Рабочая программа «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством использования художественной деятельности»
методическая разработка (младшая группа)

Екатерина Михайловна Шефер

«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством использования художественной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razv_melk_motoriki.docx48.34 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                                                         

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством использования художественной деятельности»

                                                  (2 младшая группа)

Срок реализации программы 2016-2017 уч. год

   

Составитель:

воспитатель Шефер Е. М.

                                     

г. Лесосибирск, 2016 г.

                       

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………….3
  2. Содержание………………………………………………………7
  3. Тематическое планирование………………………………….....8
  4. Целевые ориентиры……………………………………………..17
  5. Материально-техническое обеспечение……………………….19
  6. Список литературы……………………………………………...20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Известно,  что младший возраст -  это период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития. 

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - В. А. Сухомлинский.

Основные принципы дошкольного образования отраженны в Стандарте ФГОС ДО:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребёнка».

Занятия аппликацией с детьми этого возраста  могут быть привлекательными и доступными для детей, именно поэтому я выбрала их в качестве кружковой работы со своими воспитанниками.

Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной  деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.

Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Данная Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон  "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 N 273-ФЗ
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении  Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»  (ФГОС  ДО).
  • ООП «Детского сада №29 «Золотой ключик».

Программа описывает курс подготовки художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста 3-4 лет (младшая группа). Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

 Цель программы: развитие мелкой моторики пальцев рук средствами художественного творчества.

Задачи        

  • Создать условия для развития мелкой моторики и творческой активности детей путем составления аппликаций;
  • Привлечь детей к работе с разнообразными материалами;
  • Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества;
  • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
  • Развивать речевые навыки;
  • Учить создавать коллективные работы;
  • Закреплять и расширять знания детей о предметах и явлениях окружающей действительности, о геометрических формах, основных цветах палитры;
  • Воспитывать аккуратность при работе, стремление доводить работу до конца и умение радоваться достигнутым результатам.

На данных занятиях дошкольник  активно развивает мелкую моторику рук, творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки общения. 

Программа предполагает проведение одного занятия в две недели во второй половине дня. Продолжительность занятия во 2  младшей группе – 15- 20 минут.

Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год (вводный и итоговый).

Срок программы 1 год. 

Реализация программы кружка «Золотые ручки» основана на:

  • Приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к художественной деятельности;
  • Возрастные и психологические особенности детей дошкольного  возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи -  аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции;
  •  Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы;
  •  К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке звуки природы, природные явления;

2. «Изобразительная деятельность», где дети учатся пользоваться различными материалами в разных техниках, что расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, творческие способности;

3.  «Развитие речи», где у детей формируется комплекс речевых умений, развивается речь как способ коммуникации;

4.  «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание художественной деятельности.

5.  «Театрализованная деятельность», где дети развивают эстетические чувства, учатся передавать художественный сказочный образ в аппликационной технике.

                       

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание работы с детьми по художественной деятельности включает в себя:

  • Пальчиковые игры;
  • Организация выставки работ;
  • Беседы-диалоги;
  • Изготовление работ с детьми;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

План работы художественно- эстетического кружка «Золотые ручки» младшей группы

                                              (октябрь — май)

Октябрь

Тема

Задачи

Материал

Занятие 1

Осенние листочки

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Двусторонняя бумага ярких цветов (жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки, иллюстрации времени года (осень)

Занятие 2

Чудо дерево (коллективная работа)

Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к стволу дерева  и примачивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

Листья, ватман (с изображением дерева), клей, кисти, салфетки.

Ноябрь

Тема

Задачи

Материал

Занятие 3

Яблоки в корзине

Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики.

1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого, красного, зеленого цветов, клей ПВА, кисти.

Занятие 4

Пушистая тучка

Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом-отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазать) пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой). Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки. Учить слышать в музыке звуки природы.

1/2 альбомного листа, пластилин, стека, аудиозапись дождя.

Декабрь

Тема

Задачи

Материал

Занятие 5

Снеговик-великан (коллективная работа)

Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с воспитателем  и другими детьми. Формировать белые комочки из ваты, ватных дисков мягкой бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины.  Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части). Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

Ватман (с изображение силуэта снеговика), вата, салфетки, клей ПВА, кисти, бумага, фломастеры, ватные диски разной величины.

Занятие 6

Новогодняя елочка

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям.

1/2  альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики), клей, кисти, салфетки, аудиозапись Барбарики «Новый год».

Январь

Тема

Задачи

Материал

Занятие 7

Мороженное в вафельном стаканчике

Учить последовательно выполнять работу: скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу. Развивать цветовое восприятие.

Кукла Маша, 1/2 альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА.

Февраль

Тема

Задачи

Материал

Занятие 8

На полянку на лужок тихо падает снежок

(коллективная работа)

Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

Ватман изображением поляны, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки.

Занятие 9

Покормим птичек

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Двусторонняя коричневая бумага, 1/2  альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки.

Март

Тема

Задачи

Материал

Занятие 10

Цветы в подарок маме

(коллективная работа)

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

1/4   листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага ,клей, кисти, салфетки.

Занятие 11

Смотрит солнышко в окошко

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки, иллюстрации времени года (весна)

Апрель

Тема

Задачи

Материал

Занятие 12

Облака – белогривые лошадки

Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща.

1/4    тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.

Занятие 13

Колобок –

румяный бок

Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета.

Бабушка (кукольный театр),  ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот, нос для колобка, клей ПВА, салфетка.

Май

Тема

Задачи

Материал

Занятие 14

Праздничный салют

(коллективная работа)

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе).

Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА.

Занятие 15

Божья коровка-

  лети на небко

Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.

Игрушка божья коровка,

1/2   альбомного листа,

красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

К целевым ориентирам как результату освоения программы относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на данном этапе образования:

- Художественная деятельность – это одно из самых эффективных способов  развития творческих способностей включающей в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную,  оценочную, воспитательную, коммуникативную и игровую);

- Художественная деятельность  не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает различные способности детей: сферу восприятия, внимания, потенциал ребенка и стиль его мышления;

- Ребенок по собственной инициативе учиться  создавать собственное не похожее на «другое» искусство;

-Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

 Должен уметь:

Выполнять простейшие способы  изобразительной деятельности в рисовании; обращать внимание на красоту природы; различать количество в пределах 3 предметов, устанавливать сходство, или различие предметов по одному  заданному признаку или свойству; различать и называть простейшие геометрические формы: круг, треугольник, шар, куб; различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый; различать и называть признаки величины: большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий; расширять пассивный и активный словарь на основе знакомства детей с окружающей действительностью.

Решение задач данной программы поможет детям овладеть  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют   умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; составление альбома лучших работ.

 

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• Музыкальный центр

• А/записи

• Фотографии, картинки, иллюстрации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.     Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.
  2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4.  «Волшебный мир народного творчества»,  Шпикалова Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
  5. Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.
  6. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  7. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  8. Коллективное творчество дошкольников”, п/р Грибовской А.А., М.: Сфера, 2004 г.
  9. НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
  10. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  11. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
  12.  Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  14. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
  15. . Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности

Эта статья о том, как ведется работа по развитию мелкой моторики рук в продуктивных видах деятельности....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»

Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....

«Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования».

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме....

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.Вопрос развития мелкой моторики детей стоит ...

Презентация "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"

Презентация "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"Средства развития мелкой моторики...

Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Консультация для педагогов.

Важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов (презентация) - проведение семинара....