ПК 5.4
учебно-методический материал (средняя группа)
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста: гендерные различия».
Рецензируемая статья посвящена актуальной проблеме изучения психологических и педагогических аспектов развития у детей понимания эмоций как компонента эмоционального интеллекта.
Следует особенно подчеркнуть, что развитие эмоционального интеллекта детей является одной из приоритетных задач их социально коммуникативного развития в контексте реализации ФГОС дошкольного образования, поэтому представленный автором аналитический обзор данных зарубежных и отечественных исследований гендерных особенностей понимания эмоций детьми дошкольного возраста с последующим выходом на апробированные автором педагогические методы и приемы развития у детей понимания эмоций в совместной образовательной деятельности педагога с детьми имеет несомненную научную новизну, теоретическую и практическую значимость.
К очевидным достоинствам рецензируемой статьи относится логика изложения материала: автор четко определяет содержание понятия «понимание эмоций», раскрывает этапы развития компонентов понимания эмоций в период детства, акцентирует внимание на основных выводах отечественных и зарубежных исследований гендерных различий в понимании дошкольниками эмоций, сопровождая изложение материала достаточно большим количеством ссылок на первоисточники (15 источников, из них 9 – научные работы зарубежных авторов), что, как нам представляется, может стать стимулом для заинтересованных читателей к самостоятельному исследовательскому поиску.
Методический аспект статьи, включающий перечень конкретных методов и приемов развития понимания эмоций у дошкольников, убедительно раскрывает педагогическую направленность статьи.
Рецензируемая статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, характеризуется целостностью и может быть рекомендована к опубликованию в научном журнале «Актуальная педагогика».
Рецензент: Мамакина Ольга Анатольевна, студентка 3 курса 302ДО группы заочного отделения, Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что: Дошкольный возраст в ФГОС ДО рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: познавательно-исследовательской, двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду.
Задачи исследования : рассмотреть состояние проблемы познавательного развития дошкольников в современных условиях; изучить возрастную периодизацию и дать психолого-педагогическую характеристику детям дошкольного возраста; определить особенности познавательного развития детей дошкольного возраста; описать игровые технологии используемые в дошкольном образовании.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования теоретический анализ литературы (психологической, педагогической, методической), синтеза полученной информации, сравнение, классификация, обобщение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие «познавательное развитие» 1.2Возрастные особенности и психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста 1.3 Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста
Познавательное развитие это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка
Содержание раздела ФГОС ДО «познавательное» развитие детей предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
Содержание раздела ФГОС ДО «познавательное» развитие детей предполагает - формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях); - формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира
Выделяют следующие стадии познавательного развития Любопытство Любознательность познавательный интерес познавательная активность познавательная деятельность.
Выводы Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности. К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Применение игровых технологий в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации 2.2 Методика организации игр-занятий с детьми дошкольного возраста в дошкольном образовании 2.3 Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Главная цель игровой технологии Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста .
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные
Структурные составляющие дидактической игры 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) правила игры; 4) игровые действия
Проведение дидактических игр включает: Ознакомление детей с содержанием игры Объяснение хода и правил игры Определение роли воспитателя в игре Подведение итогов (результат)
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок.
Вывод: Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Заключение Игровая форма обучения - ведущая на ступени дошкольного детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых.
Предварительный просмотр:
Защитное слово к курсовой работе
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [1]. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Дошкольный возраст в ФГОС ДО рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Актуальность исследования состоит в том: что дошкольный возраст в ФГОС ДО рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: познавательно-исследовательской, двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду.
Целью работы является психолого-педагогическое обоснование необходимости использования игровых технологий для познавательного развития детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является педагогический процесс в дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования является процесс использования игровых технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Задачи исследования представлены на экране
Методы исследования, используемые в работе –на экране:
- теоретический анализ литературы (психологической, педагогической, методической), синтеза полученной информации, сравнение, классификация, обобщение..
Задачи теоретического исследования – на экране (не читать)
1.1 Понятие «познавательное развитие» |
1.2Возрастные особенности и психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста |
1.3 Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста |
В теории нами рассмотрены основные моменты:
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка [4]. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Содержание раздела ФГОС ДО «познавательное» развитие детей предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);
- формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира
Выделяют следующие стадии познавательного развития:
К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет.
Вторая стадия познавательного развития - любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью
Следующая стадия познавательного развития дошкольников -познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности
Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире.
В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.
К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.
Выводы:
Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности.
К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания
Задачи методической части исследования-на экране |
2.1 Применение игровых технологий в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации |
2.2 Методика организации игр-занятий с детьми дошкольного возраста в дошкольном образовании |
2.3 Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста |
Главная цель игровой технологии - Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
- с игрушками и предметами;
- настольно-печатные;
- словесные.
Дидактические игры-занятия с предметами и игрушками больше всего соответствуют задачам развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. Малыши осваивают действия с предметами и тем самым познают разнообразные их свойства. Они начинают практически понимать различия между, например, кубом и шаром, между объёмным предметом и плоским.
Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей раннего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках.
Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.
Проведение дидактических игр включает
- Ознакомление детей с содержанием игры
- Объяснение хода и правил игры
- Определение роли воспитателя в игре
- Подведение итогов (результат)
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок.
Вывод: Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Заключение:
Игровая форма обучения - ведущая на ступени дошкольного детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых.
В дипломной работе планируем опытно-экспериментальным путем доказать, что использование игровых технологий способствует более быстрому прохождению стадий познавательного развития