Консультация для педагогов и родителей «ИГРА СО СТРАХОМ»
консультация по коррекционной педагогике

Воробьева Ольга Александровна

Повышение общего уровня эмоциональных переживаний

         Задача данного метода — научить ребенка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основное средство — разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребенка, помогает ему установить доверительные отношения с педагогами, другими взрослыми, сверстниками. Положительные эмоциональные состояния, возникающие у детей в процессе специально организованных ситуаций успеха, закрепляют потребность в переживаниях счастья, радости, удовольствия от игры и общения.
Метод не является специфичным для коррекции страхов. Однако улучшение состояния эмоционально-мотивационной сферы личности ребенка снижает опасения, тревожность, боязнь чего или кого-либо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

«ИГРА СО СТРАХОМ»

Материал подготовил:

Педагог-психолог

Воробьева О.А.

Повышение общего уровня эмоциональных переживаний

         Задача данного метода — научить ребенка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основное средство — разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребенка, помогает ему установить доверительные отношения с педагогами, другими взрослыми, сверстниками. Положительные эмоциональные состояния, возникающие у детей в процессе специально организованных ситуаций успеха, закрепляют потребность в переживаниях счастья, радости, удовольствия от игры и общения.
Метод не является специфичным для коррекции страхов. Однако улучшение состояния эмоционально-мотивационной сферы личности ребенка снижает опасения, тревожность, боязнь чего или кого-либо.


          Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха 

Для игры «в страх» подбирается сюжет и предметы, символизирующие то, чего ребенок боится  (собаку, привидение и др.). Разыгрывая сюжеты с этими предметами, он может «расправиться» со своим страхом, в символической форме отыграть свои эмоции и отреагировать напряжение от стрессового воздействия.

Метод, специфичный для коррекции эмоциональных нарушений, связанных с нарушением личностного развития.
Эмоциональное переключение. Подражание и «заражение»:
Считается, что отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком через его отношение к этому взрослому, по механизму эмоционального переключения. Сам того не желая, взрослый может случайно «заразить» малыша каким-либо страхом, например, боязнью мышей, собак и др. Этот же механизм позволяет получить и обратный результат.

Полезен прием направленного фантазирования: «Закрой глаза и представь, что ты вырос. Чего можно бояться теперь?»
Эмоциональные качели:
Простейшим примером эмоциональных качелей (В.В. Лебединский) является подбрасывание ребенка вверх: он то летит, ощущая себя в опасности, то опускается на руки взрослого, которые для него — символ защиты. Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (противоположное).
Так, игра с темнотой, когда ребенок забегает на секунду в темную комнату и возвращается в освещенное помещение, представляет собой переход от состояния опасности к состоянию безопасности.
Известно, что боязнь темноты — один из наиболее распространенных детских страхов. Он часто связан со страхом неизвестности. Дети считают, что взрослые обманывают их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего страшного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет. Образы пугающих объектов нередко являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат отрицательные эмоции и чувства, с которыми трудно справиться самостоятельно. Поэтому необходимо помочь маленькому человеку почувствовать себя более сильным перед представляющейся опасностью, научиться владеть собой.

Страх темноты и одиночества (Ф. Зимбардо) хорошо корректируется с помощью игры «Прогулка вслепую». Один ребенок закрывает глаза, а другой служит проводником. (Сюжет любой.)
Как правило, у каждого ребенка есть счастливые приметы и различные предметы, которые имеют значение амулета, талисмана. С целью усиления чувства защищенности и безопасности их нужно использовать, например любимой кукле можно отвести роль спасительницы, защитницы.
Куклотерапия

Данный метод основан на процессе идентификации ребенка с добрым, бесстрашным героем. Роль этого персонажа в спектакле может играть сам ребенок или кукла, которую он озвучивает. В сюжете обязательно должны быть вступление, кульминация — наивысшее напряжение, ситуации опасности для главного персонажа, развязка — победа главного героя. После завершения кукольного спектакля ребенок испытывает облегчение и, как правило, освобождается от мучительного страха.

Использование сказочных персонажей (Т.А. Шишова) опирается на коллективное бессознательное. Кукол можно изготавливать из старых перчаток, например зайчишку-трусишку, волка, лисичку и др. Получается своеобразный театр, в котором под видом репетиций возможно многократное повторение лечебных сюжетов.

Для преодоления страха сказочных персонажей дети лепят из пластилина «Сказочный город» и его героев. Например, Иван-царевич исполняется в трех вариантах: понурый, испуганный, грозный с мечом, гордый от победы. Змей Горыныч: свирепый и жалкий (маленького размера).

Для преодоления страха уколов, боли, врачей используется игра «Больница». Ребенку предлагают точно воспроизвести все врачебные процедуры, сыграть роли врача и больного. Повторное переживание страха в игре приводит к ослаблению его травмирующего воздействия.
Манипулирование предметом страха

Данная методика сходна с предыдущей тем, что ребенок получает материализованный в виде игрушки образ пугающего предмета, которым может манипулировать по своему усмотрению (управлять, усмирять, совершать агрессивные действия, уничтожить и др.).
Анатомирование страха

Смысл данного приема состоит в подробном объяснении, что представляет собой пугающий предмет, как устроен, из чего состоит и т.д. Некоторые авторы советуют использовать прием привыкания (десенсибилизации), который уменьшает чувствительность к пугающему объекту. К примеру, можно завести дома маленьких детенышей грызунов. В процессе наблюдения за ними, игры, заботы ребенок постепенно преодолевает боязнь мышей.

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностными отношениями ребенка и породившими их причинами. Объяснение «анатомии» пугающего объекта позволяет осознать ранее непонятные, опасные свойства, которые вызывали эмоцию страха. Так, освещая ночью темную комнату фонариком, можно показать ребенку, что кажущиеся страшными предметы (одежда на вешалках, очертания шкафа и др.) на самом деле известны и привычны днем.
Ненавязчиво объяснять природу страхов (Д. Бретт) помогают терапевтические истории, которые начинаются словами: «Жила-была девочка, похожая на тебя...». При этом ребенку необходимо положить под подушку волшебный фонарик, которого «боится» ночной страх.
Использование познавательных процессов (Ф. Зимбардо) помогает и в борьбе с другими страхами (например, страхом выступления перед сверстниками, большой аудиторией и т.п.).
РИСОВАНИЕ СТРАХА
Это наиболее популярная методика. Она полезна для коррекции разнообразных страхов, но прежде всего тех, которые порождаются воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снижает тревожные ожидания их реализации.

В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения. Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется. В последующих заданиях учитель (родители, другой доброжелательно настроенный человек) предлагает нарисовать так, чтобы было видно, что ребенок не боится. Отсутствие на рисунке изображения автора свидетельствует об исключительной интенсивности и возможном навязчивом характере страха, а изображение себя в активной роли — о преодолении этого состояния. Постепенно появляется вера в свои силы и возможности.
В процессе рисования большое значение отводится цветовому решению проблемы. Некоторые авторы настаивают на необходимости рисовать страх только черным цветом, который ассоциируется с ночью. Причем ребенка надо научить видеть в черном пространстве листа красоту, благородство, звезды, с которыми связаны легенды. В заключение полезно рисование по теме: «Чего я уже не боюсь».
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ СТРАХА

Как известно, «страшилки» различного содержания — один из видов своеобразного детского фольклора (Е. Соколова и др.). В них проявляется катарсическое реагирование на определенные эмоциональные трудности. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребенок самостоятельно моделирует эмоциональное преодоление своих страхов. Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты.
В коррекции страхов эффективна сказкотерапия — самостоятельная психотерапевтическая методика (Т. Зинкевич-Евстигнеева и коллеги).
Несомненно, в опыте психотерапевтической работы применяется и много других методов лечения этого серьезного эмоционального отклонения. В силу определенных причин некоторые из них используются редко. Среди них анималтерапия (дельфинотерапия) — система занятий с детьми посредством организации их общения с дельфинами.
Выбор коррекционных методов зависит от многих факторов, прежде всего от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Игра - спутник детства"

Консультация для педагогов и родителей "Игра - спутник детства"...

Консультация для педагогов и родителей ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Консультация для педагогов и родителей    ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ...

Консультация для педагогов и родителей «Игра, как средство воспитания дошкольника»

Игра является основным средством физического, духовного и умственного развития. Каждому педагогу необходимо помнить, что играть с детьми нужно, а иногда просто необходимо. Ведь игра, как естественная ...

Консультация для педагогов и родителей "Играют дети - играем вместе"

Даннй материал будет интересен и полезен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями....

Консультация для педагогов и родителей. " Игры с массажным мячом, как один из методов работы для развития мелкой моторики рук и речи детей с ДЦП."

В материале даются рекомендации по использованию массажного мяча  "Су-джок" в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...

Консультация для педагогов и родителей «Игра городки, правила игры в городки»

Консультация для педагогов и родителей  «Игра городки, правила игры в городки»...

Консультация для педагогов и родителей «Играем с детьми в русские народные игры»

Русские народные игры для детей, чем они хороши? Это включенность в процесс «здесь и сейчас», отвлечение от забот дня, отдых и развлечение. А так же  в игре хорошо развивается ф...