Экологическое воспитание в детском саду: слагаемые успеха
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Теоретический семинар
«Экологическое воспитание в детском саду:
слагаемые успеха»
(из опыта работы)
"Необходим новый уровень экологического знания людей. На всем пути воспитания и обучения человека - от детского сада до вузов - экологические знания должны иметь высший приоритет".
/ А.Яблоков, академик РАН /
В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного
возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что детиусваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. На мой взгляд, приоритетной должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе. Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - вот основа экологической воспитанности.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели скворца, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду №10 "Чебурашка" г. Янаул. За много лет здесь создана целостная система экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленная на решение следующих задач:
- Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
- Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
- Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
- Создание условий /материальная база, экологизация развивающей среды, программное обеспечение /.
- Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
- Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
- Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
- Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
- Установление преемственности со школой и центром внешкольной работы, связь с социокультурными учреждениями города в области экологического воспитания.
Хочется остановиться на двух условиях успешности экологического воспитания. Во-первых, практика показала важность интеграции экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными словами, экологизации воспитательно-образовательной работы.
Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка. Чтобы помочь педагогам оценить возможности и преимущества интегрированного подхода, был проведен педсовет в форме деловой игры "Интеграция: за и против", разработана таблица-схема установления интегративных связей в процессе формирования экологической культуры. Конкурс-фестиваль занятий помог педагогам осознать сущность интеграции, улучшить координацию работы воспитателей групп и узких специалистов, пополнить " банк методических идей". Что же это в итоге дает?
Крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе воспитатель знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 елочек и 6 снегирей. Дети сосчитали, сколько елочек, сколько снегирей. На вопрос воспитателя: "Что нужно сделать, чтобы елочек и снегирей стало поровну?" - ответили: "Пусть прилетит еще один снегирь, и будет поровну, по 7". "А еще как?" - спрашивает воспитатель. И тут Алеша Зырянов говорит: "А больше никак, потому что елочки рубить нельзя!". Воспитатель потом говорила, что испытала чувство вины за то, что не учла воспитательное воздействие наглядного материала и чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало. Это побуждает педагогов использовать все возможности экологизации подпроцесса.
Во-вторых, комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
Региональный компонент предполагает:
- знакомство с природным ландшафтом города и края, географическими и климатическими особенностями / экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/;
- знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и края;
- знакомство с русской культурой, обычаями, традициями / через выставочный зал, музей, тематические занятия /.
Педагогами детского сада определено содержание регионального компонента по всем возрастным группам. Ведется постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями города и края. Разработаны маршруты в природу: на луг, в парк Победы.. Силами сотрудников и родителей создан мини-музей Башкирского края.
Тематика занятий с детьми варьируется с учетом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребенком себя как субъекта природы.
В работе с детьми используем разнообразные формы сотрудничая с родителями, школой, библиотекой, центром внешкольной работы. Доброй традицией стало ежегодное проведение экологического месячника. В это время ведется всесторонняя углубленная работа по теме. Формы планирования различные: "Путешествие в город Природоград", "Осенний калейдоскоп", "Природа, Родина и мы". Каждый раз проведение месячника - праздник для детей и взрослых, возможность новых находок и открытий, радость творчества. Педагогами детского сада разработана природоохранная акция "Зернышко", ресурсосберегающие акции "Электролучик", "Капелька", проекты "Клумба в конверте", "Зеленый дом". Дошколята проявили инициативу и активность в очистке уголка бора от мусора, предложили поставить там экологический знак. Апробирована такая форма работы как экологические прогулки. Проводятся они 1 раз в неделю экологом и воспитателем каждой группы.
Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада и микрорайона. Любование природой, развитие чувства прекрасного, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать как можно больше о. своей малой родине - вот задачи факультативного курса "Экологические прогулки", разработанного для детей 4-7 лет на основе рекомендаций Т. Шпотовой. Хочется отметить, что общение с природой педагоги стараются начинать не с запретов и рассказов о негативных последствиях в случае их нарушения. Они предлагают ребятам образец поведения: так можно и нужно делать. И дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда "станут большими", а сегодня, сейчас. А яркость впечатлений, эмоциональная окраска встреч с природой развивает способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность, вызывает желание отразить свои впечатления в творчестве. Вот тогда рождаются рукописные книги с рассказами и рисунками детей и родителей: "Что в природе самое красивое", "Книга добрых дел", "Наши домашние любимцы", оформляются выставки. Выпускаются экологические стенгазеты.
Воспитательные возможности местных условий поистине неисчерпаемы. Не могу не сказать, что в детском саду есть уникальный уголок живой природы- экологический блок. Он неизменно вызывает восторг от непосредственного общения с животными и у детей, и у взрослых.
Воспитатели составляют перспективные планы, куда включают конкретные формы работы, направленные на воспитание экологической культуры. Совместная целенаправленная работа воспитателями в повседневной жизни, помогает подвести ребят к осознанию самоценности всего живого, расширять кругозор
Совместные походы и праздники, объединили педагогов, детей и родителей в большую дружную семью, и это - еще одно из слагаемых успеха экологического воспитания.
"Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина",- писал В.А.Сухомлинский. В детском саду №10 "Чебурашка" педагоги стремятся достичь этого. Ведь впереди у нас новые поиски, новые открытия, новые ребята-дошколята, которые навсегда запомнят нехитрый закон доброты:
Давайте любить все живое,
Ведь это чудесно, ребята!
Чтоб птицы дружили с тобой и со мною,
Чтоб ежик свой нос любопытный не прятал,
Бежал по тропинке жучок без помех,
И белки доверчивы были,
Нам "нужно всегда быть в ответе за тех,
Кого мы к себе приручили".
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.
Прилагаю план проведения тематической недели “Моя Родина – Янаул”
Понедельник.
Тема: “Рождение города”
Содержание работы: беседы, занятие “Я живу в Янауле”, экскурсия по улицам города, экскурсия в краеведческий музей.
Домашнее задание:
- узнать у родителей, на какой улице живёт семья;
- почему улица так называется;
- что было на ней раньше.
Вторник.
Тема: “Город - труженик”
Содержание работы: дидактические игры “Кто где работает”, “Кому что нужно”, тематические занятия, встречи с людьми разных профессий.
Домашнее задание:
- рисунок “Кем я буду”;
- узнать, где работают родители.
Среда.
Тема “Город и природа”.
Содержание работы: экскурсия на участок станции юных натуралистов, оформление коллажа “Кто, кроме людей, живет в городе Янаул?”, занятия природоведческого содержания, в библиотеке - викторина “Природа Янаула”.
Домашнее задание:
- расскажи, каких насекомых и птиц ты видел во дворе во время прогулки.
Четверг.
Тема: “Экология нашего города”
Содержание работы: экологическая прогулка, акция “Сделаем город чище” (совместно с родителями), проведение опытов по определению чистоты воздуха в разных местах участка и улицы.
Домашнее задание:
- Придумай и нарисуй вместе с родителями экологическую листовку.
Пятница.
Тема: “Праздник нашего города”
Содержание работы: экскурсия в “Детский парк”, экологическая акция “Цветущий Янаул” (посадка цветов и кустарников на территории детского сада).
Домашнее задание:
-сочинение «Мой город» (с родителями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду № 11
Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....
Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.
В этом докладе изложен мой опыт работы по экологическому воспитанию , представлены формы и методы работы с детьми и их родителями....
Экологическое воспитание в детском саду
Доклад для родительского собрания...
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....
Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.
Материал содержит практический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание различных видов детской деятельности, формы и методы работы ...
- Мне нравится (1)