформировать и развить у детей саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Так же в детском саду организованы дополнительные образовательные услуги различной направленности, которыми пользуются 127 детей, из них 9 детей с ОВЗ.
Структурно-функциональный компонент модели отражает взаимодействие всех участников образовательного процесса, а также их функции и взаимосвязи:
- Заведующий (Разработка нормативно-правовых документов. Организация оценки образовательной среды в ДОУ на предмет ее соответствия требованиям инклюзивного образования. Создание консультационного пункта. Повышение квалификации педагогов).
- Старшие воспитатели (Координация деятельности педагогов в части реализации инклюзивного образования. Выявление затруднений и профессиональных проблем педагогов по вопросам инклюзивного образования. Методическое сопровождение инклюзивного образования).
- Воспитатели (Реализация инклюзивной практики. Участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ. Взаимодействие с родителями, специалистами. Выполнение рекомендаций специалистов).
- Специалисты (Осуществление коррекционно-развивающей работы. Консультирование родителей, педагогов. Участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ).
- ППк (Совместная деятельность специалистов, направленная на решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей детей и определения стратегии оказания психолого-педагогической помощи. Разработка, корректировка адаптированных образовательных программ. Мониторинг динамики в развитии детей).
- Родители (законные представители) (Участие в разработке и корректировке адаптированных образовательных программ. Взаимодействие с воспитателями и специалистами. Посещение консультаций, собраний, обучающих семинаров, мастер-классов, выполнение рекомендаций специалистов).
- Сотрудничество с социальными партнерами строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Взаимодействие с медицинскими учреждениями, городской ПМК позволяет выявить особенности ребенка и определить для него дальнейший образовательный маршрут, а родителям получить консультации специалистов данных учреждений. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития, обогащения личности, успешной социализации ребенка. Взаимодействие включает в себя разработку и реализацию совместных проектов, программ, мероприятий и др., которые рассчитаны на всех воспитанников ДОУ, в том числе и детей с ОВЗ.
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ обеспечивает комплексную оценку развития инклюзивного образования в ДОУ, включает проведение рефлексивно-аналитических, диагностических и мониторинговых процедур.
Представленная модель отражает систему инклюзивного образования в ДОУ, показывает взаимосвязь всех структурных компонентов и направлена на достижение поставленных задач.
Приложение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативное обеспечение « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Н ациональный проект «Образование » Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда » Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 года, утверждённая Указом Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 года № 858-уг П исьмо Министерства образования Красноярского края от 11.03.2019 года № 75-2574 Практические рекомендации по построению муниципальных моделей развития инклюзивного образования Письмо УО администрации города Канска от 01.10.2019 года № 1463 «Об организации работы по построению модели инклюзивного образования » Положение о ППк ДОУ Приказ и положение о создании комбинированных групп
Принципы инклюзивного образования Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка . Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников на основе партнерского взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе, установление доверительных партнерских отношений всех участников. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания . Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада . Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Цель: создание специальных образовательных условий для получения доступного качественного образования детьми (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, успешной социальной адаптации в условиях инклюзивного образования. Задачи : способствовать формированию инклюзивной культуры общества, в том числе через формирование толерантного отношения общества к детям с ОВЗ; обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ посредством реализации адаптированных образовательных программ, учитывающих особые образовательные потребности детей; создать РППС с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и требованиями ФГОС ДО, в том числе создать универсальную безбарьерную среду; способствовать успешной социализации детей, в том числе детей с ОВЗ, посредством применения современных развивающих технологий, а также через включение в различные мероприятия разного уровнях (ДОУ, муниципальный, региональный, федеральный); организовать для детей, в том числе детей с ОВЗ, дополнительные образовательные услуги в ДОУ; повышать профессиональную компетентность педагогов в организации инклюзивного образования; обеспечить комплексную психолого-педагогическую помощь родителям детей (в том числе детей с ОВЗ) в вопросах развития, обучения, воспитания, социализации.
ДОУ посещают 289 детей из них: 16 детей с ОВЗ : 1ребенок- с умственной отсталостью 4 ребенка- с ЗПР 11 детей – с ТНР 2 ребенка-инвалида 1 ребенок - с нарушением ОДА , 1 ребенок - с заболеванием сердца
Речевой уголок для индивидуальных занятий в группе Кабинет учителя-логопеда Творческая мастерская в холле модель
Предполагаемые результаты инклюзивного образования у большинства детей и родителей сформировано толерантное отношение к детям с ОВЗ; организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ посредством реализации адаптированных образовательных программ, учитывающих особые образовательные потребности детей; РППС организована с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, и требованиями ФГОС ДО; успешная социализация детей, в том числе детей с ОВЗ, посредством применения современных развивающих технологий, а также через включение в различные мероприятия разного уровнях (ДОУ, муниципальный, региональный, федеральный); осуществляются дополнительные образовательные услуги в ДОУ, в том числе для детей с ОВЗ; педагогами и специалистами ДОУ пройдены курсы повышения квалификации по вопросам организации инклюзивного образования; родителям воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) оказывается психолого-педагогическая помощь в вопросах развития, обучения, воспитания, социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Современные технологии инклюзивного образования
В презентации представлены основные Принципы развития инклюзивного образования...
Презентация из опыта работы "Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ" выступление на районном МО круглый стол "Инклюзивное образование в ДОУ"
Алгаритм разработки индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ...
Презентация для родителей "Инклюзивное образование"
Инклюзивное образование - это система образовательных услуг, основанная на принциппе обеспечения основного права детей на образование и права получать его по месту жительства, предусматривающая обучен...
Презентация для родителей "Инклюзивное образование в ДОУ"
Иклюзивное воспитание и развитие детей дошкольного возраста актуальная тема для просвещения родительского сообщества. С введением инклюзии в общеобразовательные учреждение возникает немало вопросов и ...
Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья...
Презентация на тему: "Инклюзивное образование в ДОУ"
Презентация на тему: "Инклюзивное образование в ДОУ"...