«Планирование деятельности воспитателя ДОУ, как средство целесообразной организации педагогического процесса"
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Для успешного включения подрастающего поколения в жизнь нашего общества необходимо целенаправленно воспитывать, обучать его, формировать необходимые качества и свойства личности каждого ребенка с самого раннего возраста. Роль воспитателя, зависимость от его качества работы, от уровня сформированности его профессиональных умений очень велика. Педагогический процесс всегда растянут на длительное время, требует множества связанных в единую систему педагогических воздействий. Это диктует необходимость его планирования. От того, как педагог построит свою модель будущего педагогического воздействия (план работы), во многом зависит его успех и успех проведения процесса обучения и воспитания.
Планирование - это целесообразная организация педагогического процесса, которая позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и облегчить контроль. Оно должно отвечать целому ряду принципиальных требований. В первую очередь, это - единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания воспитательных и общеобразовательных целей.
Планирование воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ будет эффективным, если соблюсти три главных условия:
объективная оценка уровня знаний воспитанников группы в момент планирования;
четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;
выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
Высокий уровень планирования позволит сделать учебно-воспитательный процесс более экономичным и эффективным дающим результаты во всех областях воспитательского процесса
Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В тоже время, методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями науки. Однако, на сегодня существует проблема низкой эффективности управленческих действий по повышению профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений. И объясняется это бессистемностью методических мероприятий, отсутствием обоснованного планирования, ограниченностью используемых форм, нет учёта конкретных интересов и потребностей воспитателя.
Выстроить систему методической работы как показывают исследования К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, И.А.Паршуковой можно только на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей. Для методиста всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта планирования и организации методической работы. При этом учитывается разносторонний характер её содержания и разнообразия форм подготовки кадров.
Итак, планирование – это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата.
Особенностью планированию как функции управления является то, что оно не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Основой для планирования служат результаты педагогического анализа, результаты планирования оказывают прямое влияние на функции организации и контроля.
Эффективная работа по совершенствованию планирования дает возможность совершенствовать весь педагогический процесс, а значит, и управлять им.
Процесс планирования состоит из множества отдельных действий. Проанализировав действия планирования, выделенные различными авторами, можно определить ряд основных действий педагогического планирования, т. е. определить технологию.
Она включает в себя следующие основные действия:
целеобразование;
подбор тематики воспитательно-образовательного воздействия;
подбор методов и приемов работы для решения поставленных целей и задач;
оперативная и адекватная оценка уровней усвоения выдвинутых педагогами целей и задач.
Необходимо отметить, что данные действия универсальны для любой педагогической деятельности и пренебрежение хотя бы одним из них или замена их последовательности ведет к снижению качества педагогического воздействия.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы - отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной форме. Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
чёткое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
План воспитательно-образовательной работы с детьми - документ, по которому работают два сменных воспитателя. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Он должен отвечать определенным требованиям:
основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются
знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса не забывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Поэтому так важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни.
Итак, система обучения планированию работы с детьми в дошкольном учреждении представляет собой целостную систему деятельности, направленную на обеспечение высокого качества реализации задач ДОУ.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы - отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
Следование единой системе планирования призвано обеспечить грамотную организацию педагогического процесса в целом и каждой из его сторон (физического, нравственного, умственного, трудового воспитания и др.), способствуя тем самым реализации принципа интеграции образовательных областей, комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, решению программных задач в совместной деятельности педагога и детей в режиме дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для воспитателей «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»
Термин «гендер» появился в трудах американского историка Д.Скотта(1991) Гендер по одним источникам – род, по другим – представление, презентация. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биоло...
Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста).
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, психолога, старших воспитателей, но постепенно все дети переводятся на общий ...
Отчет воспитателя об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, и создании условий для динамических изменений психологического развития детей.
отчет воспитателя для портфолио при аттестации...
Примерное комплексно- тематическое планирование (Модель организации педагогического процесса)
Примерное комплексно- тематическое планирование (Модель организации педагогического процесса) поможет воспитателю правильно и граммотно организовать работу с детьми. Данное планирование позволяет...
Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)
Данный материал разработан для педагогов, работающих с детьми, которые пришли впервые в детский сад или по рекомендации ПМПК перешли из одного детского сада в другой....
Практический семинар для воспитателей ДОУ Тема: «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
Цель семинара: Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педа...
Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса
Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от моме...