Проектная деятельность в ДОУ
консультация

Павлова Елена Анатольевна

Консультация для воспитателей «Проектная деятельностьв ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Проектная деятельность

в ДОУ»

2021 г.

Содержание образовательной программы «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. Реализации этому также активно способствует педагогическое проектирование.

Проект –  любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом (американский педагог - Ульям Килпатрик).

Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это полный, завершенный цикл продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка), так и группы, или организации.

Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а  на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.

Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.

Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.

Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

Условия, необходимые

для успешной реализации проектной деятельности:

  • Учёт интересов ребёнка.
  • Деятельность без принуждения.
  • Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
  • Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
  • Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
  • Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
  • Совместное с педагогом достижение цели.

Классификация проектов, используемых в практике МДОУ:

  • По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный, парный, групповой и фронтальный)
  • По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);
  • По целевой установке (развитие оздоровительной системы в  МБДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
  • По тематике.

Основные виды проектов, используемых в практике МДОУ:

  • межгрупповые;
  • групповые;  
  • индивидуальные;
  • комплексные.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

1 этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

2 этап – рефлексивно-диагностический (можно отнести к подготовительному):

  • анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Здесь происходит совместное движение взрослых и детей к результату, планирование совместной деятельности.

3 этап – практический:

  • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
  • определение содержания;
  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,
  • обобщение и распространение опыта работы.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

4 этап – заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • определение дальнейших направлений реализации, рассматриваемой в проекте проблемы в  МБДОУ.

Здесь педагог организует выставку проектов. Предлагаются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.

План работы воспитателя по подготовке проекта:

  1. Определить цель проекта.
  2. Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
  3. Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.).
  4. Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).
  5. Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
  6. Предложить домашние задания родителям и детям.
  7. Реализовать проект.
  8. Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка, презентация, смешные истории, зарисовки  и др.)
  9.  Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).

Типы проектов:

  1. исследовательские.
  2. творческие.
  3. ролевые, игровые.
  4. информационно - практико-ориентированные.

  • исследовательские.

Цель -  организация исследования детей по определенной проблеме, сбор информации об объекте, явлении, образе.

Особенности:

  • четкая структура;
  • обозначенность целей;
  • наличие гипотезы;
  • актуальность и социальная значимость содержания для всех участников;
  • комплекс методов получения и обработки информации.

Эффективный способ разработки этих проектов – модель «трех вопросов»:

  • Что мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать ответы детей);
  • Что мы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач проекта (так же можно записать) Когда дети выскажутся, воспитатель уточняет способы сбора информации – Как нам найти ответы на вопросы?
  • Что мы узнали? Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети. 

  • творческие.

Цель: развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, детского праздника); 

Особенности данных проектов:

  • Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату;
  • Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, праздник, концерт, панно и т.д.);
  • Четко продуманную структуру имеет только оформление результата (программа концерта, сценарий постановки или фильма и т.д.);
  • В этих проектах может доминировать определенный вид творчества (изобразительное, музыкальное, художественно-речевое, театральное), а все остальные виды деятельности его обогащают, или все виды творческой деятельности равноправны.

  • ролевые, игровые. 

Цель: имитация социальных или деловых отношений  в различных ситуациях (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

Особенности:  

  • Структура только намечается;
  • Участники берут на себя определенные роли: литературных персонажей, выдуманных героев в придуманных ситуациях;
  • Проекты строятся по принципу развивающейся интриги: дети строят догадки, предположения, прогнозируют результат;
  • Высокая степень творчества;
  • Ведущий вид деятельности – ролево-игровая.

Варианты начала игрового проекта:

  • Исчезновение объекта: пропал Дед мороз, папка с нотами, песня и т.д. Организуется поиск пропавшего объекта (отправляемся в космическое или морское путешествие). В процессе поиска педагог продумывает разнообразные проблемно-игровые ситуации, предлагая детям «игровые позиции» (пришло письмо, выловили из моря бутылку, оказались на острове и пр.).
  • Появление нового объекта (героя): пришел пират, вирус, новая мелодия, нота, сундук с … Организуется выяснение причин появления и анализ объекта, поиск вариантов использования или преобразования (что нам делать с этой мелодией, нотой, сундуком; как его использовать?) Дети в проекте обязательно действуют в соответствии с определенной ролью (моряк, композитор, зайчик, повар)
  • Обыгрывание какого-либо события в жизни детей (праздник, памятная дата, наступление нового сезона). Дети изображают литературных или выдуманных персонажей в проблемных ситуациях, предлагаемых педагогом. Например, в День космонавтики, дети устраивают космическое путешествие, весной можно устроить день птиц, когда дети изображают персонажей, связанных с жизнью птиц…

  • информационно - практико-ориентированные.

Цель: сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Особенности:

  • Четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников;
  • Продуманная структура и организация работы на отдельных этапах «Украшение елки», «Оформление зала (группы)», «Создание экспозиции музея».

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет  усвоить материал программы с высокой прочностью, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.

 Поддерживая детскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении неприятных для маленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое мнение, а мнение, которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего все стороны процесса.

Используя в работе педагогическое проектирование,  реализуется личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...