Статья в сборник
статья

Галина Ивановна Валиулина

 Для аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности в дошкольном учреждении  разработаны требования к уровню квалификации педагогов, которые способствуют качественной реализации образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Е.В.Макеева., заведующий

                                                                                        Г.И.Валиулина., старший воспитатель

                                                                            МБДОУ № 5 «Колосок», г. Канск

Модель аттестации педагогов   на соответствие занимаемой должности: управление квалификациями и профессиональным ростом.

В современных условиях реформирования образования все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности педагогов дошкольных организаций. В соответствии с последними изменениями, внесенными в Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности является обязательной процедурой для всех работников образовательных организаций, ведущих педагогическую практику более 2лет.

Разработка требований к соответствию занимаемой должности, а также разработка инструментария  процедур, проведение оценки соответствия этим требованиям - это компетенция ОО.

Регламент  аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок» (далее–Регламент) разработан в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276.

Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности в нашем дошкольном учреждении проводится в целях подтверждения соответствия их занимаемой должности  на основе оценки профессиональной деятельности, для:

  • оценки уровня профессиональной квалификации педагогов;
  • повышения качества методической помощи педагогам на основе выявленных образовательных потребностей;
  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогов, их профессионального роста;
  • предоставление возможности распространения накопленного опыта на основе выявленных ресурсов педагогов;
  • обеспечение разработки индивидуальных траекторий профессионального роста педагогов;
  • формирования заказа на повышение квалификации.

В МБДОУ № 5 функционирует 9 групп из них 1 группа компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4 группы комбинированной направленности в которые интегрированы дети с различными нарушениями речи.  В связи с этим возникла потребность в педагогах с определенными компетенциями.

Квалификация педагогов МБДОУ № 5:

  • 86% педагогов имеют профильное педагогическое образование;
  • 33% имеют высшее педагогическое образование;
  • 45% педагогов с первой квалификационной категорией, 5% с высшей категорией;
  • 50% педагогов без квалификационных категорий.

К сожалению,  уровень квалификации  педагогов не позволяет качественно реализовать ООП ДО. Это выражается в том, что по результатам  контрольно -  оценочной деятельности, выявлено, что педагоги при выборе методов и приемов  не учитывают индивидуальные  возможности детей, особенности группы.

Поэтому основной управленческой задачей стало: разработка требований к уровню квалификации педагогов, которые будут способствовать качественной реализации образовательной программы.

Субъектами оценки  при аттестации на соответствие занимаемой должности являются:

  • педагоги ДОУ, предоставляющие информацию о своей квалификации и педагоги ДОУ собирающие, обрабатывающие и анализирующие информацию о квалификации педагога;
  • администрация ДОУ собирающая, обрабатывающая информацию в рамках контрольно-оценочной деятельности. Администрация  ДОУ формирует базу данных.

На основании распоряжения руководителя была создана рабочая группа,  для разработки Регламента на соответствие занимаемой должности и содержания оценки (критериев, показателей оценивания, инструмента, процедур). В состав рабочей группы вошли: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель высшей категории, два педагога с первой квалификационной категорией. Регламент,  критерии, показатели оценивания,  процедуры рассматривались и согласовывались на Педагогическом совете, были утверждены руководителем.

При разработки критериев за основу были взяты трудовые действия, которые необходимы для выполнения должностных инструкций педагога, а также трудовые действия для реализации ООП ДО с учетом специфики образовательной организации (уровня квалификации педагогов, наличием групп различной направленности: компенсирующей, комбинированных).

Фрагмент содержания оценки квалификации педагога на соответствие

занимаемой должности.

Трудовое действие

Критерии оценивания

Показатели (уровни проявления)

Планирование  образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и ООП.

Формулирует цели и задачи  при планировании образовательной работы.

а. формулирует без учета индивидуальных и возрастных особенностей группы.

б. формулирует с учетом мониторинга и возрастных особенностей группы.

в. формулирует с учетом индивидуальных особенностей группы.

Подбирает методы и приёмы при планировании образовательной работы.

а. подбирает без учета индивидуальных особенностей группы.

б. подбирает с учетом мониторинга и индивидуальных особенностей группы.

в. подбирает для развития инициативы и самостоятельности детей, используя различные источники.

Подбирает формы организации деятельности детей при планировании образовательной работы.

а. подбирает традиционные формы (рассказывание, показ и т.п.).

б. подбирает разнообразные формы (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные) с учётом индивидуальных  особенностей и рекомендаций узких специалистов.

в. подбирает инновационные формы (квесты, интегрированные занятия и т.д.), способствующие развитию инициативы и самостоятельности детей.

Реализация  образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и ООП.

Реализует поставленные цели и задачи  в образовательной работе.

а. реализует без учета индивидуальных и возрастных особенностей группы.

б. реализует с учетом мониторинга и возрастных особенностей группы.

в. реализует с учетом индивидуальных особенностей группы.

Использует запланированные методы и приёмы при реализации образовательной работы.

а. применяет без учета индивидуальных особенностей группы.

б. применяет с учетом мониторинга и индивидуальных особенностей группы.

в. применяет для развития инициативы и самостоятельности детей, используя различные

источники. Импровизирует  в соответствии с ситуацией.

Использует разнообразные  формы организации деятельности детей при реализации образовательной работы.

а. использует традиционные формы (рассказывание, показ и т.п.).

б. использует разнообразные формы(фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). С учетом индивидуальных особенностей группы и рекомендаций специалистов.

в. использует инновационные формы (квесты, интегрированные занятия и т.д.),  способствующие развитию инициативы и самостоятельности детей. Импровизирует  в соответствии с ситуацией.

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

Реализует педагогические рекомендации специалистов в совместной с педагогом деятельности.

а. не использует рекомендации специалистов при организации работы детьми с особыми образовательными потребностями.

б. использует рекомендации специалистов при организации работы детьми с особыми образовательными потребностями.

в. использует рекомендации специалистов при организации работы детьми с особыми образовательными потребностями, применяя оптимальное сочетание репродуктивных и проблемных заданий для коррекции индивидуальных нарушений.

Реализует педагогические рекомендации специалистов в самостоятельной деятельности.

а. не использует рекомендации специалистов при работе с детьми ОВЗ,  в самостоятельной деятельности детей (игровая, двигательная, продуктивная и др.)

б. использует рекомендации специалистов при работе с детьми ОВЗ,   в самостоятельной деятельности детей (игровая, двигательная, продуктивная и др.).

в. применяет рекомендации специалистов для коррекции индивидуальных нарушений детей с ОВЗ,  используя разнообразные виды самостоятельной деятельности.

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной. познавательно-исследовательской, игры, продуктивной: конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей.

а. до 50% проявлений.

б. от 50% до 70% проявлений.

в. от 70% проявлений.

Для оценки уровня компетенций педагогов была применена дескриптивная шкала оценивания.

Для определения уровня владения трудовым действием рабочей группой были определены показатели:

а. репродуктивный уровень (делает по образцу);

б. продуктивный уровень (способен делать в определенных ситуациях);

в. творческий уровень (импровизирует).

Результаты оценки квалификации педагога фиксируются в листе оценки.

Лист оценки квалификации педагога

Ф.И.О воспитателя_______________________________________________________________________________________________________________

Группа ______________________________________________________________________Период___________________________________________

Шкала оценивания показателей (+/-)

Трудовое действие

Критерии оценивания

Показатели (уровни проявления)

Процедуры

Тематический контроль

Фронтальный контроль

Просмотр НОД

Анализ показателей

оценки качества взаимодействия в системе «взрослый-дети» (Н.В. Тарасова)

дата

дата

дата

дата

дата

дата

Планирование  образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и ООП.

Формулирует цели и задачи  при планировании образовательной работы.

а. формулирует без учета индивидуальных и возрастных особенностей группы.

б. формулирует с учетом мониторинга и возрастных особенностей группы.

в. формулирует с учетом индивидуальных особенностей группы.

Подбирает методы и приёмы при планировании образовательной работы.

а. подбирает без учета индивидуальных особенностей группы.

б. подбирает с учетом мониторинга и индивидуальных особенностей группы.

в. подбирает для развития инициативы и самостоятельности детей, используя различные источники.

Подбирает формы организации деятельности детей при планировании образовательной работы.

а. подбирает традиционные формы (рассказывание, показ и т.п.).

б. подбирает разнообразные формы (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные) с учётом индивидуальных  особенностей и рекомендаций узких специалистов.

в. подбирает инновационные формы (квесты, интегрированные занятия и т.д.), способствующие развитию инициативы и самостоятельности детей.

Реализация  образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и ООП.

Реализует поставленные цели и задачи  в образовательной работе.

а. реализует без учета индивидуальных и возрастных особенностей группы.

б. реализует с учетом мониторинга и возрастных особенностей группы.

в. реализует с учетом индивидуальных особенностей группы.

Использует запланированные методы и приёмы при реализации образовательной работы.

а. применяет без учета индивидуальных особенностей группы.

б. применяет с учетом мониторинга и индивидуальных особенностей группы.

в. применяет для развития инициативы и самостоятельности детей, используя различные источники. Импровизирует  в соответствии с ситуацией.

Использует разнообразные  формы организации деятельности детей при реализации образовательной работы.

а. использует традиционные формы (рассказывание, показ и т.п.).

б. использует разнообразные формы (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). С учетом индивидуальных особенностей группы и рекомендаций специалистов.

в. использует инновационные формы (квесты, интегрированные занятия и т.д.),  способствующие развитию инициативы и самостоятельности детей. Импровизирует  в соответствии с ситуацией.

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

Реализует педагогические рекомендации специалистов в совместной с педагогом деятельности.

а. не использует рекомендации специалистов при организации работы детьми с особыми образовательными потребностями.

б. использует рекомендации специалистов при организации работы детьми с особыми образовательными потребностями.  

в. использует рекомендации специалистов при организации работы детьми с особыми образовательными потребностями,   применяя оптимальное сочетание репродуктивных и проблемных заданий для коррекции индивидуальных нарушений.

Реализует педагогические рекомендации специалистов в самостоятельной деятельности.

а. не использует рекомендации специалистов при работе с детьми ОВЗ,  в самостоятельной деятельности детей (игровая, двигательная, продуктивная и др.).

б. использует рекомендации специалистов при работе с детьми ОВЗ,   в  самостоятельной деятельности детей (игровая, двигательная, продуктивная и др.).

в. применяет рекомендации специалистов для коррекции индивидуальных нарушений детей с ОВЗ,  используя разнообразные виды самостоятельной деятельности.

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной. познавательно-исследовательской, игры, продуктивной: конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей.

а. до 50% проявлений.

б. от 50% до 70% проявлений.

в. от 70% проявлений.

Основанием для принятия решения о соответствии занимаемой должности является: проявления 50% действий на продуктивном и творческом уровнях  от общего количества проявлений в соответствии с Регламентом.

Для определения уровня квалификации педагогов в межаттестационный период организуются  с определенной периодичностью следующие процедуры:

  • в рамках контрольно-оценочной деятельности: тематический контроль (2 раза в год), фронтальный контроль (1раз в год);
  • просмотр НОД (2раза в год);
  • анализ показателей качества взаимодействия в системе «взрослый – дети» (показатели оценки качества взаимодействия в системе «взрослый – дети» оценивается по 14 направлениям, конкретизирующим пять образовательных областей Программы в соответствии с ФГОС ДО, и включает оценку развивающей предметно-пространственной среды в детском саду по Н.В. Тарасовой).

Экспертная группа, в состав которой входят педагоги разрабатывающие содержание оценки квалификации (критерии и показатели и т.д.), проводит оценку квалификации педагога.

Такой формат листа оценки уровня квалификации педагога позволяет определить уровень квалификации педагога, а также поможет выстроить индивидуальную  траекторию профессионального роста (от репродуктивного к творческому уровню).

Для подтверждения соответствия занимаемой должности педагогов ДОУ создается аттестационная комиссия на основании распоряжения руководителя (в состав которой могут входить члены экспертной группы).

 Если педагог демонстрирует большой процент  творческого уровня, аттестационная комиссия рекомендует подать заявление на прохождение аттестации на квалификационную категорию (первую, высшую). Если педагог демонстрирует ниже 50% проявлений творческого продуктивного уровня в протокол включаются  рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагога, о необходимости повышения его квалификации с учетом слабо представленных педагогических компетенций, выявленных при аттестации.

Решение комиссии выносится по  результатам  анализа представленных материалов:

  • анализ листов оценки квалификации педагогов (лист оценки квалификации представлен выше);
  • анализ портфолио педагога;

Показатели и критерии оценки портфолио воспитателя МБДОУ № 5

№ п/п

Название раздела

Требования к содержанию и рекомендации наполнения основных разделов портфолио

Критерии оценки портфолио

Представленные материалы соответствуют критериям.

Представленные материалы частично соответствуют критериям.

Представленные материалы не соответствуют критериям.

1.

Оглавление

Оглавление содержат информацию о целях портфолио, его структуре и особенностях; название разделов, перечень материалов, включенный в каждый из разделов.

2.

Общие сведения о педагогическом работнике

Ф.И.О; дата рождения; сведения об образовании; стаж работы (педагогический); имеющаяся квалификационная категория (указать дату присвоения, срок действия); повышение квалификации (за последние 3 года); контактный телефон и электронный адрес.

  • Эссе педагога.

3.

Копии документов

Этот раздел содержат копии следующих документов: диплом (ы) об образовании, диплом о переподготовке и дополнительном образовании; аттестационный лист;документы,свидетельствующие о государственных наградах и званиях; удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации.

4.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикации.

Документы, подтверждающие личные профессиональные достижения: дипломы, грамоты, благодарности, сертификаты.

5.

Активное участие в разных формах методической работы 

Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

конспекты (планы) занятий, праздников, развлечений, открытых мероприятий, проектов,  статьи и др.

Участие в методической работе на уровне дошкольного учреждения, муниципальном уровне (конференциях, семинарах, мастер-классов и т.п.).       

Изготовленные наглядные пособия, дидактические материалы и пр.

6.

Достижение  воспитанников

Включает сертификаты, дипломы, грамоты  об  участии воспитанников  в конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах.

7.

Отзывы о педагоге

Включает  в  себя  внешние  и  внутренние  отзывы,   благодарственные  письма,  анкеты родителей и т п.

8.

Динамика результатов педагогического мониторинга воспитанников  за 3 года

Аналитическая справка по результатам мониторинга.

  • анализ анкетирования родителей по изучению степени удовлетворенности родителями качеством полученного образования и условиями его получения в ДОУ.

Анкета для родителей

1.1                        1.

На сколько удовлетворены Вы отношением воспитателя к Вашему ребенку?

            0       1        2         3        4          5

                            полностью                                                         полностью

                                не удовлетворен                                                    удовлетворен 

2.

Считаете ли Вы созданные условия в группе комфортные для развития ребенка?

                            0       1        2         3        4     5       

                            полностью                                                         полностью

                          не удовлетворен                                                       удовлетворен

3.

 На сколько с удовольствием идет Ваш ребенок в детский сад, если в первую смену там работает этот педагог?

                         0       1        2         3        4          5

                            полностью                                                         полностью

                            не удовлетворен                                                       удовлетворен 

4.

Как Вы отметите степень осведомленности о развитии Вашего ребенка?

                            0       1        2         3        4          5

                            полностью                                                         полностью

                          не удовлетворен                                                       удовлетворен

5.

На сколько Вы удовлетворены психологическим климатом группы?

                            0       1        2         3        4          5

                            полностью                                                         полностью

                           не удовлетворен                                                       удовлетворен

6.

Оцените степень участия педагога в адаптационный период (Вашего ребенка)?

                            0       1        2         3        4          5

                            полностью                                                         полностью

                      не удовлетворен                                                       удовлетворен

7.

Назовите, пожалуйста, 2-3 положительные отличительные особенности Вашей группы, которые делают ее  привлекательной для родителей.

8.

                    Назовите, пожалуйста, 2-3 серьезные проблемы, которые следует решить в Вашей группе, чтобы

                    улучшить ее работу?

9.

Оцените работу воспитателя по пятибалльной системе

1                            0       1        2         3        4          5

Основанием для принятия решения о соответствии занимаемой должности является: проявления 50% действий на продуктивном и творческом уровне от общего количества проявлений в соответствии с Регламентом.

Управленческие решения по результатам проведенной оценки уровня квалификации педагогов:

  • разработка плана действий по повышению квалификации педагогов с учетом внутренних и внешних ресурсов;
  • определение возможности решения выявленных проблем за счет внутренних ресурсов ОО (наставничество, проведение мастер-классов, консультаций, семинаров и т.д.);
  • определение возможностей внешней среды (проведение семинаров на муниципальном уровне, планирование курсов ПК);
  • разработка индивидуальной траектории профессионального роста педагогов;
  • ротация кадров (перевод в другую возрастную группу, в группу компенсирующей  или комбинированной направленности, перевод на другую должность при наличии вакансий с согласия работника).

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение единства  в оценке уровня профессиональных компетенций педагогов;
  • повышение  качества  методической помощи педагогам на основе выявленных образовательных потребностей (на уровне ДОУ и муниципалитета);
  • предоставление возможности  распространения накопленного опыта на основе выявленных ресурсов педагогов (на уровне ДОУ и муниципалитета);
  • обеспечение разработки индивидуальных  траекторий профессионального роста педагогов;
  • формирование заказа на повышение квалификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

Ссылка на статью в сборнике Международной научно-практической конференции от 23-25 апреля 2012 года, г. Москва

Статья "Современные подходы к использованию информационных технологий в образовании", опубликованная в сборнике СМИ "НУМИ" материалов Международной научно-практической конференции "Инновационные проце...

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

Статья из сборника статей по материалам межвузовской практической конференции.Тема: «Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста"

Статья из сборника статей по материалам межвузовской практической конференции.Тема: «Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста"Выполнила:Чапайкина Наталья Владимировна...