Командообразование как эффективный метод управления процессом образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении
статья
в статье на конкретном примере рассмотрено внедрение командного менеджмента в практику учреждения. Командообразование является эффективным методом управления образовательным учреждением, способствует быстрому и лаконичному решению поставленной задачи, позволяет в достаточной мере реализовать деловой, творческий и креативный подходы к решению поставленной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sbornika_prostranstvo_detskogo_sada_luchshie_tehnologii_i_praktiki_do.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел сборника: Территория командной работы (опыт дошкольных образовательных организаций по повышению сплоченности, доверия друг другу, коммуникативной компетентности и эффективности взаимодействия)
Казакова Татьяна Сергеевна
заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное – детский
сад № 532
Командообразование как эффективный метод управления процессом образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация: в статье на конкретном примере рассмотрено внедрение командного менеджмента в практику учреждения. Командообразование является эффективным методом управления образовательным учреждением, способствует быстрому и лаконичному решению поставленной задачи, позволяет в достаточной мере реализовать деловой, творческий и креативный подходы к решению поставленной проблемы.
В обстановке стремительно изменяющейся социальной действительности, постоянных нововведений, развития инноваций, неблагоприятных эпидемиологических показателях, человек не всегда способен своевременно и правильно принимать информацию, осуществлять свою деятельность в изменившихся условиях. Руководитель детского сада первый, кто должен освоить нововведение и просветить сотрудников, мотивировать весь коллектив работать «в ногу со временем».
Как правило, руководитель придерживается традиционной линейной формы управления, не используя при этом эффективную форму «командной работы», способствующей управлению персоналом и ресурсами учреждения.
Для успешного развития учреждения необходим качественный подбор персонала, достаточный уровень профессиональной подготовки и квалификации сотрудников. В связи с необходимостью эффективного развития учреждения, нами было принято решение о внедрении командного менеджмента.
Команда – это группа единомышленников, сотрудничающих друг с другом для достижения намеченных общих целей [4]. Команда, как правило, заключается из нескольких специалистов, относящихся к различным сферам организационной деятельности и работающих совместно над решением тех или иных проблем[2]. В процессе своего формирования команда проходит эволюцию от рабочей группы, которая организовывается для выполнения того или иного вида деятельности, до команды высшего качества.
Педагогическая команда - это группа педагогов образовательного учреждения и других субъектов (родители, учащиеся, субъекты социума, социальные партнеры и т.д.), основанная для решения стратегических и тактических задач развития учреждения [1]. Команда занимает промежуточное место между рабочей группой и коллективом. Отличается от группы, тем, что команды - это вынужденно и специально создаваемые группы людей, входящих и не входящих в состав педагогического коллектива связанных кругом интересов и единый целевыми установками для реализации деятельности творческого характера педагогического содержания, как правило, стратегического уровня развития образовательного учреждения. По временным отрезкам команды существуют дольше, чем творческие группы, по деятельности наиболее продуктивны и мобильны.
Проанализируем на конкретном примере МБДОУ – детский сад № 532 технологию формирования командной работы.
В Екатеринбурге в сентябре 2020 года стартовала «VII Всероссийская ежегодная выставка образовательных организаций», организованная с целью выявления лучших образовательных организаций Российской Федерации.
Наш детский сад принял решение участвовать в выставке, выбрав проектное направление в формате открытой публичной выставочной интернет-площадки с применением Всероссийской интернет-площадки экспонирования.
Для разработки проекта выставочного стенда, администрацией детского сада был определен куратор проекта. Им стал один из педагогов ДОУ, владеющий, по мнению администрации, компетенциями организатора, перед ним встала задача - организовать результативную команду, способную разработать, осуществить и достойно презентовать свой проект.
Результативность работы команды в большей степени зависит от личных качеств ее членов и взаимоотношений между ними. Любой член команды должен быть расположен к демонстрации своих способностей и знаний для решения задач.
Первостепенной задачей перед куратором стала необходимость рассмотреть требования к претендентам. Во-первых, все члены команды должны обладать высоким уровнем компетентностей, включающим в себя ряд умений и навыков. Во-вторых, нужно определить способность работать в команде.
Оценив все необходимые требования к кандидатам, нами был определен численный и поименный состав команды. Получив рекомендации, командой и куратором устанавливаются сроки предоставления результатов каждого этапа.
Следующим этапом разработки проекта был «Мозговой штурм», обсуждение креативных идей. Теперь команде педагогов предстояло отдать предпочтение конкретным направлениям работы над проектом. Генерирование идей проходило весьма бурно, тяжело было прийти к единому мнению, предложенные идеи одним членом команды резко отклонялись, другие приветствовались.
Именно в этот период возникли конфликты интересов и идей. Мнения участников команды разнятся, в особенности деятельные участники стараются захватить внимание и внедрить свою идею, другие становятся обидчивы и не хотят принимать другое решение. Для решения сложившейся ситуации, куратору пришлось обращаться за помощью к педагогу-психологу. Педагог-психолог предложил каждому члену команды, подвергнуть анализу свою деятельность в рамках проекта, и ответить конкретно, что препятствует выполнению своей части работы, рефлексия педагогов показала, что некоторые педагоги недостаточно влились в проект по разным причинам (нет интереса, непринятие чужого решения). Непростой период для решения назначенных задач, но все же удается прийти к компромиссному решению благодаря рассудительному подходу куратора команды.
Важно провести команду через непростые этапы, как можно скорее преодолеть болезненные стадии и прийти к итоговому этапу. Куратор команды так же оценил свои ошибки, необходимо было уделить больше времени проблеме изучения личных мотивов, готовности педагогов работать в команде, руководствуясь совместным результатом.
С целью сближения команды куратор сообща с педагогом-психологом проводит ряд тренингов на умение договариваться, сплочение коллектива. По итогам проведенных мероприятий, было отмечено, что педагоги распределились по интересам, с желанием начали выполнять задания и куратору осталось уделить время контролю и самоконтролю.
Постепенно работа команды начала идти слаженно и перешла к следующему этапу, продуктивному – воплощение в жизнь идеи проекта. В команде наступило затишье, каждый увлечен своей деятельностью, процветает взаимовыручка и поддержка. В результате кропотливой работы мы получили потрясающий результат, наша выставочная площадка для экспонирования готова. Каждый из разделов максимально наполнен информацией и олицетворяет деятельность всего коллектива во заданному направлению.
Несомненно, данную работу не сможет выполнить один специалист, так как велик объем работы и важно ничего не упустить из виду, не создать типичный шаблон к которому все привыкли.
В результате проведенной работы, следует отметить, что инновационный метод командное управление достаточно эффективно был реализован на базе нашего учреждения, данный метод способствовал формированию команды в организации, позволил создать группу единомышленников и позволил нам в результате получить статус лауреата-победителя «VII Всероссийская ежегодная выставка образовательных организаций».
Использованная литература:
- Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. Москва. Финансы и статистика, 2002. -544 с.
- Википедия. [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Гертер Г. Работа в команде. Практические рекомендации для успеха в группе /Г. Гертер, К. Оттла: пер. с нем. - М.: Изд-во Гуманит. центр, 2006. - 192 с
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. https://glosum.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система экологического образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении
2014 год в России объявлен, годом экологической культуры.Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образоват...
ПРОГРАММА «Управление организационным поведением в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Ручеёк»№ 3 р. п. Варнавино
Актуальность программы определяется объективной необходимостью и важностью исследований, направленных на изучение проблемы, использование психологических методов управления, применяющихся в практике р...
«Управление и организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
В детском саду к физической культуре детей нужно приобщать постоянно,ежечастно, ежеминутно. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность,недостаток её неблагоприятен: ослабляется сер...
Интерактивные формы и методы работы с родителями руководителя физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детског...
Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) в муниципальном бюджетное дошкольном образовательном учреждении «Детский сад ...
Управление процессом развития профессиональных компетенций воспитателей дошкольной образовательной организации
Одной из основных проблем современного этапа развития российского дошкольного образования, от которой, в свою очередь, зависит и решение всех последующих, является формирование профессиональной компет...