КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «НЕ СТРАШНО О СТРАХАХ».
консультация
Страх – отрицательно окрашенная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности защищаемым ею ценностям.
Что нужно помнить о страхе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_strashno_o_strahah.docx | 93.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации
Для педагогов
на тему:
«НЕ СТРАШНО О СТРАХАХ».
Педагог-психолог: ДЕПУТАТОВА Н.В.
Страх – отрицательно окрашенная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности защищаемым ею ценностям.
Что нужно помнить о страхе?
Страх – это эмоция. Страхи возникают не по воле разума, а в душе человека и из-за этого страхи почти не поддаются действию разумных доводов, особенно у детей.
Страхи бывают – реальные (нападение собаки, падения и т.д.), и воображаемые (это может произойти). Страх, который произошёл в результате стрессового события, проще поддаётся борьбе с ним. Ребёнок уже вышел из него победителем (успокоился, выздоровел и т.д.). Воображаемые страхи могут мучить человека долго, из-за того, что каждый раз представляет себя – жертвой, с самым невыгодным для себя концом.
Страх порождённый чувством угрозы для самого дорогого, что есть у ребёнка – прежде всего: своя жизнь и жизнь родных. Большинство детских страхов связанны с базовым страхом – смерти.
Эмоция страха мучительна. Наряду с такими эмоциями как: радость, печаль, гнев, удивление, отвращение – страх относится к базовым эмоциям. Но страх может оказаться и другом. Как?
Страх как друг.
- Страх помогает избегать опасности, но не мешает активности. Возможность пережить страх дана нам с рождения. Страх расцвечивает нашу жизнь красками, «замешиваясь» в другие эмоции (восторг от занятий экстремальным спортом и т.д.). Надо помнить, что в процессе становления ребёнка нужна не только сила, здоровье ловкость, но и адекватное чувство страха.
- Страх – проявление инстинкта самосохранения. Физиологические реакции из-за страха работают три механизма защиты: бороться, бежать, замирать.
Когда ребёнок начинает ползать и ходить, он тут же добирается до потенциально опасных для него вещей. И взрослые начинают ограждать ребёнка от опасности: «Не бери, разобьёшь, порежешься, подавишься».
С одной стороны, взрослые правы, они пытаются оградить малыша от опасности. Толика страха помогает не совершить опасных поступков. Ребёнок узнает, что бывает опасно, а затем начинает понимать, что означает понятие опасности. Он учится контролировать своё поведение и начинает вести себя более осторожно. Здесь главное взрослым не быть слишком резкими в формулировках.
- Страх – активная связь с самоконтролем и умением предвидеть последствия своих действий.
В формировании жизненно важных функций (контроль над своими желания, действиями, импульсами) – страх играет важную роль. В современном мире опасности для детей сведены к минимуму (защита розеток от детей на электроприборах, дикие звери и т.д.), но они всё равно существуют, и ребёнок должен их научиться узнавать. Тогда даже в незнакомой ситуации остановится и подумать, но только в том случае если у него адекватный уровень страха, который не создаёт помех для жизни, активности и познания.
- Страх, является другом только когда находится на адекватном уровне.
Адекватный уровень страха – достаточный для самоконтроля, но при этом не требует перестраховки, не парализует, не завладевает мыслями и действиями.
Важно помнить, что страх становится другом лишь до того момента, пока он тихо живёт внутри и проявляется иногда. И не мешает спокойно ребёнку жить и развиваться. Но бывает, что страх становиться врагом, причём очень даже серьёзным.
Признаки (симптомы), то что страх стал врагом и нужна помощь:
- На вязчивое, затяжное течение страха. Внутри ребёнка страх живёт достаточно долго и постоянно к нему возвращается. Ребёнок не пытается побороть страх.
- Бесконтрольный страх. Ребёнок не может контролировать свой страх. Страх поглощает сознание ребёнка, и ребёнок не может «договорится» с ним.
- Хроническое беспокойство. Ребёнок постоянно напряжён, его легко напугать и трудно рассмешить, может быть нарушен сон. Постоянное напряжение мешает ребёнку расслабиться и формирует пессимистичный взгляд на мир как на нечто опасное.
- Влияние страха на повседневную жизнь. Если страх оказывает влияние на жизнь ребёнка и его семьи (боязнь общения со сверстниками, боязнь темноты и т.д.) – пора бороться.
Важно не пропустить эти симптомы. Если быть не достаточно внимательными к детскому страху, то он может создать в душе ребёнка «порочный круг» из которого все труднее будет выбраться.
Малыш начинает пугаться всё больше и больше, но никак не противодействует страху. И чувство бессилия начинает каждый раз овладевать им с новой силой. Подрываются основы личности: оптимизм, целеустремлённость, уверенность в себе. Ребёнок становится пассивным и не ждёт от будущего ничего хорошего. С таким настроем страхи победить все тяжелее. Но победить детский страх вполне возможно, если вовремя прийти на помощь.
Взрослым надо помнить, что страх – это естественно. Страх бывает, как врагом, так и другом. Пока страх выражен в слабой форме – это источик опыта преодоления себя, познания своих возможностей. Результат – приобретение уверенности в собственных силах.
На пути своего взросления ребёнок должен приобрести навыки выживания. И страхи – естественные спутники этого процесса. Малыш, узнавая об опасностях окружающего мира, начинает бояться, а потом учиться справляется с этим чувством, избегая этой ситуации или преодолевая её. Каждый возрастной период несёт определённые страхи, переживание и преодоление которых даёт бесценный жизненный опыт.
Кое-что о естественных страхах.
- Страхи проявляются в возрастной период, «отведённый» для них.
- Появление страха не наносит вреда психике ребёнка (может тревожить его и родителей ребёнка на определённом этапе).
- Страхи переходящи, т.е. интенсивность начинает снижаться сама, если не произошло подкрепление.
- Ребёнок может сам преодолеть страх или при поддержке родителей.
Когда нужна особая помощь.
Страхи могут развиваться в такие состояния, что нужна будет помощь специалиста. В принципе те симптомы, которые были описаны выше – повод для того чтобы обратится к специалистам для консультации (врач-невролог, детский психотерапевт, психолог). Не стоит бояться и переживать: возможно, от вас потребуется изменение режима ребёнка, приём витаминов, отношение к проблеме.
А может быть поставлен один из диагнозов, требующий дальнейшей работы со специалистом: невроз, фобии, тревожные расстройства. Подобные состояния могут потребовать приёма специальных препаратов. И, конечно, психотерапия, поможет ребёнку избавиться от тревожности, почувствовать себя уверение и научит противостоять страхам в будущем.
«Приёмы снятия страхов. Которые работают и не работают».
Прежде чем разобрать эффективные приёмы борьбы с детскими страхами, рассмотрим менее эффективные приёмы.
Приёмы, которые не работают.
- Фиксация на страхе.
Есть интересный феномен: чем активнее со страхом борешься, тем больше страх может закрепиться. Происходит это потому, что родители слишком фокусируется на страхе и сами проявляют беспокойство больше ребёнка. Вокруг страха ребёнка начинается крутиться жизнь семьи. Поэтому слишком активная деятельность родителей может оказаться помехой вместо помощи.
- Не обращать внимание.
Многие родители считают страхи настолько естественным делом, что они перестают обращать на них внимание. Все разговоры на тему страхов находятся под запретом. И из-за этого многие родители просто не осведомлены, что их ребёнок чего-то-то боится.
Между фиксацией на страхе и стратегией «не обращать внимания» нужно искать «золотую середину».
- «Охранный режим» ребёнка.
При обнаружении страха, родители стараются оградить ребёнка от малейшей опасности. Родители склонные к гиперопеке (при обнаружении страхов у ребёнка и рекомендациям, психологов, врачей, на ограничение чтения, просмотра телепередач, компьютерных игр и многолюдных мест) ограничивают самостоятельность ребёнка, изолируют от окружающего мира, друзей и приятелей. Ребёнок оказывается в «замкнутой» и безопасной домашней среде, что только фиксирует проявление страха.
- Восприятие страхов как проявление слабости, безволия, непослушания.
В этой позиции больше непримиримости и жёсткости. Ребёнок оказывается в позиции непринятия со стороны родителей: отсутствие сочувствия, наказание и ребёнок перестаёт идти за помощью к родителям. Ребёнок начинает молчать о своих страхах из-за боязни наказания и насмешек. Вследствие этого в отношениях между ребёнком и родителями пропадает доверие, искренность, теплота.
- Этого не бывает.
Родители, узнав о страхе чудовищ и сказочных персонажей, стараются убедить ребёнка, что не стоит бояться, потому что этого не может быть. По мере взросления страх будет интеллектуально переработан. Страх просто растворится в новой информации о мире, но сам факт проявления страха, говорит о том что, ребёнок пока не готов к его интеллектуальной переработке.
Приёмы, которые работают.
Если ребёнок говорит о страхах – это хорошо. Во-первых, ребёнок осознал свой страх, а это не мало. Во-вторых, ребёнок ищет свой путь борьбы со страхом, просто ему нужна помощь близкого человека. В-третьих, ребёнок вам доверяет.
Однако если вы сами обратили внимание на страхи ребёнка – это тоже импульс к действию. Существует много способов борьбы со страхом, не подрывая познавательный интерес и уверенность ребёнка в себе и при этом, не допуская разрастание страха и переход его в устойчивые личностные черты.
- Подвижные игры.
Речь идёт о подвижных играх, в которых ребёнок дошкольного возраста познает мир и имеет возможность проявлять свои эмоции и чувства. Подвижная игра – это в первую очередь соревнования между участниками и главная задача соревновательных игр заключается в том, что это является «репетицией» возможных жизненных ситуаций. Ребёнок, играя в подвижные игры, старается победить (или хотя бы не проиграть) и переживание проигрыша в таких играх более мягкое и закаливающее для дальнейшей жизни.
- Игры на преодоление конкретных страхов.
Эти игры конструируются для того, чтобы воздействовать на конкретный страх.
- игра-выручалочка;
- игры с пространством;
- игры-приключения;
- игры, где все уже произошло.
- Художественные способы.
Ребёнку можно предложить нарисовать свой страх, вылепить из пластилина, глины.
- Чтение художественной литературы.
Один из способов борьбы со страхами – прочитать о том, какие опасности одолевают герои книг, становясь при этом более смелыми. Родители читают книги, а ребёнок совершенно не заметно справляется со многими внутренними тревогами, учится расставлять приоритеты, формирует понятия об этике, важных человеческих качествах и о взаимопомощи. После прочтения обязательно обсудите с ребёнком прочитанное.
- Мультфильмы, фильмы, театр.
Обратите внимание, что смотрит ваш ребёнок. Многие современные мультфильмы, фильмы о «супергероях» могут спровоцировать не только страхи, но стать провокаторами агрессии. Даже если ребёнок настаивает, лучше исключить просмотр таких мультфильмов, особенно если страхи активны.
Однако стоит помнить, что мультфильмы и фильмы могут быть и средством преодоления страха. Главное условие чтобы мультфильм или фильм был качественный и интересным (не обязательно должен быть классическим) сюжетам. Герои, в таких фильмах, мультфильмах, сначала могут быть немного трусишками, но постепенно преодолевать свои страхи. Стоит помнить, что действия на экране способствуют психологической разрядке, переживанию чужих эмоций как своих и как результат – ребёнок настраивается на преодоление собственных страхов и поиск возможных способ преодоления страхов. Главное не переусердствовать при просмотре мультфильмов или фильмов и после просмотра обсудить с ребёнком увиденное.
- Волшебство и магия.
Дети дошкольного возраста думают, что их родители могут все. Поэтому дети приходят к родителям и рассказывают о своих страхах и ждут, что эту проблему родители могут решить очень быстро. Дети ждут от родителей – волшебства. А родители, в свою очередь, могут проявить фантазию и придумать свои магические предметы для борьбы со страхами.
- Ритуал.
Ритуал – это упорядоченный ряд действий, производимый в одной и той же ситуации и призван снизить тревожность за счёт предсказуемости происходящего.
- Информированность.
Страх – явление эмоциональное и пока он активен, сознание не может работать эффективно. Информированность о страхе помогает включить механизм рационализации и с помощью этого механизма ребёнок понимает, что боятся, вовсе не стоит. Расскажите подробно о страхе ребёнку, приводя при этом чёткие аргументы. Информированность даёт уверенность, что все будет хорошо, даже если придётся поволноваться немного.
- Действие.
Данный метод подразумевает тактику действия. Это метод важен, поскольку ребёнок не всегда решается заглянуть «за свой страх». Главная задача родителей – повернуть восприятие страха так, чтобы ребёнок задумался: «А что я буду делать, когда…» Дети могут придумать такие варианты действий, что взрослые не подумали.
Хорошо если у ребёнка будет 2-3 варианта действия. Это поможет ему действовать гибко и разовьёт вариативность мышления – это самое лучшие оружие для борьбы со страхами.
- Разговор.
Разговор по душам – самый простой способ узнать, чего ребёнок боится. Но следует избегать, во время разговора по душам, таких ошибок как:
- чтение моралей;
- иронизировать и насмехаться над страхами ребёнка;
- обвинять ребёнка за страхи;
- ругать ребёнка за страхи;
- вешать ярлыки;
- пытаться убедить, что все это ерунда.
Главное в таком разговоре – дать ребёнку ощущение силы. Детям важно знать, что родители в них верят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Знакомимся со страшным незнакомцем. Детские страхи"
Консультация для родителей "Знакомимся со страшным незнакомцем. Детские страхи"В статье приводятся примеры распространенных детских страхов, способы их выявления и коррекции....
Консультация для педагогов. Тема: "Высота - не страшно!"
В консультации предложены различные виды упражнений на подвижной лестнице и перекладине....
Трудности адаптации, пути преодоления с помощью рисования. Консультация для педагогов. Эта консультация поможет родителям преодолеть страх и тревогу за своего ребёнка в период привыкания ребёнка в детском дошкольном учреждении.
Задачи: снизить тревожность родителей по поводу поступления ребенка в детский сад, подсказать, как можно облегчить адаптацию ребенка к детскому саду....
Консультация для педагог «В детский сад совсем не страшно!» (Младшая группа)
повышение уровня психологической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....
Консультация для педагогов и родителей «ИГРА СО СТРАХОМ»
Повышение общего уровня эмоциональных переживаний Задача данного метода — научить ребенка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет ...
Консультация для педагогов «Если ребенок испытывает страхи»
У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все еще остается далеко не во всем понятным.Переживать страхи – это нормально, если только они не начинают меша...
Консультация для педагогов "Сказкотерапия в коррекции детских страхов"
Большинство детей сегодня переживают страхи, которые им не подвластны. Ребенок очень сильно реагирует на события, происходящие в его жизни, а также на все, что его окружает....