Работа с родителями
консультация

Капранова Марина Николаевна

Материалы по работе с родителями   в помощь воспитателю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов

«Как эффективно взаимодействовать с папами своих воспитанников»

«Ребенок – это отец мужчины» - так когда-то охарактеризовал детско-отцовские отношения английский поэт У. Вордсворт.

Итак, уважаемые педагоги для эффективного взаимодействия с папами своих воспитанников нужно:

  1. Рассказывайте папам об успехах их детей и о детсадовских проблемах, внушая, что без их активного участия проблемы решить просто невозможно.

2. Мужчинам всегда неприятно терять контроль над ситуацией, предоставьте папам возможность контролировать важные вопросы, связанные, например, с питанием детей, порядком организации для них развлекательных или спортивных мероприятий в детском саду.

3. Учитывайте, что основное отличие мужской психологии от женской – это различное отношение к соперничеству и к оценке своей конкурентоспособности.

4. В основе эффективных связей и деловых контактов мужчин была  и остается игра. Приятные с детства правила соревнования – это основа межличностных отношений. Установите в детском саду определенные важные для всех правила, подключив к выработке этих правил пап своих воспитанников.

5. Жизнь для отцов в большей степени, чем для матерей, - это конкуренция и борьба. Создайте для пап ваших воспитанников условия, в которых они бы это ощутили в полной мере.

Педагогам на заметку! Мужчины, у которых в детстве были проблемы во взаимоотношениях со своими отцами (отсутствие отца в связи с командировками, алкоголизм и др.), требуют особой психолого-педагогической поддержки для выработки воспитательной стратегии по отношению к ребенку. Здесь пригодятся и советы по воспитанию, и разъясняющие беседы, и шпаргалки на все случаи жизни. Помните, что у таких отцов отсутствует положительный семейный опыт, который позволяет опереться на детские воспоминания и поступить по  отношению к ребенку так, как поступал когда-то собственный отец.

Педагогам на заметку! Несмотря на то, что отцовство в сознании молодых мужчин представлено слабо, с ребенком дошкольного возраста у отца связано много жизненно важных потребностей. Отцу более, чем другим членам семьи, необходима информация о ребенке. Знания о своем ребенке, полученные от компетентного педагога, помогут молодому отцу укрепить отношения с ребенком.



Предварительный просмотр:

В.М. Минияров  выделил следующие  варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие им семь социально-психологических типа личности ребенка

Сочувствующий стиль

Ребенок предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоций.

Интровертированный тип личности ребенка

Чуткий, внимательный, правдивый, честный, вежливый, уравновешенный, спокойный, скромный, стеснительный, простодушный, прост в общении с людьми, терпелив, исполнителен, склонен к занятию физическим трудом, ответственен, самокритичен.

Попустительский стиль

Ребенку предоставлена бесконтрольная свобода действий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют только те, которые можно удовлетворить за счет  других людей. Обучая выполнению правил, требований родители действуют ситуативно, не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. В выборе форм поведения ребенок свободен, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Мыслительная деятельность ребенка связана в основном с поиском и ожиданием возможного получения удовольствия.

 Конформный тип

 Нечестен, хвастлив, хитер, изворотлив, отсутствует чуткость к людям, извлечение из всего личной выгоды, скуп, жаден, требователен только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевете, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство, недобросовестность.

Состязательный стиль

Родители ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может быть вознагражден как восторженными эпитетами, так и материально. Учат не сдавать завоеванных позиций. Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как должен он выглядеть в обществе. Моральные нормы лишь для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди людей и по возможности выгодно выделиться. Следят за интеллектуальным развитием детей, приучая к демонстрации своих интеллектуальных возможностей, к поиску момента их проявления, а не к глубоким размышлениям.

Доминирующий тип

 Самоуверенный, высокомерный, эгоистичный, преувеличивает свои возможности, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении двигательной активности.

Рассудительный стиль

Предоставляют ребенку полную свободу действий, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают  и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Они  считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения ровные  и спокойные во всем. Четко следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. Отсутствие наказания порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, преподносят интересные факты для осмысления их ребенком.

Сензитивный тип

Чувствительный, добросовестный, общительный. Свойственен самоконтроль, уверенность в себе. Имеет средние значение по качествам: сообразительность, склонность к риску, тревожность и низкие по качествам: возбуждение, доминирование, социальная смелость, напряженность.

Предупредительный стиль

Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Ребенок полностью лишен активной деятельности и является пассивным, постоянно развлекаемым родителями. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, наоборот испытывают чувство вины перед ребенком, если он капризничает. Безмерная любовь родителей к ребенку толкает их на самый изощренный путь бесконечного проявления любви и ласки. Господствуют вседозволенность и потакание, ребенку прощается все шалости.

Инфантильный тип

Несамостоятельный, неспособный к принятию решений, действует лишь по чьему-либо указанию, равнодушны и холодны, безразличны и безучастны к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощны, осторожны, сдержаны в действиях и словах, исполнительны при условии контроля, пассивны, безответственны, не уверены в своих силах, неорганизованны, недисциплинированны, безынициативны.

Контролирующий стиль

Родители представляют ограниченную свободу действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений. Часто наказывают за неправильное поведение, начиная с командно – приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретом на удовлетворение потребностей ребенка, считая, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать. Ласкают ребенка очень редко, в основном предъявляют к нему высокие требования. «Ребенок – мишень», на которого сыпятся все шишки.

Тревожный тип

Вспыльчив, подозрителен и осторожен во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливый, добросовестный, с заниженной самооценкой, стремиться оказать помощь товарищу. Защищает товарищей и своих близких. Сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.

Гармоничный стиль

Он является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.

От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.

     Поэтому в жизни каждого ребенка родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.    



Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов

«Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями»

1. При взаимодействии с родителями не допускать, чтобы преобладали отрицательные эмоции;

2. признать как минимум половину своей вины за возникновение конфликтной ситуации, а не перекладывать всю вину на родителей;

3. помнить, что стереотипы общения могут мешать как педагогу, так и родителям ( если папа -  «большой начальник», он и с педагогом может начать разговор как с подчиненным);

4. после конфликта дать возможность успокоиться себе и родителям;

5. не избегать общения после конфликта;

6. через некоторое время обсудить случившееся, разобрать причины эмоциональных реакций как родителей, так и педагогов;

7. выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметить общую стратегию, чтобы подобное не повторилось.

Необходимо также понимать, что в непростых жизненных ситуациях мы все можем стать «трудными» для окружающих нас людей.

Для того чтобы минимизировать проблемы во взаимодействии педагогов и родителей, необходимо учитывать следующее:

- Как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например из-за возрастных и половых различий;

- значимые различия в уровне образования могут стать барьерами во взаимодействии;

- как педагоги, так и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния;

- родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер;

- психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми, что может осложняться недостаточной гибкостью и недостаточной компетентностью в общении.

Рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей

1. Идет напролом, агрессивен, бесцеремонен и временами даже груб. Часто не видит и не слышит ни себя, ни собеседника. Взаимодействие рассматривает как игру-соревнование, боится оказаться неправым и, чтобы не проиграть, нападает первым.

Рекомендации: лично к вам агрессия не имеет отношения – он ведет себя так со всеми. Говорить необходимо кратко, ясно, спокойно, уверенно, так, чтобы чувствовалась ваша сила. Не говорите, что он не прав. Излагайте свою точку зрения как иную, отличную от его точки зрения. Оставляйте последнюю реплику за собой.

2. Склонен к скрытой агрессии, прямое нападение не характерно. Нападает исподтишка.

Рекомендации: никогда не пропускайте подобные нападки, тактично дайте понять, что заметили нападение. Например, можно спросить: «Что вы имеете в виду?» в открытом поединке проигрывает, поэтому помогите достойно выйти из положения, например при помощи шутки.

3. Как обиженный ребенок может неожиданно взорваться. Не в состоянии простить ни себе, ни другим потерю над ситуацией. Постоянно недоволен самим собой.

Рекомендации: дайте разрядиться, проявите сочувствие.

4. Всегда всем недоволен, не верит себе, ни другим и во всем разочарован.

Рекомендации: покажите, что вы понимаете проблему, это поможет такому родителю вернуть уважение к себе. Ему важно, чтобы его услышали и поняли. Переключите его энергию на поиск выхода из проблемы.

5. Все знает лучше других и не терпит компетентности других. Хочет управлять событиями, соперников буквально парализует острыми замечаниями и бестактностью.

Рекомендации: не воспринимайте его бестактность как личное оскорбление, он ведет себя так со всеми. Излагайте свою позицию в разговоре с ним: « может быть», «мне кажется». Используйте местоимения: «мы», «у нас». Этот подход поможет превратить родителя в союзника.

6. Сильно переживает по любому поводу и ни с кем не делиться своими переживаниями. Ощущает безысходность и заражает всех окружающих этим ощущением. Постоянно стремится к совершенству и не может его достичь.

Рекомендации: не критикуйте и не торопите. Эффективна позиция «Да, это все ужасно!». Эта позиция может развернуть такого родителя на 180 градусов. Найдите и подчеркните в оценках все то, что является полезным и конструктивным.

7. Очень хочет понравиться другим и пытается сделать это любой ценой. Готов делать все, что угодно, лишь бы понравиться, и, как правило, подводит в трудную минуту.

Рекомендации: необходима четкая договоренность:  что, где, когда. Подчеркните, что вам важна правдивость высказываний.

8. Находится в тени, не проявляет себя, боится ответственности. Не тщеславен, не стремится к самоутверждению.

Рекомендации: такого родителя во время разговора необходимо подбадривать шутками. Показать, что позиция «в тени» не только вредит самому родителю, но и может иметь отрицательные последствия для ребенка.

Литература: 1. Щепитина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород, 2000. С. 67.

2. Алексеева Е. Е. Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008. С.182.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...