КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал по окружающему миру
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Методы для организации исследовательской деятельности дошкольников могут быть следующими:
- эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- опыты и эксперименты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;
- проектная деятельность познавательно- исследовательского характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_metodov_issledovatelskoy_deyatelnosti_doshkolnikov.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Методы для организации исследовательской деятельности дошкольников могут быть следующими:
- эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- опыты и эксперименты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;
- проектная деятельность познавательно- исследовательского характера.
Экспериментирование – один из методов исследовательской деятельности дошкольников
Особая роль в исследовательской деятельности отведена опытам и экспериментам.
Опыты, или эксперименты, используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Практическая деятельность убедила меня в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка- дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят – любознаек и почемучек.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом я стараюсь быть не учителем – наставником, а равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет детям проявлять собственную исследовательскую активность.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, – опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Волшебница Вода» проводили опыты «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята всё проделывают сами.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…»
Как известно, любой материал легко усваивается детьми через игру. Поэтому исследование окружающего мира с детьми проводим через игры-эксперименты:
- игры-эксперименты с песком «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;
- игры-эксперименты с водой «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;
- игры-эксперименты с магнитами «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».
Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Игры-экспериментирования проводим в специальной лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предполагаемой работы.
Совместная деятельность с детьми в детской лаборатории организуем один раз в неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Результаты опытов фиксируются с детьми в журнале исследований, фиксируются разными способами:
- зарисовывание объекта;
- схематическое зарисовывание;
- использование условных знаков;
- фотографирование;
- запись рассказа ребенка воспитателем;
- запись наблюдений детьми воспитателем.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Взрослому не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно.
Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы.
Использую в работе все существующие разновидности экспериментов:
- случайные эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
- плановые эксперименты (заранее запланированные);
- эксперименты, как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка).
Структура проведения игры-экспериментирования заключается в правильной постановке познавательной задачи, выдвижение предположений, отборе способов проверки, выдвинутых детьми, проверка самих гипотез, подведение итогов и фиксация результатов.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Роль наблюдения в исследовательской деятельности дошкольников.
Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.
Наблюдение – целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения (Л. В. Занков).
К. Д. Ушинский писал: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».
Сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания окружающего мира обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о нем.
Результативность наблюдения так же обеспечивается использованием в работе приема сравнения, поэтому предлагаю детям сравнить предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и анализировать увиденное. Еще К. Д. Ушинский писал: «Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами, только тогда вы выясните себе все существенные признаки предмета, а это значит и понять предмет».
При организации наблюдения стараюсь задавать вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. Не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте.
По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности.
И. П. Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия.
Для того чтобы у ребенка сформировались достоверные представления об окружающем мире использую различные виды наблюдений: первичные, повторные, сравнительные, итоговые, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, распознающие и воссоздающие.
В наблюдении стараюсь обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, ощупывает, слушает, рассуждает, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование как основной метод поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование метода детского экспериментирования, потому что, как выяснилось, эксперименты положит...
Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников
Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...
Консультация для воспитателей «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».
Представляю вашему вниманию консультацию для воспитателей «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника». В работе раскрыто построение содержания опытно-...
Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников
Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...
Тема: «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».
Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать...
Классификация методов исследовательской деятельности дошкольников.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Методы для организации исследовательской деятельности дошкольников могут быть следующими:эвристические беседы – п...
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Методы для организации исследовательской деятельности дошкольников могут быть следующими:эвристические беседы – п...