Мониторинг педагогических компетенций воспитателя в ходе реализации требований ФГОС ДО.
методическая разработка
Методический час для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как организовать мониторинг педагогической компетенции в ДОУ. | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический час по теме
«Мониторинг педагогических компетенций воспитателя в ходе реализации требований ФГОС ДО»
Внимательное изучение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО, Стандарт), позволяет понять, что для практического осуществления основных его принципов, целей и задач педагоги должны обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Поэтому важным в настоящее время является развитие профессионально-личностного потенциала каждого педагога, формирование соответствующих Стандарту педагогических компетенций.
В соответствии с ФГОС ДО педагогические работники, реализующие образовательную программу дошкольного образования, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:
обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в т. ч. ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
- установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
На этапе введения ФГОС ДО актуальным становится проведение мониторинга педагогических компетенций педагогов с целью оценки качества образовательного процесса в группах ДОО и приведения образовательной деятельности в соответствие со Стандартом.
Анализ содержания ФГОС ДО позволяет распределить педагогические компетенции по основным направлениям деятельности педагога:
- организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов, реализация требований Стандарта к индивидуализации образовательной деятельности и создание условий для позитивной социализации детей;
- организация непосредственно образовательной деятельности с учетом требований ФГОС ДО;
- организация взаимодействия с семьей;
- создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе с учетом требований ФГОС ДО.
Для фиксирования результатов мониторинга могут использоваться предлагаемые примерные листы наблюдения Так, с целью предварительной оценки уровня владения педагогическими компетенциями и их проявления воспитателем и, следовательно, оценки качества организации им образовательного процесса в группе старший воспитатель заполняет «Примерный лист наблюдения за образовательной деятельностью, организуемой педагогом в ходе режимных моментов, а также реализацией им требований ФГОС ДО к индивидуализации образовательной деятельности и созданию условий для позитивной социализации детей» (Приложение ). Аналогично заполняются листы наблюдения по остальным направлениям деятельности воспитателя.
- На основе проведенного наблюдения в ходе последующей беседы-анализа старший воспитатель помогает воспитателю выстроить план развития (формирования) недостающих педагогических компетенций.
- В зависимости от их уровня, с учетом предложенных рекомендаций (на уровне старшего воспитателя), педагог сам принимает решение о том, какие педагогические компетенции ему необходимо совершенствовать, а какие (полностью отсутствующие) развивать (на уровне воспитателя группы).
- Проектирование совершенствования педагогических компетенций педагога на разных уровнях (воспитателя группы и старшего воспитателя) может отличаться. Многое зависит от самооценки (адекватной, заниженной или завышенной) воспитателя. Некоторая доля субъективизма может присутствовать и у старшего воспитателя. Но при высоком уровне профессионализма и сложившихся доверительных и уважительных отношениях между этими категориями педагогов ДОО больших разногласий не возникает.
- Таким образом, учет результатов мониторинга каждым педагогом послужит основой проектирования совершенствования образовательной деятельности ДОО с целью приведения ее в соответствие со Стандартом.
- Важно отметить, что в ходе данного мониторинга старший воспитатель сможет определить не только затруднения в проявлении педагогических компетенций педагогом и ошибки методического характера, но и приоритетные направления его деятельности.
- В условиях введения Стандарта данный мониторинг должен стать нормой деятельности каждого педагога ДОО и старшего воспитателя. Он позволит осуществить самопроектирование воспитателем совершенствования педагогических компетенций, проявляющихся у него не в полной мере, а также развитие недостающих или полностью отсутствующих.
- Предлагаемое примерное диагностическое акцентирование, проводимое старшим воспитателем с целью самосовершенствования или саморазвития воспитателем недостающих у него педагогических компетенций, позволит выйти на уровень требований, предъявляемых ФГОС ДО. А это является своевременным и необходимым условием методического сопровождения деятельности воспитателя в период постепенного перехода к реализации ФГОС ДО.
- Кроме того, требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования являются ориентирами, кроме прочего, для анализа профессиональной деятельности. Повышение же уровня профессиональной деятельности предусматривает постоянный личностный и профессиональный рост педагога и самосовершенствование осуществляемой им образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с их семьями.
- Таким образом, практика введения Стандарта неизбежно выявит необходимость обсуждения различных вариантов «Карт педагогических компетенций воспитателя» и создания «Примерных листов наблюдения за образовательной деятельностью педагога ДОО». И возможно, представленный опыт станет отправной точкой на пути к этому.
Вопросы для мониторинга педагогических компетенций в ходе реализации требований ФГОС ДО. (Карты смотри в Приложении)
Приложение
На основе зафиксированных результатов определяют уровень владения педагогическими компетенциями, проявленными в ходе образовательной деятельности с детьми группы, как «достаточный», «неполный» или «компетенции отсутствуют» («Д», «Н», «О»).
Вопросы для мониторинга проявления педагогических компетенций воспитателя при организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов, а также в реализации требований ФГОС ДО к индивидуализации образовательной деятельности и созданию условий для позитивной социализации детей.
1. Позволяют ли методы, используемые воспитателем, и содержание образовательной деятельности определить характер его взаимодействия с детьми как личностно-развивающий и гуманистический? | |
2. Реализует ли воспитатель образовательную программу в формах, специфических для детей данной возрастной группы (в форме игры, познавательной, исследовательской, коммуникативной, проектной, двигательной, трудовой, продуктивной, художественно-эстетической деятельности)? | |
3. Какими методами и приемами результативного формирования у детей навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице) владеет воспитатель? | |
4. Какие формы и методы организации образовательной деятельности с отдельной категорией детей, в т. ч. с ОВЗ, с учетом их особых образовательных потребностей, присутствуют в деятельности воспитателя? | |
5. Какими методами и приемами, обеспечивающими индивидуализацию образовательной деятельности, владеет воспитатель? | |
6. Обеспечивают ли используемые воспитателем формы и методы взаимодействия с воспитанниками обогащение (амплификацию) детского развития? | |
7. С помощью каких методов воспитатель осуществляет поддержку инициативы детей в различных видах деятельности? | |
8. Соответствует ли подобранное содержание используемых воспитателем ситуаций развития и культурных практик приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства? | |
9. Какими методами воспитатель достигает формирования не только познавательных интересов, но и познавательных действий у детей группы? | |
10. Как в ходе взаимодействия с детьми воспитатель решает задачи охраны и укрепления их физического и психического здоровья, в т. ч. эмоционального благополучия? | |
11. Какие из нижеперечисленных методов и приемов взаимодействия с детьми использует воспитатель для создания социальной ситуации развития:
| |
12. Какие методы использует воспитатель с целью создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей? | |
13. С помощью каких методов и приемов (позитивной или негативной социализации) воспитатель обеспечивает установление в группе правил взаимодействия детей в разных ситуациях? | |
14. Владеет ли воспитатель методами и приемами создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми (принадлежащими к разным национально-культурным и социальным слоям; имеющими различные возможности здоровья)? | |
15. Умеет ли воспитатель результативно организовывать специфические виды деятельности для детей с особыми образовательными потребностями (если такие дети посещают данную группу)? | |
16. Насколько эффективно воспитатель осуществляет индивидуальное и подгрупповое взаимодействие с воспитанниками с целью реализации образовательной траектории развития детей с особыми образовательными потребностями? | |
17. Ориентированы ли используемые воспитателем методы организации образовательной деятельности на зону ближайшего развития каждого ребенка группы? | |
18. Насколько системны и разнообразны используемые воспитателем методы развития детского экспериментирования? | |
19. Владеет ли воспитатель методами организации разных видов двигательной активности детей (утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика пробуждения, подвижные и спортивные игры, физкультурные занятия на прогулке)? | |
20. Использует ли воспитатель приемы выразительного чтения в ходе знакомства детей с произведениями литературы и народного фольклора? | |
21. В достаточной ли мере воспитатель использует метод художественного слова в ходе организации режимных моментов? | |
22. Насколько интересно и результативно воспитатель организует культурные практики по восприятию детьми художественной литературы и фольклора? | |
23. Позволяет ли уровень педагогических компетенций воспитателя результативно использовать различные виды культурных практик для создания социальных ситуаций развития детей? | |
24. Использует ли воспитатель авторские методы и приемы результативного взаимодействия и общения с детьми с целью индивидуализации образовательной деятельности? | |
25. Насколько разнообразны используемые воспитателем методы и темы для непосредственного общения с каждым ребенком? | |
26. Позволяет ли уровень педагогических компетенций воспитателя результативно выстраивать различные виды общения с детьми? | |
27. Какие методы использует воспитатель для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих им разрешать конфликтные ситуации со сверстниками? | |
25. Насколько разнообразны используемые воспитателем методы и темы для непосредственного общения с каждым ребенком? | |
26. Позволяет ли уровень педагогических компетенций воспитателя результативно выстраивать различные виды общения с детьми? | |
27. Какие методы использует воспитатель для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих им разрешать конфликтные ситуации со сверстниками? | |
28. Учитывает ли воспитатель гендерные особенности детей в ходе организации образовательной деятельности? | |
29. Формирует ли воспитатель традиции группы, соответствующие социокультурным нормам поведения детей? | |
30. Какие методы оптимизации работы с группой детей использует воспитатель? | |
31. Отражается ли в деятельности воспитателя система методов, направленная на реализацию приоритетного направления образовательной деятельности ДОО и учитывающая потребности и интересы детей группы? | |
32. Посредством каких личностных и педагогических компетенций воспитатель реализует образовательную программу в группе, достигая соответствия осуществляемой им образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО? |
Вопросы для мониторинга проявления педагогических компетенций воспитателя в ходе реализации требований ФГОС ДО к организации непосредственно образовательной деятельности
1. Учитывает ли воспитатель возрастные и индивидуальные особенности детей в ходе организации непосредственно образовательной деятельности? | |
2. Соответствуют ли используемые воспитателем методы, приемы и содержание непосредственно образовательной деятельности обогащению (амплификации) детского развития? | |
3. Насколько комплексно воспитатель подходит к решению воспитательных, образовательных и коррекционно-развивающих задач в ходе непосредственно образовательной деятельности? | |
4. Какие методы и приемы развития мотивации и способностей детей использует воспитатель в ходе непосредственно образовательной деятельности? | |
5. Насколько комплексно воспитатель реализует содержание образовательных областей с целью полноценного личностного развития детей? | |
6. Обеспечивается ли комплексная реализация задач и содержания образовательных областей Стандарта с помощью подобранных воспитателем методов? | |
7. Обеспечивает ли воспитатель реализацию индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ в ходе непосредственно образовательной деятельности? | |
8. Владеет ли воспитатель методами организации групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми с ОВЗ (по заданию специалистов)? | |
9. Использует ли воспитатель ИКТ-технологии в организации непосредственно образовательной деятельности? |
Вопросы для мониторинга проявления педагогических компетенций воспитателя в ходе организации взаимодействия с семьей
1. Вовлекает ли воспитатель родителей воспитанников в образовательную деятельность посредством создания совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи? | |
2. Оказывает ли воспитатель поддержку родителям в осуществлении своевременной коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями? | |
3. Позволяет ли уровень педагогических компетенций воспитателя проявлять индивидуально-дифференцированные особенности взаимодействия с семьями воспитанников в ходе общения с ними? | |
4. Владеет ли воспитатель педагогическими компетенциями, позволяющими ему оказать психолого-педагогическую поддержку родителям в повышении их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей? | |
5. Какие компетенции проявляет воспитатель во взаимодействии с родителями воспитанников на основе изученных им индивидуальных потребностей каждой семьи? | |
6. Насколько актуальные (с учетом целей дошкольного образования и общих для всего образовательного пространства Российской Федерации) темы и содержание информационных материалов для повышения педагогической компетентности родителей подбирает воспитатель? |
Вопросы для мониторинга проявления педагогических компетенций воспитателя в ходе реализации требований ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей образовательной среде
1. Создает ли воспитатель предметно-пространственную развивающую образовательную среду для данного дня (недели, месяца), охватывающую все виды совместной деятельности детей (игровую, художественно-эстетическую, двигательную, познавательно-исследовательскую, трудовую, конструирование, музыкальную и коммуникативную)? | |
2. Соответствует ли созданная воспитателем предметно-пространственная развивающая образовательная среда в группе возрасту и особенностям развития воспитанников? | |
3. Владеет ли воспитатель методами создания интереса, привлечения внимания детей к объектам предметно-пространственной развивающей образовательной среды? | |
4. Какими методами воспитатель привлекает детей с ОВЗ к использованию специальных методических пособий и дидактических материалов с целью осуществления коррекционно-образовательной деятельности? | |
5. Пополняет ли воспитатель новыми объектами «центры развития» в группе в соответствии с задачами образовательной деятельности данного дня (недели, месяца)? | |
6. Насколько результативно воспитатель использует содержание предметно-пространственной развивающей образовательной среды для реализации развивающих, образовательных и воспитательных задач дня? | |
7. Насколько результативно воспитатель организует взаимодействие и совместное общение детей друг с другом и с ним, используя все возможности предметно-пространственной развивающей образовательной среды? | |
8. Обеспечивает ли воспитатель возможность детям для уединения в пространстве группы (наличие стационарного или мобильного «уголка уединения» для каждого дня с учетом пространственных возможностей группы)? | |
9. Использует ли воспитатель возможности электронных образовательных ресурсов для эффективной организации всех видов образовательной деятельности в течение дня, недели, месяца? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада.Воспитатель Алексеева Людмила Николаевна ГАДОУ № 15 детский сад
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона...
Совершенствование компетенций воспитателя в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС
Курсы...
Ст. Савченко В.И. МБДОУ детский сад № 8 ст. Старощербиновская Методическое сопровождение процесса совершенствования педагогических компетенций воспитателей ДОО в соответствии со «Стандартом педагога» и требованиями ФГОС. Пересмотр приоритетов профессиона
В помощь старшим воспитателям предназначена эта методическая публикация...
Сценарный план заседания ММО старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста, воспитателей ДОУ, по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»
Тема заседания методического объединения: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО».Цель: Содействие повышению у...
«Совершенствование педагогической компетенции воспитателей в рамках внедрения и реализации ФГОС ДО»
laquo;Совершенствование педагогической компетенции воспитателей в рамках внедрения и реализации ФГОС ДО» (из опыта работы)...
Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования
Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования В условиях интенсивных изменений, происходящих в систем...