Рабочая программа «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством использования художественной деятельности»
методическая разработка (младшая группа)
«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством использования художественной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством использования художественной деятельности»
(2 младшая группа)
Срок реализации программы 2016-2017 уч. год
Составитель:
воспитатель Шефер Е. М.
г. Лесосибирск, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………….3
- Содержание………………………………………………………7
- Тематическое планирование………………………………….....8
- Целевые ориентиры……………………………………………..17
- Материально-техническое обеспечение……………………….19
- Список литературы……………………………………………...20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что младший возраст - это период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - В. А. Сухомлинский.
Основные принципы дошкольного образования отраженны в Стандарте ФГОС ДО:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребёнка».
Занятия аппликацией с детьми этого возраста могут быть привлекательными и доступными для детей, именно поэтому я выбрала их в качестве кружковой работы со своими воспитанниками.
Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
- ООП «Детского сада №29 «Золотой ключик».
Программа описывает курс подготовки художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста 3-4 лет (младшая группа). Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Цель программы: развитие мелкой моторики пальцев рук средствами художественного творчества.
Задачи
- Создать условия для развития мелкой моторики и творческой активности детей путем составления аппликаций;
- Привлечь детей к работе с разнообразными материалами;
- Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества;
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
- Развивать речевые навыки;
- Учить создавать коллективные работы;
- Закреплять и расширять знания детей о предметах и явлениях окружающей действительности, о геометрических формах, основных цветах палитры;
- Воспитывать аккуратность при работе, стремление доводить работу до конца и умение радоваться достигнутым результатам.
На данных занятиях дошкольник активно развивает мелкую моторику рук, творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки общения.
Программа предполагает проведение одного занятия в две недели во второй половине дня. Продолжительность занятия во 2 младшей группе – 15- 20 минут.
Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год (вводный и итоговый).
Срок программы 1 год.
Реализация программы кружка «Золотые ручки» основана на:
- Приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к художественной деятельности;
- Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции;
- Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы;
- К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке звуки природы, природные явления;
2. «Изобразительная деятельность», где дети учатся пользоваться различными материалами в разных техниках, что расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, творческие способности;
3. «Развитие речи», где у детей формируется комплекс речевых умений, развивается речь как способ коммуникации;
4. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание художественной деятельности.
5. «Театрализованная деятельность», где дети развивают эстетические чувства, учатся передавать художественный сказочный образ в аппликационной технике.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание работы с детьми по художественной деятельности включает в себя:
- Пальчиковые игры;
- Организация выставки работ;
- Беседы-диалоги;
- Изготовление работ с детьми;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
План работы художественно- эстетического кружка «Золотые ручки» младшей группы
(октябрь — май)
Октябрь
Тема | Задачи | Материал | |
Занятие 1 | Осенние листочки | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). | Двусторонняя бумага ярких цветов (жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки, иллюстрации времени года (осень) |
Занятие 2 | Чудо дерево (коллективная работа) | Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к стволу дерева и примачивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. | Листья, ватман (с изображением дерева), клей, кисти, салфетки. |
Ноябрь
Тема | Задачи | Материал | |
Занятие 3 | Яблоки в корзине | Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики. | 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого, красного, зеленого цветов, клей ПВА, кисти. |
Занятие 4 | Пушистая тучка | Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом-отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазать) пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой). Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки. Учить слышать в музыке звуки природы. | 1/2 альбомного листа, пластилин, стека, аудиозапись дождя. |
Декабрь
Тема | Задачи | Материал | |
Занятие 5 | Снеговик-великан (коллективная работа) | Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с воспитателем и другими детьми. Формировать белые комочки из ваты, ватных дисков мягкой бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины. Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части). Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. | Ватман (с изображение силуэта снеговика), вата, салфетки, клей ПВА, кисти, бумага, фломастеры, ватные диски разной величины. |
Занятие 6 | Новогодняя елочка | Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям. | 1/2 альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики), клей, кисти, салфетки, аудиозапись Барбарики «Новый год». |
Январь
Тема | Задачи | Материал | |
Занятие 7 | Мороженное в вафельном стаканчике | Учить последовательно выполнять работу: скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу. Развивать цветовое восприятие. | Кукла Маша, 1/2 альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА. |
Февраль
Тема | Задачи | Материал | |
Занятие 8 | На полянку на лужок тихо падает снежок (коллективная работа) | Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца. | Ватман изображением поляны, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки. |
Занятие 9 | Покормим птичек | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. | Двусторонняя коричневая бумага, 1/2 альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки. |
Март
Тема | Задачи | Материал | |
Занятие 10 | Цветы в подарок маме (коллективная работа) | Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. | 1/4 листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага ,клей, кисти, салфетки. |
Занятие 11 | Смотрит солнышко в окошко | Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. | Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки, иллюстрации времени года (весна) |
Апрель
Тема | Задачи | Материал | |
Занятие 12 | Облака – белогривые лошадки | Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща. | 1/4 тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки. |
Занятие 13 | Колобок – румяный бок | Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета. | Бабушка (кукольный театр), ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот, нос для колобка, клей ПВА, салфетка. |
Май
Тема | Задачи | Материал | |
Занятие 14 | Праздничный салют (коллективная работа) | Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). | Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА. |
Занятие 15 | Божья коровка- лети на небко | Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым. | Игрушка божья коровка, 1/2 альбомного листа, красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки. |
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
К целевым ориентирам как результату освоения программы относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на данном этапе образования:
- Художественная деятельность – это одно из самых эффективных способов развития творческих способностей включающей в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную и игровую);
- Художественная деятельность не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает различные способности детей: сферу восприятия, внимания, потенциал ребенка и стиль его мышления;
- Ребенок по собственной инициативе учиться создавать собственное не похожее на «другое» искусство;
-Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Должен уметь:
Выполнять простейшие способы изобразительной деятельности в рисовании; обращать внимание на красоту природы; различать количество в пределах 3 предметов, устанавливать сходство, или различие предметов по одному заданному признаку или свойству; различать и называть простейшие геометрические формы: круг, треугольник, шар, куб; различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый; различать и называть признаки величины: большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий; расширять пассивный и активный словарь на основе знакомства детей с окружающей действительностью.
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; составление альбома лучших работ.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• Музыкальный центр
• А/записи
• Фотографии, картинки, иллюстрации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- «Волшебный мир народного творчества», Шпикалова Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
- Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Коллективное творчество дошкольников”, п/р Грибовской А.А., М.: Сфера, 2004 г.
- НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
- Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
- . Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-192635-1548795024.jpg)
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности
Эта статья о том, как ведется работа по развитию мелкой моторики рук в продуктивных видах деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-726109-1455468723.jpg)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»
Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/16/picture-1058446-1537115516.jpg)
Семинар - практикум для педагогов « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
Семинар- практикум для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-513880-1415015866.jpg)
«Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования».
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-873231-1484395143.jpg)
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.Вопрос развития мелкой моторики детей стоит ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/07/picture-1015504-1588862120.jpg)
Презентация "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"
Презентация "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"Средства развития мелкой моторики...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/18/picture-1342261-1629289429.jpg)
Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Консультация для педагогов.
Важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов (презентация) - проведение семинара....