Педагогический совет
методическая разработка

Каштанова Юлия Анатольевна

Совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников патриотических чувств.

- расширить представления педагогов о патриотическом воспитании детей;
-уточнить знание нормативных актов, в которых отражены аспекты патриотического воспитания, образования, просвещения;
- проанализировать работу педагогов по воспитанию в детях патриотических чувств.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей» № 18 «Подснежник»

Заседания педагогического совета

«Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»


Заседания педагогического совета

«Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»

Присутствовало: 16 человек

Цель: совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников патриотических чувств.

Задачи:

- расширить представления педагогов о патриотическом воспитании детей;
-уточнить знание нормативных актов, в которых отражены аспекты патриотического воспитания, образования, просвещения;
- проанализировать работу педагогов по воспитанию в детях патриотических чувств.

 Повестка дня:

1.Охарактеризовать условия, необходимые для решения задач патриотического воспитания;

2. Проверить знания нормативных актов, в которых отражены аспекты патриотического воспитания, образования, просвещения;

3. Итоги смотра- конкурса среди педагогов «Лучший центр патриотического воспитания в группах»;

4. Итоги оперативного контроля по теме: проверка календарно-тематических планов педагогов «Планирование работы по патриотическому воспитанию»;

5.Презентовать памятки для родителей по патриотическому воспитанию.

 Ход педсовета

 

 I  Условия, необходимые для решения задач патриотического воспитания;

Старший воспитатель: Каштанова Ю.А.

Добрый день, коллеги! Я приглашаю Вас в патриотическую гостиную, чтобы поговорить о патриотическом воспитании детей в детском саду, оценить работу и решить главный вопрос: «Что делать, чтобы воспитать в детях чувство патриотизма? »

Профессия педагога трудная и сложная. Педагогу нужно много знать самому, осваивать различные смежные профессии, чтобы чему-то научить своих подопечных. На своих хрупких плечах мы несём всю полноту ответственности за подрастающее поколение. В окружении более двадцати «почемучек» надо найти ответы на все вопросы, написать планы, подготовиться к занятиям! И этот список можно продолжать долго! Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации».
Я начну, а вы, поймав мяч, продолжите фразу:
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если педагог – это фильм, то название этого фильма …
Если педагог — это праздник, то какой?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если педагог – это время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – песня, то какая?
Если педагог – это книга, то это…
Если педагог – это танец, то какой?
Если педагог – это водная стихия, то какая?
Если педагог – число, то какое?
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
Игра активизирует участников и настраивает на общение.
Чтобы говорить, о патриотическом воспитании нужно уточнить, что такое Родина, патриотизм, гражданственность.

Погрузимся немного в историю:

Император Петр I считал патриотизм великой силой, и в эпоху его правления патриотизм рассматривался уже как одно из направление государственной политики. Именно Петр I провозгласил лозунг «Бог, Царь и Отечество». Выступая перед воинами накануне Полтавской битвы, император призвал сражаться за государство, свой род и православную веру. «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав», — все эти и иные законы Петровской эпохи закрепили патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина.

Позже патриотизм вошел в систему образования. Еще в дореволюционной России в образовании уделялось много внимания воспитанию патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х века в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Уже в то время считалось, что патриотизм можно рассматривать как государственный, общественный и нравственный принцип, согласно которого человек строит свою жизнь. Патриотизм должен отражать отношение человека как гражданина к своей Родине. Это отношение состоит из многих параметров, но прежде всего это верность и преданность стране.
Родина – отечество, отчизна, страна в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов.
Патриотизм – это преданность своему Отечеству, и стремление сделать всё возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в его состав.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности осваивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
А как мы с вами понимаем значение словосочетания «Патриотическое воспитание»?  Предлагаю выполнить следующее задание.
Задание 1. Составьте синквейн (пяти строчное стихотворение) на тему «Патриотическое воспитание дошкольников»

II Нормативные документы

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция РФ - высший нормативный акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Она регламентирует государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяет общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм.

Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется «Государственной программой патриотического воспитания граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года, утверждна Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493. Программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития является Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Задание 2. Перечислите задачи нравственно-патриотического воспитания.

- формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями;

- воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом;

- воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье;

- расширение знаний ребенка о городах России;

- воспитание любви и уважительного отношения к труду;

- формирование у ребенка базовых представлений о правах человека;

- знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном;

- воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов;

- развитие чувства гордости за достижения родины

Задание 3. Какая из образовательных областей ФГОС ДО отражает задачи патриотического воспитания и что предусматривает?

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» основная цель – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Родина – это не только отечество, страна, отчизна, но и то место где человек родился, живёт. Давайте немного отдохнём и пофантазируем. Закройте глаза и представьте, что за окном кружит метель, поёт свою бесконечную зимнюю песню северный ветер. Вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зелёный берёзовый листок – нежный, маленький подарок грядущей весны. Подул лёгкий тёплый ветерок, и мы чувствуем запах летних цветов. А сейчас прислушайтесь, и вы услышите шелест осенних клёнов. Природа прекрасна во все времена года, особенно природа родного края.

Педагоги открывают глаза, на экране демонстрируется слайд «Природа родного края».

Не только любование красотой природы родного края, но и память, о событиях минувших лет, о людях, благодаря которым мы живём на этом свете, учит детей ценить и беречь свою Родину. Вы согласны? Чтобы сформировать у детей чувство любви к своей стране, её народу, своей национальной культуре, педагогам необходимо не только владеть материалом, но и умело демонстрировать то, с чем они знакомят детей. Активно сотрудничать с родителями, так как ребёнок впервые начинает открывать мир ценностей, смыслов, отношений, прежде всего через социальную картину своей семьи.

Задание 5. Перечислите, что нужно, чтобы дети ежедневно пополняли свои знания о своей малой родине.

• уголки «Патриотического воспитания» в группах;

• проводить экскурсии, туристические походы, прогулки по улицам своего города;

• участие в акциях: «Сирень Победы», «Встречаем птиц с кормушками», «Маслениица. Блинная неделя» и т. д. ;

• совместные спортивные развлечения: «Мама, папа, я – вместе мы семья», «Зарница»;

• проводить занятия по изобразительной деятельности, лепка, аппликация по «Салют Победы», «Военные профессии и рода войск», «Мой дом» и т. д. ;

• групповые выставки «Мой город», «Зимующие птицы нашего района» и т.д

Всё течёт, меняется. Педагоги должны преподносить детям новые знания в доступной, увлекательной форме, учитывать их интерес и возрастные особенности, использовать игровые технологии, произведения художественной литературы. Важно понимать, что и в какой момент сказать детям, какой вопрос задать.

На занятиях вы задаёте детям вопросы, чтобы уточнить их знания. Предлагаю, и вам уточнить свои знания с помощью игры «Быстрый ответ». Команды отвечают по очереди, быстро не задумываясь.

1. Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Образовательная программа ДОУ) .

2. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда) .

3. Земля, где ты родился? (Родина) .

4. Древнее название России? (Русь) .

5. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин) .

6. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культур-ное наследие) .

7. Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность) .

8. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм)

9. Крупная территория, которая имеет определенные грани-цы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна) .

10. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография) .

11. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство) .

12. Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители) .

13. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг) .

14. Официальная эмблема государства? (Герб) .

Игра «Подумай и ответь».

Ведущий предлагает посмотреть на экран и восстановить пословицы.

Нет в мире краше, когда над ней крыша одна.

Глупа та птица, будет Родина крепка.

Если дружба велика, которой свое гнездо не мило.

Семья сильна, хорошие дети растут.

Человек без Родины Родины нашей.

В хорошей семье Что соловей без песни.

III. Итоги смотра-конкурса среди педагогов «Лучший центр патриотического воспитания в группах»

Во всех группах в предметно – пространственной развивающей среде созданы условия для реализации задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Предметно-пространственная развивающая среда групп отвечает требованиям безопасности, эстетики, в целом учитывает возрастные особенности воспитанников. Все группы содержательно обогатились пособиями и материалом по патриотическому воспитанию детей.

Во всех группах имеется государственная, региональная, муниципальная

символика. Представлен  материал по ознакомлению детей с малой родиной, детским садом, ближайшими улицами, родным городом.

        Материалы и пособия по приобщению дошкольников к народным традициям и культуре: разные виды кукол (из чурбачков, соломы, тряпок); предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах, имеются во всех группах.

Подобрана художественная литература по теме: произведения писателей

нашего города и края, фольклорные произведения, энциклопедии о городе, стране, крае.

   Совместно с родителями и детьми созданы генеалогические древа семьи,

герб семьи, альбомы семейных фотографий.

      Воспитатели дополнили среду разными видами игр: «Мой дом», «Лото о

городе Канске», «Лабиринт», «Собери картинку» и т.п.

Собрана картотека художественного слова, сценариев НОД, игр, познавательной информации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

     Организуя взаимодействие с семьями воспитанников, педагоги используют разные формы: стендовая информация, газеты, консультации «Патриотическое воспитание дошкольника», «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры», ширмы-раскладушки: «Россия – наша родина», «Защитники Отечества», «Великая отечественная война».

        Высокий уровень условий созданы во второй младшей группы воспитатели Богданова Л.А., Романенко А.А. Развивающая среда этой группы  отличается своей насыщенностью, эстетикой представленного материала, разнообразием творческих идей. В уголке можно было видеть иллюстрации о семье, фотографии города, художественная литература. Наглядная информация для родителей оформлена в виде консультаций.

        Оптимальный уровень условий в средней группе, воспитатели Потехина С.В., Масленникова Е.А.

У педагогов уголок по нравственно-патриотическому воспитанию полностью соответствовал критериям. Оформлены тематические папки, подобраны иллюстрации по данному направлению, фотографии города, края, России.

Есть русские народный игрушки-фигурки, художественная литература по фольклору, материал для ознакомления с защитниками Отечества. Наглядная информация для родителей оформлена в виде консультаций, папок-передвижек.

Воспитатели старшей группы  Минова Г.А. Сорока К.А.  подготовились к этому смотру-конкурсу основательно. Распечатано очень много информации по данной тематике, присутствуют все разделы, предназначенные для уголков по нравственно-патриотическому воспитанию для старшей группы детского сада. Наглядная информация для родителей оформлена в виде консультаций, папок-передвижек. Воспитатели подготовили проект «Моя Родина-Россия».

Воспитатель старшей группы Минова Г.А. подготовила и провела для детей презентацию «Дети герои Великой Отечественной войны».

    У педагогов подготовительной группы Волковой О.С., Костенко Е.С.,

также отмечается наличие множества альбомов, тематических папок, наборов открыток, иллюстраций. Присутствуют дидактические игры по символике России, Канска. Наглядная информация для родителей оформлена в виде консультаций, папок-передвижек.

     

      Правильно организованная среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

    Воспитатели 2 младшей группы  Богданова Л.А., Романенко А.А., заняли  1место в смотре- конкурсе.

    Воспитатели старшей группы Минова Г.А., Сорока К.А. заняли 2 место в смотре конкурсе.

Воспитатели средней группы Потехина С.В., Масленникова Е.А., заняли 3 место в смотре – конкурсе.

Воспитатели подготовительной группы Волкова О.С., Костенко Е.С., получили Благодарственное письмо за участие в смотре- конкурсе.

IV. Итоги оперативного контроля по теме: проверка календарно-тематических планов педагогов «Планирование работы по патриотическому воспитанию»

Тематический  контроль был осуществлен в 4 группах детского сада, осуществлялась тематическая проверка по следующим направлениям:

•        наблюдение педагогического процесса;

•        оценка профессиональных умений воспитателя;

•        анализ средовых условий в группе;

•        наличие и анализ планирования воспитательно-образовательного процесса;

•        анкетирование педагогов;

•        оценка форм взаимодействия с родителями воспитанников по данной проблеме.

Во всех возрастных группах педагогами проведена большая работа по

данному направлению:

•собран обширный материал по данной теме (книги, иллюстрации, карты,

альбомы, картотеки, тематические папки, художественная литература,

портреты известных людей, защитников города, края и т.п.);

•с детьми проведено: НОД, беседы, экскурсии, чтение художественной

литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание

иллюстраций, картин;

•организована работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации,

•наглядная информация, проведены совместные мероприятия (экскурсии к

памятным местам города, тематические беседы);

•родители привлекались к изготовлению тематических папок, альбомов, рисунков, поделок, созданию фоторепортажей о семейных походах к достопримечательностям города, края.

Во второй младшей группе педагогами запланировано проведение

непосредственно-образовательной деятельности по художественно-

эстетическому развитию «Цветок ко дню рождения детского сада», по социально- коммуникативному развитию «Все начинается с детского сада». В совместной деятельности педагога и детей выделены дидактическая игра «Как Хрюша поздравлял детский сад», сюжетно-ролевая игра «Семья», беседа «Кто работает в детском саду», чтение стихов о ближайшем окружении. Самостоятельно детям предложено рассматривание альбома «Наш детский сад», сюжетно-ролевая игра «Мы собираемся в детский сад». Во взаимодействии с родителями запланирован конкурс «Веселый праздничный букет», стендовая консультация «Патриотическое воспитание» и информация-поздравление «С днем рождения, любимый детский сад!»

В средней группе педагогами запланировано проведение непосредственно-

образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию

«Моя семья», по речевому развитию «Составление рассказа по картинке

«Семья», по художественно-эстетическому развитию «Рисование матрешки». В совместной деятельности педагога и детей выделены сюжетно-ролевая игра «Семья», чтение пословиц и поговорок о семье, словесная игра «Посиделки»

 (о русских народных традициях), беседа о правах граждан. Самостоятельно детям предложено рассматривание иллюстраций о городе. Индивидуальная работа по закреплению понятий – внук, брат, сын и повторению домашнего адреса. Во взаимодействии с родителями запланирована выставка «Мир женских увлечений», совместное детско-родительское творчество «Наша улица вечером», предложение для родителей сходить к памятнику на площади Коростелева.

В старшей группе педагогами запланировано проведение непосредственно-

образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию

«Наши защитники», по речевому развитию «Наша Армия», по художественно- эстетическому развитию «Воздушный парад». В совместной деятельности педагога и детей выделены дидактическая игра «Наша Родина», беседа «Военные профессии», ситуация на общение «Где служили наши папы», составление рассказов. Самостоятельно детям предложено рассматривание иллюстраций о дне защитника Отечества. По индивидуальной работе можно отметить занятие по конструированию «Самолет». Во взаимодействии с родителями запланировано заучивание стихотворения «Моя Родина», выставка «Солдатушки, бравые ребятушки», изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Моряки».

В подготовительной группе педагогами запланировано проведение

непосредственно-образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию «Я – гражданин России», речевому развитию

«Российская символика» и «Что мы расскажем гостям о своей стране», по

художественно-эстетическому развитию «Флаг Росси». В совместной

деятельности педагога и детей выделены беседы «Вежливая семья», «Семейные традиции», «Как помочь заболевшей маме», составление рассказов по картине «Моя семья». Самостоятельно детям предложена театрализованная игра «Мы – защитники девочек» и сюжетно-ролевая игра «Семья». Во взаимодействии с родителями запланировано предложить заучивание пословиц и поговорок о семье, наглядная информация «Моя семья - спортивная семья».

Вывод:

Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию проводится систематически, в соответствии с календарно – тематическим планированием , воспитатели организуют работу по данным темам с детьми в различных видах деятельности, используя различные формы организации (беседа, д/и, ООД, с/р игры, чтение х/л  и т.д.).

Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ (Центра Гражданско – патриотического воспитания) показал положительную динамику развития. В группах собран большой объем наглядного материала для ознакомления с национальной культурой, традициями и обычаями русского народа; в оформлении Центра Гражданско – патриотического воспитания используются продукты детской деятельности, макеты, при сотрудничестве с родителями подобран материал по темам: «Природа России», «Родной город – Канск».

V. Педагоги презентовали памятки для родителей по патриотическому воспитанию.

Рефлексия «Всё в наших руках»

У вас на столах лежит куб. На основании проведенной игры, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании патриотических чувств у дошкольников.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел дока-зать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? ». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!

Проект решения педагогического совета:

1. Продолжить работу по патриотическому воспитанию детей. Постоянно. Ответственные воспитатели групп.

2. Запланировать и провести патриотические акции с участием родителей воспитанников до 8 мая.

Ответственные: старший воспитатель, воспитатели групп.

3. К Дню Победы оформить группы, коридоры, окна, музыкальный зал в соответствии с тематикой в едином стиле до 18 апреля.

Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.

4. Разместить информацию для родителей в информационных уголках и сайте ДОУ.

Ответственные: воспитатели групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Протокол педагогического совета №1 «Установочный» Заседания педагогического совета МКДОУ Детский сад №196 «Подснежник» от 26.08.2017г.

1Анализ летней оздоровительной работы ДОУ.2 Задачи и мероприятия работы ДОУ на новый учебный год.Утверждение годового плана, распорядка дня, расписание НОД. 3 Организация образовательного процесс...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....