рабочая программа 1 младшая группа 2021-2022уч.год
рабочая программа (младшая группа)
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pervaya_mladshaya_gruppa.docx | 171.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
детский сад «Солнышко».
ПРИНЯТО : УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующий МБДОО
Детский сад «Солнышко»
Протокол №1
от «25 » августа 2021 года Приказ № 39 - от «01» августа 2021 года
Рабочая программа воспитателя
Второй младшей группы (4-5 лет)
На 2021-2022 учебный год
Составитель программы:
Поторочина Е. В.
2021 г. п. Николаевский
Содержание
I. Целевой раздел
Пояснительная записка 3
1.1. Цели и задачи Программы 4
1.2. Возрастные особенности детей 3-4 лет 4
1.3. Планируемые результаты освоения программы 5
II. Содержательный раздел
Особенности образовательного процесса 9
2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 11
2.2. Образовательная область «Познавательное развитие» 16
2.3. Образовательная область «Речевое развитие» 18
2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 23
2.5. Образовательная область «Физическое развитие» 24
2.6. Взаимодействие детского сада с семьей 26
III. Организационный раздел
3.1. Планирование образовательной деятельности 28
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 29
3.3. Формы организации детских видов деятельности в ДОО 30
3.4. Условия реализации Программы 32
3.5. Мониторинг усвоения программы воспитанниками 32
IV. Список методической литературы 33
I. Целевой раздел.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа младшей группы «Пчелки» разработана воспитателем МБДОО детского сада «Солнышко» Поторочиной Е.В.
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательной организации, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того учтены концептуальные положения используемой в МБДОО Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа младшей группы муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации детского сада «Солнышко» в соответствии с ФГОС является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в МБДОО. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа МБДОО обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Используются парциальная программа художественно – эстетического развития И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и парциальная программа конструирования в детском саду И.А. Лыковой «Умные пальчики».
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
1. Международным законодательством:
Конвенция о правах ребенка.
2. Федеральными законами:
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом от 24.07.1998 г. №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2012. №273 – ФЗ Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказами, постановлениями, письмами и другими документами федерального уровня:
- Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
- Письмо Минобрнауки России от 17.11.2011 г. №03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологического требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Основным нормативно-правовым документом МБДОО детского сада «Солнышко»
- Устав МБДОО детского сада «Солнышко»
Основная образовательная программа МБДОО детского сада «Солнышко» разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
1.1. Цели и задачи программы.
Цели программы – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью, основ безопасной жизнедеятельности;
- обеспечение физического, личностного и интеллектуального развития, формирование базисных основ личности;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать индивидуальные способности каждого ребенка;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной разнообразной деятельности детей;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, уважительное отношение к результатам детской деятельности;
- обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
1.2. Возрастные особенности детей 3-4 лет.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение в развитии мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. От использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия дети переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
1.3. Планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей.
Целевые ориентиры освоения программы:
- Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
- Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.
- Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
- Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата.
- Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
- Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
- Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
- Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
- Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
- Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом»), узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников.
- Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии.
Планируемые промежуточные результаты освоения программы.
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития ребенка по всем образовательным областям:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
- Объединяется со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий; взаимодействует и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре, соблюдает элементарные правила в совместных играх.
- Принимает на себя роль, подбирает атрибуты для той или иной роли; дополняет игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.
- Объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
- Одевается и раздевается в определенной последовательности.
- Самостоятельно ест, пользуется ложкой, вилкой, салфеткой.
- Самостоятельно умывается, чистит зубы.
- Замечает непорядок в одежде и устраняет его при небольшой помощи взрослых.
- Помогает накрыть стол к обеду.
- Выполняет элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям).
- Освоил (в соответствии с программой) элементарные правила безопасного поведения в помещении, на улице, в природе, в играх со сверстниками и понимает необходимость их соблюдения.
- В случае проблемной ситуации обращается к знакомому взрослому.
Образовательная область «Познавательное развитие».
- Группирует предметы по цвету, размеру, форме (отбирает все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
- Составляет при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделяет один предмет из группы.
- Находит в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
- Определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
- Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
- Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади,
- слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
- Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
- Называет и правильно использует детали строительного материала.
- Разнообразно располагает кирпичики, пластины (вертикально, горизонтально).
- Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
- Сооружает постройки по собственному замыслу.
- Сооружает постройки и собирает объекты из деталей конструктора по простейшей схеме.
- Называет знакомые предметы, объяснять их назначение.
- Выделяет и называет характерные признаки (цвет, форма, материал).
- Группирует и классифицирует знакомые предметы, называет их обобщающим словом (игрушки, одежда, овощи, фрукты и т. п.).
- Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, определяет и называет состояние погоды.
- Узнает и называет некоторые растения; различает и называет основные части растений.
- Имеет представление о простейшей классификации растительного мира (деревья, цветы, овощи, фрукты, ягоды).
- Имеет представление о домашних животных, узнает и называет некоторых представителей животного мира и их детенышей.
- Имеет представление о простейшей классификации животного мира (звери, птицы, рыбы, насекомые).
- Понимает простейшие взаимосвязи в природе.
- Имеет представления о некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
- Знает название родного города (поселка), название своей страны.
Образовательная область «Речевое развитие» .
- Понимает и использует обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, домашние животные и т.п.).
- Понимает и использует слова, обозначающие части суток (утро, день, вечер, ночь), местоположение (за, перед, высоко, далеко и пр.), характеристики предметов (цвет, форма, размер), некоторые качества (гладкий, пушистый, теплый, сладкий и пр.).
- Согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
- Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
- Использует все части речи, простые нераспространенные предложения, предложения с однородными членами.
- Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге и на вопросы воспитателя.
- Узнает (называет в произвольном изложении) произведение, прослушав отрывок из него.
- Читает наизусть небольшое стихотворение (при помощи взрослого).
- Рассматривает сюжетные картинки, иллюстрации в книгах.
- Слушает короткие сказки, рассказы, стихи без наглядного сопровождения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
- Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные).
- Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
- Изображает отдельные предметы, а также простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
- Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
- Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
- Рисует самостоятельно, по собственной инициативе, по собственному замыслу.
- Отделяет от большого куска глины небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней.
- Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
- Создает изображения предметов из готовых фигур (по замыслу и по образцу).
- Украшает узорами заготовки разной формы.
- Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам или собственному замыслу.
- Аккуратно использует материалы.
- Слушает музыкальное произведение до конца.
- Узнает знакомые песни.
- Различает веселые и грустные мелодии.
- Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
- Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
- Поет, не отставая и не опережая друг друга.
- Выполняет танцевальные движения: кружится в парах, притопывает попеременно ногами, двигается под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.)
- Различает и называет детские музыкальные инструменты (металофон, барабан и др.).
- Участвует в совместных постановках, праздниках, театрализованных играх.
- Разыгрывает небольшие отрывки из знакомых сказок, имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев.
- Следит за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзывается (кукольный, драматический театры).
Образовательная область «Физическое развитие».
- Понимает необходимость соблюдения правил гигиены (регулярно мыть руки, чистить зубы).
- Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.
- Действует совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывает движения.
- Ходит прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление.
- Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
- Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
- Ползает на четвереньках, лазает по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
- Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места на 40 см и более.
- Катает мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударяет мячом об пол, бросает его вверх 2-3 раза подряд и ловит; метает предметы правой и левой рукой на расстояние 3 м и более.
- Пользуется физкультурным оборудованием в свободное время.
II. Содержательный раздел.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в МБДОО детский сад «Солнышко» выстроено в соответствии с инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, 2020.
Особенности образовательного процесса.
При организации образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Комплексно-тематическое планирование
Тема | Содержание работы | |
Сентябрь | «Листопад, листопад, засыпает старый сад…» | Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, строением цветов, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней. |
Игрушки в нашей комнате | Познакомить с названиями игрушек, имеющихся в групповой комнате, побуждать проводить элементарную классификацию по назначению, цвету, форме, воспитывать партнерские отношения во время игры, аккуратность, развивать умение детей отгадывать предмет по описанию. | |
Хорошо у нас в детском саду. | Закрепить знания о своем детском саде, умение ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения; учить рисовать палочкой некоторые детали; развивать чувство безопасности; воспитывать доброжелательное отношение к работникам дошкольного учреждения; аккуратность бережливое отношение к предметам, самостоятельность при выполнении задания; | |
Октябрь | Где ночует солнце? | Формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам; побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко – наступило утро, на небе месяц и звезды - наступила ночь. |
Плоды фруктовых деревьев | Закрепить знания о фруктах, о способах их приготовления; учится проявлять гостеприимство, принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; воспитывать самостоятельность в выполнении задания; | |
Ветер-ветерок. | Побуждать детей устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опадают листья; развивать слуховое и зрительное внимание. | |
Ноябрь | Классификация посуды | Учить проводить элементарную классификацию посуды по их назначению, использованию, форме, величине и цвету; |
Наш семейный альбом | Формировать представления о семье и своем месте в ней; побуждать называть членов семьи, их род занятий; воспитывать самостоятельность, желание проявлять заботу о родных и близких; | |
Наступила зима | Формировать представление о временах года (зима), связях между временами года и погодой; учить основные приметы зимнего периода, воспитывать активность, наблюдательность, самостоятельность, любовь к природе; | |
Зима в лесу | Формировать представление о животном мире; учить узнавать и называть животных, живущих в лесу, познакомить с зимующими и перелетными птицами; воспитывать активность и наблюдательность, самостоятельность, заботливое отношение к птицам | |
Декабрь | Магазин одежды | Дать понятие обобщающего слова «одежда»; учить дифференцировать виды одежды по временам года, называть предметы одежды, воспитывать аккуратность и внимание к своему внешнему виду, активность, наблюдательность и самостоятельность |
Январь | День и ночь | Познакомить с временными понятиями «день», «ночь»; учить различать части суток по приметам и действиям времени; формировать навыки аккуратного общения с предметами |
Дикие животные | Формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных; воспитывать активность, самостоятельность, любовь к животному миру. | |
Новоселье | Познакомить с обобщающим понятием «мебель»; учить классифицировать предметы мебели по форме, величине, цвету | |
Февраль | Самолет построим сами | Познакомить с основными видами транспорта; воздушным, водным и наземным; формировать умение дифференцировать транспорт по назначению: грузовой, пассажирский; различать основные части транспорта: кузов, кабина, колеса, руль и т.д. |
Поздравляем наших пап | Познакомить с государственным праздником – Днем защитника Отечества; воспитывать доброе отношение к папе, стремление сделать красивую вещь в подарок; вызывать чувство гордости за своего отца. | |
Мамы всякие нужны! | Познакомить с государственным праздником 8 Марта; воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать. | |
Март | Бытовые приборы | Формировать понятие «бытовые приборы»; учить дифференцировать бытовые приборы по их назначению: утюг гладит, пылесос собирает пыль, стиральная машина стирает; воспитывать трудолюбие, аккуратность в обращении с бытовыми приборами. |
Едем в гости к бабушке | Познакомить с признаками весны: солнышко светит ярче, капель, на дорогах тает снег; развивать наблюдательность. | |
Апрель | Солнечные зайчики | Расширять представления о явлениях неживой природы: солнечный цвет, солнечное тепло; учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времен года; воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранять ее красоту. |
Мы космонавты | Познакомить с праздником «День космонавтики», профессиями летчик, космонавт; воспитывать уважение к людям любой профессии, активность, самостоятельность; упражнять в изображении предмета (ракета), состоящего из частей разной формы (заостренный цилиндр, и четыре цилиндрических конуса у основания). | |
Кто построил этот дом? | Формировать понятие «строитель»; воспитывать активность, самостоятельность и уважение к людям любой профессии. | |
Май | Где мы живем? | Формировать понятие «поселок»; познакомить с достопримечательностями поселка; побуждать делиться впечатлениями; воспитывать любовь к своей малой родине – поселку. |
Дождик песенку поет | Продолжать знакомить со свойствами воды; учить проводить с водой элементарные опыты, устанавливать причинно – следственные связи: солнце светит, снег тает, текут ручьи. | |
Шестиногие малыши | Учить устанавливать отличия бабочки от жука: у бабочки большие, яркие, красивые крылья, есть усики, хоботок, бабочка ползает и летает; у жука твердые крылья, жуки ползают и летают, жужжат. |
2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Содержание образовательной работы по социально–коммуникативное развитию предполагает:
- формирование первичных ценностных представлений (образ Я, нравственное воспитание, патриотическое воспитание),
- развитие коммуникативных способностей (развитие общения, готовности к сотрудничеству; формирование детско-взрослого сообщества),
- развитие регуляторных способностей (освоение общепринятых правил и норм; развитие целенаправленности, саморегуляции, самостоятельности),
- формирование социальных представлений, умений и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности).
Месяц | Сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации | Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу | Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, его результатам | Развитие навыков самообслуживания | Формирование основ безопасности |
Сентябрь | «Покажем кукле Кате, как мы умеем раздеваться» «Дом» «Я шофер» «Прогулка в лес» «Мама кормит дочку» | «Как надо вести себя в группе» «У нас дома гости» «Как утешить куклу Нину» «Я хочу» «Подарки Петрушки» «Как сказать?» «Бедный зайка» «Как нам познакомиться» | Беседы о детском саде «Всё начинается с мамы» | Побуждать детей оказывать помощь взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения. | Учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.) | «Внешность человека может быть обманчива» |
Октябрь | «Научим куклу Катю правильно вести себя за столом» «Учим куклу правильно пользоваться столовой и чайной ложками» «Вымоем куклу» «Поможем Маше накрыть на стол» «Кукла Катя за столом» «Научим куклу Катю пользоваться салфеткой» | «Чем мы можем помочь» «Я тоже хочу эту игрушку» «Плохо быть одному» «С кем нам нравиться играть» «Угостим обезьянку фруктами» «Зайка в гости приходил, всех ребят развеселил» «Я делюсь игрушками» | «Я поздравляю бабушку с днем рождения» Беседа о России «Город, в котором я живу» Рассматривание альбома «Мой город» | Воспитывать уважение к людям знакомых профессий, бережное отношение к результатам их труда. | Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. | «Предметы, требующие осторожного обращения» «Пожар» «Вызываем скорую помощь, милицию» |
Ноябрь | «У Кати день рождения» «В гостях у куклы Маши» «Семья» «Аленка проснулась» «Зоопарк» | «Пожалей Катю» «Я умею говорить спасибо» «Дружба начинается с улыбки» | Беседы о семье Прослушивание детских песен о маме, папе, бабушке, дедушке | Воспитывать уважительное, бережное отношение к результатам труда и творчества, своего и сверстников (рисункам, поделкам, постройкам и т.п.) | Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. | «Если ты разбил посуду» «Что может быть опасного на кухне?» Беседы о безопасности на дороге |
Декабрь | «Магазин» «Напоим кукол чаем» «Купание куклы» «Куклы на прогулке» «Семья» «Детский сад» | «Как вести себя во время разговора» «Мы поссоримся и помиримся» «Просим прощения» «Найди себе пару» «Вежливые слова» | «Мама моего папы» «Мой дом - и я в нем живу» Рассказы детей о младших братьях и сёстрах | Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, после игры убирать на место игрушки, строительный материал, книги | Формировать элементарные навыки самообслуживания; поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания. | «Пожароопасные предметы» |
Январь | «Детский сад» «Магазин» «Ветеринарная больница» «Напоим Катю чаем» | «Что умеет мой друг» Упр. «Качели» | Начинать формировать навыки, необходимые для дежурства по столовой (раскладывать ложки, расставлять хлебницы, салфетницы и т.п.) | Продолжать учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.) | «Почему нельзя сосать сосульки» | |
Февраль | «Магазин» «Автомастерская» «Едем на дачу» «Ремонт военных машин» «Доктор» «Бабушка приехала в гости» «Праздник» «Катя собирается в гости» | «С кем я играю» «Мы поссоримся и помиримся» «Игрушка одна, а играть с ней хочется всем» «Секрет волшебных слов» | «Папа моей мамы» День защитника Отечества Беседы о семье | Воспитывать уважение к людям знакомых профессий, бережное отношение к результатам их труда. | Продолжать учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. | «Правила поведения на проезжей части» «Как вести себя в общественном транспорте» |
Март | «Парикмахерская» «Мама делает прическу к празднику» «Семья» «Доктор» «Детский сад» | «Мы поссоримся и помиримся» | 8 марта Беседы о маме, бабушке Знакомство с народными праздниками (Масленица), народным искусством | Побуждать детей оказывать помощь взрослым, выполнять элементарные трудовые поручения. | Продолжать воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. | Рассказ воспитателя о подземном переходе «Опасные предметы» |
Апрель | «Повар» «Автомастерская» «Булочная» «Семья» «Магазин» «Больница» | «Мы умеем проявлять сочувствие» «Что такое доброта» «Как вести себя во время разговора» «К нам гости пришли» «Игрушка одна, а играть с ней хочется всем» «Помоги другому» | «С кем я живу» | Воспитывать уважительное, бережное отношение к результатам труда и творчества, своего и сверстников (рисункам, поделкам, постройкам и т.п.) | Продолжать формировать элементарные навыки самообслуживания; поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания. | |
Май | «Военный врач» «Моряки» «Вызов врача на дом» «Сделаем куклам красивые прически» «Магазин» «Детский сад» «Автобус» | «К нам гости пришли» «Почему плачет Маша?» «Как вести себя во время разговора» | День Победы | Формировать навыки, необходимые для дежурства по столовой (раскладывать ложки, расставлять хлебницы, салфетницы и т.п.) | Продолжать учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. | «Опасные предметы» «Открытое окно» |
2.2 Образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание образовательной работы по познавательному развитию предполагает:
- развитие когнитивных способностей (сенсорное развитие; развитие познавательных действий; дидактические игры)
- формирование элементарных математических представлений (количество и счет; величина; форма; ориентировка в пространстве; ориентировка во времени)
- конструктивно-модельная деятельность
- ознакомление с окружающим миром (предметное окружение; природное окружение; социальное окружение)
Месяц | ФЭМП | Ознакомление с природой | Конструирование |
Сентябрь | 1. Мониторинг 2. Мониторинг 3. Занятие 1 4. Занятие 2 | 1. Овощи с огорода | 1. Конструирование из различных материалов. «Вот какие разные у нас дорожки» 2. Конструирование из кирпичиков. «Как узкая дорожка стала широкой» 3. Конструирование из поролоновых губок. «Как дорожка превратилась в лабиринт» 4. Конструирование из шнурков (ленточек). «Как прямая дорожка превратилась в кривую» |
Октябрь | 1. Занятие 1 2. Занятие 2 3. Занятие 3 4. Занятие 4 | 1. У меня живет котенок | 1. Конструирование из различных материалов. «Как в лесу возле дорожки выросли грибы» 2. Конструирование из бумажных салфеток. «Как на кустиках поспели ягодки» 2. Конструирование из природного материала. «Как шишки превратилась в птичек и рыбок» 3. Конструирование из бумажных салфеток. «Как облака стали тучами, и пошел дождь» |
Ноябрь | 1. Занятие 1 2. Занятие 2 3. Занятие 3 4. Занятие 4 5. Занятие 1 | 1. В гостях у бабушки | 1. Конструирование из кирпичиков. «Как короткий заборчик стал длинным» 2. Конструирование из кирпичиков. «Как на заборчике открылись ворота» 3. Конструирование из кирпичиков. «Как заборчик превратился в загородку» 3. Конструирование из кубиков и других форм. «Как низкая башня стала высокой» 4. Конструирование из кирпичиков и полукубов. «Как обычная башня стала необычной» |
Декабрь | 1. Занятие 2 2. Занятие 3 | 1. Покормим птиц зимой | 1. Конструирование-экспериментирование. «Как башня превратилась в пирамиду» 2. Конструирование плоскостное. «Вот какие разные у нас елочки» |
Январь | 1. Занятие 4 2. Занятие 1 3. Занятие 2 | 1. В январе, в январе много снега во дворе … | 1. Конструирование из грецких орехов и фольги. «Как орешки превратились в яблочки» 2. Конструирование из снега на прогулке. «Как снеговик превратился в неваляшку» 3. Конструирование из кубиков и пластины. «Как лесенка превратилась в горку» |
Февраль | 1. Занятие 3 2. Занятие 4 3. Занятие 1 | 1. Уход за комнатными растениями | 1. Конструирование из строительного материала. «Как неудобная кроватка стала удобной» 2. Конструирование из строительного материала. «Как кресло стало раскладным диваном» 3. . Конструирование на плоскости из брусков. «Как лесенка превратилась в железную дорогу» |
Март | 1. Занятие 2 2. Занятие 3 3. Занятие 4 4. Занятие 1 | 1. Кто живет рядом с нами? | 1. Конструирование из строительных материалов. «Вот какие разные у нас машинки» 2. Конструирование из кирпичиков. «Как мы построили гараж для машины» 3. Конструирование каркасное из фольги. «Как морковка превратилась в сосульку» 4. Конструирование из бумажных салфеток. «Вот какие разные у нас букеты цветов»
|
Апрель | 1. Занятие 2 2. Занятие 3 3. Занятие 4 4. Занятие 1 | 1.Прогулка по весеннему лесу | 1. Конструирование из брусков и пластины. «Как мы построили стол на четырех ножках» 2. . Конструирование из кирпичиков. «Как кресло превратилось в тумбочку» 3. Конструирование из кирпичиков. «Как тумбочка превратилась в шкаф» 4. Конструирование из бытовых материалов. «Как сугробы превратились в ручейки и лужи»
|
Май | 1. Занятие 2 2. Занятие 3 3. Занятие 4 4. Занятие 1 | 1. Экологическая тропа | 1. Конструирование из разных материалов. «Как опасный мостик стал безопасным» 2. Конструирование из строительных материалов. «Как лодка превратилась в кораблик» 3. Конструирование из разных материалов. «Как лодка превратилась в ракету» 4. Конструирование из строительных материалов. «Вот какие красивые у нас клумбы» |
2.3 Образовательная область «Речевое развитие»
Содержание образовательной работы по речевому развитию предполагает:
- развитие речи (развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь)
- приобщение к художественной литературе.
Месяц | Тема |
Сентябрь | 1. Звуковая культура речи: звук у 2. Чтение стихотворения Саши Черного «Приставалка» 3. Звуковая культура речи: звуки а, у 4. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» 5. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Колобок» 6. Чтение русской народной сказки «Колобок» (в обработке К. Ушинского) 7. Звуковая культура речи: звук о 8. Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки» 9. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя»10. Чтение русской народной сказки «Три медведя». |
Октябрь | 1. Звуковая культура речи: звук и 2. Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик» 3. Рассматривание сюжетной картины «Коза с козлятами» 4. Русские народные песенки- потешки: «Кисонька- Мурысенька», «Пошёл котик на торжок» 5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 6. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 7. Игра - инсценировка «У матрешки новоселье» 8. Чтение стихотворений их цикла С. Маршака «Детки в клетке» |
Ноябрь | 1. Звуковая культура речи 2. Звуковая культура речи звук [м], [м]. 3. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» 4. Звуковая культура речи: звуки [б], [д] 5. Русская народная сказка «Репка» 6. Стихотворение А. Босева «Трое» 7. Чтение русской народной сказки «Лиса и волк» |
Декабрь | 1. Звуковая культура речи 2. Чтение «Сказки про глупого мышонка» С.Я. Маршака. 3. Звуковая культура речи 4. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» 5. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси - лебеди» 6. Беседа о русской народной сказке «Снегурушка и лиса» |
Январь | 1. Рассматривание сюжетных картин 2. Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди» 3. Звуковая культура речи: звук [т] 4. Чтение стихотворения З. Александровой «Мой Мишка» 5. Звуковая культура речи: звук К 6. Чтение рассказов В. Бианки «Лис и мышонок», «Волчишко» Е. Чарушина |
Февраль | 1. Звуковая культура речи: звук П 2. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» 3. Звуковая культура речи : звук Ф 4. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» 5. Звуковая культура речи: звук С 6. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» 7. Русская народная сказка «Рукавичка» |
Март | 1. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки» 2. Чтение русской народной сказки «Коза - дереза» 3. Чтение стихотворения И. Косякова «Все она» 4. Чтение стихотворений о маме 5. Звуковая культура речи: звук З 6. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» 7. Звуковая культура речи: звук Ц 8. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Усатый - полосатый» 9. Звуковая культура речи: звук Ч 10. Чтение рассказов Л.Н.Толстого «Правда всегда дороже», «Варя и чиж» |
Апрель | 1. Звуковая культура речи. 2. Чтение русской народной сказки «Теремок» 3. Заучивание стихотворения С.И. Белоусова «Весенняя гостья» 4. Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» 5. Звуковая культура речи: звуки С и С 6. Рассказывание русской народной сказки «Курочка - ряба» 7. Звуковая культура речи: звуки С и С, З и З, Ц. 8. Чтение рассказа Я. Тайца «Праздник» |
Май | 1. Звуковая культура речи: звук Ш 2. Чтение стихотворения Е. Благиной «Вот какая мама!» 3. Рассматривание сюжетных картин 4. Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок» 5. Заучивание стихотворения В. Берестова «Котенок» 6. Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочек, белые копытца» 7. «Что такое хорошо, и что такое плохо?» 8. Чтение стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо?» |
Приобщение к художественной литературе
Месяц | Совместная деятельность |
Сентябрь | Чтение З. Александрова «Катя в яслях» Е. Янковская «Я хожу в детский сад» Е. Благинина «Полюбуйтесь-ка», «Подарок» Р.н.ск. «Репка» Т. Собакин «Потасовка с ветром и дождем» Б. Иовлев «Некогда» Я. Бжехва «Помидор» О. Панку-Яшь «Покойной ночи, Дуку!» (перевод с румынского М. Олсуфьева) Шотландская песенка «Купите лук...» в переводе И. Токмаковой Э. Мошковская «Чужая морковка» С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке» Болгарская сказка «Храбрец-молодец» пер. Л. Грибовой Н. Егоров «Редиска, тыква, морковка» А. Барто «Машенька», «Разговор с мамой» В. Сутеев «Яблоко» В. Волина «Осень добрая пришла» С. Чёрный «Приставалка», «Про Катюшу» Б. Поттер «Ухти-тухти» пер. Образцовой Ю. Коринец «Последнее яблоко» С. Прокофьев «Маша и Ойка» Е. Аддиенко «Осень пришла» М. Шкурина «Дождик» М. Ивенсен «Падают листья» А. Босев «Трое» Г. Цыферов «Про друзей» С. Капустян «Маша обедает» В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» Заучивание наизусть. р.н.п. «Огуречик» Потешка «Дождик, дождик» А. Прокофьев «Капуста» |
Октябрь | Чтение А. Барто «Я расту», «Девочка чумазая», «Игрушки» Р.н.ск. «Два жадных медвежонка», «Кот, петух и лиса» Г. Цыферов «Про друзей» С. Капутикян «Кто скорее допьёт» Е. Благинина «Я умею обуваться» Потешка «Кошка любит только сало» С. Маршака «Пожар» Ю. Дмитриев «Что такое лес» З. Александрова «Родина» В.А. Автономова «Мой город» С. Михалков «Моя улица» И. Суриков «Вот моя деревня» Норвежская песенка «Чик-чирик» С. Маршак «Детки в клетке» В. Волина «Яблоки душистые» А. Павлова «Солнышко, похожее на маму» М. Пришвин «Листопад» П. Синявский «Разноцветный подарок» Заучивание наизусть: Потешка «На моей тарелочке, рыженькая белочка . . .» |
Ноябрь | Чтение: К.И. Чуковский «Федорино горе» С. Буслова «Я с посудой осторожна» Т.Г. Лагздынь «Дедушкина кружка» Р.н.ск. «Лиса и журавль», «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. М. Боголюбской), «Коза-дереза» (обработке Е. Благининой), «Гуси-лебеди» (обр. М. Боголюбской), «Три медведя», «Заяц-хваста» А. Прокофьев «Курицы на улице» Рус.нар.песенка «Курочка-рябушечка» М. Стрёмин «Подарок» В. Сутеев «Три котёнка» Е. Благинина «Посидим в тишине» А. Барто «Машенька», «Разговор с мамой» В. Осеева «Лекарство» Е. Чарушин «Ёж», «Волчишко» К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» Заучивание наизусть: Потешка «Водичка-водичка» |
Декабрь | Чтение: Ю. Дмитриев «Синий шалашик» З. Александрова «Зима для здоровья» К. Чуковский «Мойдодыр», «Елка» Л. Милева «Быстроножка и Серая Одежка» С. Шевченко «История маленькой снежинки» Английская песенка «Храбрецы» в обр. С.Маршака В. Сутеев «Елка» Р.н.ск. «Снегурочка и лиса» в обр. Булатова Л. Воронкова «Снег идёт», «Таня выбирает ёлку» «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой С. Михалков «Мимоза» С. Козлова «Как ежик, ослик и медвежонок встречали Новый год» В. Голявкин «Как я встречал Новый год» Шотландская песенка «Купите лук...» в переводе И. Токмаковой С. Маршак «Тихая сказка» Заучивание наизусть: Потешка «Сорока» Потешка «Пошел котик на торжок…» Н. Нищева «Дед Мороз» 3. Александрова «Снежок» |
Январь | Чтение: З. Александрова «Катя в яслях» С. Маршак «Сыплет, сыплет снег» А. Липецкий «Снежинки» В. Фетисов «Зима пришла» К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Е. Чарушин «Воробей» И. Токмакова «Медведь» О. Панку-Яшь «Покойной ночи, Дуку!» (перевод с румынского М. Олсуфьева) Е. Трутнева «Белкина кладовая» Р.н.ск. «Теремок», «Рукавичка» (обр. Е.Благининой) А. Толстой «Снегурочка и лиса» Д. Чиарди «Насмешница синица» Н. Нищева «Зимние забавы» И. Токмакова «Стоит фонарь на улице. Под ним снежинки кружатся…» М. Пляцковский «Ромашки в январе» Песенка «Три зверолова» в обработке С.Маршака В. Берестов «Больная кукла» |
Февраль | Чтение: К. Чуковский «Чудо-дерево» Л. Милева «Быстроножка и Серая Одёжка» Английская песенка «Храбрецы» в обр. С.Маршака В. Берестов «Про машину» Э. Милер «Кротик и автомобильчик» Н. Кончаловский «Самокат» Т. Казырина «Самокат», «Машина» В. Сутеева «Разные колеса» Н. Некрасов «Наша армия родная» Н. Найдёнова «Пусть небо будет голубым» А. Плещеев «Храбрец-молодец» О. Чусовитина «Моя бабуленька» Узбекская сказка «Упрямые Козы», обр. Ш.Сагдуллы Л. Попова «Бабушки нашей нет в мире родней» Заучивание наизусть: Н. Найдёнова «Пусть небо будет голубым» О. Чусовитина «Моя бабуленька» |
Март | Чтение: Е. Благинина «Мамин день» Г. Виеру «Моя мама – доктор», «Моя мама – почтальон» С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Восемь кукол деревянных», «Мой конь» Ненецкая народная сказка «Кукушка» Т. Бокова «Липучка-почемучка» Сказки в обработке В. Даля «Лиса-лапотница» С. Влади «Матрешка» Т. Лисенкова «Поглядите поскорее!» А. Алфёров «Март» Белорусская сказка «Пых» обр. Н.Мялика Чтение знакомых народных песенок и потешек о весне К. Чуковский «Муха – цокотуха» Бианки «Подкидыш» Заучивание наизусть: С. Влади «Матрешка» Венгерская песенка «Мамин праздник» |
Апрель | Чтение: Л. Толстой «Птица свила гнездо…», «У Вари был чиж» А. Прокофьев «Грачи» В. Берестов «О чём поют воробышки?» В. Даль «Ворона» Армянская песенка «Ласточка - тивит-тивит» Й. Чапек «Трудный день» Народная песенка «Божья коровка» К. Бальмонт «Комарики – макарики» Л. Абдулхакова «У кузнечика Антошки» М. Стельмах «У меня растет сестричка» В. Пасналеева «Лесная фиалка» «Несговорчивый удод» пер. С. Маршака Т. Белозёров «Подснежник» Узбекская сказка «Упрямые Козы», обр. Ш. Сагдуллы Е. Алябьева «Солнце» «У страха глаза велики» обр. М. Серовой С. Прокофьев «Когда можно плакать» Заучивание наизусть: Е. Алябьева «Солнце» С. Маршак «Апрель» |
Май | Чтение: Е. Дюк «Про дедушку» А. Барто «На заставе» Е. Благинина «Дождик» Песенка «Маленькие феи» в обр. С. Маршака С. Капутикян «Кто скорее допьет» В. Бианки «Купание медвежат» А. Барто «Игрушки» Ч. Янчарского «В магазине игрушек», перевод с польского В. Приходько Т. Днепровская «Кукла – синеглазка» Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек» З. Александрова «Мой мишка» К. Чуковский «Так и не так» В. Маяковский «Что ни страница - то слон, то львица» Б. Житков «Как мы ездили в зоологический сад» «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой Заучивание наизусть: С. Маршак «Радуга-дуга» |
2.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание образовательной работы по художественно-эстетическому развитию включает в себя:
- приобщение к искусству,
- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, народное декоративно-прикладное искусство)
- музыкальная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, развитие музыкально-игрового творчества, игра на детских музыкальных инструментах)
- театрализованные игры
Месяц | Рисование | Лепка | Аппликация |
Сентябрь | 1. Знакомство с карандашом и бумагой 2. Идет дождь 3. Разноцветные шарики 4. Красивый полосатый коврик | 1. Ягодки на тарелочке 2. Бублики | 1. Большие и маленькие мячи 2. Яблоко с листочком |
Октябрь | 1.Разноцветный ковер из листьев 2. Цветные клубочки 3. Колечки 4. «Падают, падают листья» 5. Красивые воздушные шары | 1. Грибы на пенёчке 2. Колобок | 1. Выросла репка – большая пребольшая 2. Ягоды и яблоки лежат на блюдечке |
Ноябрь | 1. Полосатые полотенца для лесных зверушек 2. Кто живет в лесу? 3. Снежные комочки, большие и маленькие | 1. Сороконожка 2. Снеговик | 1. Дождь, дождь! 2. Шарики и кубики 3. Пирамидка |
Декабрь | 1. Деревья на нашем участке 2. Елочка 3. Серпантин танцует | 1. Новогодние игрушки | 1. Снеговик |
Январь | 1. Колобок покатился по дорожке 2. Украсим рукавичку-домик 3. Украсим дымковскую уточку | 1. Мандарины и апельсины 2. «Я пеку, пеку, пеку…» | 1. Красивая салфетка 2. Бублики - баранки |
Февраль | 1. Мы слепили на прогулке снеговиков 2. Большая стирка (платочки и полотенца) 3. Самолеты летят 4. Деревья в снегу | 1. Баю- бай, засыпай 2. Самолеты стоят на аэродроме | 1. Лоскутное одеяло 2. Цветы в подарок маме, бабушке |
Март | 1. Цветок для мамочки 2. Книжки-малышки 3. Ходит в небе солнышко 4. Все сосульки плакали | 1. Веселая неваляшка | 1. Салфетка 2. Скворечник |
Апрель | 1. Божья коровка 2. Домик для собачки 3. Красивый коврик 4. Почки и листочки 5. Клетчатое платье для куклы | 1. Зайчик 2. Птички в гнёздышке | 1. Домик 2. Ручеек и кораблик |
Май | 1. Расписные игрушки 2. Одуванчики в траве 3. Цып – цып – цып, мои цыплятки 4. По замыслу | 1. Филимоновские игрушки | 1. «Носит одуванчик желтый сарафанчик…» 2. Бабочки |
2.5. Образовательная область «Физическое развитие».
Содержание образовательной работы по художественно-эстетическому развитию включает в себя:
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (становление ценностей ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков)
- физическую культуру (физкультурные занятия и упражнения, спортивные и подвижные игры)
Месяц | Становление ценностей здорового образа жизни | Воспитание культурно-гигиенических навыков | Физическая культура |
Сентябрь | Формировать первоначальные представления о полезной (овощи, фрукты, молочные продукты и пр.) и вредной для здоровья человека пище. | Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. | Приучать детей действовать совместно. Формировать умение сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя, в движении. Обеспечивать профилактику нарушений осанки. |
Октябрь | Учить различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. | Формировать осознанную привычку мыть руки перед едой и чистить зубы утром и вечером. | Мотивировать детей на участие в совместных играх и физических упражнениях. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Обеспечивать закаливание организма детей. |
Ноябрь | Развивать представление о ценности здоровья; формировать желание быть здоровым, дать первичные представления о том, что такое «здоровый образ жизни» и зачем к нему надо стремиться. | Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. | Воспитывать умение самостоятельно действовать. Формировать основные жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки). Обеспечивать закаливание организма детей. |
Декабрь | Формировать представления о пользе закаливания, утренней зарядки, спортивных и подвижных игр, физических упражнений, полноценного сна. | Приучать детей следить за своим внешним видом, пользоваться расческой и носовым платком. | Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей. |
Январь | Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. | Учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место. | Формировать у детей потребность в двигательной активности. Приучать действовать совместно. Формировать умение сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя, а так же в движении. |
Февраль | Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость при заболевании обращаться к врачу, лечиться. | Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. | Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения. Формировать умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. |
Март | Продолжать формировать представления о пользе закаливания, утренней зарядки, спортивных и подвижных игр, физических упражнений, полноценного сна. | Продолжать формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. | Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Учить пользоваться физкультурным оборудованием. Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей. |
Апрель | Продолжать знакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. | Продолжать приучать детей следить за своим внешним видом, пользоваться расческой и носовым платком. | Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности и самостоятельной двигательной деятельности. Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения. Обеспечивать закаливание организма детей. |
Май | Продолжать формировать первоначальные представления о полезной (овощи, фрукты, молочные продукты и пр.) и вредной для здоровья человека пище. | Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место. | Развивать умение реагировать на сигнал «беги», «лови», «стой» и др. Приучать выполнять правила в игровых |
2.6. Взаимодействие детского сада с семьей
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- педагогические беседы, консультации для родителей (индивидуальные и групповые);
- дни открытых дверей;
- оформление информационных стендов;
- организация выставок детского творчества, фотовыставки в группе;
- составление банка данных о семьях воспитанников;
- создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями праздников, мероприятий и досугов;
- оформление памяток.
План работы с родителями.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОО и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяц | Форма проведения | Содержание |
Сентябрь | Папки-передвижки Наглядная информация | О пользе овощей и фруктов |
Детская агрессия | ||
Консультации | Адаптация детей к детскому саду | |
Обязанности родителей | ||
Развитие малыша от 3 до 4-х лет (навыки, приобретенные к 4-м годам) | ||
Фотовыставка | Мое лето | |
Анкеты | Давайте познакомимся | |
Организация нового учебного года. Вопросы и предложения | ||
Октябрь | Папки-передвижки Наглядная информация | Девочки и мальчики – какие они разные |
Моя Россия | ||
Режим дня | ||
Консультации | Одежда детей осенью | |
Фото-информация | Достопримечательности нашего города | |
Родительское собрание | Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка | |
Беседа | Одежда детей в группе | |
Ноябрь | Папки-передвижки Наглядная информация | Кризис трех лет |
Пальчиковые игры | ||
Консультации | Правила хорошего тона за столом | |
Развитие речи детей в игре | ||
Памятка | Профилактика гриппа | |
Выставка поделок | Вторая жизнь одноразовой посуды | |
Фотовыставка | Мои домашние питомцы | |
Моя семья | ||
Декабрь | Папки-передвижки Наглядная информация | Речевые игры детей 3 лет |
Новогодние игрушки своими руками | ||
Консультации | Зимние забавы для больших и маленьких | |
Какие опыты с детьми можно провести дома | ||
Беседа | Как провести праздник дома | |
Родительское собрание | Детские капризы | |
Выставка | Новогодние поделки | |
Январь | Наглядная информация Папки-передвижки | Зимние забавы |
Какие игрушки необходимы детям | ||
Шесть родительских заблуждений о морозной погоде | ||
Консультации | Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке | |
Февраль | Наглядная информация Папки-передвижки | День защитника Отечества |
Консультации | Когда следует обратиться к логопеду? | |
Роль отца в воспитании ребенка | ||
Памятка | Одежда ребёнка зимой | |
Безопасность детей – забота взрослых | ||
Родительское собрание | Развитие речи младших дошкольников | |
Март | Папки-передвижки Наглядная информация | 8 Марта |
Масленица | ||
Чистоговорки, скороговорки | ||
Консультации | Роль сказки в воспитании ребенка | |
Какие произведения читать детям | ||
Беседа | Одежда детей весной | |
Буклет | Артикуляционная гимнастика дома | |
Апрель | Наглядная информация Папки-передвижки | Весенние игры для детей |
Нескучные прогулки | ||
Живые витамины | ||
Консультации | Первая помощь при укусе насекомого | |
Учим ребенка общаться | ||
Май | Папки-передвижки Наглядная информация | День Победы |
Игрушки техноцивилизаций | ||
Прикоснись к природе сердцем | ||
Консультации | Кипячение воды | |
О чем расскажет детская игрушка | ||
Родительское собрание | «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника |
III. Организационный раздел.
3.1. Планирование образовательной деятельности.
Для детей четвертого года жизни непосредственно образовательная деятельность составляет не более 11 занятий в неделю продолжительностью не более 15 минут. Для профилактики утомления детей занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально.
Расписание образовательной деятельности.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1. Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром | 1. Познавательное развитие ФЭМП/ Конструирование | 1. Речевое развитие Развитие речи | 1. Речевое развитие Развитие речи | 1. Художественно - эстетическое развитие Рисование |
2. Художественно - эстетическое развитие Лепка/аппликация
| 3. Физическое развитие Физкультура в помещении | 2. Художественно - эстетическое развитие Музыка | 2. Художественно - эстетическое развитие Музыка | 2. Физическое развитие Физкультура в помещении |
3. Физическое развитие Физкультура на воздухе | ||||
2 занятия | 2 занятия | 2 занятия | 3 занятия | 2 занятия |
Итого: 11 занятий в неделю |
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
Режим дня составлен с расчетом на 10,5 - часовое пребывание ребенка в детском саду. Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей в средней группе: с 7.30 до 18.00.
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизические возможности детей, их интересы, потребности и индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.), обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возращением детей в помещение ДОО. Дневному сну отводится 2 - 2 часа 10 минут. Самостоятельная деятельность детей (игры, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 4 часов.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.
Режим дня в младшей группе на 2021-2022 учебный год
Прием детей, самостоятельная деятельность | 7.30-8.30 |
Утренняя гимнастика | 8.30-8.40 |
Подготовка к завтраку. Завтрак | 8.40-9.10 |
Утренний круг | 9.10-9.25 |
Самостоятельная деятельность / Занятия по подгруппам | 9.25-10.20 |
Второй завтрак | 10.20-10.30 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. | 10.30-11.40 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду | 11.40-11.50 |
Обед | 11.50-12.20 |
Подготовка ко сну. Дневной сон | 12.20-15.00 |
Постепенный подъем, профилактические физкультурно-оздоровительные процедуры | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.20-15.40 |
Игры, кружки, занятия | 15.40-16.40 |
Вечерний круг | 16.40-17.00 |
Самостоятельная деятельность, уход домой | 17.00-18.00 |
3.3. Формы организации детских видов деятельности в ДОО.
Вид деятельности | Формы работы |
Двигательная деятельность |
|
Продуктивная деятельность |
|
Коммуникативная деятельность |
|
Трудовая деятельность |
|
Познавательно-исследовательская деятельность |
|
Музыкально-художественная деятельность |
|
Чтение художественной литературы |
|
Игровая деятельность |
|
Каждый день воспитанников начинается с утреннего круга, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д. Утренний круг проводится в форме развивающего диалога.
На утреннем круге зарождается и обсуждается новое образовательное событие.
Заканчивается день вечерним кругом, который проходит в форме рефлексии. Во время него дети с воспитателем обсуждают наиболее важные моменты прошедшего дня.
Варианты | |
Утренний круг |
|
Вечерний круг |
|
Образовательное событие |
|
3.4. Условия реализации Программы.
Предметно-пространственная среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.
Пространство в группе безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающееся. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, отвечающая потребностям детского возраста. В основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому необходимо каждый раз обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу.
В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.
Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития выступают:
- центр строительства
- центр для сюжетно-ролевых игр
- уголок для театрализованных (драматических) игр
- центр музыки
- центр изобразительного искусства
- центр мелкой моторики
- центр конструирования из деталей (среднего и мелкого размера)
- уголок настольных игр
- центр математики
- центр науки и естествознания
- центр грамотности и письма
- книжный уголок
- уголок уединения
- центр песка и воды
- спортивный уголок
Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.). Материально – техническое обеспечение основной общеобразовательной программы основывается на методических разработках к программе «От рождения до школы» авторов Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Техническое обеспечение, средства обучения и воспитания, игровой, дидактический материал - на достаточном уровне.
3.5. Мониторинг усвоения программы воспитанниками.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Целью мониторинга освоения образовательной программы является изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.
Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов деятельности.
2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
Педагогическая диагностика (мониторинг) направлена на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки зрения таких показателей, как знания и представления, умения и навыки.
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении, что реализует принципы мониторинга, определенные авторами программы «От рождения до школы».
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы | ||
Диагностический инструментарий | Ответственные | Периодичность |
Комплексный диагностический инструментарий Автор проекта: Е.А Кудрявцева, кандидат пед. наук. Вторая младшая группа 3-4 лет. Издательство «Учитель». | Воспитатель группы | 2 раза в год сентябрь - май |
IV. Список методической литературы
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.- 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 3-4 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3. Помораева И.А., Позина В.А.Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 3-4 года. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 3-4 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
5. Колдина Д.Н. Лепка в детском саду: Конспекты занятий с детьми 3-4 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
6. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Конспекты занятий с детьми 3-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
7. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
8. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2015.
9. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 3-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
11. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа. 3-4 года. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
12. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
13. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Методическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
14. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Младшая группа (от 3 до 4 лет) /авт.-сост. М.П.Костюченко. – Волгоград: Учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа младшей группы
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу младшей группы, построенной по принципу основной общеобразовательной программы дошко...
Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"
Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием. «Малютка» МДОУ Д/с № 27 «Чеб...
Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.
Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...
Рабочая программа в младшей группе 2021-2022уч.г
Программа 2100....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...
Рабочая программа младшей группы общеразвивающей направленности для воспитанник 3-4 лет (группа Акварелька)
Рабочая программа младшей группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы на 2022/ 23 учебный год Составлена на основе Основной общеобразовательной программы МБДОУ № 17 «Земляничка», комплексной программы «Теремок».
Рабочая программа первой группы раннего возраста (1,6 -2 года) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:...