Инновационные образовательные технологии освоения культурного наследия региона.
методическая разработка

Матышева Роза Мухаметсабаровна

Лучшая модель (практика) управления дошкольной образовательной организацией: развитие образовательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усть-Ишимский детский сад №1»

Открытый конкурс лучших практик,

способствующих доступности и повышению качества дошкольного образования для всех детей, включая модели раннего развития детей

(от 2 месяцев до 3 лет)  

Номинация:

Лучшая модель (практика) управления дошкольной образовательной организацией: развитие образовательных технологий

Инновационные образовательные технологии освоения культурного наследия региона.  

Авторы: Матышева Роза Мухаметсабаровна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

Валеева Эльза Равильевна,

Воспитатель 1 квалификационной категории

 МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

Юдина Ирина Александровна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

Филоненко Ольга Витальевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

Алферьева Наталья Сергеевна,

делопроизводитель, воспитатель МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

Омская область, с. Усть-Ишим

2019 г.

Оглавление

Парциальная программа Омское Прииртышье ------------------------------------------- 3

Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья --- 11

Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья --------------------------- 23

Введение в мир природы и экологии Омского Прииртышья ------------------------- 26

Введение в мир культуры Омского Прииртышья --------------------------------------- 29

Введение в мир литературы Омского Прииртышья ------------------------------------ 33

Заключение -------------------------------------------------------------------------------------- 35

Парциальная программа «ОМСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ»

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для разработки и реализации Программы.

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются  взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения  реализации требований Стандарта.

Объём обязательной части Программы рекомендуется составлять в следующем соотношении: не менее 60% от её общего объёма;

в части, формируемой участниками образовательных отношений,- не более 40%

В рамках реализации этой части и была разработана, апробирована «Программа «Омское Прииртышье» и может использоваться как парциальная программа.

Обязательная часть Основной образовательной программы разработана с учетом программы Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО: «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2014.-352с.

Программа разработана творческой группой педагогов города и области под руководством БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» (кафедра дошкольного и начального образования) и предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Омского Прииртышья и Сибирского края.

Целью основной образовательной Программы является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на решение следующих задач:

1.   Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2.   Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3.   Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4.   Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5.   Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6.   Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7.   Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

8.   Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

9.   Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей.

Принципы Основной образовательной Программы:

1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

3. Уважение личности ребенка.

4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

5. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования).

7. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

8. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

9. Сотрудничество Организации с семьей.

10. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

11. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

12. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

13. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Социально-коммуникативное  развитие  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление  самостоятельности, целенаправленности  и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное  развитие  предполагает развитие интересов детей, любознательности  и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях  ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством  общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие  предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающем миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными  нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Построение образовательного процесса основывается  на адек­ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществля­ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных осо­бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Организация воспитательно-образовательного процесса основана на принципах сотрудничества всех субъектов образовательного процесса (педагоги-родители-дети) и открытости дошкольного учреждения для родителей. Под сотрудничеством мы понимаем совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, оценки результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач, а также  равенство позиций партнеров, уважительное отношение  взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Одна из задач ФГОС ДО – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Это возможно через создание системы взаимодействия и сотрудничества в рамках единого воспитательного и образовательного пространства.

Система работы с родителями  включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ДОО на общих родительских собраниях; анализом участия родительской общественности в жизни ДОО;
  • ознакомление родителей с содержанием работы  ДОО, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых мероприятиях;
  • внедрение нетрадиционных форм сотрудничества с семьей, направленных на укрепление позитивных детско-родительских отношений и просвещение родителей.

Результаты освоения Основной образовательной программы определены целевыми ориентирами, представленными во ФГОС ДО:

Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
  • появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Программа «Омское Прииртышье» состоит из модулей:

  •  «Введение в мир культуры Омского Прииртышья»
  • «Введение в мир литературы Омского Прииртышья»
  • «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья»
  • «Введение в мир природы и экология Омского Прииртышья»
  • «Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья»

Содержание разделов представлено содержательными линиями, в которых представлены цели, задачи, описание содержания, требования к результатам обучения и методические рекомендации.

 «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья»

Программа раздела направлена на формирование у воспитанников представлений о мире человеческих отношений; о социальной действительности, о родном крае, его прошлом и настоящем.

Раздел предназначен для формирования основ гуманного отношения к людям, интереса и ценности-смыслового отношения к своей малой родине, ее прошлому и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности.

Целью данного раздела является формирование основ гуманного отношения к людям, интереса и ценностно – смыслового отношения к своей малой родине, её прошлому и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности.

В образовательной деятельности могут быть решены следующие задачи:

- Способствовать формированию элементарных представлений о мире социальных отношений.

- Содействовать формированию элементарных представлений об историческом развитии Омского Прииртышья.

- Развивать умения, позволяющие ориентироваться в социальной действительности, самостоятельно познавать её в разных видах детской деятельности, используя способы познания.

- Воспитывать ценностно – смысловое отношение к родному краю, его истории и людям, проживающим на его территории.

Содержание раздела представлено 2 содержательными линиями:

- Мир окружающей действительности.

- Мир людей.

Мир окружающей действительности

Цель:

- Формирование представлений об окружающей действительности (объектах, явлениях, о местности, в которой живём, об областном центре, об истории возникновения и развития города и региона, о государственных символах города, региона (герб, гимн, флаг).

Содержание распределено по возрастам. Разработана хрестоматия по модулю «Введение в мир истории и общественных отношений», в которой имеется богатый, интересный и доступный детям материал. В помощь воспитателям прилагаются картинки, иллюстрации, разработаны виртуальные экскурсии.

Мир людей

Цель:

- Формирование представлений о себе, своей семье, об окружающих людях, взрослой трудовой деятельности, о людях, прославивших наш край.

Содержание раздела распределено по возрастным группам. Для каждого возраста разработаны задачи.

В этом разделе дети учатся различать внешние признаки между девочкой и мальчиком. Что такое семья, родственные связи, семейные традиции. Дети знакомятся с профессиональной деятельностью людей города и села, с профессиями людей интеллектуального и творческого труда. Дети узнают о знаменитых людях города, населённого пункта, об увлечениях людей Омского Прииртышья, о народных и государственных праздниках.

Планируемые результаты:

- у ребенка сформированы начальные знания и представления о мире социальных отношений;

- у ребенка сформированы элементарные представления об окружающей действительности, о местности, в которой живет ребенок, об областном центре, об истории возникновения и развития своего города или села, о государственных символах города, региона;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей;

- у ребенка развиты умения, позволяющие ориентироваться в социальной действительности, самостоятельно познавать ее в разных видах детской деятельности, используя различные способы познания;

- ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, объединяться на основе общих интересов;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, учувствует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты нормативными способами;

- ребенок умеет разным правилам и социальным нормам;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Младший возраст (2-4 года)

Задачи:

- содействовать овладению детьми представления о себе, системе отношений с родными и близкими, родственных связях, взрослых людях и их трудовой деятельности;

- развивать социальный опыт младших дошкольников во взаимоотношении со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать элементарные социальные чувства, способствующие развитию основ гуманистических отношений к себе, сверстникам, взрослым людям.

Содержание раздела «Мир людей»

- Я – человек (девочка, мальчик, внешние признаки, отличия;

- семья, родственники, элементарные сведения о семейных традициях, праздниках, трудовой деятельности членов семьи (домашний труд);

- отношения в мире сверстников.

Содержание раздела «Мир окружающей действительности»

- улица, на которой я живу;

- общественно-бытовые задания ближайшего окружения, их название;

- знакомые средства передвижения.

Средний возраст (4-5 лет)

Задачи:

- содействовать овладению представлениями детей о многообразии профессий человека города и села, национальных традициях людей, проживающих на территории Омского Прииртышья;

- расширить представления детей о явлениях и объектах окружающей действительности;

- развивать социокультурный опыт на основе морально-этических норм и правил поведения в обществе;

- содействовать воспитанию интегрированных качеств личности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Содержание раздела «Мир людей»

- мир профессиональной деятельности людей города или села;

- профессии членов семьи;

-национальные традиции людей и др.

Содержание раздела «Мир окружающей действительности»

- город;

-улица;

- реки как водный ресурс, отдых на реке, правила поведения на реке;

- площади города Омска и своего населенного пункта, правила поведения в общественных местах;

- социокультурные объекты областного центра и своего населенного пункта;

- социобытовые объекты, правила поведения в общественных местах;

- детские учреждения;

- транспорт, многообразие, назначение, правила поведения в транспорте.

Старший возраст (5-7 лет)

Задачи:

- систематизировать представления детей о родном крае, промышленной и социальной инфраструктуре, его истории;

- развивать умения, позволяющие ориентироваться в социальной действительности;

- воспитывать патриотические чувства, способствующие выражению ценностно-смыслового отношения к родному краю, его истории и проживающим на его территории людям.

Содержание раздела «Мир людей»

- профессии людей интеллектуального и творческого труда;

- знаменитые люди нашего города, населённого пункта, края;

- мир увлечений людей Омского Прииртышья;

- народные и государственные праздники.

Содержание раздела «Мир окружающей действительности»

- история заселения населенного пункта, города, края;

- символы населенного пункта, областного центра;

- улицы города, улицы названные именами выдающихся людей, история названия улиц. Правила поведения на улицах города;

- реки Омской области как транспортные пути. Правила поведения на реке;

- социокультурные объекты населенного пункта. Правила поведения в общественных местах;

- социобытовые объекты. Правила поведения в общественных местах;

- детские учреждения;

- промышленные предприятия областного центра, своего населенного пункта.

Методические рекомендации

Педагог самостоятелен при структурировании материала, определении способов и места включения содержания раздела в образовательный процесс.

Дидактическим материалом для реализации программы с детьми старшего дошкольного возраста являются:

1) хрестоматия к данному разделу программы;

2) рабочая тетрадь «Маленький житель Омского Прииртышья»;

3) электронное практическое пособие образовательная область «Социализация»: региональная модель.

В хрестоматии представлен материал, который служит основой для проведения совместной деятельности.

Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию. Тетрадь направленна на совместную работу взрослого и ребенка, создает благоприятное условия для социально-личностного развития дошкольников. Детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать. Особенностью рабочей тетради, является ее «открытое пространство» для разнообразной деятельности. Задания побуждают ребенка вступать в диалог во взрослым и с Краевичком доступными ему средствами. Ребенок становится соавтором тетради. Интеграция всех разделов программы способствует решению многих других аспектов образовательной работы с детьми.

Большое значение имеет индивидуальный подход к детям, дозировка сложности заданий, возможность неоднократно вернуться к заданию в случае затруднений, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Для этого в тетради существуют условные обозначения.

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, педагог сам определяет объем и содержание сведений. Предложенное к тетради приложение поможет детям в выполнении заданий, а взрослым облегчает поиск необходимых материалов. Работа с приложением способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики, глазомера, ориентировке на листе. Все разделы рабочей тетради связанны логически и позволяют создать целостный образ родного края.

В электронном практическом пособии представлена модель организации образовательного процесса по разделу программы для всех возрастных групп.

Педагог использует предложенный материал по своему усмотрению.

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии,  и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий   по Усть-Ишиму.

Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.

В качестве задач определено следующее:

- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

- пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;

- воспитывать уважение к культуре других народов;

- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;

- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;

- практические действия с предметами;

- музыкально-театрализованная деятельность;

- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

- целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;

Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному  краю, России.

Уголки краеведения в группах.

Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).

- Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.

- Художественная литература: произведения о родном крае.

- Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа в разное время года”, “Растительный и животный мир”, “Наш край во все времена года”.

- Рисунки детей и взрослых о себе, родном селе, окружающей природе.

- Совместные работы из бросового и природного материала.

- Куклы в национальных  костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).

- Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”

- Папки - передвижки: «Праздники нашего района».

- Фотоальбомы: “Моя улица”, “Моя семья”

- Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки, маракасы и т. д. ).

- Аудио и видеокассеты о природе родного края.

- Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст (6-7-й годы жизни).

- Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наше село” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).

- Художественная литература (стихи, рассказы).

- Флаг, гербы и другая символика района, родного села, России.

- Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Усть-Ишиме”, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. 

   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. 

Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

  1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
  2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
  3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
  4. Познакомить с бытом и традициями   народов, проживающих в селе,  народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.

Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

 В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.

       В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

       С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.

       В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим  с историей поселка и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

       Знакомство с родным поселком и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному селу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

       На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”,  “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.

       Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства). 

Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам героев ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы.

Деятельность нашего ДОУ по приобщению дошкольников к культурным ценностям, воспитанию у них гражданственности и патриотических чувств будет приоритетной в нашем детском саду. Для реализации этой работы необходимо обратить внимание на проектирование культурно-образовательной среды не только всего ДОУ но и каждой отдельно взятой группы.

Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья

        Цель:

  • Формирование интереса к труду взрослых через первоначальное ознакомление с экономикой Омской области.

Задачи:

  • Познакомить с крупными  промышленными и сельскохозяйственными предприятиями Омской области.
  • Формировать представления об экономической и хозяйственной  деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта.
  • Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, о социальной значимости труда людей.
  • Расширять знания о механизмах, оборудовании, инструментах, облегчающих труд людей.
  • Знакомить детей с продукцией, выпускаемой предприятиями Омской области, формировать представление о том, для чего она нужна и где используется.
  • Продолжать развивать интерес к профессиям родителей и людей, занятых на разных предприятиях Омской области.
  • Воспитывать уважение к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.

Программа представлена 2-мя содержательными линиями:

  • Семейная экономика
  • Экономика Омского региона.

Включение  в программу раздела «Введение в мир труда и экономики» обусловлено тем, что детей необходимо знакомить с трудовой деятельностью взрослых своего региона в сферах промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.  Развитие современного общества предполагает овладение детьми начальными сведениями об экономике своего посёлка, города, о профессиях, о продукции, выпускаемой на предприятиях и трудовых действиях по её изготовлению и реализации. Дошкольники учатся уважать людей, которые трудятся.

Освоение данного материала рассчитано на старший дошкольный возраст.

Для решения задач раздела, рекомендовано использовать такие формы и методы работы как наблюдения, беседы, чтение, игры, рассматривание иллюстраций и фотографий, экскурсии, презентации, встречи с людьми определённой профессии, создание проектов и.т.д.

В хрестоматии представлен материал, который служит основой для проведения совместной взросло – детской партнерской деятельностью. Имеются игры, виртуальные экскурсии, атлас «Мир профессий».

По результатам апробации мы сделали вывод, что программа «Омское Прииртышье» и её обеспечение доступно и интересно детям дошкольного возраста. Она будет  являться большим дополнением к основной образовательной программе, даст обширные знания воспитанникам о родном крае и значительно облегчит работу педагогам в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Для более успешного ознакомления миром труда и экономики Омского Прииртышья в МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1» используются приемы и методы работы такие, как экскурсии в организации, где работают родители, наблюдения, игры, беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий, чтение, презентации, встречи с людьми определенных профессий, создание проектов.

        Чтобы дать представление о том, что такое экономика, перспективный план на год составлен по предложенной схеме программы.

        Первые НОД были посвящены личной экономике, следующие – экономике села, района, и затем уже города и области.

        Современный мир развивается и предполагает овладение детьми начальных представлений об экономике своего села, о продукции, выпускаемом предприятиями. Воспитывается уважение к людям труда.

        Детский сад уже долгое время сотрудничает с СПоК «ПК Молсервис»,дети могут ознакомиться с продукцией, выпускаемой этим предприятием – молоко, творог, масло, сметана, кефир и последний новый продукт – йогурт.

        Родители некоторых детей работают на перерабатывающем комплексе, воспитанники наглядно видят и пробуют продукцию, сделанную руками мамы и папы. Что они могут ощущать? Только гордость и восхищение.

        На экскурсии в семейное ателье знакомились с профессией швеи, её предметами труда, затем в музее рассматривали предметы труда швеи в старину. Дошкольники самостоятельно сделали о том, как изменился труд швеи, также узнали понятие «семейное предприятие».

        В развивающей зоне «Окружающий мир» наборы сюжетно- ролевых игр «Лаборатория», «Поликлиника», «Магазин», «Аптека», «Кафе». В играх дети самостоятельно устанавливают правила, с упором на личный опыт, знания, выполняют трудовые действия.

        С использованием ИКТ проводятся видео-экскурсии по знакомству детей с крупными промышленными комплексами – транспортный, нефтехимический, машиностроительный и т.д.

 «Введение в мир природы и экологии Омского Прииртышья»

Цель: Формирование целостного представления о природе родного края и воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

         - Знакомить детей с доступными явлениями природы.

         - Способствовать формированию у детей любознательности, познавательного интереса к природе родного края;

         - Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

         - Содействовать воспитанию у детей бережного отношения к животным, природе родного края.

Проблема: Дети мало знают природу и экологию родного края.

При использовании парциальной программы «Омского Прииртышья» добились следующих результатов:

- Дети  обладают элементарными представлениями из области живой и неживой природы, знают правила поведения в ней.

- Дети проявляют любознательность, умеют  задавать  вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно – следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонны наблюдать, экспериментировать.

 - У детей  сформированы элементарные практические навыки и умения в разнообразной деятельности по отношению к природе.

 - В процессе общения с природными объектами природы родного края дети проявляют осознанно правильное отношение к ним.

По изучению природы родного края в своей работе мы используем:

-  Игровые методы. 

-  Метод наблюдения

-  Иллюстративно-наглядный метод

- Использование ресурсов краеведческого музея.

-  Чтение художественной литературы.

-  Работа с семьей.

Привлекая родителей, мы создаем дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявляем творческий потенциал всех детей. Результатом является комплекс мероприятий, эффективных методов и приемов, направленных на воспитание детей дошкольного возраста.

Совместная деятельность взрослых и детей:

• Экскурсии (в краеведческий музей, к памятникам, и другим социально значимым объектам села).

• Игры.

• Беседы.

• Выставки.

     • Уголки природы.

• Просмотр видеофильмов.

• Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.

• Чтение художественной литературы.

• Составление и решение кроссвордов.

• Открытые мероприятия (занятия, развлечения, конкурсные программы, праздники народного календаря).

• Проведение акций.

С родителями:

• Привлечение родителей к участию в проекте.

• Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, музыкально – литературных вечеров.

• Создание фотоальбомов.

• Организация выставок совместного творчества родителей и детей (фотоальбомы, фотогазеты, изобразительная деятельность - рисунки, поделки из природного материала).

• Собирание коллекций, фотоматериалов, рассказов.

• Встречи с интересными людьми.

• Презентация мини – музея.

Проведение акций: природоохранных, милосердных «Спасти и сохранить», «Подарите им семью!», «Моя береза», «Елочка – зеленая красавица».

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

 Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

«Введение в мир культуры Омского Прииртышья»

В МБДОУ реализуется программа «Омское Прииртышье», Омск БОУДПО «ИРООО», 2014г. Основная идея данного модуля направлена на знакомство детей дошкольного возраста с культурой родного края, её спецификой и самобытностью.

Цель:

  • приобщение дошкольников к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни Омского Прииртышья;
  • формирование потребности в ознакомлении и бережного отношения к культурному наследию региона.

Задачи:

  • освоение знаний о бытовой, театральной, художественной, физической культуре Омского региона;
  • содействовать формированию элементарных представлений об историческом развитии Омского Прииртышья;
  • воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края;
  • формировать представления об экономической и хозяйственной деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта.
  • Формирование интереса к культуре и спортивным достижениям родного края.
  • Освоение знаний о бытовой, театральной, музыкальной, художественной, физической культуре Омского региона.
  • Развитие художественно – творческой, игровой деятельности посредством приобщения  к культуре Омского Прииртышья

Проблема: Наша страна многонациональна, но дети не знают культуру своего народа, либо поверхностно знакомы с народной культурой.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивацию и способностей детей в разных видах деятельности и охватывает:

  • социально – коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно – эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа «Омское Прииртышье»:

  • соответствует принципу разностороннего образования,  целью,  которого является развитие ребёнка;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • построена с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • предусматривает решение задач в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, как вовремя НОД, так и при проведении режимных моментов.

Реализация раздела «Введение в мир культуры Омского Прииртышья» в ДОУ осуществляется через следующие формы работы:

- НОД;

-проектную деятельность;

- организацию фотовыставок и газет;

- экскурссии;

В ходе реализации раздела использовались следующие методы и приемы:

- наблюдение;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание;

- слушание;

- разучивание;

- игра.

В результате реализации раздела воспитанники получили элементарные представления из области живой и неживой природы родного края. У детей формируются знания и представления о мире социальных отношений (о себе, о семье, об окружающих), представления об окружающей действительности (о доме, в котором живет, о детском саде, об улицах ближайшего окружения). Дети получили первоначальные представления о культуре родного края через знакомство с предложенными в программе произведениями изобразительного искусства, с фольклорными и литературными произведениями Омска и Омской области, через знакомство с подвижными играми Омской области.

В результате тематических экскурсий дети ознакомились  с культурой родного края, её спецификой и самобытностью,         приобщились к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни Омского Прииртышья, сформировались потребности в ознакомлении и бережного отношения к культурному наследию региона.

В результате неформального общения с родителями создан положительный настрой на откровенный и деловой разговор. Родители прислушиваются к советам педагога. Рассматривание совместно с воспитателем тематических альбомов, иллюстраций, рассказы, беседы позволили познакомить детей с представителями живой и неживой природы села Усть-Ишима и Усть-Ишимского района, соприкоснуться с произведениями живописи художников Омского Прииртышья.

В ходе разучивания подвижных игр, стихотворений, песен, предложенных в программе, мы знакомим детей с одним из важных элементов народной культуры, а также детей к пониманию содержания программы «Омское Прииртышье».

Реализуя задачи формирования у детей интереса к книге, обогащения жизненного опыта, умение воспринимать литературное произведение мы прибегаем к помощи фольклорных произведений, вводит детей в мир литературы родного края, знакомит с авторскими произведениями Омских поэтов и писателей. Поэтому в течение года чтение фольклорных и литературных произведений в соответствии с программой являлось обязательной формой работы с детьми.

Развлечения и праздники, проводимые в течение года, позволили закрепить знание стихотворений поэтов Усть-Ишимского района, фольклорных произведений, игр.

«Введение в мир литературы Омского Прииртышья»

Цель: формировать у детей целостно картины мира, знакомство с произведениями писателей и поэтов Омского Прииртышья.

Проблема: дети мало знают о писателях и поэтах Омской области.

При использовании парциальной программы «Омское Прииртышья» мы добились следующих результатов «Введение в мир литературы Омского прииртышья»

- Дети умеют проявлять инициативу и самостоятельность при выборе литературного произведения и рассматривании книжных иллюстраций;

- Дети умеют сопереживать неудачам и радоваться успехам литературных героев;

- Умеют выражать свои чувства, выражать речевые высказывания в ситуациях общения.

В группах созданы уголки для чтения, где подобраны  материалы с нашими писателями и поэтами.

В работе используем материалы с музея, посещаем экскурсии в музей.

Ведется работа с родителями: консультации, мини-музеи и альбомы «Наша сказка», «Наши семейные традиции», «Национальный костюм». Дети принимают участие в концертах на день села – читают стихи про Усть – Ишим.

Содержательная линия «Литература Омского Прииртышья» состоит:

  • Фольклор
  • Поэты и прозаики

Предлагается большой объём художественной  литературы. Разработаны хрестоматии для всех возрастов, материал интересен и доступен,  обогащает жизненный опыт детей. У детей проявляется интерес к творчеству поэтов и писателей Омского Прииртышья.

Содержательная линия «Быт и прикладное творчество жителей Омского Прииртышья» направлено на достижение целей формирования начальных представлений о быте и прикладном творчестве населения Омского региона и положительной мотивации к сохранению национальных и региональных традиций.

Основной формой в реализации этой линии следует предусмотреть выполнение дошкольниками творческих или проектных работ на материале регионального содержания, где совместно со взрослыми могут быть подготовлены проекты: «Моя семья», «Сибирская семья». Проект выполняется частями, в рамках каждой темы.

Знакомить дошкольников с изделиями народных сибирских мастеров можно используя такие приёмы как рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий, слайдов, виртуальные экскурсии, беседы прослушивание музыки, использование фольклора, организация в детском саду выставок народного искусства и детских работ по его мотивам.

Содержательная линия «Спортивные традиции и достижения» включает:

  • Подвижные игры Омского Прииртышья.
  • Спортивные традиции.
  • Спортивные достижения.

Материал очень интересен для детей, включается в качестве самостоятельных игр и упражнений, а также интегрировано, как элемент, при изучении какой – либо темы, имеющей отношение к спортивным традициям и играм Омского Прииртышья. Дети с большим желанием играют в народные игры, которые интересны своим содержанием, движениями.

Заключение

 Об эффективности проведенной работы по повышению компетентности педагогов в рамках реализации регионального компонента свидетельствует положительная динамика, выявленная в результате оценки деятельности педагогов в начале и конце проекта. Результаты оценки, диагностика детей позволяет с уверенностью говорить о том, что все поставленные в начале проекта задачи были выполнены, предполагаемые результаты достигнуты.

Знания, полученные педагогами ДОУ в ходе проведения проекта, станут крепкой базой для дальнейшей работы по реализации регионального компонента  в работе по краеведению. Считают необходимым продолжать работу по данной теме, и больше внимания уделять проектному методу при работе по краеведению.

Предполагаем, что именно работа по привитию дошкольникам уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине, представлений о традициях и праздниках родного края, его истории и природе помогает формированию у детей общей культуры личности воспитанников, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств.

        Данная работа имеет практическую значимость и может быть использована в работе воспитателей и педагогов дошкольных учреждений.

Аналитическая справка по итогам участия в региональном инновационном комплексе в образовании РИП ИнКО «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС» за 2019 год.

Для участия в региональном  бренде «Традиции семьи – традиции детского сада» в МБДОУ «Усть- Ишимский детский сад № 1» была создана рабочая группа РИП ИнКО. В марте 2019 года приняли участие в установочном семинаре по деятельности в рамках бренда. Была организованна работа педагогического коллектива по подготовке инновационного продукта с использованием современных технологий. В мае приняли  участие в X Межрегиональной научно - практической конференции «Введение ФГОС: стратегии, риски, перспективы». Также состоялась рабочая встреча по первичной  экспертизе инновационных продуктов.  В нашем детском саду были организованны и проведены мероприятия в рамках бренда  «Традиции семьи – традиции детского сада». В октябре педагоги ДОУ приняли участие в семинаре по предоставлению инновационных продуктов. Был проведён мониторинг по эффективности деятельности РИП ИнКО. В дальнейшем планируем принять участие в XI Форуме  участников РИП ИнКО.

Проекты в рамках РИП-ИНКО:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по внедрению инновационной работы по теме: "Культурное наследие мордовского народа "

В презентации представлен собранный материал по культуре мордовского народа: пословицы, поговорки, картины мордовских художников....

Презентация на тему: "Семейные образовательные путешествия -инновационная технология освоения культурного наследия города"

Данная презентация познакомит педагогов с советами "бывалых путешественников",  поможет осознать отличие образовательного путешествия от семейных прогулок, познакомит с маршрутами некот...

Презентация на тему: "Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском са...

Технология "Лепбук" - инновационная образовательная технология

Материалы лэпбука можно использовать как в индивидуальной, так  и  в  групповой образовательной  деятельности. Занятия с лепбуком  позволяют в увлекательной игровой форме пово...

Педагогический совет с использованием инновационных образовательных технологий: QR-технология и технология Квест - игра.

Педагогический совет с использованием инновационных образовательных технологий...