ПК 5.3
статья
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые педагогические технологии | 16.69 КБ |
Технология исследовательской деятельности | 18.65 КБ |
Здоровьесберегающие педагогические технологии | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые педагогические технологии
«Игра порождает радость, свободу, довольство,
покой в себе и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).
Основоположник игровой технологии считается - Ф. Шиллер. - американский философ-прагматик, психолог и педагог. В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко) и др.
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность - работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» А.С. Макаренко
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Примеры использования игровых технологий
Тема: «Любимые игрушки»
Возрастная группа: вторая младшая
Форма организации: фронтальная
Цель:Активизировать и расширять словарный запас по теме «Игрушки»; повторять разученные стихотворения
Оборудование: игрушки-зайка, мишка, мячик, бычок, лошадка, слон, грузовик, кораблик
Воспитатель : ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости…
(На скамейке - зайка, мишка, мячик, бычок, лошадка, слон, грузовик, кораблик).
-А как мы можем назвать одним словом? Правильно,игрушки.
- А кто знает стихотворения про эти игрушки?
(Дети с помощью воспитателя читатют стихотворения А .Барто «Игрушки»).
-Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать?
(Ухаживать за ними - мыть, расчёсывать…)
-Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась?
(Надо ее катать за верёвку, нельзя ложиться на машинку.)
-Ребята, можно оставлять игрушки на улице?
(Нет. Игрушек не останется. )
-Ребята, необходимо беречь игрушки: надо играть осторожно, чтобы они не падали. А если упадут,
что может случиться? (Могут сломаться, разбиться.)
-Ребята, посмотрите, а ведь эти игрушки разные…Это мягкие игрушки. С ними можно не только играть, но
и брать с собой в кроватку. А ещё с ними можно танцевать. Давайте потанцуем?
(Дети берут мягкие игрушки и танцуют под музыку.)
- Ребята, а что лежит на столе? Книжка? Наверное, она очень интересная.
- Посмотрите , все картинки перепутались… Что нарисовано на этих картинках?
(Воспитатель раскладывает на столе картинки, дети называют.)
- Давайте наведём порядок? Я буду читать вам стихотворение, а вы должны найти подходящуюкартинку.
(Воспитатель читает, дети подбирают картинки с изображением игрушек.)
-Вот видите, какие мы молодцы. Теперь наша книжка в порядке.
-Ребята, скажите, можно ломать игрушки? Почему нельзя?
(Им больно. Они могут обидеться.)
-Посмотрите, а у нас все игрушки в порядке? Хотите поиграть с ними? Они соскучились и ждут вас.
- Но прежде, чем мы начнём играть, мы с вами немного отдохнём. Все согласны?
Физкультминутка «Весёлые игрушки»
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)
Воспитатель –теперь можете поиграть с ними.
отрывок из конспекта «Поезд»
Возраст детей: 3-4 года, вторая младшая группа
Название игры: «Поезд»
Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель. Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.
писание. Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: “Вы будете вагончиками, а я — паровозом”. Паровоз дает гудок — и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: “Вот и остановка”. Затем паровоз вновь дает гудок — и поезд движется дальше.
Указания к проведению. Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. При повторении может быть большее число участвующих (12–15). Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем дети свободно идут друг за другом, двигают руками, подражая движению колес паровоза, и произносят в такт: “Чу-чу-чу”.
Роль паровоза вначале выполняет воспитатель или ребенок старшей группы. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку. Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики-дети не отставали.
Играющие строятся друг за другом произвольно. При многократном повторении игры можно предложить малышам выйти на остановке погулять, нарвать цветы, собрать ягоды, поиграть, попрыгать. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом.
Предварительный просмотр:
Технология исследовательской деятельности
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире
Что –то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
Заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку
Захотелось еще раз возвращаться к тому, что он узнал»
В.А. Сухомлинский
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.технология исследовательской деятельности – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Цель технологии исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи технологии исследовательской деятельности :
- Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
· Состояние и превращение вещества.
· Движение воздуха, воды.
· Свойства почвы и минералов.
· Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа)
• Виды растений.
• Виды животных.
• Виды строительных сооружений.
• Виды транспорта.
• Виды профессий.
3. Путешествие по карте
· Стороны света.
· Рельефы местности.
· Природные ландшафты и их обитатели.
· Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
4. Путешествие по «реке времени»
· Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
· История жилища и благоустройства.
Примеры использования технологии исследовательской деятельности
«Юные исследователи»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Предварительная работа. Игры и опыты с песком. Сравнивание песка и глины. Беседы о назначении и применении песка, Памятка «Меры осторожности во время игр с песком», чтение стихотворений и загадывание загадок о песке, об обитателях пустыни.
Воспитатель: Ребята, в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать. Давайте подумаем, какие правила могут быть в Песочной стране?(ответы детей сопровождаются мнемотаблицами «Правила обращения с песком»)
- Песочек не любит, когда его берут в рот.
- Песочек не любит, когда бросаются им в других детей.
- Песочек не любит, когда разрушают то, что построили другие дети.
- Песок не любит, когда песок выбрасывают из песочницы.
- Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому, ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой.
- Сможем мы выполнить правила Песочной страны?
Воспитатель: Теперь мы готовы отправляться в Песочную страну. Итак! Мы отправимся в песочную страну – страну чудес!
А Мудрая черепаха покажет нам дорогу. Давайте пойдем за ней следом по волшебной дорожке с препятствиями (ходьба между мешочками с песком)
- По дорожке мы пойдем и в песочную страну придём.
Игра с песком «Приветствие песка»
Подошли к бассейну с песком.
Воспитатель: Вот мы и на месте. Давайте поздороваемся с песком ладошками. Я познакомлю вас с некоторыми способами приветствия.
Воспитатель:
1) Дотроньтесь ладошками до песка, сначала внутренней стороной, потом внешней, отдадим песку частичку нашего тепла. Какой песок на ощупь? (сухой, теплый)
2) Наберите в руки песок и потрите его между ладонями. Что вы чувствуете? Вам приятно? Я чувствую тепло песка, маленькие крупинки. Ручки радуются песку!
3) В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит. (Воспитатель из своего кулачка сыплет песок на ладонь, затем повторяют дети.)
4) А теперь оставим следы с помощью наших пальчиков, как «идут жители этой страны верблюды, ящерицы» - пальчики идут переваливаясь.
5) «Ползут змейки» - пальчики делают поверхность песка волнистой.
Воспитатель: Ну, вот мы и поиграли с песком. А вам приятно было играть с песком?
Воспитатель: Ребята, а все ли правила мы соблюдали в Песочной стране? Что мы забыли сделать? (вытереть руки влажной салфеткой)
Воспитатель: Посмотрите на свои ручки, они пыльные от песка, давайте вытрем их влажной салфеткой.
(отрывок из конспекта «Почему мы моем руки?»
Воспитатель обращает внимание детей на куклу в грязном платье и грязными ладошками. Затем зачитывает отрывок из стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», как будто обращаясь к кукле:
Ах, ты девочка, чумазая
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на локтях дорожки.
Кукла: Я на солнышке лежала,
Руки к верху держала.
Вот они и загорели.
Воспитатель: Ой, ли так ли,
Так ли дело было?
Воспитатель: Ребята, скажите, если человек загорел на солнышке, может у него одежда от этого испачкаться?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот видишь, Алёна, значит это грязь.
Кукла: Да не такая она и страшная эта грязь! Подумаешь, сама отвалиться и смывать не надо.
Воспитатель: Но ведь на грязных руках очень много микробов, они настолько малы, что мы их не видим, но если заглянуть в микроскоп (выставляет на мольберт изображение микроскопа или выводит на экран), в прибор который всё увеличивает, то мы их увидим (вывести на экран изображения микробов под микроскопом).
Кукла: И, что мне сделают эти малыши, если их даже без микроскопа не увидишь?
Воспитатель: Ребята, кукле Алёне стало интересно, а вы хотите узнать о том, как же нам могут навредить микробы? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда послушайте. Когда микробы попадают в наш организм, они начинают вредить ему и из-за этого можно заболеть: начнёт болеть живот, поднимется высокая температура и даже могут начаться сопли и кашель.
Кукла: А, я не верю, что эти микробы проберутся в мой организм.
Воспитатель: Но это легко проверить. Можно провести опыт. Смотрите, ребята, и ты, Алёна. У меня есть кусочек плотной ткани (или кожи). Он такой же плотный, как и кожа наших рук. Потрогайте свои руки. А теперь кусочек ткани (даёт потрогать ткань). Чувствуете? И ты, Алёна. А это губка. Губка очень хорошо впитывает воду. На губку похож наш язык, а ещё внутренняя часть носа и они тоже очень много чего впитывают, как губка. Ведь благодаря язычку мы чувствуем вкус пищи, а нос помогает определить запах.
Воспитатель: Теперь давайте повторим: кусочек ткани похож на что? (на кожу) А губка? (на язык и нос)
Воспитатель: Посмотрите, я сейчас испачкаю кусочек кожи, а потом протру его мыльной водой.
Воспитатель, проводя опыт, обращает внимание детей, что кожа испачкалась, но не впитала грязь и легко отмылась мыльной водой.
Воспитатель: А теперь посмотрите, я снова испачкаю кожу и поднесу грязной стороной к губке, как будто мы грязной рукой трогаем рот или ковыряем нос. На губке тоже осталась грязь. А теперь, я сожму и разожму губку. Посмотрите, что стало с грязью?
Воспитатель ближе подносит губку и показывает её детям. Дети обращают внимание, что грязь впиталась.
Воспитатель: Так, что же случится, если поднести грязные руки к носу или рту?
Дети: Грязь впитается, попадет внутрь.
Воспитатель: Давайте, Алёне расскажем, как же нужно правильно мыть руки.
Попросить некоторых детей по картинкам рассказать о каждом этапе мытья рук. Например один ребёнок рассказывает о первом этапе (то что изображено на картинке), затем другой и т.д.
Воспитатель: Кому ещё мы можем рассказать о том, что необходимо мыть руки? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель подводит детей к тому, что можно рассказать об этом другим детям: младшим братьям или сёстрам и друзьям.
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие педагогические технологии
«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он не болел, то, во
всяком случае, поддерживать его
высокий уровень здоровья вполне возможно»
Н.М.Амосов
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Данное понятие остается дискуссионным, у разных авторов встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н. К. Смирнов, который утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1 медико-профилактические - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. физкультурно-оздоровительные - технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.;
3. образовательные - воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения;
4. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ;
5. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика для глаз, дыхательная и др., стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация;
6. обучения здоровому образу жизни - технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7. к числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Сущность данной технологии заключается не столько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно-развивающей среды является не система сенсорной дидактики не комплекс рабочих режимов, а именно система субъект-субъектных отношений между педагогом и воспитанником.
Примеры использования здоровьесберегающих технологий
Воспитатель: Давайте, дети, подумаем, какую пользу приносят физические упражнения? (суждение детей)
Воспитатель: А вы сами выполняете физические упражнения?
Где и когда?
Дети: На зарядке, на физкультуре, на тренировке.
Воспитатель: Давайте и сейчас выполним зарядку: «Мы ногами-топ,топ»
Мы ногами - топ, топ,
Мы руками – хлоп, хлоп.
Мы глазами – миг, миг.
Мы плечами – чик, чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч!!!
Воспитатель: Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой?
Дети: Чтобы не болеть, быть здоровым.
Отрывок конспекта на тему: «Быть здоровым хорошо!»
-Ребята, хотите отправиться в путешествие?
-Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, вот как здорово!Закроем глаза, руки опустим, вокруг себя покружимся и отправимся в страну «Здоровья»
-А вы знаете , что слово « здорово» произошло от слова « здравствуйте»? произносите это слово вслух каждый день, делайте это как можно чаще, и тогда у вас будет хорошее настроение, будете здоровы.
- Раз, два, три! Открываем глаза. Вот и оказались мы в стране «Здоровье»
- Давайте подумаем, что помогает человеку быть здоровым?
- А что такое микробы? Что вы о них знаете? (Ответы детей).
- Правильно. А сейчас я предлагаю вам выполнить комплекс закаливающего носового дыхания.
Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице, сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
Сделать 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую,
по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выходе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделать резкий выдох через нос (з – 4 раза).
Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка. Беззвучно произнесите:
а-а-а(5 – 6 раз).
Физминуткатанцевально - ритмичная:
К речке быстрой мы спустились, (ходьба на месте)
(наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились (хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно: (круговые движения руками)
Вместе раз, это – брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один-
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой (прыжки на месте)
И отправились домой (ходьба на месте)