Буклет "Метафорические ассоциативные карты"
методическая разработка
В буклете вы можете ознакомится с историей МАК карт, какие колоды существуют, применение МАК в работе педагога и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.docx | 138.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможно использовать в образовательных областях «Речевое развитие» (рассказ историй по карте), «Познавательное развитие» (дидактический материал), «Социально-коммуникативное развитие» (проигрывание жизненных ситуаций), «Художественно-эстетическое развитие» (рисование с использованием карт).
Правила использования мак с детьми дошкольного возраста:
- МАК можно использовать в работе с детьми с 4-5 лет, когда ребёнок уже хорошо разговаривает и может рассказать о том, что он видит на карте.
- Чем меньше ребёнок, тем меньше карт должно быть в колоде (часть карт можно просто убрать).
- В работе с дошкольниками лучше использовать колоды с понятными для них изображениями.
- Абстрактные колоды с детьми дошкольниками не используются.
- Если ребёнок отказывается от игры с картами, то не заставляйте его!
Преимущества использования МАК в работе с детьми: первое это то, что карты воспринимаются ребёнком как игра и это снимает напряжение и тревожность, как правило дети с увлечением включается в рассматривание карт. Также использование карт даёт нам с вами дополнительную информацию о ребёнке и его окружении, что мы сможем в дальнейшем использовать для своей работы. С помощью карт можно развивать эмоциональный интеллект, творческое начало, познавательные процессы.
Литература для изучения:
- Ингерлейб М. Метафорические ассоциативные карты. Полный курс для практики. – СПб.: Питер, 2021 г.
- Толстая С.В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании. – М., 2019 г.
- Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. – Новосибирск, 2017 г.
Интернет ссылки:
- Дошкольный портал Чунского
района dou-chuna.ru – раздел «Методическая копилка».
- https://nsportal.ru/ziganshina-darya-minigalievna
- https://infourok.ru/user/ziganshina-darya-minigalievna
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 1 р.п. Чунский
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ.
Составитель: педагог-психолог
МДОБУ детский сад № 1 р.п. Чунский Зиганшина Д.М.
История
Создателем первой колоды О-карт был канадский художник Эли Раман.
Эли Раман долгое время занимался преподавательской деятельность и был увлечен карточными играми. Он создал колоду карт, на которых были нарисованы его живописные произведения.
Карты Эли Рамана сократили расстояние между зрителем и живописью, сделали ее доступной всем желающим.
Увидев карты немецкий психотерапевт и издатель Моритц Эгетмейер понял, что перед ним универсальный инструмент, создающий мостик от подсознания к сознанию человека, они и заставляли зрителя углубляться в подсознание и творчество.
Какие колоды МАК существуют:
В первую очередь карты делятся на несколько групп по целям их применения:
• универсальные – подходят почти под любой запрос (колода «OH» как раз относится к таким);
• специальные – для конкретных ситуаций (семейные, детские, для проработки страхов, мужские, женские, для беременных);
• портретные (архетипичные) – для изучения внутреннего мира, своего «Я», социальных ролей, масок, взаимодействи;
• ресурсные – для поиска вдохновения и сил, собственных ресурсов.
Цель работы с метафорическими картами для воспитателя:
- Развитие воображения
- Развитие творческого потенциала
- Решение трудных жизненных ситуаций
- Решение конфликтов в отношениях
- Нахождение подсказок – ресурсов для самопомощи
- Помощь в достижении целей
- Раскрытие ранее неизвестного (неосознаваемого) потенциала, возможностей.
А если вы примените МАК в работе с родителями, то вы:
• Сможете узнать истинные мотивы поведения родителя в тех или иных ситуациях;
• Сможете понять сами и помочь родителям осознать причины неудач в воспитании детей.
МАК легко и удобно использовать в групповой работе с родителями (родительские собрания, круглые столы, мастер-классы) тем самым обеспечивая психолого-педагогическую поддержку семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Возможно использование карт родителями для развития ребенка в семье.
В работе с детьми МАК пригодятся в следующих случаях:
- Знакомство и изучение эмоций и настроения;
- Экспресс диагностика эмоционального состояния ребенка и его коррекция;
- Беседы о хороших и плохих поступках;
- Беседы о поведении, профилактика конфликтных ситуаций между детьми;
- С помощью МАК можно выработать правила поведения в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога
Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ...
Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт
Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характера...
Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
Структура НОД.1. Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2. Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...
Метафорические ассоциативные карты в профилактике эмоционального выгорания педагогов
Метафорические ассоциативные карты в профилактике эмоционального выгорания педагогов...
Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста
В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста метафорические ассоциативные карты являются эффективным и незаменимым инструментом. На сегодняшний день с успехом используются целый ряд детских ко...
Самообразование «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»
Тема самообразования педагога-психолога Бавшенко В.О.: «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родит...
«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»
В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...