Эмоциональное благополучие детей раннего возраста
материал
Выступление на районном семинаре руководителей дошкольных образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_blagopoluchie_detey_.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное благополучие детей раннего возраста.
Одной из базовых задач ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Целью периода адаптации является создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Перед педагогами стоят следующие задачи:
1. Создать в группе эмоционально – положительную атмосферу;
2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями;
3. Создать для детей атмосферу психологического комфорта;
4. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
Организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа воспитателя и педагогов-специалистов.
Важность взаимодействия с семьями воспитанников подчеркивает ФГОС ДО, называя одним из основных принципов дошкольного образования сотрудничество Организации с семьей. В адаптационный период родители ознакомились с информацией на темы «Первые дни в детском саду», «Особенности адаптационного периода», «Какие игрушки нужны детям», «Об эмоциях раннего возраста», а так же могли получить ответы на интересующие их вопросы.
При работе с детьми раннего возраста мы широко используем элементы телесной терапии: берем малыша на руки, обнимаем, поглаживаем. Организуем утреннюю гимнастику, которая позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Во время приёма пищи дети приглашаются к столу, учатся правильно садиться за стол, пользоваться приборами, совершенствуются навыки самообслуживания.
Оптимальной формой организации детей считаются совместные игры и занятия, основные задачи которых заключаются в следующем:
- привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров;
- налаживать доброжелательные отношения между детьми;
- обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Эти задачи решаются в процессе проведения разнообразных игр, среди которых наиболее эффективными являются: пальчиковые игры, адаптационные игры, дидактические игры, игры с водой и песком, игры – драматизации. Ежедневно организуем в группе адаптационные игры («Сәпәкәй», «Беҙҙең бесәй кес кенә», «Йомшаҡ ҡуян»), способствующие сближению детей, воспитывающие доверительное отношение к сверстникам, дающие заряд положительных эмоций. В этих играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия, радуются выполненным движениям.
Особое внимание и индивидуальный подход уделяется робким, застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми («Бармактар менән уйындар», «Минең ғаиләм»), они увлекают малышей и приносят им пользу. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук.
Трудно переоценить значение первых предметных игр малышей с матрешками, пирамидами, кольцами, втулками, шариками. Предметная деятельность имеет исключительное значение для формирования важных качеств личности: развивается умение собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков. С помощью игрушек, подобранных по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, обращаем внимание на выполнение задачи на соотнесение, группировку, сортировку.
В работе с детьми раннего возраста большое место занимают дидактические игры: игры вкладыши, игры на звукоподражание «На птичьем дворе», «Какие звуки издают домашние животные», словесные дидактические игры «Кто что ест», «Кто что делает», сюжетно-ролевые игры «Уложи спать Салиму», «Накорми Салиму», настольно-печатные игры «Большие и маленькие», «Собери картинку». Для расширения кругозора детей используем художественное чтение, рассказывание сказок, рассматривание картин, иллюстраций. Дети учатся реагировать на интонацию при чтении литературы, выражают свои эмоции на новые картинки. Стихи, потешки, песенки, образные слова представляют собой ту ценную речевую среду, которая обогащает представления об окружающем мире и воспитывает эмоциональное отношение к нему.
В период адаптации ведется наблюдение за каждым ребенком, заполняются адаптационные карты детей, анализируется процесс прохождения адаптационного периода каждым ребенком индивидуально.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального развития детей раннего возраста.
И в заключении, хотелось бы обратить ваше внимание на игры с песком. Наблюдая за играми детей, я заметила, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Поэтому чудесные свойства песка я стараюсь использовать на протяжении всего срока реализации программы ДО. Например, в старшем возрасте мы используем песок для ознакомления с башкирскими народными легендами из хрестоматии «Башкортостан - гульбустан». К примеру, для детей подготовительной группы сняли легенду «Ай кызы».
Таким образом, можно сказать, что эмоциональное благополучие для ребенка, все равно что для ростка свет, тепло, влага, удобрение… Чтобы нормально расти, ребенку нужна: любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.
Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эм...
Консультация из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей раннего возраста»
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте, является важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. В семье ребенок должен получить первые эмоции, свя...
Консультация из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей раннего возраста»
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте, является важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. В семье ребенок должен получить первые эмоции, свя...
Картотека игр на обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста
Картотека содержит набор подвижных и пальчиковых игр, которые рекомендуются проводить в период адаптации....
Проект «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами»
Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувство...
эмоциональное благополучие детей раннего возраста в период адаптации
большую роль в адаптациооный период оказывает игра....