Дополнительная программа "АБВГДЙка"
рабочая программа (подготовительная группа)

Ниязова Ольга Маскимовна

Дополнительная общеобразовательная программа

Социально- гуманитарной  направленности «АБВГДЕЙКА»

Возраст обучающихся: 5 -7 лет

Срок реализации: 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dop_abvgdeyka.docx101.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

Принята на заседании    

Педагогического совета

От «__» ________20_г.

Приказ №________

Утверждаю

И. О. заведующей МБДОУ «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

От __________

Приказ №

______________      Т.А. Волкова

Дополнительная общеобразовательная программа

Социально- гуманитарной  направленности «АБВГДЕЙКА»

Возраст обучающихся: 5 -7 лет

Срок реализации: 1 год 

Уровень реализации –   базовый

                                 

 

                                                                                                   Разработчик: Ниязова О.М.

Педагог дополнительного

образования  

Панаевск

2022 г

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I «Комплекс основных  характеристик образования условий, включающий формы, планируемые результаты»

  1. Пояснительная записка ;

1.2.Цель и задачи;

          1.3.Содержание программы;    

     1.4.Планируемые результаты;

 Раздел II «Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации»

  1. Календарный учебный график;
  2. Условия реализации программы;

      1.3.Форма аттестации;

      1.4 Оценочные материалы;

      1.5.Методические материалы;

           1.6.Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;

       1.7.Список литературы;

 

Раздел 1

     «Комплекс основных характеристик образования условий, включающий формы, планируемые результаты»

1.1.Пояснительная записка

Введение предшкольного образования направлено на создание более благоприятных условий для полноценного развития детей, качественной подготовки их к обучению в школе, благополучие семьи.

Готовность к школьному обучению рассматривается как два основных блока: общая готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальная и специальная, состоящая из подготовки детей к усвоению курса начальной школы. Новый социальный статус предъявляет серьёзные требования к физическому и психическому здоровью ребёнка. Уровень готовности ребёнка к усвоению социальных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой начального обучения достаточно высок, но может быть достигнут при взаимодействии трёх звеньев государственной системы общего образования: дошкольной, предшкольной и начальной школьной.

Программа разработана в соответствии с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов  воспитанников, имеет социально – гуманитарную направленность. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования с нормативно – правовой документацией:

Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

Санитарными правилами «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.3648 - 20 и санитарными правилами и нормами 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» от 18.11.2015 года № 09-3242;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.10.2018 года № 196;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Локальные акты;

Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 146».

Актуальность программы: Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально - волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД) (уметь анализировать объект, выделять признаки предмета; рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию объектов; строить речевое высказывание в устной форме и др.), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Данная программа направлена на подготовку детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Программа предполагает работу  детей в возрасте 5-6 лет по  разделам: «Лексика», «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь». Для детей 6-7 лет - разделы  «Звуко-буквенный анализ», «Дифференциация звуков», «Графическое изображение букв», « Чтение слогов, слов»

 Возрастные особенности детей 5-7 лет

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7—10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько выше, чем у детей шестого года жизни. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.

Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека — расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро—день—вечер—ночь; вчера- сегодня—завтра—раньше—позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно ориентацию в пространстве и на плоскости: слева—направо, вверху—внизу, впереди—сзади, близко—далеко, выше—ниже и т. д.

Расширяется общий кругозор детей. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении луны, солнца, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.

Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверю!: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей. Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельностиРазвивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется оценкой его взрослого.

В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Программа рассчитана на 8 месяцев.

Образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе по обучению грамоте «А,Б,В,Г.ДЕЙКА»  осуществляется во вторую половину дня, Режим обучения: 2 занятия в неделю, в месяц - 8 занятия, год – 64 занятий. Занятия начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Академический час составляет 25 минут - для детей в возрасте 5-6 лет, 30 минут- для детей в возрасте 6-7 лет.

Форма обучения – очная Занятия проводятся с детьми по подгруппам (8 - 10 человек).

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группу одного возраста: 5-6 лет и 6-7 лет.

Режим периодичность и продолжительность занятий

Возрастная группа

Общее количество учебных часов

Длительность занятий

Форма организации

Срок реализации

 

6-7 лет

Год

Месяц

Неделя

64

 

 8  

 2  

30 минут

Групповая,

подгрупповая, индивидуальная

1 год

5- 6 лет

64

8

2

25 минут

Отличительные особенности программы: Организованная образовательная деятельность (ООД) – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну «Грамота», которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое, предполагает использование современных технологий развивающего обучения, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Первоначальное обучение чтению идёт через письмо, срисовыванию с образца, печатания букв, слогов. Внутри каждого конспекта ООД есть два варианта заданий: для более подготовленных и успешных детей и для детей, которые к началу обучения показывают ещё низкий уровень знаний и умений, то есть достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип дифференцированного подхода. Содержание программы по обучению грамоте планируется на принятой в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Особенность данной программы: занятия происходят не в традиционной форме, а в игровой и знакомство со звуками и буквами происходит по отдельно взятым блокам:

  • Первый блок- гласные А, О, У, Э, Ы, И;
  • Второй блок- звуки и буквы М, Н, Р, Л;
  • Третий блок –тренировочный, чтение слогов;
  • Четвёртый – дифференциация согласных Г-_К, В_-Ф, Д-_Т, Б_-П, Х, Ц, Ж_-Ш, Ч_-Щ;
  • Пятый- работа со слоговыми таблицами, чтение слов, предложений;

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов.  Данная программа охватывает, кроме речевого развития и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную.

1.2 Цели и задачи программы

 Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного возраста.

 Программа решает следующие задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с буквами русского алфавита;

- закрепить понятие «звук», «буква», «слово»;

 - учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями;

 - учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова);

- расширять словарный запас детей;

- формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинке.

Развивающие:

- развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний;

-Развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение;

- развивать интерес к занятиям по обучению грамоте;

- развивать коммуникативную, регулятивную функции речи;

- развивать мелкую моторику;

- приобщать детей к художественной литературе.

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;

-воспитывать культуру речи;

          -воспитывать нравственные качества: терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

  - Способствовать сохранению здоровья, обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;

 

1.3. Содержание программы

  Учебно-тематический план:

Период обучения 2022-2023 учебный год. Возраст воспитанников 6-7 лет

Название раздела, темы

       Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

 «Выявление уровня развития звуко-буквенного анализа»

2

2

Первичная диагностика, подгруппа

Знакомство с предложением, словом

3

1

2

 Устный контроль

Слог, односложные слова

2

2

 Устный контроль

Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков

3

1

2

 Дидактическая игра «Третий лишний»

Гласные звук и буква А,О,Ы,И

2

2

   Тест

Гласные звук и буква У,Э

2

2

 Тест

 Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. АО,АИ, ИУ Закрепление пройденного материала

 3

3

 Устный контроль

 Согласные звуки и буквы М,Н,Л,Р

3

1

2

 Штриховка букв, печатание

Чтение слогов МА,МО,МУ,МЫ,МЭ.НА,НО,НУ,НЫ,НЭ

3

1

2

 Слоговой диктант

Чтение слогов ЛА,ЛО,ЛУ,ЛЫ,ЛЭ,РА,РО,РУ,РЭ

3

1

2

 Слоговой диктант

Закрепление пройденного материала

3

3

  Чтение по азбуке

Игра «Два домика»

Дифференциация звуков Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г-К Чтение слогов, предложений.

2

1

1

 Дидактическая  игра «Хлопни, не ошибись!»

Дифференциация звуков  Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д- Т. Чтение слогов, предложений

3

1

2

  Д/И « Кто запомнит больше слов»

Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Буквы В-Ф. Чтение слогов, предложений.

2

1

1

 Дидактическая игра «Магазин» дети определяют первый звук в слове»

Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, предложений.

3

1

2

 Дидактическая игра «Найди пару»

Звуки Б-БЗЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П. Чтение слогов, предложений.

3

1

2

 Дидактическая игра «Подними нужную карточку»

Звуки Х-ХЬ., Ц Буквы Х,Ц Чтение слогов, предложений

2

1

1

 Узнавание графическое изображение букв, в азбуке, на карточках

Звуки и буквы Ж-Ш. Чтение слогов, слов

2

1

1

 Д/И «Назови звук» Штриховка букв, печатание

Звук и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, предложений

2

1

1

 Д/И «Назови звук»

Штриховка букв, печатание

Звуки и буквы И- Й. Чтение слогов,

2

1

1

 Д/И «Назови звук»

Штриховка букв, печатание

Закрепление пройденного. Чтение слогов, слов,

3

1

2

 Настольно- печатная игра  «Буквенное лото»

Алфавит

3

1

2

 Настольно- печатная игра  «Буквенное лото»

Ударение

2

1

1

 Интерактивная игра «Волшебник ударение»

Закрепление пройденного. Чтение слогов, слов, предложений

3

3

 Чтение слогов, слов по азбуке.

Прохождение теста

 Выявление уровня развития звуко- буквенного анализа»

3

3

Итоговая диагностика, индивидуальная

 Всего часов: 64 , из них теории- 17 часов, практики- 47 часов

Учебный план:

Период обучения 2022-2023 учебный год. Возраст воспитанников 5-6  лет

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

Обследование фонематического слуха

2

2

диагностика

Звуки

Мир звуков. Звуки речи

3

1

2

Устный контроль

Словесные игры по ЗКР

2

2

наблюдение

Лексика

Слово

2

1

1

Устный контроль

Слова  длинные-короткие

2

1

1

наблюдение

Слова -друзья

2

1

1

Устный контроль

 Слова -предметы

2

1

1

Устный контроль

 Слова признаки

2

1

1

Устный контроль

Слова -действия

2

1

1

наблюдение

Словами с противоположным значением в

речи

2

1

1

наблюдение

Многозначные словами

2

1

1

наблюдение

Слог. Деление слов на слоги

3

1

2

тест

Закрепление пройденного

2

2

тест

Игры со словами

1

1

наблюдение

Грамматический строй речи

Предложение.

Знакомство

3

1

2

Устный контроль

Однокоренные слова

2

1

1

Устный контроль

Образование слов приставочным и суффиксальным способами

2

1

1

Устный контроль

Предложение. Закрепление

2

2

Тестирование

Звуковой анализ слова

Звуки. Буквы

2

1

1

 Д/и «Назови звук»

«Хлопай, если буква!»

Звуки гласные

3

1

2

Наблюдение,   перфокарты

Звуки согласные

3

1

2

Наблюдение, тестирование

Звуки твёрдые, мягкие

3

1

2

Наблюдение,  перфокарты

Выделение звука в начале слова

2

2

Устный контроль,перфокарты

Выделение звука в конце слова

2

2

Устный контроль

перфокарты

Выделение звука в середине слова

2

2

Устный контроль

Закрепление

2

2

   перфокарты

«Приглашаем в звукоград»

1

1

Наблюдение в игре

Развитие связной устной речи:

 Составление предложений

2

2

наблюдение

Работа с деформированным текстом

2

1

1

Устный контроль

Составление рассказа по опорным словам

2

2

карточки

Составление рассказа по картине

2

1

1

Устный контроль

Пересказ

2

2

Устный контроль

Всего часов: 64 , из них теории- 19 часов, практики- 45 часов

1.4.Планируемые результаты реализации программы для 6-7 лет

 Фонематические процессы:

- выделять начальный гласный звук из состава слов: у – утка; в конце слова;

- анализировать ряд, состоящий из двух-трех гласных (а и у – здесь три звука);

- анализировать и синтезировать слоги обратного типа ГС.

- овладеть умением выделять последний и первый (из слов типа СГС) согласный из слов (без призвука гласного);

- выполнять анализ и синтез прямых слогов типа СГ;

- анализировать и синтезировать односложные слова со стечением согласных в середине слова, двухсложных слов со стечением согласных в середине слова, трехсложных слов;

- выделять ударный звук;

- четко дифференцировать все изученные звуки;

- делить слова на слоги;

- дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и твердые согласные;

Звуковой анализ и синтез:

- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

- дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков, слогов и слов.

- определять место звука в слове.

- преобразовывать слоги и слова путем изменения одного звука (от – ут, лак – бак).

- выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова;

- рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы.

 Грамматический строй речи:

- Составлять рассказа по сюжетной картинке;

-Знать структуру предложения;

 -Уметь называть слова действия, признаки, предметы,

-составлять схему предложения;

- уметь в своей речи использовать слова антонимы, объяснить значение слов;

 1.4  Планируемые результаты по реализации программы для детей 5-6 лет

                                                              Лексика

Выявляются умения:

-активизировать        имена        прилагательные        и        глаголы,        подбирать        точные        по смыслу слова к речевой ситуации;

-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

-понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

-дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Грамматический строй речи 

-образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова - теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;

-образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

-строить сложные предложения разных типов.

Звуковой анализ слова 

  • дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
  • изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
  • подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

  Связная устная речь: 

  • в пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
  • составлять описание, повествование или рассуждение;
  • развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

 Раздел 2

«Комплекс организационно- педагогических условий,

включающий формы аттестации»

1.1 Календарный учебный график;

Содержание

Старший дошкольный возраст

Начало предоставления

образовательной услуги

01.10

Окончание предоставления

образовательной услуги

31.05

Продолжительность одного

занятия образовательной услуги

30 мин—6-7 лет, 25 мин-5-6 лет

Объём недельной нагрузки

образовательной услуги

60 мин – для возраста 6-7 лет, 50 мин -5-6 лет

Продолжительность образовательной услуги за год

64 часа

1 полугодие: (октябрь  – декабрь) – 12  недель,

2 полугодие: (январь – май) – 18 недель

Нерабочие дни

Суббота, воскресенье, праздничные дни

(в соответствии с

календарём на учебный год)

Каникулы

 зимний период – с 28 декабря по 9 января, летний период с 1 июня по 31 августа.

аттестация

промежуточная- 3 неделя декабря,

 итоговая - 4 неделя мая.

                                 1.2 Условия реализации программы

 Материально- техническое обеспечение

Материально-техническая база соответствует требованиям:

- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам

Санитарными правилами «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.3648 - 20 и санитарными правилами и нормами 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

-  правилам пожарной безопасности;

-  охране здоровья воспитанников и охране труда работников ДОУ;

- средства обучения и воспитания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям развития детей.

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении в студии аппликации и конструирования, который находится на втором этаже.

Развивающая предметно-пространственная среда студии соответствует требованиям ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В помещении созданы материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения

Программы;

2) выполнение Организацией требований:

– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

- пожарной безопасности и электробезопасности;

- охране здоровья воспитанников и охране труда работников Организации

Перечень оборудования:

Учебные столы для детей

Стулья

Магнитная доска

Мультимедийный проектор, экран

Ноутбук

                                                     Обеспечение программы

Л.Ю. Бондарева
«Упражнения на каждый день: Обучение грамоте дошкольников и младших школьников»

«Обучение грамоте детей5-7 лет, Методическое пособие, Маханёва М.Д,2017

Дидактическое обеспечение для воспитанника

Портфель будущего первоклассника:

Рабочие листы (индивидуальные)

Цветные карандаши

Ручка, простой карандаш

Тетрадь в крупную  клетку.

Кассы букв и слогов

Буквенный веер

 Демонстрационный материал:

Мольберт

Крупные буквы на магнитах

Предметные картинки

Фишки: зелёная, синяя, красная (на магнитах)

Маркеры: синий, красны, зелёный.

Кадровое обеспечение: занятия проводит  педагог дополнительного образования  Ниязова Ольга Максимовна, среднее  педагогическое образование,  первая квалификационная категория, стаж педагогической работы  42 года.

 

1.3 Формы аттестации

Для контроля знаний воспитанников предусмотрены следующие мероприятия: открытое занятие для родителей; праздник-развлечение для детей «Как хорошо уметь читать», участие в конкурсах, творческие работы, тестирование,   Устный контроль,  наблюдение,  

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, методические разработки, грамоты воспитанников, аналитическая справка, диагностическая карта, фотоматериалы.

 Оценочные материалы: Отчётное занятие в индивидуальной или подгрупповой форме проводится в мае в присутствии родителей. В начале и в конце обучения чтению ( в подготовительной к школе группе промежуточная)проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой строится работа педагога, который  проводится 3  раза в год: начало года, промежуточная и на конец года.

1.4. Оценочный материал Диагностика для 5-6 лет Лексика

1.Методика «Назови, что это?»

Цель: выявление овладения обобщающими словами.  

Оборудование: картинки с изображением: одежды, фруктов, мебели.  

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок и назвать их одним словом (одежда, мебель). Затем взрослый просит ребенка перечислить цветы, птиц и животных. Далее ребенку предлагают отгадать предмет по описанию: «Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт» (яблоко). Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ (морковь); зеленый, длинный, вкусный он соленый,  вкусный он сырой, кто же он такой? (огурец); красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ (помидор).

2.Методика «Кто как двигается?»

Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на Вопросы: Рыба.,. (плавает) Птица.,. (летает). Лошадь ..(скачет). Собака... (бегает) Кошка .. .(крадется, бегает). Лягушка (как двигается?) - прыгает. Бабочка . ..(летает).

3.Методика «Назови животного и его детеныша».

Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.

Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.

Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детёныш - котенок. А это собака, как называется ее детеныш?»

4.Методика «Подбери слово».

Цель: выявление умения подбирать слова, обозначающие качество действия.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать словосочетание и подобрать к нему нужное слово. Например: «Конь бежит. Как? Быстро». Предлагаются следующие словосочетания: ветер дует... (сильно); собака лает... (громко); лодка плывет... (медленно); девочка шепчет... (тихо).

Звуковая культура речи

Задание - Игра №1

«Найди звук» — ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» — сова, роса, сор, рысь, коса.

Задание –Игра №2

Игра «Твёрдый-мягкий» — ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.

Задание 3 Определять количество звуков   в слове.

                                                     Связная речь

Задание 1: Составление предложений по отдельным ситуационным  картинкам ( картинки-действия).

  Для проведения исследования требуются несколько картинок следующего образца:

Девочка сидит на стуле. Мальчик читает книгу. Мальчик ловит рыбу. Девочка катается на коньках (санках).

При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано? Кто (что) это? Что он (она) делает?»

    Задание №2  Игра Расскажи по порядку: Посмотри на картинки и восстанови последовательность. Расставь в пустые квадратики цифры, придумай рассказ и название к нему. 

Задание 3: Составление предложения по трем картинкам (например: бабушка, нитки,

спицы).

Задание 4: Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).

Задание 5: Составление рассказа по серии сюжетных картинок. По трем сюжетным картинкам дети составляли рассказ «Кормушка». Картинки в нужной последовательности  раскладываются перед ребенком, который их внимательно рассматривает исоставляет рассказ по картинкам.
Задание 6: Составление рассказа-описания.

 Инструкция.  Педагог  знакомит детей с каждым условным обозначением,

рассказывает о том, как схема будет помогать составлять рассказ об овощах.

План рассказа: 1.Что это за предмет? 2.Где растет? 3. Какой овощ на вкус?

3.Какой на ощупь? 5. Какой формы овощ? 6. Какого цвета овощ? 7. Что

можно приготовить из овоща?

Оценка: Высокий уровень Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы

Средний Длительные паузы с поиском нужного слова   Недостаточный    

 Низкий  фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие.

Оценочные материалы    6-7 лет

ДИАГНОСТИКА. НАЧАЛО ГОДА для 6-7 лет

Р а з д е л 1.  Фонетика

1.Дифференцирование гласных и согласных звуков.

Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.

П р и м е ч а н и е: возможен другой набор звуков.

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

2. Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.

М а т е р и а л   для анализа: мак - [м],[а],[к]; кит - [к],[и],[т].

П р и м е ч а н и е: предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.

Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.

 3.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.

М а т е р и а л  для анализа:

нос – нёс; мал – мял; вол – вёл;  белка – балка

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие звуки.

Воспитатель предлагает ребёнку поиграть вигру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная.

П р и м е ч а н и е. Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, воспитатель предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого.

5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.

М а т е р и а л   для анализа:

балка – палка;  быль – пыль;  вата – фата;  дом – том

О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.

Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

5. Звуковой анализ слов.

М а т е р и а л   для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.

О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.

Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.

Р а з д е л  2. Грамматический строй языка.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

О б о р у д о в а н и е: сюжетные картинки.

Воспитатель предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из них. Воспитатель предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.

2.Структура предложения. Слова, называющие действия, предметы, признаки; короткие слова (предлоги).

О б о р у д о в а н и е: фишки слов; обозначение точки; схема предложения.

Воспитатель из составленного ребёнком рассказа выбирает предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребёнок составляет схему предложения, объясняя значение каждого слова.

Н а п р и м е р: «Дети играли на красивой поляне».

Р е б ё н о к. Первое слово – дети – отвечает на вопрос «кто?», значит, это слово- предмет, обозначим его условной фишкой.

Второе слово – играют. Дети что делают? Это слово-действие, обозначаем его условной фишкой и т.д.  В конце предложения ставим точку.

СЕРЕДИНА ГОДА

Выявление в середине года промежуточного уровня знаний необходимо для корректировки учебно-тематического планирования и составления индивидуальных программ развития детей, нуждающихся в непосредственной помощи специалиста.

Р а з д е л 1. Фонетика.

1.Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.

О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки; наборное полотно «Здесь живут звуки».

Воспитатель говорит ребёнку, что звуки потерялись, и предлагает ему «расселить» их по домам. Перед ребёнком – схемы дорог к звуковым домикам. Воспитатель произносит звук, ребёнок находит для него домик согласно его обозначению и доказывает, почему этот звук поселился именно в этом домике.

2.Звуковой анализ слов.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки «Волк», «Лиса». Воспитатель предлагает ребёнку назвать каждую картинку и построить «звуковой домик» для данного слова-названия.

3.Деление слов на слоги.

О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов-названий игрушек.

Воспитатель раскладывает игрушки и предлагает ребёнку посетить «магазин игрушек» и купить игрушку в соответствии с её стоимостью (слоговой схемой слова-названия).

4.Ударение.

О б о р у д о в а н и е: игрушки: волк, кукла, барабан и др.; слоговые схемы слов-названий игрушек; «ударный молоточек».

В дополнение к предыдущему заданию ребёнку предлагается определить ударение в слове-названии игрушки.

Р а з д е л 2. Грамматический строй речи.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

О б о р у д о в а н и е: сюжетная картинка «Общая горка».

Ребёнку предъявляют сюжетную картинку «Общая горка» для составления рассказа по вопросам воспитателя:

- Какое время года изображено на картинке?

- Кого ты видишь на картинке?

- Как их зовут?

- Что делает Петя?

- Где находится Вова?

- Какое настроение у детей? Почему?

- Как ты думаешь, о чём они говорят?

2. Составление схемы предложения.

О б о р у д о в а н и е: фишки с обозначением слов; изображение точки; схема предложения.

Воспитатель выбирает из рассказа ребёнка одно предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребёнок моделирует предложение.

КОНЕЦ ГОДА

Р а з д е л 1. Фонетика

Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.

Воспитатель просит назвать:

- гласные звуки в словах сон, мышка, лужа;

- согласные твёрдые в словах мяч, лук, рыба;

- согласные мягкие в словах луч, репа, конь, гусь;

- согласные звонкие в словах зуб, рак, коза;

- согласные глухие в словах фара, стул, мак.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

- все звуки дифференцированы правильно – 3 балла;

- один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла;

- неправильно дифференцированы звуки 2 групп – 1 балл;

- ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов.

Р а з д е л   2. Звуковой анализ слова

Звуковой анализ слов.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.

Дети определяют последовательность звуков в словах шар, хвост, мишка. Воспитатель предлагает преобразовать звуковую схему слова мишка в звуковую схему слова мышка.

К р и т е р и и    о ц е н к и:

- полная правильная схема – 2 балла;

- схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл;

-отсутствие преобразования – 0 баллов.

Р а з д е л  3. Грамматически строй речи

Понимание смысла текста. Пересказ.

Материал: рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». (Читается без названия.)

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в  лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.

Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели боясь пошевелиться.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно… Перед соловушкой… - тихо ответила Лида.

Воспитатель читает рассказ 2-3 раза и предлагает детям:

а) озаглавить рассказ;

б) пересказать его текст;

в) составить схему предложения: «Маленькие девочки пошли в лес».

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный пересказ – 3 балла;

-частичный пересказ (с пропусками, ошибками) – 2 балла;

-пересказ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие пересказа – 0 баллов.

Р а з д е л 4. Лексика.

1.Тематическая группировка слов.

Воспитатель предлагает ребёнку обобщить группу слов: лодка, корабль, катер, пароход (водный транспорт) и т.д.

2. Умение истолковывать значение слов.

Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение слов самолёт, каток.

3. Умение подобрать антоним: весёлый – грустный; день – ночь; медленно – быстро…

4. Понимание случаев многозначности.

Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, что могу обозначать слова кран, лук.

 К р и т е р и и   о ц е н к и:

- полное объяснение – 3 балла;

-частичное объяснение – 2 балла;

- объяснение с помощью воспитателя – 1 балл;

- отсутствие объяснений – 0 баллов.

 

1.5.Методические материалы

Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, формирование художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа строится с учетом основных принципов дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

7) возрастная адекватность образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Формы занятий: игровое занятие,   проблемное занятие, занятия «открытия» нового знания, рефлексия (занятия повторения, закрепления знаний и   выработки умений) комбинированное занятие.  

 В работе используются современные образовательные технологии и широкий спектр форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Совместная деятельность с педагогом

Подгрупповая и индивидуальная

5 – 7 лет

Организованная образовательная деятельность

беседа

Рассматривание

Дидактические игры

игровые ситуации с персонажами театра

Чтение (рассказывание)

Обсуждение

рассказ

рассматривание иллюстраций

досуги

проектная деятельность

методы и приемы

наглядные

словесные

практические

наблюдение рассматривание

чтение, рассказывание, художественное слово

дидактические игры, игровые упражнения, индивидуальные задания. Решение проблемных ситуаций

А также предполагается активное использование современных педагогических технологий: здоровьесберегающие, технология группового обучения, технология проблемного обучения, игровые технологии

 Структура занятия: структурные компоненты занятия достаточно гибкие, взаимозаменяемые:

I. Организационный момент.

1. приветствие.

2. Упражнение – разминка: (пальчиковая игра).

3. игры и упражнения на повторение ранее изученного материала

II. Основная часть.

1.Игры и упражнения (развитие внимания, памяти и т.д)

2.Ознакомление с новым материалом в занимательной форме (презентации, игровые задачи, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, и т.п.)

3.Самостоятельная деятельность детей (раздаточный материал, индивидуальные печатные листы и.т.п)

4.Индивидуальная и дифференцированная работа

5.Игры на закрепление материала

III. Заключительная часть.

1.Рефлексия

  При отборе методов и приемов обучения учитываются не только возрастные возможности, но и особенности и индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.

При разработке занятия педагог внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой программы, согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются структура занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс:  азбука, демонстрационный материал,  раздаточный материал, определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия, при этом учитываются все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для возрастной категории детей.

Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности используются следующие формы организации занятий:

  • Фронтальная работа с демонстрационным материалом
  • Практическая работа
  • Дидактическая игра
  • Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом
  • Моделирование и разрешение проблемных ситуаций
  • Совместная деятельность детей
  • Совместная деятельность взрослого и детей
  • Самостоятельная деятельность.

Педагогические технологии:

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с современными образовательными технологиями:

1.Личностно-ориентированная технология, которая реализуется через психологическую поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательного процесса;.

2.Здоровьесберегающая технология, реализующуюся через организацию динамических пауз, релаксацию, различные виды гимнастик: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую.

3.Игровая технология реализуется через дидактические игры, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.

 4. Информационно-коммуникационная технология, которая применяется:

  • при подготовке и проведении занятий;
  • оформления консультаций для родителей;
  • подбор дополнительного познавательного материала;
  • обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
  • оформление документации, отчётов;
  • создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательного процесса с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

Этапы изучения буквы

Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.

Основное направление:

От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

1. Выделение изучаемого звука из слов.

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

2. Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

3. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

4. Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.

Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.

5. Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).

Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.

6. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

7. Анализ буквы.

Дети определяют следующее:

  • из каких элементов состоит буква;
  • из скольких элементов состоит буква;
  • как расположены эти элементы в пространстве.

Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

  • Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
  • Обведение буквы по трафарету;
  • Обведение буквы по контуру;
  • Запись буквы в воздухе;
  • Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле и др.
  • Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).

Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.

Самостоятельное  написание печатной буквы.

1.6.Список литературы

Л.Ю. Бондарева «Упражнения на каждый день: Обучение грамоте дошкольников и младших школьников», Методическое пособие , Академия Развития ,20084

Маханёва М.Д «Обучение грамоте детей 5-7 лет, Методическое пособие,  Сфера ТЦ Издательство,2022;

                                                                                                       

                                                                                                           

                                                                                                        Приложение № 1

                                                          Табель посещаемости

Месяц ____________________  20__ г.

№ п/п

Ф.И. воспитанника

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Условные обозначения:

+ - воспитанник присутствовал на занятии

Н – воспитанник не посещал занятие

Приложение № 2

Диагностическая карта

дата

Ф.И. ребенка

возраст.

задание

кол – во баллов

  1. Развитие речи и подготовка к обучению чтению

Знаешь ли ты буквы? Умеешь ли читать? (текст для чтения)

Соотнести слово и количество звуков. Диктант.

Составление рассказа (установление последовательности картинок и составление рассказа по ним)

Умение классифицировать предметы

  1. Подготовка к обучению письму

обведи

заштрихуй

нарисуй элемент

напиши букву

Баллы:

3 балла - полностью справился с заданием

2 балла – с заданием справился с небольшими затруднениями

1 балл – с заданием справился с помощью взрослого

0 балл – с заданием не справился

 

  1.  

 

 

 

Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

  • рассказывает с помощью взрослого;
  • перечисляет нарисованное на картинках.
  1. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
  • Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
  • составляет рассказ с помощью взрослого;
  • не справляется с заданием.

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:

Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.

Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.

Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.

Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

 

 

 

 

  1. енку разложить их в последовательности и составить рассказ.
  • Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
  • рассказывает с помощью взрослого;
  • перечисляет нарисованное на картинках.
  1. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
  • Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
  • составляет рассказ с помощью взрослого;
  • не справляется с заданием.

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:

Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.

Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.

Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.

Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

 

 

 

 

Методические материалы:

  Методика работы по программе включает в себя   очную организацию образовательного процесса;

Методы обучения:

Словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение);

Наглядный (наблюдение, демонстрация)

Практический (игры, выполнение заданий, упражнений)

и воспитания  убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация

Формы организации образовательного процесса: Групповая, подгрупповая, индивидуальная

Форма организация учебного занятия: открытое занятие, беседа, праздник, практическое занятие, презентация, проект, соревнование, игра.

Педагогические технологии:

Здоровье сберегающие технологии - зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки, голосовые и дыхательные упражнения, пальчиковая игра, подвижные игры речевого характера, ортопедические минутки,

Личностно ориентированные технологии – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития,

Технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.

Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.

Информационно-коммуникативные технологии - компьютерные программы, интернет.

Игровая технология – это организация образовательного процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).

  Технология развивающего диалога - обсуждение с детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи.

  Алгоритм учебного занятия

Этапы:

 1.Мотивационно-целевой этап - создание проблемной ситуации, а затем – пути её решение.  

2.Организационной этап -  знакомство с темой задачами, планирование деятельности

3. Практический этап -   основной этап, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности.  

5. Рефлексивно-оценочный этап – итог, заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос – «Чему мы учились?».

Структура занятия

Игровой сюжет занятия всегда различен, но структура занятия едина. Начинается   с представления детям изучаемого звука:

•        Представление звука;

•        Соотнесение с каким-нибудь неречевым звуком;

•        Знакомство с артикуляционным укладом при произнесении ;

•         Характеристика звука: Гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий глухой;

•        Выделение звука на слух из ряда звуков, из слов, в дальнейшем-из предложений;

Далее идёт знакомство с буквой:

•        Закрепление образа буквы, которая стилизована (вырисована в какой- нибудь предмет)

•        Сравнение образа изучаемой буквы с ранее изученными буквами, близкими по написанию;

•        Чтение слов и слогов с этой буквой;

•        Применение разных способов чтения;

Список литературы:

Е.Лазарь.  «Экспресс- курс подготовки к школе»: метод. Пособие. Москва: Эксмо, 2016.

И.В. Баскакина, М. И. Лынская. « Звенелочка». Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука З / М.: АЙРИС- пресс,2016.

И.В. Баскакина, М. И. Лынская. «Свистелочка». Логопедические игры. М.: АЙРИС- пресс,2016

Т.А Куликовская. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ М.: Издательство ГНОМ, 2016.

О.С. Гомзак Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей группы/. М.: Издательство ГНОМ, 2017

Л.В.Фирсанова, Е.В Маслова. Игры для развития фонематического слуха «Гласные звуки» ООО, «ТЦ СФЕРА», 2015.

Л. Ю. Бондарева. – Ярославль: Упражнения на каждый день: обучение грамоте дошкольников и младших школьников   Академия развития, 2008. - 287 с.

В.Г. Дмитриева Альбом по развитию навыков чтения. Азбука. Москва: АСТ, 2014.

Н.В.Нищева «Читаем слоги. Составляем слова», МОО «Разум», 2016.

О.Жукова. Прописи «Готовим пальчики к письму» ООО ИЗД АСТ, 2018.

Т. А. Руденко.  Психологическая подготовка к школе «Год до школы от А до Я (сценарии занятий) Генезис, Москва, 2015.