Мастер - класс для педагогов по теме: «Применение квест – технологии в профориентационной работе с дошкольниками в условиях ФГОС».
методическая разработка

Шиваракова Раиса Евгеньевна

Цель мастер - класса:  поделиться имеющимся опытом  работы по повышению мотивации педагогов к использованию квест – технологии в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6 «Почемучка»  п.Новоорск

Районный фестиваль педагогических идей

«Мастерство и творчество»

МАСТЕР - КЛАСС

для педагогов по теме:

«Применение квест – технологии в профориентационной

 работе с дошкольниками в условиях ФГОС».

                                                                    Автор: Шиваракова Раиса Евгеньевна,  

                                                                               старший воспитатель МБДОУ

                                                                                   «Детский сад» № 6 «Почемучка»

п.Новоорск - 2019

Проводит: Шиваракова Р.Е. (старший воспитатель высшей квалификационной категории)

Участники: педагоги дошкольного образования

 

Цель мастер - класса:  поделиться имеющимся опытом  работы по повышению мотивации педагогов к использованию квест – технологии в процессе ознакомления дошкольников с профессиями. 

Задачи:

  • конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры,  по расширению и уточнению представлений по профориентации дошкольников;
  • предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест-технологии при организации образовательной деятельности  по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых;
  • создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Форма проведения: квест - игра

Оборудование:

 мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер – класса; телеграмма,  разрезная картинка – «ключ», сундук, замок с ключом, буклеты:

карточки для игр «Разложи профессии по возрастным группам», «Пословицы»,  столы и стулья для участников. 

(Слайд 1)

Мастер-класс по теме:

«Применение  квест – технологии в профориентационной работе с дошкольниками в условиях ФГОС».

(Слайд 2)

Уважаемые коллеги,  сегодня в рамках мастер-класса я предлагаю Вам поиграть в квест-игру, а о чем пойдет речь в нашей игре, вы узнаете,

 отгадав зашифрованное слово, по первым буквам слов на экране

На экране слайд со словами: пир, рис, огонь, фрукт, ель, сосулька, слон, ирис, яблоко.

Старший воспитатель: Правильно, это слово-профессия. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.  Итак, квест –игра начинается.

Ход игры:

   Уважаемые педагоги, я получила телеграмму и решила обратиться к вам за помощью. Сейчас я её вам зачитаю.

(Слайд 3)

Телеграмма

Дорогие педагоги! Помогите!

 Нас  похитил Бармалей и запер в темном сундуке! Спасите нас!

 Чтобы нас  найти, вам нужно плыть по стрелочкам от острова к острову.

В пути вам предстоит решить много задач, будьте внимательны.

На каждом острове Вы должны получить конверт.

Когда вы соберёте все конверты, открыв их,  вы поймете,  как нас спасти!


Но, чтоб не сбиться нам с пути,                                                                                        нужно что-то нам найти….                                                                                              Что понадобиться нам?
- Правильно! Карта.

(Слайд 4) 

- Посмотрите, на карте отмечено пять островов, где мы должны сделать остановку. Готовы? Тогда в путь….

(Выстраиваем стулья в форме корабля)

Музыкальное сопровождение

Мы приплыли на  «Социально-коммуникативный остров»
- Смелее выходите на берег. Давайте посмотрим, кто же нас встречает на этой станции?              (Слайд 5)   

      Баба Яга. 
- Да это же  Баба Яга. Она любит вредничать и безобразничать. Так вот, чтобы пройти дальше нам необходимо выполнить задание
: «Ты мне, я тебе», (Слайд 6)  которое написано на карточках. (раздаю карточки с заданиями)                                            Но есть одна трудность, у наших героев Баба Яга «заколдовала» голос, и они не могут говорить. 
- Но помимо вербального у нас есть и невербальное общение, не так ли? 
- Уважаемые коллеги, я прошу Вас разбиться на пары. Ваша задача «показать» с помощью мимики и жестов то, что у Вас написано на карточке. Причем, уважаемые коллеги, обратите внимание, в каждой паре первую пословицу показывает один участник, а вторую-  другой. Вам необходимо договориться между собой, что и как Вы будете показывать. Задание понятно?
 

Пословицы для команд.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Кончил дело - гуляй смело.
  • Делу - время, потехе - час.
  • Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

И получаете в знак благодарности конверт. Держите. Но пока не открывайте его. Присаживайтесь на свои места.
- Нам пора плыть дальше…(
Слайд 7)

- Подплываем к следующему  острову «Познания». 

- Уважаемые коллеги, оставайтесь пока на своих местах, давайте сначала посмотрим, кто же нас встречает здесь? (На слайде 8 появляется Незнайка) 

- Узнали?
- Незнайка, веселый и озорной сказочный персонаж. Как Вы помните, он любит шутить и играть. Вот и сейчас он предлагает нам с ним поиграть (
Слайд 9)  в игру «Головоломка»


- Уважаемые коллеги, Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

- Задание понятно? Тогда приступаем,  расшифровывайте слова.

- Какие же здесь зашифрованы слова?

 А еще Незнайка предлагает поиграть(Слайд 10)  в игру - «Перевертыши".
-  Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
- Готовы?
- Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
- Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
- Вирусов бояться – в интернет не ходить – «Волков бояться - в лес не ходить»
- Лысина — мужское безобразие (Коса — девичья краса)
- У полицейского ботинки промокают (На воре шапка горит)
- Прикинулся поганкой — вылезай из капота (Назвался груздем — полезай в кузов)
- Кошка – враг обезьяны (Собака — друг человека)
- Совершенно правильно.  

- Молодцы, Вы прекрасно справились с этими заданиями, и в награду получаете конверт (не открываем!). 
- Что ж, нам пора двигаться дальше…(
Слайд 11)

- А мы подплываем к следующему  острову «Физическому».

- Кто ж бежит навстречу к нам?  (Слайд 12)

Волк.
Волк предлагает нам размяться. (
Слайд 13)  Давайте выполним разминку:

                                «Игра в профессии»

Трактор водит –. (тракторист, (Крутят воображаемый руль)

Электричку –. (машинист, (Руки на поясе, «пружинка»)

Стены выкрасил –. (маляр, (Имитируют движения покраски)

Доску выстрогал –. (столяр, (Трут ладошки друг об друга)

В доме свет провел –. (монтер, («Фонарики»)

В шахте трудится –. (шахтер, (Топают ногами)

В жаркой кузнеце –. (кузнец). (Перед собой ударяют кулаками)

Кто всё знает – молодец! (Хлопки)

      Хватит в профессии играть, Пора занятие продолжать.

А Волк приготовил  для вас  загадки. Давайте попробуем их отгадать.

Загадки для педагогов.

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

 

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

 

С ним, наверно, вы знакомы.

Знает он про все законы.

Не судья, не журналист.

Всем совет дает... (юрист)

 

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья... (плотник)

 

По мосту чтоб мчался скорый,

Чинит он на дне опоры.

Целый день за разом раз

Вглубь ныряет... (водолаз)

 На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Называется... (военный)

 

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а... (машинист)

 

В фильмах трюки выполняет,

С высоты на дно ныряет

Подготовленный актер.

Быстрый, смелый... (каскадер)

 

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это няня... (воспитатель)

- Вот за правильный ответ, дали нам еще конверт.

- Отлично, и с этим заданием мы справились, получаем конверт и отправляемся дальше….
Отплываем к следующему острову…(
Слайд 14)

Наша дружная команда прибыла на «Речевой остров».  Слайд 15 

Здесь встречают нас подружки, две веселые …

- Лягушки
Лягушки предлагают поиграть в
игру «Самая, самая профессия» (Слайд 16)

  Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика – самая денежная профессия, – какие профессии являются самыми-самыми денежными?». 
    Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы. 
    Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7. 
    Ведущий выписывает 3-5 наиболее «прозвучавших» вариантов, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии. 
   Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. 
1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...) 
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...) 
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...) 
4. Самая волосатая (парикмахер...) 
5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...) 
6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...) 
7. Самая смешная (клоун, пародист...) 
8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...) 
9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Задание понятно? 
- Тогда, начали…..

(Слайд 17) «Группы профессий»

Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек - природа»,  «человек – человек», «человек – техника», человек – художественный образ», «человек – знаковая система». Задание состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести  к одному из перечисленных типов.  

(Ведущий называет профессию из этого списка вразнобой, участники должны говорить, к какому типу относится названная профессия).

 Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.

1)      «Человек – художественный образ»: скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.

2)      «Человек – природа»:  инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог,  животновод, садовод.

3)      «Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных  конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот.

4)       «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.

5)    «Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.  

Педагог должен хорошо знать произведения писателей, содержание сказок.

 (Слайд 18) Для вас на экране предлагаются названия сказок, а вы назовите профессии героев сказки. («Доктор Айболит»«Три поросенка», «Буратино», «Дядя Степа».)

- Молодцы, Вы славно справились с этим заданием Отлично, и с этим заданием мы справились, получаем конверт и отправляемся дальше

Дальше нам пора идти. (Слайд 19)

Мы прибыли на последний  «Художественно-эстетический остров»

Давайте посмотрим, кто же нас здесь встречает?  (Слайд 20)


- Конечно же, это Бременские музыканты. Они не могут жить без музыки и песен.
(Слайд 21) Уважаемые коллеги, они предлагают вам вспомнить песни, в которых говорится о профессиях. (Шофер, Моряк, Пилот,  Правители (президенты), Финансист,  Театр и кино,  Рабочие профессии,  Художник, Фотограф,  о военных, Музыкантах, Милиционер, Обслуживающий персонал,  Учителя)

Педагоги вспоминают о профессиях.

Молодцы, вы отлично справились с заданием, за это вы получаете конверт.

Итак, мы с Вами получили последний конверт…

- Уважаемые коллеги, мы с вами прошли весь маршрут по всем образовательным областям. С чем я Вас и поздравляю. Вскрываем конверты. Собираем пазл ключа. (Слайд 22) (Слайд 23) Открываем сундук.

- Кто же ждет нас здесь? (Слайд 24)

 А в сундуке Айболит.

Дарит буклеты.

В завершении нашей игры я хочу рассказать вам одну притчу.
(
Слайд 25) Притча: 
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”                                                                             А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. 


- Уважаемые Коллеги: «Эту притчу  я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. 
Желаю вам успехов
в работе, креативности, творчества творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом.

(Слайд 26) Спасибо за внимание и благодарим за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в условия ФГОС.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение важнейшие условия организации педагогического процесса....

МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками»

Основной принцип мастер класса:«Я знаю, как это сделать, и покажу вам»...

Презентация на тему «Применение квест-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Презентация на тему «Применение квест-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»...

МАСТЕР КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками»

Цель мастер – класса:Распространение имеющегося опыта использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- конкретизировать представления педагогов о п...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов на тему:  «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности   педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...

Мастер-класс для воспитателей на тему "Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ"

Мастер-класс проводится с целью оказания практической помощи педагогам в использовании квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО....