Классификация методов воспитания
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы воспитания - это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности. Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности. Педагоги применяют эти методы, но не всегда осознанно, т.е. необходимо знакомство педагогов дополнительного образования с классификацией методов воспитания. Опираясь на классификацию Байбородовой Л.В. и Рожкова М.И., мы дополнили ее выявленными во время посещения занятий эффективными педагогическими средствами, способствующими реализации воспитательных задач занятия или урока (см. табл.).
Раскроем подробнее методы воспитания, их некоторые формы и приемы.
- Метод убеждения и самоубеждения предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Логические выводы, сделанные самим ребенком, формируют его собственный комплекс взглядов.
Беседа - обмен знаниями.
Диспут - спор по определенной теме, к которому участники приготовили свои доказательства и аргументы.
Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.
- Метод внушения воздействует на эмоциональную сферу и предполагает формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
- Метод требования формирует волевую сферу. По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны конкретность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двоякого толкования. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.
Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не само требование, а вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Требование-игра доставляет детям удовольствие, при этом дети незаметно для себя выполняют требование педагога.
Приучение применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.
- Упражнение - многократное выполнение требуемых действий: доведение их до автоматизма. Упражнение в учебном процессе как воспитание настойчивости, выдержки и даже целеустремленности присутствует у всех педагогов. Но результат упражнения как метода воспитания - это устойчивые качества личности - навыки и привычки. Проблемное задание помогает проявить устойчивые качества личности в противоречивых ситуациях. Поручение дает возможность формирования положительных привычек.
- Стимулирование - метод, в основе которого лежит формирование у воспитанников осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных формах.
Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки детей.
- Метод мотивации способствует созданию ситуации успеха воспитанников. Презентация, просмотр и анализ также мотивируют детей на лучшее выполнение работ', танца, исполнение номера.
- Метод коррекции поведения направлен на формирование у воспитанников навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей. При использовании метода коррекции поведения создаются условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка ребенка с общепринятыми нормами, самоанализа последствий поступка. Положительный пример — наиболее приемлемый путь к коррекции поведения воспитанников. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль и психологические и педагогические тренинги также способствуют коррекции поведения, тому, что ребенок сам изменяет свое поведение и регулирует свои поступки.
- Анализ деятельности и общения также способствует саморегуляции воспитанников и проводится в форме КТД, коллективного анализа, рефлексии и презентации.
- Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях еще называют методом воспитывающих
ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Этому способствуют формы реализации метода.
Когда в какой-либо ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы или испытания. В результате у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность.
Соревнование формирует качества конкурентно-способной личности и Ьпирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству.
Один из приемов метода воспитывающих ситуаций - сочинение, не только литературное, но и словотворчество, сочинение сказок, сценариев и др. Воспитанник самостоятельно или совместно с другими детьми решает проблему, допустим, постановки спектакля.
- Метод дилемм заключается в совместном обсуждении воспитанниками моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. Во время дискуссии по каждому вопросу дети должны привести убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор,.ценность, социальные роли и справедливость.
Рефлексия как процесс размышления воспитанника о происходящем в его собственном сознании предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
Сферы личности | Методы воспитания | Формы и приемы |
Интеллектуальная | Убеждение и самоубеждение | Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация |
Эмоциональная | Внушение | Этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой. Речевые: слово, интонация, пауза. Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ |
Волевая | Требование | Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж |
Упражнение | Проблемное задание, поручение | |
Мотивационная | Стимулирование | Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда. Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо, порицание. Соревнование |
Мотивация | Совет, доброжелательная критика, авансирование, практическая помощь, показ, просмотр, презентация, анализ, настрой | |
Саморегуляционная | Коррекция поведения | Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра |
Анализ деятельности и общения | КТД, КА, рефлексия, презентация | |
Предметно-практическая | Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора) | Дежурство, поручение, самостоятельная работа – творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра |
Экзистенциальная | Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее) | Рефлексия, дискуссия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация методов воспитания
Методы воспитания- это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности...
Классификация методов.
Среди всего разнообразия методов, форм и приемов и их классификаций, наиболее удобна в работе оказалась классификация, составленная Верховкиной М.Е. соотнесение методов с формами образовательной деяте...
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Физическая культура — это самостоятельная область общей культуры человека. Древнейшим ее компонентом является физическое воспитание, возникшее еще в первобытном обществе в связи с естественной необход...
Памятка для воспитателей "Классификация методов Обучения"
Классификация методов обучения в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста...
Методы, средства и формы воспитания. Классификация методов воспитания.
Успех применения методов воспитания напрямую зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета педагога, который их применяет....
Классификация методов воспитания в дошкольной педагогике
Различные методы, которые могут быть использованы при воспитании детей....
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Методы для организации исследовательской деятельности дошкольников могут быть следующими:эвристические беседы – п...