Педагогический час "Портрет педагога раннего детства"
презентация
Особенности профессии воспитателя раннего детства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog_rannego_detstva.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический час.
Подготовила:
Мачинская Татьяна Васильевна
старший воспитатель МБДОУ ДС №1
Слайд 1. Педагог раннего детства: особенности профессии
Прежде чем обсуждать компетенции педагога, организующего процессы образования детей младенческого и раннего возраста, определимся с основными позициями в понимании сущности профессиональной деятельности, назначения и роли педагога.
Критерии | Педагог |
Миссия | Уход, присмотр, обучение, воспитание, развитие ребенка раннего возраста |
Приоритеты | Общение с детьми, совместная деятельность |
Средства | Формирование культурно-гигиенических навыков, способов поведения и деятельности (воспитание), динамических стереотипов (научение), создание условий для полноценного психофизического развития с учетом индивидуальных особенностей ребенка (развитие) |
Сильные стороны | Общий уровень подготовки, опыт работы, творческая направленность профессии, способность к саморазвитию |
Узкие места | Обновление кадров, неподготовленность педагогических кадров к условиям раннего возраста, специальные компетенции, зарегламентированность деятельности, высокая ответственность, здоровьезатратность |
Слайд 2. Схема профессионального портрета педагога
Профессиональный портрет педагога в группах по работе с детьми младенческого и раннего возраста сформирован авторами Программы по таким позициям, как миссия педагога, приоритеты в его деятельности, средства педагогической деятельности, сильные и слабые стороны в организации профессионального труда в современных условиях.
Понимание исходных профессиографических позиций позволяет нам раскрыть специфику профессиональной деятельности педагога дошкольного образования применительно к взаимодействию с детьми младенческого и раннего возраста.
Слайд 3. Специфические характеристики профессионально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО) распространяются на все компоненты профессиональной компетентности педагога:
- личность;
- компетенция и подготовленность: психолого-педагогические, методические знания, обусловленные целью, содержанием и технологией воспитания, обучения, развития детей младенческого и раннего возраста в ДОО;
- профессионально-педагогические умения, готовность: знания педагога реализуются в его практической деятельности, связаны с общепедагогическими умениями, навыками, а практические умения являются формой функционирования его теоретических знаний;
- психолого-педагогическая деятельность в целом: процесс общения и деятельности в ДОО носит преимущественно развивающий и воспитывающий характер, что сказывается на результатах образовательной практики.
Таким образом, педагогическая деятельность характеризуется спецификой содержания ее компонентов и особенностями взаимодействия между ними в целостной системе профессионального труда педагога.
Слайд 4. Основные детерминанты педагогической профессии: нормативное содержание труда (цель, средства, результат), личность и деятельность педагога, психотехнологии и педтехнологии взаимодействия субъектов в образовании, а также особенности объекта педагогического воздействия и субъекта познавательной деятельности (ребенка).
Слайд 5. В соответствии с требованиями профессионального стандарта и должностными обязанностями педагога воспитатель выполняет две видовые функции:
- Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (развивающая, воспитательная деятельности, общепедагогическая функция, обучение).
- Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования).
Суммируя приведенные сведения, определим, что воспитатель проводит образовательную деятельность с детьми в группе по реализации основной общеобразовательной программы организации.
Слайд 6. Профессиональное становление - динамический процесс формирования профессионально-педагогической компетентности как интегративного свойства личности профессионала, позволяющий быть эффективным в труде, добиваться продуктивных результатов и развиваться средствами профессии.
Слайд 7. Модель педагогического труда воспитателя позволяет нам выйти на диагностику значимых качеств и свойств педагога, а также простроить траекторию его профессионального саморазвития (А.А. Майер).
Выделение специфики представленных компонентов есть обоснование психолого-педагогических особенностей профессиональной компетентности педагога и его деятельности с детьми младенческого и раннего возраста.
Перечисленные ниже факторы обусловливают выделенные особенности:
- объективные требования к личности и деятельности специалиста в области дошкольного образования зафиксированы в государственных образовательных стандартах, аттестационных и квалификационных документах;
- экспериментальные исследования в области профессиограммы деятельности педагога дошкольного образования;
- существующие концепции подготовки педагога дошкольного образования в вузах страны и за рубежом;
- специфика профессионально-педагогической деятельности педагога дошкольного образования обусловлена частными методиками обучения и воспитания детей младенческого и раннего возраста, возрастными особенностями детей, целями и задачами образовательно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Модульное представление профессиональной компетентности педагога раннего детства (обобщенный вариант)
Стороны труда | Психологические модули для каждой стороны труда педагога | ||||
Объективно необходимые характеристики | Психол. хар-ки | ||||
Блоки профессиональной компетентности | Профессионально-педагогические умения. Компетентность | Профессиональные, психологические позиции, установки. | Профессионально-психологические особенности (качества), ПВК. | ||
Процесс труда | Деятельность | Профессиональные, педагогические, психологические знания. Компетенция | Постановка, решение педагогических задач: чему, кого, как учить. Использование психолого-педагогических знаний, передового педагогического опыта. | ||
Педагогическое общение | Коммуникативные умения оптимизации общения, создания условий для саморазвития ребенка. | ||||
Личность педагога | Умения, связанные с самовыражением, самореализацией, саморазвитием. | ||||
Результат | Обученность | Умения, связанные с оценкой и диагностикой результатов труда. | |||
Воспитанность | |||||
Развитость |
Слайд 8. Преобладание преимущественно воспитательных и развивающих целей диктует технологию построения и реализации воспитательно-образовательного процесса. При этом, как нигде, педагог стремится востребовать наличный опыт ребенка, максимально учесть его возрастные и индивидуальные особенности, способности, интересы. Более того, степень включенности педагога как личности в процесс взаимодействия с детьми, а не талантливого технолога, его способность свободно владеть предметом как средством воспитания, развития и обучения во многом определяют продуктивность педагогической деятельности.
В основных аспектах профессиональной деятельности (целеполагание, определение содержания, выбор методов и средств управления познавательной деятельностью дошкольников, проектирование организационной структуры, педагогическое взаимодействие, диагностика результатов) акцент делается на психологические особенности детей, педагогическую позицию и направленность педагога на сотрудничество.
Слайд 9. Анализ требований государственных образовательных стандартов к подготовке будущего педагога позволяет выделить следующие характеристики: важные психологические и личностные качества - эмпатия, эмоциональная устойчивость, коммуникативные, организаторские качества, профессиональная и предметно-образовательная направленность. При этом инвариантные требования и характеристики обогащаются специфическими чертами профессиональной деятельности. Так, повышенная эмоциональная напряженность, которая обусловлена погружением педагога в эмпатийную, личностно-ориентированную деятельность, требует от него развитых умений самоорганизации.
Слайд 10. Таким образом. Определяющее значение для успешности в профессии имеет мотивационно-ценностное и эмоционально-оценочное отношение педагога раннего детства к педагогической действительности (смыслы и ценности в процессе профессионализации) и его способность к саморазвитию.
Используемая литература:
Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет. Соответствует ФГОС ДО. Научный руководитель: Лыкова И.А. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...
Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."
Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ. Под ...
Журнал взаимодействия педагога (воспитателя) с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации при поступлении в детский сад.
Ранее детство-период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жиз...
Консультация для педагогов на тему: «Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста»
Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает пространство, самостоятельно входит в контакт с п...
Опыт работы Клуба педагогов раннего развития "Педагогический альманах"
В презентации отражается цель , форма и план работы Клуба . Представленный педагогами опыт своей педагогической деятельности....
Консультация для педагогов «Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС».
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области ...
- Мне нравится (1)