ПРОЕКТ ПО СЕНСОРИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» для детей 5-6 лет
проект (старшая группа)
Актуальность создание проекта
Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет.
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Цели проекта: усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.
Задачи проекта:
- закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;
- научить построению цветовых сочетаний по образцу;
- учить детей различать теплые и холодные цвета;
- упражнять в умении рассказывать о цвете;
- упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;
- закреплять знания о цвете в памяти;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1proekt_po_sensorike_razn._nedelya.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО СЕНСОРИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»
для детей 5-6 лет
Введение
Танцевали мы и пели,
Так устали, просто чудо!
Разноцветную неделю
Мы устроим вам повсюду.
Что же это за неделя?
Вы не знаете? Расскажем!
Это дело — не безделье.
Все цвета мы вам покажем.
Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя.
Актуальность создание проекта
Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет.
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Цели проекта: усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.
Задачи проекта:
- закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;
- научить построению цветовых сочетаний по образцу;
находить предметы заданного цвета в окружающем мире;
- учить детей различать теплые и холодные цвета;
- упражнять в умении рассказывать о цвете;
- упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;
- закреплять знания о цвете в памяти;
- обучать действиям с цветом по словесной инструкции;
- создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества, становлению эвристической структуры личности;
- привлечь детей к созданию коллективной композиции;
- развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете;
- развивать речь и словарный запас детей;
- тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и классификационных рядах;
- воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.
Ожидаемые результаты: В процессе реализации проекта у дошкольников будет обогащаться восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.
Продукт: создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак), коллективной работы «Радуга-красавица»; составление консультации для родителей «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?».
Аннотация проекта
По доминирующей в проекте деятельности: творческий, познавательный.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой
По профилю знаний: многопредметный.
Продолжительность проекта: краткосрочный ( с 25.11.19г по 29.11. 19г)
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка ) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Для реализации проекта необходимые следующие материалы: краски, кисти, альбомы, цветная бумага, цветной картон, клей, цветные карандаши, салфетки, гофрированная бумага, спортивный инвентарь, методическая и художественная литература, муляжи овощей и фруктов, наглядный демонстрационный материал, настольно-печатные игры.
Этапы
Реализация проекта рассчитана на одну неделю с 25.11.19г по 29.11. 19г.
Подготовительный этап.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.
Заключительный этап
Создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак)
Оформление коллективной композиции «Радуга-красавица»
Работа с родителями: консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»
Содержание работы в процессе реализации проекта:
Вовлечение в деятельность
Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».
Понедельник — день красного, оранжевого, желтого цвета.
Вторник – день зеленого цвета.
Среда – день голубого и синего цвета.
Четверг – день фиолетового цвета.
Пятница – разноцветный день.
План работы
Понедельник 25.11.2019г – день красного, оранжевого и желтого цвета
У нас секретов нет,
Самый лучший красный цвет.
Цвет оранжевый без сомненья,
Нам поднимет настроенье.
Желтый самый главный цвет,
Потому что это солнышка свет.
1-ая половина дня:
1. Отгадывание «красных», «оранжевых» и «желтых» загадок;
2. Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный»; «Я найду цвет везде» (красные, оранжевые, желтые предметы);
3. Рисование ладошкой красной, оранжевой и желтой полоски на коллективной радуге;
4. Работа с цветными карандашами (д/и «Чудесный мешочек»), дидактическая игра на внимание «Цвета».
2-ая половина дня:
1. Чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»
2. Дидактические игры «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты»
подвижные игры «Кегли», «Лиса и зайцы»;
3. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»;
4. Прослушивание «Оранжевой песенки».
Вторник 26.11.2019г– день зеленого цвета
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.
В. Косовицкий
1-ая половина дня:
1. Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», «Найди и назови все зеленое»;
2. Рисование ладошкой зеленой полоски на радуге;
3. Пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета);
4. Упражнения по формированию элементарных математических представлений «На какую форму похожа крона дерева», «Маленькие и большие елочки», «Покажи правильное количество» (зеленые круги);
5. Подвижная игра на прогулке «Светофор»;
2-ая половина дня:
1. ОД Заучивание стихотворения М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок»;
2. Экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + желтый = оранжевый, синий + желтый = зеленый);
3. дидактическая игра с зеленым мячом «Назови цвет»;
4. подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».
5. Отгадывание «зеленых» загадок.
Среда 24.11.2019г – день синего и голубого цвета
А небесную лазурь,
Море после хмурых бурь
Голубой подарит цвет.
Бесподобен с ним рассвет.
И искриться в Новый год
Голубея снег и лёд
Е. Горева.
1-ая половина дня:
1. Беседа: « Где можно встретить воду»;
2. Решение проблемной ситуации: «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»;
3. Рисование ладошкой голубой и синей полоски на радуге;
4. Дидактические игры: «Каждый предмет на свое место»;
«Найди свой домик»;
5. Подвижная игра: «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки»;
6. Отгадывание «голубых» и «синих загадок»;
7. Прослушивание песни «Синяя вода»
2-ая половина дня:
1. Чтение сказки в картинках «Синий гном» (анализ, обсуждение);
2. Дидактические игры: "Найди и назови все голубое, синее", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий»;
3. Занятие по рисованию «Рисование гжельского узора. Красивый чайник» (цель: знакомить детей с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение; выделять роспись предметов: элементы, сочетание голубого и синего цвета и расположение узора на форме): рассматривание плаката «Гжель», книги Н. Сурьянинова «Синие цветы гжели»; чтение и обсуждение сказки «Гжельские изделия».
Четверг 28.11.2019г– день фиолетового цвета.
А вот с цветом фиолетом
Повстречаться можно летом.
Фиолетовы бананы?
Нет! На грядке баклажаны!
Солнцем будит ото сна
Цвет фиалковый весна.
В. Черняева
1-ая половина дня:
1. Чтение и обсуждение произведения Н. Агошкиной «Фиолетовая сказка»;
2. Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый», «Найди и принеси все предметы фиолетового цвета»;
3. Рисование ладошкой фиолетовой полоски на радуге;
4. Разучивание потешки ««Радуга-дуга не давай дождя…»;
5. Прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка».
2-ая половина дня:
1. Беседа: «Какой твой цвет любимый»;
2. Отгадывание «фиолетовых» загадок;
3. Дидактическая игра «Разноцветные домики» («Стрелка, стрелка, покружись…»), игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное»;
4. Экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + синий = фиолетовый);
5. Подвижная игра «Краски».
Пятница 29.11.2019г– разноцветный день (заключительный этап)
Я подарок разноцветный
Подарить решила маме.
Я старалась, рисовала
Четырьмя карандашами.
Но сначала я на красный
Слишком сильно нажимала,
А потом, за красным сразу
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оранжевый сломала...
Все равно портрет красивый,
Потому что это - мама!
Петр Синявский.
1-ая половина дня:
1. Чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»;
2. Дидактические игры: «Собери башенку», «Мозаика»;
3. Аппликация из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»;
4. Упражнение на развитие слухового внимания «Письмо от незнайки» (цель: найти и исправить ошибки в тексте);
5. Подвижная игра «Разноцветная карусель», «Разноцветная дорожка»;
6. Настольно-печатная игра «Цвет и форма».
2-ая половина дня:
1. Чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Петух и краски», раскрашивание петушка;
2. Пальчиковая гимнастика «Радуга» (В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга блестит!);
3. Подвижная игра «Здравствуй, радуга-дуга»;
4. Чтение и анализ рассказа С. Я. Маршака «Разноцветная книга», творческая деятельность – создание детьми «Разноцветной книги»
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовые ресурсы:
- Федеральным законом от 29.12. 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада №5 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан;
- СанПиНы 2.4.1.2660-10 – Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Учебно-методические ресурсы:
- Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»;
- Практический журнал «Воспитатель ДОУ»;
- Научно-практический журнал «Управление ДОУ»;
- Методический журнал для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Ребенок в детском саду»;
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу);
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа;
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Выводы:
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Литература:
1.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.
2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л.А.Венгера
3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».
4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В.Н.Аванесовой, Н.Н.Поддьякова.
5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.
6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет» . Л.Ю.Павлова
Отчёт по проектной деятельности «Разноцветная неделя»
С 25.11.19г по 29.11. 19 в старшей группе №2 была проведена работа по проектной деятельности « Разноцветная неделя» Участниками проекта стали: дети, воспитатели, родители
Характеристика проекта: проект является краткосрочный, по доминирующей в проекте деятельности: творческий, познавательный, по содержанию: обучающий, по числу участников проекта: групповой, по профилю знаний: многопредметный.
На подготовительном этапе проекта– была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.
Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенным цветом: понедельник — красный, оранжевый, желтый цвет; вторник – зеленый цвет; среда - голубой и синий цвет; четверг – фиолетовый цвет; пятница – разноцветный день.
В процессе реализации проекта для усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.
Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета), т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности.
Фотоматериалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей средней группы детского сада
Закреплять знания цветового спектра у детей.Учить детей рисовать радугу.Учить различать цвета теплые и холодные тона....
Проект по самообразованию в старшей группе "Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста"
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное ...
Педагогический проект «Этот загадочный космос» старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Этот педагогический проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми....
Проект "Разноцветная неделя" для детей 5-6лет
конспект проектной деятельности по теме "Разноцветная неделя"(творческий, краткосрочный)...
Проект в старшей группе: " Разноцветная неделя"
Проект в старшей группе: "Разноцветная неделя".Тип проекта:По доминирующей в проекте деятельности: творческий.По содержанию: обучающий.По числу участников проекта: групповойПо профилю знаний...
Проект по здоровьесбережению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Здоровье в наших руках"
Проект по здоровьесбережению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Здоровье в наших руках"...
Проект «Почта России» в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР
Краткосрочный проект на тему "Почта Росии" в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР .Цель: формировать у детей первоначальные знания о почте и о профессии почталь...