ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
материал
Деятельность дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО строится исходя из таких основных принципов, как личностно-развивающий и гуманистический характер образования, поддержка разнообразия детства, уважение личности ребенка. Данные принципы реализуются через индивидуализацию дошкольного образования, когда сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, является субъектом образования через содействие и сотрудничество детей и взрослых.
В процессе реализации Программы в формах, специфичных для детей каждой возрастной группы, обеспечивается развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе, другим людям.
Требования к Программе направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание подобной среды в следующих аспектах:
– пространственная развивающая образовательная среда;
– характер взаимодействия со взрослыми;
– характер взаимодействия с другими детьми;
– система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
Для создания такой образовательной среды, отвечающей современным требованиям, необходим новый уровень компетенций педагогов ДОО, которые позволяют:
– гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
– обеспечивать их эмоциональное благополучие;
– обеспечивать собственное профессиональное развитие педагога;
– создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
– обеспечивать его открытость;
– создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Старший воспитатель создает условия для эффективной реализации Программы, к которым согласно ФГОС ДО относятся следующие:
– профессиональное развитие педагогических работников;
– консультативная поддержка педагогических работников и родителей;
– организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Необходимость создания данных условий и определяет направления методической работы старшего воспитателя ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО.
В отношении каждого направления реализуются функции управления: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная (П. И. Третьяков).
Организация методической работы в ДОО основана:
• на системно-деятельном подходе (понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечении целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий);
• личностно ориентированном подходе (обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом);
• дифференцированном подходе (учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОО);
• подходе свободного самоопределения (свободном выборе каждым педагогом форм, методов образовательной работы с детьми, а также путей самореализации в профессии);
• мотивационно-стимулирующем подходе (использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности);
• коррекционно-аналитическом подходе (своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих).
Система методической работы ДОО строится на основе изучения и анализа достигнутых результатов его деятельности, имеющихся ресурсов, запросов родителей, образовательных потребностей детей, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива.
Система методической работы проектируется и реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях: по отношению к конкретному педагогу, по отношению к коллективу в целом, по отношению к системе образовательной деятельности в конкретной дошкольной организации.
По отношению к конкретному педагогу главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности. Методическая работа направлена на обогащение профессиональных знаний педагогов, развитие у них мотивов профессиональной деятельности, освоение инновационных технологий.
По отношению к педагогическому коллективу методическая работа направлена на выработку традиций коллектива, организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ образовательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, приобщение к инновационной деятельности.
По отношению к системе образовательной деятельности в конкретной дошкольной организации методическая работа направлена на творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики, выстраивание системы работы по повышению квалификации педагогов через самообразование и разные формы методической работы.
Основными критериями эффективности методической работы кроме результативных показателей являются характеристики самого методического процесса: системность; дифференциация; этапность.
Методическая работа базируется на организации диагностики и самодиагностики значимых аспектов образовательной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенст...
Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образо...
Современный подход к организации детской деятельности в условиях ФГОС.
Моё выступление на районном семенари по введению ФГОС в ДОУ....
Проект "«Комплексный подход к организации оздоровительной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Проект «Комплексный подход к организации оздоровительной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения»Цель проекта: формирование у детей здорового образа жизни, его направленно...
Новые подходы к организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольном образовательном учреждении
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с педагогами способствует повышению уровня их мастерства. Таким образом данные формы занимают приоритетное направление деятельности методической работы...
Методическое объединение « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Цель: Систематизировать знания педагога о деятельностном подходе в воспитательно - образовательном процессе ДОО, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном эт...
Презентация « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....