Семинар-практикум для педагогов "Стили воспитания в семье"
материал
«Влияние семейного воспитания на личность ребенка. Проблемы семейного воспитания и пути их решения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_vospitniya_v_seme.docx | 272.26 КБ |
stili_vospitaniya_v_seme.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Рябинка»
Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Влияние семейного воспитания на личность ребенка. Проблемы семейного воспитания и пути их решения.»
Подготовила: Лопарева Юлия Петровна, воспитатель
Дата проведения: 02.06.2020
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни.
В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях:
• как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
• как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,
• как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств;
• как старший друг и советчик, которому можно доверять.
Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.
В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили:
- авторитарный(диктатура);
- попустительский (невмешательство);
- демократический (сотрудничество);
- гиперопека.
Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.
Авторитарный стиль
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
Последствия: в подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», так как все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
Характерными чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант - развитие слабой жизненной позиции:
- потеря чувства собственного достоинства;
- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
- потеря собственных желаний («чего же Яхочу?»).
2 вариант - развитие деспотической личности:
- ненависть к родителям;
- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
- повышенная агрессивность и конфликтность.
Рекомендации:
- Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить: «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
- Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
- Не подслушивать телефонные разговоры. Необходимо оставлять за ребенком право выбора друзей, одежды, музыки и т.д.
- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
- Станьте терпимее к недостаткам ребенка. Замечайте, как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.
Попустительский стиль
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает ребенку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Последствия:
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант - свободный, но безучастный:
- самостоятельность;
- неспособность к близости и привязанности;
- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»);
- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
- мало «душевного тепла».
2 вариант - личность «без тормозов» и «без запретов»:
- хамство и вседозволенность;
- воровство, враньё, распущенность;
- безответственность, не умение «держать слова».
Рекомендации:
Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь ребенка.
Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
Гиперопека
В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.
В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком.Однако, именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности. В подростковом возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто «срываются» и «восстают» против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.
Последствия:
При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант - «домашний деспот»:
- требовательность и нетерпимость к желаниям других;
- избалованность и капризность, эгоизм;
- манипулирование окружающими;
- высокомерие и надменность;
- своенравность.
2 вариант - зависимая личность:
- безынициативность, беспомощность;
- пасует перед трудностями;
- зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;
- с трудом контактируют со сверстниками.
Рекомендации:
Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.
Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.
Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы.
Стимулируйте общение со сверстниками.
Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.
Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.
Демократический стиль
При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.
Основные характеристики этого стиля:
-взаимоприятие;
-взаимоориентация.
Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:
-активно-положительное отношение к ребенку;
-адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
-им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
- умение прогнозировать развитие личности ребенка.
Последствия:
При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:
Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
Инициативность и целеустремленность.
Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
Способность договариваться, находить компромиссные решения.
Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
Рекомендации:
Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими! Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Задачи: - Познакомить с понятием «Стили семейного воспитания »; - Помочь родителям осознать, как стили семейного воспитания влияют на развитие личности ребёнка; - Содействовать формированию сотрудничества семьи и детского сада в процессе воспитания детей.
«Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Пишут о строгости и о такте, Что благо, а что для учебы враг. Твердят, что воспитывать надо так-то, А вот по-иному нельзя никак! Нет, беды не сами собой являются, Хотите вы этого, не хотите ли, И дети с пороками не рождаются, А плюсов и минусов набираются Все чаще от мудрых своих родителей…»
Актуальность: Традиционно главным институтом воспитания является семья . То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Проблемы воспитания детей в семье - это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. Этот вопрос занимает умы ученых, педагогов, психологов, вызывая споры и разногласия. Бытовые баталии перерастают в научные конференции. Строгость или мягкость? Авторитаризм или попустительство? В сторонниках того или иного типа воспитания нехватки не наблюдается. А дети продолжают теряться в догадках - как же все-таки себя вести, чтобы быть хорошим в глазах родителей, и чего ожидать в следующий момент от этих непонятных взрослых?
Позиция родителей: Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Проще говоря – как получится. А как же получается? Проблема: Конечно, воспитание не может быть хаотичным и бессистемным. И в связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Четыре стиля воспитания детей: Диктат Гиперопека Невмешательство Сотрудничество
Что же такое «Стили семейного воспитания»? - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на него, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.
Индифферентный тип семейного воспитания (в различных источниках встречаются термины « гипоопека », «безразличный тип») - низкий уровень контроля; - холодные отношения; - для детей нет никаких ограничений; - родители безразличны к потребностям ребенка; - родители закрыты для общения. Как вы думаете, каким вырастет ребенок в данной семье?
В результате дети, как правило, не имеют собственного мнения; любят хвастаться; не умеют искренне сочувствовать и сопереживать; не любят ни умственный, ни физический труд ; склонны к проблемному поведению.
2) Либеральный тип семейного воспитания (или попустительский) уровень контроля низкий, но отношения теплые; руководящая роль родителей незначительна; высоко ценят личность ребенка; легко общаются с ребенком, доверяют ему; нет запретов и ограничений. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? На сколько разумно он этой свободой воспользуется?
В результате не формируется самостоятельное, ответственное поведения в обществе; дети конфликтуют с теми, кто не потакает им; не способны учитывать интересы других людей; не готовы к ограничениям и ответственности; дети чувствуют страх и неуверенность.
3) Авторитарный тип семейного воспитания (в разных источниках встречаются еще такие названия, как «автократический», «диктат», «доминирование») высокий уровень контроля; холодные отношения ; родители подавляют инициативу ребенка; жесткое руководство и контроль; используют физические наказания; дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Каким будет этот ребенок?
В результате: «Крах» личности ребенка; пассивность и зависимость детей; неуправляемость и агрессивность; ощущение психологического неблагополучия.
4) Гиперопека в семье удовлетворение всех потребностей ребенка; ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей; концентрируют свое внимание только на ребенке. В чем вы видите его плюсы? В чем состоят минусы? Каким вырастет ребенок в такой семье?
В результате: - чрезмерное преувеличение собственной значимости у детей; формирование у ребенка тревожности, беспомощности; запаздывание социальной зрелости; нервные срывы в переходном возрасте.
5) Хаотический стиль (непоследовательное руководство) отсутствие единого подхода к воспитанию; нет определенных, конкретных требований к ребенку; наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. Что вы можете сказать о возможных последствиях в развитии ребенка при наличии подобной ситуации в семье?
В результате: тревожность и неуверенность в себе; импульсивность, агрессивность и неуправляемость; социальная дезадаптация ; не формируется самоконтроль и чувство ответственности; незрелость суждений; заниженная самооценка ребенка .
6) Авторитетное воспитание (в различных источниках встречаются термины «гармоничный стиль», «демократический стиль», «сотрудничество») теплые отношения и высокий уровень контроля; родители признают автономию своих детей; взаимное уважение и доверие; родители открыты для общения. Так как же нужно воспитывать детей?
Подведем итог: Именно от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит характер становления личности ребенка и в дальнейшем его судьба. При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
Как педагог может выявить, какой стиль воспитания ребенка преобладает в семье? Наблюдение за поведением родителей Наблюдение за поведением детей Анкетирование Личная беседа с родителями Опрос родителей по проблеме воспитания детей Специальные тесты Родительское собрание
Как педагог может повлиять на родителей: изменить ситуацию? Тематические консультации для родителей Родительское собрание (с постановкой темы, проблемы) Тренинги, игры, развлечения, акции, семинары и т.д (формы взаимодействия с родителями, способствующие сплочению ребенка и родителя) Личная беседа воспитателя с родителями Памятки, листовки, индивидуальное домашнее задание. Встреча с педагогом-психологом
Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте, Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьёз Даже если они провинились, Ничего нет дороже слёз, Что с ресничек родных скатились… Как же будете вы хотеть В это время опять вернуться, Чтоб им маленьким песню спеть, Щёчки нежной губами коснуться. И пока в доме детский смех, От игрушек некуда деться Вы на свете счастливее всех Берегите ж, пожалуйста, детство!
Список литературы: Антонов , А.И. Социология семьи / А.И. Антонов.ИНФРА -М –Москва, 2007 –640 с Воронкова, Е.С. Индивидуалистические ориентации ценностей сферы современной молодежи / Е.С. Воронкова//Система ценностей современного общества. –2012.–No23. –С. 271–275 . Горленко , В.П. Семьеведение . Типология семей / В.П. Горленко. –Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. –48 с Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш . пед . учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007 5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. 6 . / konsultacii / sovety-pedagoga-psihologa /65-stili-semejnogo-vospitaniya
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Телевидение в жизни семьи и ребёнка"
В ходе этого семинара-практикума педагоги вместе с родителями разбираются с вопросом: Телевидение в жизни ребенка-хорошо или плохо?...
Семинар- практикум Формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.
Гимнастика для глаз как здоровье сберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста....
Семинар - практикум для родителей средней группы "Здоровая семья -здоровый малыш!"
Обогащать занания родителей о укреплении и сохранении здоровья детей....
Семинар-практикум для родителей "Все начинается с семьи"
Цель: расширить и обобщить у родителей представления о семье, её традициях и ценностях...
Семинар - практикум с родителями "Здоровый ребенок - счастливая семья" Автор: Бойко М.В.
Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях....
Семинар-практикум «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Цель: рассказать о речевых нарушениях у детей, уточнить цели коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, познакомить с содержанием коррекционной работы; знакомить с правильным выполнени...