ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСТВА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
статья
На сегодняшний день в Российской Федерации, при поддержке государства, активно развивается волонтерская деятельность. Данная инициатива объясняется тем, что Национальный проект «Образование» 2018-2024 одной из задач определяет совершенствование современной системы организации волонтерства в ДОО, с решением которой связывается увеличение количества образовательных организаций, в которых созданы сообщества добровольцев и волонтеров.
Также, согласно ФГОС ДО на сегодняшний день педагогам ДОО необходимо формировать у выпускников сопереживание, эмоциональную отзывчивость, социальный и эмоциональный интеллект, понимание норм и ценностей, принятых в обществе, готовность к совместной деятельности со сверстниками, самостоятельность, целенаправленность, а также позитивные установки. Данные качества могут быть сформированы на основе «обучения через волонтерство».
В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдаются первые проявления социальной активности, именно в этом возрасте расширяется круг социальных контактов и появляется желание принимать участие в общественной жизни детского сада. На данном этапе развития ребенка актуальна волонтерская деятельность. Организация волонтерской деятельности в ДОО подразумевает коллективную деятельность детей и взрослых, реализуемую на безвозмездной основе с целью разрешения различных проблем общества путём их участия в общественно полезных делах, результатом которой является развитие эмпатии у детей, приобретение нравственного и житейского опыта, а также их социализация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСТВА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
На сегодняшний день в Российской Федерации, при поддержке государства, активно развивается волонтерская деятельность. Данная инициатива объясняется тем, что Национальный проект «Образование» 2018-2024 одной из задач определяет совершенствование современной системы организации волонтерства в ДОО, с решением которой связывается увеличение количества образовательных организаций, в которых созданы сообщества добровольцев и волонтеров.
Также, согласно ФГОС ДО на сегодняшний день педагогам ДОО необходимо формировать у выпускников сопереживание, эмоциональную отзывчивость, социальный и эмоциональный интеллект, понимание норм и ценностей, принятых в обществе, готовность к совместной деятельности со сверстниками, самостоятельность, целенаправленность, а также позитивные установки. Данные качества могут быть сформированы на основе «обучения через волонтерство».
В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдаются первые проявления социальной активности, именно в этом возрасте расширяется круг социальных контактов и появляется желание принимать участие в общественной жизни детского сада. На данном этапе развития ребенка актуальна волонтерская деятельность. Организация волонтерской деятельности в ДОО подразумевает коллективную деятельность детей и взрослых, реализуемую на безвозмездной основе с целью разрешения различных проблем общества путём их участия в общественно полезных делах, результатом которой является развитие эмпатии у детей, приобретение нравственного и житейского опыта, а также их социализация.
Целю исследования было - теоретически обосновать, разработать и апробировать инструментарий экспертизы качества организации волонтерства в ДОО.
Нами был разработан инструментарий экспертизы качества организации волонтерства в ДОО, с задачами и методологическим аппаратом которого Вы можете ознакомиться в раздаточном материале. В апробации инструментария приняли участие 20 респондентов (10 студентов (магистров), 10 действующих педагогов), а также два дошкольных учреждения, которые предоставили нам по 5 проектов волонтерской деятельности (МАДОУ ДСКВ №35 п. Бугры и ГБДОУ детский сад №76 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района СПб).
Экспертиза качества организации волонтерства в ДОО проводилась в два этапа:
- Первый этап предполагал оценку готовности педагога к организации волонтерской деятельности;
- Второй этап был направлен на оценку социальной эффективности волонтерской деятельности в ДОО.
Для решения первой задачи экспертизы качества организации волонтерства в ДОО был разработан и апробирован диагностический комплекс, с целью определения готовности педагога к осуществлению волонтерской деятельности, который включал в себя:
- Кейс-метод на основе задачи-ситуации по ключевому слову;
- Опросник «Определение отношения педагогов к волонтерской деятельности».
Для решения второй задачи экспертизы мы модифицировали и апробировали логическую модель, с целью определения социальной эффективности волонтерской деятельности в ДОО, т.е. метод, который мы использовали - это:
- Модифицированная логическая модель И. В. Мерсияновой.
Апробация инструментария способствовала выявлению:
- Недостаточности знаний педагогов теоретических основ волонтерской деятельности;
- Их неосведомленности о таких направлениях волонтерской деятельности, как событийное и сервисное волонтерство;
- Необходимости прохождения курсов повышения квалификации для респондентов с достаточным и критическим уровнем готовности к организации волонтерской деятельности;
- Необходимости внедрения волонтерства в образовательный процесс, так как благодаря проектам волонтерской деятельности достигаются социально значимые результаты (эффекты);
- Необходимости проведения консультации для педагогов, направленной на составление педагогического проекта, в котором будут отражены ключевые моменты, важные для оценки социальной эффективности волонтерской деятельности в ДОО.
В результате проведения двух направлений экспертизы качества организации волонтерства в ДОО педагогам было рекомендовано:
- Обратить внимание в первую очередь на теоретические основы волонтерской деятельности, подробно ознакомиться с ее различными направлениями, в частности на классификацию видов волонтерской деятельности по содержанию (сервисное и событийное);
- Пройти курсы повышения квалификации по организации волонтерской деятельности в ДОО;
- Посетить консультацию по вопросу составления педагогического проекта.
На основании результатов апробации инструментария были разработаны методические рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, с которыми Вы можете ознакомиться в раздаточном материале.
В окончании исследовательской работы нами была достигнута ее цель, выполнены задачи и подтвердилась гипотеза, что экспертиза качества организации волонтерства в дошкольных образовательных организациях будет возможна при соблюдении следующих условий: теоретическое обоснование критериев и показателей экспертизы качества организации волонтерства в ДОО; включение в экспертную оценку таких компонентов как: готовность педагогов к организации волонтерской деятельности в ДОО и социальная эффективность волонтерской деятельности в ДОО.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа как инструмент обеспечения качества жизни ребенка в дошкольной образовательной организации
..................................................
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.Они не распространяются на семейные группы, размещенные...
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Качество труда педагогических работников дошкольной образовательной организации
Качество труда работников является основным элементом управления. В информационном пространстве представлено несколько точек зрения на понятие "качество труда"....
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...