"Формы методической работы с педагогами"
методическая разработка
Данный реферат поможет разобраться с формами методической работы с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat0.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики
«Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
(ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии)
Реферат
ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
Чебоксары 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 |
Глава 1. Формы методической работы с педагогами…………. | 4 |
1.1. Основные понятия методической работы……………………… | 4 |
1.2. Основные формы методической работы……………………… | 6 |
Глава 2. Инновационные формы методической работы с педагогами …………………………………………………………. | 10 |
Заключение…………………………………………………………. | 13 |
Список использованной литературы…………………………… | 14 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что подготовка высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех. Об этом говорится в Законе «Об образовании в Российской Федерации», и в «ФГОС ДО».
Современные процессы совершенствования дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимо стремление самих педагогов работать эффективно.
Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Поэтому стараются вводить инновационные формы методической работы, для более эффективной деятельности педагогов.
Цель: изучить различные формы методической работы с педагогами.
Задачи:
- определить понятие формы методической работы;
- рассмотреть инновационные формы методической работы;
- обнаружить особенности инновационных форм методической работы с педагогами.
Глава 1. Формы методической работы с педагогами
1.1. Основные понятия методической работы
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, которые базируются на достижениях передового педагогического опыта и направлен на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя.
Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:
- Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
- Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов МДОУ.
- Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
- Координация деятельности МДОУ и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
- Координация деятельности МДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и МДОУ в целом.
- Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:
- Системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
- Личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие;
- Профессиональных и личностных качеств педагогов на примере заведующего и старшего воспитателя;
- Дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
- Подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
- Мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
- Коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
1.2.Основные формы методической работы
Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые показы, работа по единым методическим темам, конкурсы и так далее); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и так далее).
Коллективные формы методической работы
1. Педагогический совет - это высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом. Он ставит и решает конкретные проблемы ДОУ.
Целью является объединение усилий коллектива детского сада, для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, используя в практике достижения педагогической науки и передового опыта.
Существует 3 вида педагогических советов:
- Установочный.
- Тематический.
- Итоговый.
Также педагогические советы различают по формам организации:
- Традиционный - это педагогический совет с полной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решения по ним.
- С использованием отдельных методов активации педагогов.
- Нетрадиционный (деловая игра, конференция, круглый стол, дискуссия и другие.). Они побуждают к мыслительной и практической деятельности. Такие педагогические совет направлены, не на изложение готовых знаний, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе познавательной деятельности.
2. Консультации для педагогов.
Индивидуальные и групповые консультации проводятся на основных направлениях работы всего коллектива, актуальным проблемам педагогики и психологии, заявкам воспитателей.
3. Семинары-практикумы.
Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.
4. Открытый показ - это занятие с последовательным обсуждением просмотренного, форма обучение педагогов и распространение передового опыта.
Открытый показ помогает проникнуть в творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.
5. Творческие микрогруппы.
Они создаются добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику и для этого несколько воспитателей объединяются в группы, с учетом психологической совместимости, творческих интересов. Каждый член группы, самостоятельно изучает закрепленный за ним вопрос, готовит краткую информацию. Затем они обсуждают, обмениваются мнениями, предлагают варианты, внедряют в практику своей работы. Организуют взаимопосещаемые занятия, обсуждают приемы и способы работы с детьми.
Как только цель достигнута, группа распадется, а в конце с результатом работы знакомится весь коллектив ДОУ.
6. Мастер-класс.
Цель: - познакомиться с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками, всем тем, что помогло воспитателю достичь высоких результатов.
Мастер-класс состоит из двух частей:
1. Показ работы с детьми.
2. Работа с педагогами, с целью трансляции педагогического опыт.
7. Конкурсы - это интересное творческое состязание, очередная ступень к вершине, ключ к успеху
Они способствуют активному включению педагогов в творческую деятельность, повышению их творческого потенциала, также самореализации, профессиональному росту педагога. Конкурсы дают толчок к дальнейшему творческому развитию, создают условия для повышения квалификации работников ДОО.
Индивидуальные формы методической работы
1. Самообразование.
Суть самообразования - это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.
Отчёты по самообразованию могут защищаться на повестках, а также включается как часть любого методического мероприятия. Заслушивание отчетов предполагает, что результаты самообразования становятся достоянием коллектива, так как помогают осмыслить материал и предложить варианты его применения в образовательном процессе.
2. Наставничество.
Наставник - это опытный педагог, обладающий высокими и профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Цель наставника: - оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении.
К задачам наставника относится, не только оказывать поддержку молодому специалисту, но и показывать свои примером качественный подход к работе с детьми.
Наставничество можно рассматривать, как постоянное обучение непосредственно на рабочем месте, под руководством опытного специалиста - наставника.
3. Стажировка.
Молодой воспитатель несколько дней под руководством опытного воспитателя проходит стажировку. За это время он знакомится с воспитанниками, с их родителями, младшим воспитателем. Изучает режим дня группы, документацию. Все возможные вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.
Глава 2. Инновационные формы методической работы с педагогами
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения позитивного эффекта.
Инновационная методическая работа - часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются: обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития.
Целью внедрения инновационных форм методической работы, является повышение профессионального мастерства педагогов
Инновационные формы методической работы разделила на 2 группы:
Теоретические и практические, которые подразделяются на коллективные и индивидуальные.
К теоретическим, коллективным формам работы относятся:
1. Педагогический всеобуч для опытных педагогов по обучению опытно-экспериментальной деятельности.
Он включает совместное изучение документов, составление и обсуждение планов работы по экспериментальной деятельности, программ дополнительного образования.
2. Минутки искусства.
Они необходимы педагогам не меньше чем знание методик и технологий. Кто как не педагоги научат малышей слушать музыкальные произведения, воспринимать художественные произведения. И этому педагогов также необходимо учить.
3. Экспресс-маршруты.
Чаще всего планируют такую форму работы по изучению родного края и адаптации материала для работы с детьми.
Экспресс-маршруты проводятся и в том случае, когда детский сад работает по единой методической теме. Каждой группе педагогов предлагается самостоятельно разработать какое-то одно направление в короткие сроки. Такая форма работы даёт возможность научиться самостоятельно работать с различной литературой и собрать богатый материал, который оформляется и используется в работе педагогами ДОУ.
К теоретическим, индивидуальным формам работы относятся:
1. Собеседование.
2. Самообразование.
В начале учебного года с каждым педагогом проводится собеседование по подготовке группы к учебному году, выбору темы самообразования, составлению плана по опыту работы. Это даёт возможность каждому педагогу обговорить и спланировать свою методическую работу на учебный год.
К практическим коллективным формам работы относятся:
1. Педагогический всеобуч для начинающих педагогов.
Чаще всего это практические занятия для начинающих педагогов на которых свои педагогические находки представляют опытные педагоги.
2. Профессионально-педагогические экскурсии.
Большое значение для расширения кругозора и создания микроклимата в коллективе имеют различные встречи, поездки. Ведь можно оставить содержание, но сменить обстановку и получится совсем другой обучающий эффект. Совместно можно посетить музеи, выставочные залы, концерты, организовать с различными коллективами творческие встречи.
К практическим индивидуальным формам работы относятся:
1. Разработка проектов.
2. Индивидуальное составление планов, конспектов.
3. Творческий отчет.
Особенность данных форм заключается в том, что педагоги оказывают практическую помощь друг другу, разрабатывают рекомендации, пособия не для себя, а для всех.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы. Методическая работа, представляет собой деятельность по созданию образовательной среды в ДОУ, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива. Успешность педагогического процесса, работы всего педагогического коллектива дошкольного учреждения зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, зависит дальнейшая работа.
Поэтому для осуществления наиболее эффективной работы в ДОУ, необходимо внедрять инновационные формы методической работы с педагогами. Так как, они помогают наладить эмоциональный фон в педагогическом коллективе, способствуют активизации творчества педагога.
Таким образом, чем больше в системе будет использовано различных форм методической работы, тем больше это поможет повышению профессиональной компетенции педагогов, а также улучшению образования в целом.
Список использованной литературы
- Артемьева О.И. Формы методической работы с педагогами в ДОУ [Электронный ресурс] / О. И. Артемьева. - Режим доступа: http://doshkolnik.ru/
- Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации/ К. Ю. Белова. - М.: Сфера, 2014.
- Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО / К.Ю. Белая / Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.
- Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Катихина Е. О. Инновационные формы методической работы в Дошкольном Образовательном Учреждении / Сайгушева Л. И. [Электронный ресурс] / Е. О. Катихина / Л. И. Сайгушева - Режим доступа: https://scienceforum.ru/
- Киселёва Н. Н. Инновационные формы методической работы в ДОУ [Электронный ресурс] / Н. Н. Киселёва. - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/
- Ломтева Е. А. Система методической работы в ДОУ [Электронный ресурс] / Е. А. Ломтева. - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/
- МДОУ Детский сад №31 города Пенза Формы методической работы в МБДОУ [Электронный ресурс] / город Пенза, МБДОУ Детский сад №31. - Режим доступа: http://ds31penza.ru/
- Савченко Л. А. Инновационные подходы к организации методической работы в ДОУ на современном этапе [Электронный ресурс] / Л. А. Савченко. - Режим доступа: https://solncesvet.ru/
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ МБДОУ д/с ОВ № 6 изопыта работы старшего воспитателя Прапро Е.А. Краснодарский край ст.Кущевская Цель методической работы– обеспечение качест...
"Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ"- выступление из опыта работы
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Активные формы методической работы с педагогами" МБДОУ д/с ОВ № 6 Красноарского края ст. Кущевской Активные формы методической работы с педагогами ДОУ. Сегодня необходимы...
Формы методической работы с педагогами
Старший воспитатель Атяшева В.Д....
Консультация как форма методической работы с педагогами
Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к о...
Формы методической работы с педагогами
Формы методической работы с педагогами...
Формы методической работы с педагогами ДОУ
Вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной ком...
Интерактивные формы методической работы с педагогами в ДОУ.
Представление опыта работы с педагогическими кадрами в ДОУ....