« Инновационная деятельность как ресурс профессионального роста педагогов и развития ДОУ»
консультация
Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования и затрагивают, в первую очередь, систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
Для эффективности образовательной деятельности необходим поиск инновационных подходов, внедрение в практику работы оригинальных, более результативных методик обучения детей, при помощи которых происходит передача детям содержания дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд « Инновационная деятельность как ресурс профессионального роста педагогов и развития ДОУ»
Подготовили:
Чистякова О.В. ,заведующий
МДОУ № 17 « Дюймовочка» г.Волжск, РМЭ
Дружинина Л.Ю,
старший воспитатель
первой квалификационной категории,
МДОУ № 17 г.Волжск, РМЭ
2 слайд « Для чего нам нужен детский сад?» - это чрезвычайно существенный вопрос, означающий, что у нас возникла необходимость определить своё место и своё предназначение.
У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы, педагоги детского сада, часто собираемся за одним рабочим столом, на семинарах, конференциях-- обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем в наше время – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость.
3 слайд Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего пребывания в дошкольной организации? Что же способствует этому успеху?
Прежде всего – это развитие и самосовершенствование самого педагога!
4 слайд Современный педагог – это прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.
В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений.
5 слайд Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования и затрагивают, в первую очередь, систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
Для эффективности образовательной деятельности необходим поиск инновационных подходов, внедрение в практику работы оригинальных, более результативных методик обучения детей, при помощи которых происходит передача детям содержания дошкольного образования.
6 слайд Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические технологии - всё это условия поступательного развития дошкольного образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс.
Пренебрежение инновациями заводит деятельность детского сада в скучное функционирование.
7 слайд Без инновационной работы сегодня нет развития дошкольного образования, нет современного его качества.
Приведу слова известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.
Инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений является одним из главных направлений развития дошкольного образования.
Инновационная деятельность позволяет эффективнее решать проблемы дошкольного образования, реализацию ФГОС.
8 слайд Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение.
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя.
Актуальность направления инновационной деятельности обоснована потребностью поиска педагогических путей и современных способов использования средств социально-культурной деятельности для эффективной социализации детей.
9 слайд Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов .
10 слайд В реализации цели инновационной деятельности включается ряд важных задач, которые направлены на развитие воспитанников:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе».
Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
11 слайд Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения и воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
12 слайд Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
13 слайд Таким образом, инновации - усовершенствованные старые методы и технологии. (Хорошо забытое старое)
Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание.
14 слайд Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые находятся в поиске, как новых путей, стратегий развития, так и инновационных технологий работы с детьми, позволяющих обеспечить условия для успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, повышения культуры и развития ребенка на протяжении всего процесса обучения.
15 слайд Инновационная технология содержит компонент инновации – деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового. Применение инновационных образовательных технологий оказывает влияние на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению, повышает уровень образовательной деятельности.
16 слайд Что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология— это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
17 слайд ( не читать) К числу современных образовательных технологий можно отнести:
· здоровьесберегающие технологии;
· технологии проектной деятельности
· технология исследовательской деятельности
· информационно-коммуникационные технологии;
· личностно-ориентированные технологии;
· технология портфолио дошкольника и воспитателя
· игровая технология
· технология «ТРИЗ»,
· технологии интегрированного обучения
· технологии создания предметно-развивающей среды и т.д
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
18 слайд Возникает вопрос - Какие знания, умения, способности необходимы педагогу(воспитателю) для работы в режиме инновационной деятельности?
1.Мотивационно-творческая направленность личности: любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям и к самосовершенствованию, стремление к получению высокой оценки творческой деятельности от администрации.
2.Креативность: не стесняться выражать своё мнение, фантазия, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, чувствительность к проблемам в педагогической деятельности, критичность мышления, способность к самоанализу, рефлексии, способность к оценочным суждениям.
3.Профессиональные способности педагога: знания методик, технологий и образовательных программ учреждения, правильное и творческое применение знаний в воспитательно-образовательном процессе, владение методами педагогического исследования, способность к созданию авторской концепции, способность к проведению педагогического эксперимента и к коррекции и перестройке деятельности, способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов, способность творчески разрешать конфликты, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.
4.Индивидуальные особенности личности: работоспособность, восприимчивость к новому, высокий инновационный потенциал, решительность, уверенность в себе, ответственное отношение к работе, честность и правдивость, способность к самоорганизации, убеждённость в социальной значимости творческой деятельности, постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребёнка, методах и формах работы.
19 слайд Педагог, хорошо подготовленный к инновационной деятельности:
владеет комплексом понятий педагогической инноватики;
-понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении,
-ее роль с учебно-воспитательной деятельностью;
-знает подходы к развитию педагогических систем;
-умеет изучать опыт педагогов-новаторов;
-умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы;
-умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;
-умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;
-умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведении экспериментов;
-умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности;
-умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.
20 слайд Вывод:
Внедрение инноваций в работу дошкольной образовательной организации - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Общая цель инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. Каждый педагог является создателем той или иной инновационной технологии, даже если он занимается заимствованием. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация экспериментальной деятельности по теме: «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюторства»
Методист современного детского сада должен обладать тьюторской компетентностью. Методист как тьютор должен осуществлять сопровождение каждого педагога в процессе формирования им индивидуальной о...
2.8. Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)...
2.7. Профессиональный рост педагога (повышение педагогической деятельности)
№ТемаКем выданКоличество часовПодтверждающий документ1Художественно-эстетическое развитие ребенка-дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образованияТувинское региональное отделение общественной...
2.7 Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)...
Статья в сборнике «Реализация ФГОС механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального роста педагога»
laquo;Применение новых форм работы с родителями, способствующих профессиональному развитию педагогов»...
Статья "Управление профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)
В данной статье рассматривается проблема управления профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)....
Семинар " Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста педагогов"
Семинар " Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста педагогов"...