Доклад
материал (подготовительная группа)

Пилипук Екатерина Андреевна

Доклад на тему: "Создание ППС в группе старшего дошкольного возраста в технологии инклюзивного пространства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_vebinar_rayonnyy_1.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Районный онлайн-вебинар на тему:

" Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в технологии инклюзивного пространства".

        Добрый день, уважаемые коллеги! В своем выступлении я представлю опыт работы МКДОУ детский сад «Сказка» с.Леуши по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в технологии инклюзивного пространства. В нашем детском саду две группы комбинированной направленности и в общей сложности 13 детей с ОВЗ.

Закон «Об образовании в РФ» рассматривает инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Особую значимость, на наш взгляд, в вопросе инклюзивного образования имеют общие принципы дошкольного образования в соответствии со Стандартом, представленные на слайде:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из целей Стандарта является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Одним из требований к условиям реализации Программы на основании ФГОС ДО является развивающая предметно-пространственная среда. Которая также должна быть содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Данные критерии присущи и технологии инклюзивного пространства.

Программа нашего детского сада разработана на основе примерной программы «От рождения до школы» Н.Е.Веракса. В 2019 году вышла новая редакция «От рождения до школы», в которой появился новый термин «пространство детской реализации», который предполагает активность самого ребенка, где взрослый следует за ним, а также результативность этой активности, в качестве которой выступает какой-либо новый продукт. Любой ребенок и с условной нормой и с особыми образовательными потребностями, придя в детский сад, должен найти для себя что-то новое и интересное, что увлечет его и унесет в мир собственных открытий.

Пространство нашей группы разделено на  центры активности, представленные на слайде:

- центр дежурства;

- математический центр;

- центр исследовательской деятельности;

- центр природы;

- центр сенсорики;

- центр сюжетно-ролевых игр;

- центр строительства;

- патриотический центр;

- центр художественного творчества;

- театральный центр;

- книжный центр;

- центр шахмат;

- центр безопасности;

- центр двигательной активности;

- центр эмоций;

- уголок уединения.

В каждом центре в свободном доступе детям предлагается соответствующий материл для самостоятельной активности. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая обстановка детей была комфортной и эстетичной.

Для детей с ОВЗ особую значимость приобретает стабильность компонентов среды, это обеспечивает им ощущение надежности и защищенности. У всех детей среда, созданная с учетом этого принципа, вызывает чувство радости, обогащает новыми впечатлениями, знаниями.

В нашей группе имеются альбомы «Социальная история». Расположены они в центре эмоций. В данных альбомах представлены фотографии помещений детского сада, а также прогулочного участка. На этих фотографиях запечатлены дети с хорошим и радостным настроением с положительными эмоциями. Если, например, ребенок не хочет идти в музыкальный зал, он может взять соответствующий альбом и вспомнить как хорошо и весело ему было на праздниках, репитициях в музыкальном зале, с каким удовольствием на выступлении смотрели на него родители. Или же ребенок тяжело расстается с родителями, он всегда может взять альбом и посмотреть как интересно находиться в детском саду, как много друзей его тут ждут, он часть нашего коллектива и ему все рады.

Развитие коммуникативных возможностей имеет особую значимость для детей с ОВЗ. Игра создает условия для его неформального общения со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. В этом случае, большой популярностью пользуется центр сюжетно-ролевых игр, где дети с ОВЗ закрепляют полученные знания и опыт на занятиях с учителем-дефектологом, а дети с условной нормой обогащают свой игровой опыт. Также дети с ТНР во время игры имеют возможность коммуницировать с детьми с нормой речи, закреплять опыт занятий с учителем-логопедом.

Театральный центр предоставляет возможность детям с ОВЗ раскрепощаться, не бояться говорить и быть услышанными. Очень часто детей с нарушениями речи не берут выступать, для них в дальнейшем это является стрессом в обучении в школе, дети зажаты, стесняются выйти к доске, переживают. Подготовка к мини-спектаклям: кукольным, пальчиковым и т.д., разучивание знакомых стихотворений, реплик из сказок и т.д. тренируют все психические процессы детей. В наших планах организовать инклюзивный театр «Без границ» в детском саду с привлечением родителей и социальных партнеров.

Центр сенсорики очень насыщен в группе, а также дети дополнительно посещают сенсорную комнату в детском саду. Как известно, речь ребенка находится на кончиках пальцев. В центре представлено оборудование из различных материалов. Также размещены в данном центре игры на развитие зрительного восприятия, слухового восприятия.

Вообще, сенсорным развитием пропитано все пространство группы, это и центр экспериментирования, где ребенок может взаимодействовать с различными материалами, в этом же центре представлены алгоритмы проведения доступных в данный момент опытов. Центр природы, где ребенок также взаимодействует с природными объектами, определяет их свойства. Закрепляет представления об объектах. Дети с условной нормой в данных центрах обогащают свой опыт взаимодействия с объектами, выступают в роли наставников при проведении экспериментов. Уголок художественного творчества также имеет в наличии различные материалы для активности и создания нового продукта: пластилин, тесто, масса для лепки, краски, карандаши разного вида, мел и т.д. Математический центр наполнен играми и пособиями на развитие восприятия формы, величины, цвета, а также пространственно-временных отношений.

Центр безопасности включает себя закрепление навыков ПДД, пожарной безопасности, безопасности в быту. Данный центр равнозначный для всех детей группы. Также как и патриотический уголок, но в патриотическом уголке детям с ОВЗ предоставляется возможность закрепить знания о родном крае, о государственных символах и т.д. А дети с условной нормой могут обогатить свои запас знаний с помощью альбомов, энциклопедий и т.д.

Особое место занимает центр дежурства, где акцент ставится на формирование навыков самообслуживания детей с ОВЗ.

Важной составляющей в работе педагога – это укрепление и охрана здоровья воспитанников. Поэтому в центре двигательной активности представлены различные массажные дорожки, мячи, спорт инвентарь и т.д. Которые используется в режимных моментах.

У детей с ОВЗ наблюдается быстрая утомляемость, поэтому необходимы условия для снятия напряжения и релаксации. В нашей группе есть уголок уединения, где ребенок может отдохнуть, набраться сил, подумать, помечтать. Уголок расположен в спальне.

Цель инклюзивного образования не есть единая программа, не сдача какого-либо универсального экзамена детей с ОВЗ с нормотипичными детьми, а участие в процессе, обладая теми возможностями, которые есть у ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда содержит в себе огромный потенциал, который может быть реализован в технологии инклюзивного образования.

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами: Инклюзия – это не подведение к какому-то стандарту, а развитие способностей детей (в рамках возможностей детей) и поддержка. Разные возможности, но равные права, когда не подгоняют под стандарты, а следуют за интересами и возможностями ребенка.

Спасибо за внимание!

Список источников

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения 15.12.2020)

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384 [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 15.12.2020)

3. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой 2019год - Издание пятое (инновационное), испр.и доп.- М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - с336.

4. Дроздова, Л.Ю. Предметно-развивающая среда в технологиях инклюзивного пространства / Л.Ю.Дроздова [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/618100 (дата обращения 15.12.2020)

5. Волкова Т.В., Хенчель Т. Инклюзия как прогрессивная составляющая качества дошкольного образования (сравнительный анализ российской и немецкой практик) / Т.В.Волкова, Т.Хенчель //

Презентация прилагается

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...