Консультация для воспитателей на тему «Терминология строевых и общеразвивающих упражнений, организация и методика проведения»
консультация

Пользование терминологией в строгом соответствии с принятыми правилами ускоряет формировании соответствующего навыка. Строевые и общеразвивающие упражнения, как известно, занимают в занятиях по физическому развитию исключительно важное место. Это объясняется тем, что с их помощью можно быстро и удобно разместить занимающихся в зале, на площадке, обеспечить порядок и дисциплину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_terminologiya.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему «Терминология строевых и общеразвивающих упражнений, организация и методика проведения»

В детском саду гимнастика представлена строевыми, общеразвивающими упражнениями, а также основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание).

На консультации рассмотрим терминологию строевых и общеразвивающих упражнений. Правильность подачи команд для выполнения движения.

(Для чего?)

Пользование терминологией в строгом соответствии с принятыми правилами ускоряет формировании соответствующего навыка.

Строевые и общеразвивающие упражнения, как известно, занимают в занятиях по физическому развитию исключительно важное место. Это объясняется тем, что с их помощью можно быстро и удобно разместить занимающихся в зале, на площадке, обеспечить порядок и дисциплину.

Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания, они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма, формируют навыки коллективных действий.

К строевым упражнениям относят: строевые приемы, передвижения в строю, построения и перестроения, размыкания и смыкания.

Ниже перечислены основные понятия, которые используются в строевых упражнениях:

Строй - установленное размещение занимающихся, для совместных действий.

Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.

Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.

Шеренга - строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.

Фланги - правая и левая оконечности строя.

Интервал - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Дистанция - расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

Направляющий - занимающийся, идущий первым в колонне.

Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним

Размыкание - способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания - приемы уплотнения разомкнутого строя

Виды и содержание строевых упражнений в разных возрастных группах

Обучение ребенка строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному».

Со второй младшей группы детей приучают строиться (с помощью воспитателя) - в круг, в колонну друг за другом, запоминая впереди стоящего ребенка; дети строятся возле стены, разложенного вдоль нее шнура и т.д. Их учат перестроению из колонны по одному в пары.

В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения в колонну, в круг, в шеренгу (с помощью воспитателя, по ориентирам, самостоятельно). Нахождение своего места в строю, повороты направо, налево, кругом. Умение быстро строиться и перестраиваться не только на месте, но и в движении; изменять движение по сигналу.

В старших группах: построения и перестроения: из колонны по одному, по два, в несколько колонн, кругов путем прохождения через центр зала и расхождения направо и налево. Перестроение из одной колонны в несколько на месте, в движении. Повороты направо, налево, кругом на месте и в движении. Дети выполняют упражнения в смыкании и размыкании колонн, используя приставной шаг; проверяют расстояние между колоннами и друг другом с помощью вытянутой руки; строятся по глазомеру, ориентируясь на водящих, умеют четко и свободно поворачиваться по команде.

Построение в круг (на практике показать)

Круг - самый доступный вид строя. Даже в начале обучения построиться в круг можно без всяких пособий, просто взявшись за руки. Однако, чтобы круг был ровным и каждому было удобно стоять, а в дальнейшем делать круг без помощи воспитателя, можно и нужно использовать зрительные ориентиры.

Малышам они помогают разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Поэтому кубики, флажки, погремушки заранее раскладываются на полу по кругу. Для старших ребят такие ориентиры иногда служат критерием оценки при выполнении заданий соревновательного типа ("Чей круг самый ровный?"), сначала ориентиры используются для каждого ребенка, в последующем - один для всех. Он обозначает центр, вокруг которого надо построиться. Объемные ориентиры постепенно заменяются плоскостными, а потом и вовсе убираются за ненадобностью.

При построении в круг воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети видели лицо воспитателя, он должен время от времени перемещаться по кругу.

Построение в колонну (показать на практике)

Построение в колонну осуществляется вдоль длинной стороны спортивной площадки (зала), начиная от верхнего правого угла. Воспитатель (инструктор) становится лицом к детям в голове колонны, на один шаг справа от направляющего. Таким образом все дети, от направляющего до замыкающего, находятся в поле зрения воспитателя.

Воспитатель должен стоять перед строем в основной стойке, служить примером для детей.

В младшей группе дети строятся в колонну на дорожке из клеенки или картона, около расставленных в ряд кубиков (на расстоянии 35-40 см) или вдоль лежащей на полу веревки, между двумя начерченными линиями, вдоль одной линии и др. На первом этапе обучения обязательно используются зрительные ориентиры, сначала объемные, затем плоскостные.

В средней группе дети должны знать название строя и свое место в строю. Для быстрого и качественного построения можно использовать естественные ориентиры - архитектурные детали помещения, предметы убранства групповой комнаты, стационарную разметку спортивного зала, растения на игровом участке и др. Ориентирами могут быть и сами дети - направляющий, средний, замыкающий. Значимость самого маленького по росту ребенка надо подчеркнуть тем, что после него никто не должен становиться.

Дети старшей группы должны уметь строиться быстро, четко, знать, как стоять в строю, как ровняться, как проверять свое положение в строю, понимать смысл и значение команд и распоряжений. НО! нельзя забывать об особенностях возраста, игнорировать специфику дошкольного обучения, категорично требовать от дошколят выполнения всех традиционных для строя действий. Вместе с тем старшие дети должны быть достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений.

Построение в шеренгу

В помещении и на открытой площадке дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.

Обучение детей построению в шеренгу ведется аналогично построению в колонну. В младших группах используются игровые задания с применением зрительных ориентиров - предметов и игрушек, стационарной разметки зала, а также естественных ориентиров - игрового и физкультурного оборудования на участке, деревьев и пр.

По мере накопления опыта задания усложняются для того, чтобы дети учились воспринимать смысловую сторону упражнений и контролировать свое поведение: уметь равняться - носки ставить на линию; проверять интервал, приставляя ладонь к бедру; знать свое место в шеренге; строиться быстро, в разных местах площадки; без помощи ориентиров.

Построение врассыпную

Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий: вытянув руки вперед и в сторону, никому не мешать. Размещение врассыпную в младших группах предшествует четкому построению. В последующем построение врассыпную используется во всех группах в разных ситуациях - при выполнении общеразвивающих упражнений, в подвижных играх и др.

Место воспитателя во всех случаях - на краю площадки, спиной к короткой стене, чтобы все дети были в поле зрения.

 Команды для выполнения строевых приемов

«Становись!»- стоять прямо, пятки вместе, носки развернуть по линии фронта на ширину ступней, ноги в коленях выпрямить, грудь приподнять, а все тело немного подать вперед, подобрав живот, плечи развернуть ровно, руки свободно опустить, чтобы кисти были ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедра, голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка, смотреть прямо перед собой.

«Равняйсь!»- команда для выравнивания группы в сторону фланга.

«Смирно!»-по этой команде принимается строевая стойка (соответствует основной стойке)

«Отставить!»- принимают положение, в котором находились до выполнения отмененной команды.

«Вольно!»- команда, когда, не сходя с места, немного сгибаем в колене правую (левую) ногу на шаг в сторону, руки кладет за спину.

«По порядку-  рассчитайсь», «На первый, второй рассчитайсь!»- каждый называет свой очередной номер, поворачивая голову в сторону расчёта и возвращая её в положение О.С.

«Напра-во!», «Нале-во!», «Кру-гом!»-повороты выполняются строго по командам, движение совершается на 90 градусов.

«Шагом-Марш!»-команда для всякого движения вперед шагом. Движение начинается с левой ноги.

«На месте шагом (бегом)-  Марш!»- команда для движения на месте, с левой ноги!!!

«Группа, Стой!»- команда для прекращения движения. Подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

Команды для построения и перестроения

«В одну шеренгу (две, три) – становись!»- одновременно с подачей команды воспитатель становится лицом к фронту в положение «Смирно». Группа выстраивается слева от него.

«В колонну по одному (два, три) – становись!»- группа выстраивается за преподавателем.

Построение из одной шеренги в две производится по команде «В две шеренги – стройся!» предварительно группу надо рассчитать на 1, 2. Перестроение выполняют вторые номера: на счет «РАЗ» - левой ногой шаг назад, «ДВА»- правой ногой шаг вправо, заходя в затылок первым номерам. Для обратного перестроения подается команда: «В одну шеренгу –стройся!» - стоящие во второй шеренге, делают шаг левой влево («РАЗ!»), шаг правой вперед («ДВА!»), вступая в первую шеренгу, и приставляют левую ногу («ТРИ!»). Перестроение из одной шеренги в три производится по команде «В три шеренги – стройся!». Предварительно группа рассчитывается по три. Вторые номера стоят на месте, первые- делают правой назад, шаг левой в сторону, и приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. В это время третьи номера делают шаг левой вперед, шаг правой в сторону и приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подается команда «В одну шеренгу-стройся!». Перестроение производится в порядке обратном построению.

Перестроение из колонны по одному в несколько колонн (две, четыре) способом дробления и сведения.  Перестроение выполняется в движении. Команда «В колонну по два через центр - Марш!». По этой команде встают парами (за руки НЕ браться!) и идут до ориентира, далее можно выполнить перестроение «В колонны по одному направо и налево в обход – Марш!». По этой команде первые номера идут направо, вторые-налево в обход. Обратное перестроение называется Разведением и Слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команда «В колонну по одному направо и налево в обход – Шагом Марш!». По этой команде правая колонна идет вправо в обход, левая – налево. При встрече колонн на противоположной середине подается команда «В колонну по одному через центр-Марш!»

Команды для размыкания и смыкания

Размыкание производится по команде «Вправо (влево, от середины) разом-кнись!» или «Вправо (влево, от середины) на столько-то шагов разом-кнись!» По этой команде все, за исключением того, от которого размыкаются поворачиваются в указанную сторону и частым шагом размыкаются на указанный интервал, после чего поворачиваются в сторону фронта строя.

Размыкание приставным шагом производится по команде «От середины на два шага приставными шагами разом-кнись!» или «Вправо (влево) на два шага приставными шагами разом-кнись!»

Для смыкания подаётся команда «К середине (вправо, влево) приставными шагами сом-кнись!».

Размыкание по распоряжению. Например, «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на вытянутые руки!»

Терминология общеразвивающих упражнений

Для того, чтобы пользоваться общеразвивающими упражнениями без затруднений, каждое из них должно иметь точное и краткое наименование.

Основная стойка- положение, соответствующее строевой стойке, отличается только тем, что положение рук может быть различным (основная стойка, руки на пояс, основная стойка, руки в стороны …)

Стойка ноги врозь- ступни расположены так же, как в о.с., но ноги расставлены на шаг (на ширину плеч).

Широкая стойка ноги врозь- ноги широко разведены в стороны, о положении рук, если они не внизу, должны быть дополнительные указания.

Узкая стойка ноги врозь- ноги расставлены врозь вдвое меньше, чем в обычной стойке ноги врозь.

Присед – ноги согнуты, опора на носках, руки в любом положении. Выполняется из о.с. полным сгибанием ног.

Выпад – выставление ноги в любом направлении с одновременным сгибанием её.

Выпад правой (левой)- выставление ноги вперед-выставление ноги вперед, ступня левой ноги несколько поворачивается носком наружу.

Выпад вправо (влево) – выставление ноги в сторону, ступни сохраняют положение о.с.

Выпад назад – выставление ноги назад

Наклон – сгибание тела в тазобедренных суставах в любом направлении (вперед, назад, в стороны)

Упор на коленях – опора руками и коленями, носки вытянуты

Упор присев – присед, колени вместе, руки опираются впереди носков снаружи, голова прямо

Сед – положение сидя на полу с прямыми руками. Руки касаются опоры или находятся в каком-либо другом положении. Разновидности седов: сед ноги врозь, сед углом, сед на пятках.

Положения рук и движения ими

Руки вперед – руки подняты на высоту плеч, параллельны друг другу, кисти в продолжении предплечий, пальцы сомкнуты, ладони внутрь

Руки назад – руки отведены назад до отказа, ладони внутрь

Руки вверх – руки подняты вверх и отведены до отказа назад, ладони обращены внутрь

Руки в стороны – руки подняты на высоту плеч, ладони книзу.

Руки на пояс – кисти рук опираются о гребень подвздошной кости (четыре пальца вперед, большой палец назад), локти и плечи отведены назад.

Руки перед грудью – руки согнуты в локтевых суставах, на высоте плеч, кисти в продолжении предплечий, ладони книзу

Руки к плечам – согнутые в локтевых суставах руки касаются пальцами отведенных назад плеч, локти к туловищу

Руки перед собой – согнутые руки находятся перед грудью, предплечья на высоте плеч одно над другим

Положения с гимнастической палкой

Существуют следующие способы хвата: обычный – за концы хватом сверху, узкий – кисти рядом, хват снизу – после поворота рук наружу)

Палка вниз – удерживается прямыми руками за концы и касается бедер спереди

Палка вверх – за концы поднятыми руками вверх

Палка вперед – прямыми руками за концы на уровне груди

Палка за голову (на голову) – за концы согнутыми руками и серединой касается головы сверху, во втором случае – шеи сзади

Палку за лопатки – за концы согнутыми руками и касается лопатки

Палку назад – за концы, отведенными назад до отказа руками

С палкой вольно –палка в правой, свободный конец палки касается пола около носка левой ноги

Название упражнений со скакалкой

Подскок – невысокое подпрыгивание на месте или с продвижением в любом направлении

Подскок скрестно – подскок, выполняемый из стойки ноги скрестно

Указания к проведению общеразвивающих упражнений

Для принятия исходного положения – «Исходное положение – принять!»

Для начала выполнения упражнения – «Упражнение начи-най!»

Для окончания выполнения – «Стой!» или «Закончили!»

Действия преподавателя при проведении упражнений раздельным способом

Например, 1 упражнение

Исходное положение – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны

На счет «раз» - наклон влево, руки вверх

На счет «два»- исходное положение

На счет «три», «четыре» - то же в другую сторону

Для создания более четкого представления о движении объяснение необходимо сопровождать показом на каждый счет. Далее следует подать команду «Исходное положение при-нять!», «упражнение влево начи-най!». Первые движения нужно сопровождать подсчетом для установления темпа движения, затем переключить внимание на правильность выполнения упражнения. Для прекращения упражнения скомандовать «Стой!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: "Методика организации и проведения прогулок" с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования

Консультация для воспитателей по теме "Методика организации и проведения прогулок" с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования....

Консультация для воспитателей:"ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ."

Физкультурные занятия — основная форма организованного об-учения детей физическим упражнениям в подготовительной к шко-ле группе....

Консультация для воспитателей на тему: « Физкультурные занятия – одна из форм организации физического воспитания детей »

Главная задача физического воспитания в ДОУ - обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков. Обогащение двигатель...

Консультация для воспитателей на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...

Консультация для воспитателей на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...

Консультация для воспитателей на тему: «Организация и методика проведения НОД по ОО «Физическое развитие» для детей дошкольного возраста.

Целью занятий по физической культуре является укрепление здоровья детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему: "Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке"

Проведение подвижных игр и упражнений в основных видах движений на прогулке повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья....