Рабочая программа воспитания на 2021-2022 год.
рабочая программа
Целью Программы воспитания является формирование гармонично развитой высоконравстренной личности, разделяющей российские традтционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями , способной реализовать свой потенциал в условиях современого общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitaniya.docx | 362.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Пояснительная записка | 3 | |
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования | ||
1.1. | Цель и задачи Программы воспитания | 5 |
1.2. | Методологические основы и принципы построения Программы воспитания | 5 |
1.3. | Воспитательная среда дошкольной образовательной организации | 6 |
1.4. | Общие требования к личностным результатам выпускников образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования | 8 |
1.4.1. | Портрет выпускника образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне ДО | 8 |
1.4.2. | Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (3годам) | 11 |
Раздел 2. Содержание Программы воспитания ДОУ, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования | ||
2.1. | Содержание программы воспитания на основе формирования духовно- нравственных ценностей в дошкольном образовании. | 12 |
2.2. | Особенности реализации воспитательного процесса в образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования | 17 |
2.3. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы воспитания | 20 |
Раздел 3. Организационные условия реализации Программы воспитания | ||
3.1. | Общие требования к условиям реализации Программы воспитания ДОУ, осуществляющим образовательный процесс на уровне дошкольного образования | 22 |
3.2. | Кадровое обеспечение воспитательного процесса | 22 |
3.3. | Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы | 25 |
3.4. | Материально-техническое обеспечение реализации Программы | 26 |
3.5. | Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей | 27 |
3.6. | Примерный календарный план воспитательной работы | 28 |
Пояснительная записка
Рабочая Программа воспитания для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок» (далее – Программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО), к реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru.
ДОО руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа воспитания является структурным компонентом основной образовательной программы МБДОУ № 5 (далее – ДО). В связи с этим в структуру Программы воспитания включены три раздела – целевой, содержательный и организационный, предусмотрев в каждом из них обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на основе формирования ядра базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее будущее.
В процессе разработки и реализации рабочей Программы воспитания детей дошкольного возраста требуется знание и понимание современных факторов, оказывающих влияние на воспитание и личностное развитие ребенка; особенностей психологического развития ребенка в условиях всеобщей цифровизации; гибкость в вопросах оперативного внесения в программы изменений, предопределенных документами стратегического планирования Российской Федерации, развитием территорий и отраслей; готовность к взаимодействию, обратной связи и информационной открытости в отношении социальных партнеров ОО.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1.
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, его воспитание, обучение и развитие.
Реализация Программы основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса.
В основе процесса воспитания детей в ДОО лежит конституционные и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются, как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО
и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяются направлениями Программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в Программе воспитания отражены образовательные отношения сотрудничества образовательной организации (далее – ОО) с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они нашли свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программой, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.
В Программе воспитания используются следующие сокращения и определения:
| Дошкольное образование | ||
| Начальное общее образование | ||
ДОУ | Дошкольное образовательное учреждение | ||
ОО | Образовательная организация | ||
ООП ДО | Основная образовательная программа дошкольного образования |
________________________________________________
1 п.2 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования
1.1. Цель и задачи программы воспитания
Целью разработки и реализации Программы воспитания является формирование гармонично развитой высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.
Содержание воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
В соответствии с этим цель воспитания в ДОУ, осуществляющего образовательный процесс на уровне дошкольного образования – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Главной задачей является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного на основе базовых национальных ценностей (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности)
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным векторам воспитательной работы.
- Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Процесс освоения ценностных ориентаций может быть представлен как расширяющееся жизненное пространство, в котором личность строит определенную траекторию своего движения, сообразуясь с ценностями самопознания, самооценки и саморазвития, а также исходя из того, что целью современного воспитания является формирование людей, способных строить новый социум и жить в нем.
Концепция Программы воспитания основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи:
- развитие субъектности и личности ребенка в деятельности;
- личностно ориентированной педагогики сотрудничества;
- развитие личности ребенка в контексте сохранения его индивидуальности;
- духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержания воспитания;
- идея об онтологической (бытийной) детерминированности воспитания;
- идея о личностном смысле и ценности воспитания, о сущности детства как сензитивном периоде воспитания;
- теории об амплификации (обогащении) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания построена на основе ценностного подхода, предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей и опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма (гуманности). Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
Принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
Принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
Принцип интеграции образовательного процесса. Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности;
Принцип возрастносообразности. Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка;
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п;
Принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Принцип уклада. Содержание воспитательной работы определяется укладом образовательной организации: среда, общность, деятельность и события.
1.3. Воспитательная среда дошкольной образовательной организации
Конструирование воспитательной среды дошкольной образовательной организации строится на основе следующих элементов: социокультурный контекст, социокультурные ценности, уклад, воспитывающая среда, общность, деятельность и событие. Каждая из этих категорий обеспечивает целостность содержания и имеет свое наполнение для решения задач воспитания и становления личности ребенка.
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет, а также включает влияние, которое среда оказывает на его идеи и поведение.
Социокультурные ценности – это основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности. Социокультурные ценности являются определяющей структурно-содержательной основой программы воспитания.
Уклад – это система отношений в образовательной организации сложившаяся на основе нравственно-ценностных идеалов, традиций и характера организации различных воспитательных процессов. Уклад основан на социокультурном контексте; определяет смысл, стиль и характер взаимоотношений в ОО. Уклад всегда основывается на человеческой культуре, поэтому объединяет в себе устоявшийся порядок жизни, общественный договор, нормы и правила, традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность и систему ценностей дошкольного воспитания.
Воспитывающая среда – это совокупность окружающих ребенка социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его включению в современную культуру.
Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда строится по трем линиям:
- «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами;
- «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
- «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО. Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей:
- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности, для которой характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов.
Понятие общность основывается на социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как из основного источника своего развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.
Процесс воспитания детей дошкольного возраста связан с деятельностью разных видов общности (детских, детско-взрослых, профессионально-родительской, профессиональной).
Воспитательное событие – это единица воспитания, в которой активность взрослого приводит к накоплению ребенком собственного опыта переживания базовых ценностей.
Событием может быть не только организованное мероприятие, но и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела и совместно реализуемые проекты, и прочее.
1.4. Общие требования к личностным результатам выпускников образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности зарождается именно в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не будут заложены в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
1.4.1. Портрет выпускника образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне ДО.
Таблица 1
1.4.2. Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам)
Для достижения личностных результатов выпускника ДОУ (Таблица 1) к окончанию раннего возраста (достижение 3 лет) у ребенка должны быть сформированы следующие качества:
Таблица 2
Портрет ребенка раннего возраста | Планируемые результаты | |
Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким. | - имеет первоначальные представления о нормах, ограничениях и правилах, принятые в обществе; -проявляет эмоциональное отношение к семье; - проявляет интерес и желание участвовать в семейных праздниках и мероприятиях, организуемых в образовательной организации. | |
Доброжелательный по отношению к другим людям, эмоционально отзывчив, проявляющий понимание и сопереживание . | - способен понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо», что можно делать, а что нельзя в общении со взрослыми; - совместно взаимодействует с одним или несколькими детьми; - способен не мешать другим в играх и быту. | |
Способный к простейшим моральным оценкам и переживаниям. Способный осознать первичный «образ Я», осознавать себя представителем определенного пола. | -доброжелателен, проявляет сочувствие, доброту; -способен к самостоятельным активным действиям в общении вс взрослым; - проявляет независимость, позицию «Я сам!» | |
Обладающий элементарными представлениями об особенностях гигиены, самообслуживания | - выполняет действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложиться спать. - стремиться быть опрятным;
| |
Имеющий элементарные представления о труде взрослых. Способный к самостоятельности при совершении элементарных трудовых действий. | -поддерживает порядок в быту, после игр и т.д.; -выполняет элементарные трудовые поручения; стремится к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. |
Раздел 2. Содержание Программы воспитания ДОУ, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования
2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования духовно-нравственных ценностей в дошкольном образовании
Содержание Программы реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Планируемые результаты воспитания в соответствии с образовательными областями
Таблица 3
Образовательная область | Планируемые результаты воспитания | |
| - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. | |
Познавательное развитие | - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; -развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. | |
Речевое развитие | - владение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой. | |
Художественно-эстетическое развитие | - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. | |
Физическое развитие | - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
С целью согласования требований ФГОС ДО с концепцией Примерной программы, построенной на идее развития базовых направлений воспитания духовно-нравственных ценностей на уровне дошкольного образования, предлагается осуществление содержания воспитательного процесса в рамках нескольких взаимосвязанных модулей.
Модули Примерной программы воспитания ДОУ, осуществляющего образовательный процесс на уровне дошкольного образования
Таблица 4
| Общие задачи воспитания при реализации программ воспитания в ДОУ, соотнесенных с проектом Портрета выпускника ДОУ | Возможные виды и формы деятельности | |
Развитие основ нравственной культуры. | Формировать у ребенка: -нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности и заботы; -представления о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, честности, милосердия, прощении; -основные понятия нравственного самосознания – совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность; -нравственные качества: скромность, стыдливость, заботливое отношение к младшим и старшим; - умения строить отношения в группе на основе взаимоуважения и взаимопомощи, находить выход из конфликтных ситуаций, не обижать других, прощать обиды, заступаться за слабых, проявлять солидарность и толерантность к другим людям, преодолевать агрессию и гнев, сохранять душевно спокойствие; -формы нравственного поведения, опираясь на примеры нравственного поведения исторических личностей, литературных героев, в повседневной жизни; -умения оценивать свои поступки в соответствии с этическими нормами, различать хорошие и плохие поступки; - умения признаться в плохом поступке и проанализировать его; -способность брать ответственность за свое поведение, контролировать свое поведение по отношению к другим людям; -способность выражать свои мысли и взгляды, а также возможность влиять на ситуацию; -способность участвовать в различных вида совместной деятельности и принятии решений; - | виды и формы деятельности реализуются на основе последовательных циклов, которые при необходимости могут повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз. Последовательность циклов может изменяться. Например, цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности. Каждый педагог разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены смысл и действия взрослых, а также смысл и действия детей в каждой из форм. В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику, на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении. | |
| Формировать у ребенка: -представление о семье, роде, семейных обязанностях, семейных традициях; - уважение к свой семье, фамилии, роду; -представление о материнстве, отцовстве, о ролевых позициях в семье; - чувства уважения к собственной семье, к семейным традициям, праздникам, к семейным обязанностям; -терпимое отношение к людям, участвующим в воспитании ребенка; -умения достигать баланс между стремлениями к личной свободе и уважением близких людей, воспитывать в себе сильные стороны характера, осознавать свои ценности, устанавливать приоритеты; -навыки конструктивного общения и ролевого поведения; -интерес к биографии и истории семьи других детей. | ||
Формирование основ межэтнического взаимодействия (Воспитание уважения к людям других национальностей). | Формировать у ребенка: -умение воспринимать собственные взгляды как одну из многих различных точек зрения; - представления о народах России, об их общей исторической судьбе; -интерес к разным культурам, традициям и образу жизни других людей; -уважение к культурным и языковым различиям; -умение узнавать и бороться с дискриминацией, ксенофобией или расизмом; -сознательность и умение бороться с более слабыми формами дискриминации или оскорблениями, например, неуважение, частично неосознанное игнорирование или обобщение с социальными маргинальными группами, языковыми и этническими меньшинствами; -умение уважать непохожесть других людей, даже если дети до конца не понимают ее; -способы взаимодействия с представителями разных культур. | ||
Формирование основ экологической культуры (Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | Формировать у ребенка: -интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; -чуткое, бережное и гуманное отношение ко всем живым существам и природным ресурсам; -умение оценивать возможность собственного вклада в защиту окружающей среды и бережного обращения с ресурсами; -начальные знания об охране природы; -первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; -представления об особенностях здорового образа жизни. | ||
Формирование основ социокультурных ценностей (Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях). | Формировать у ребенка: -представления о душевной и физической красоте человека; -эстетические вкусы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, труда и творчества; -интерес к произведениям искусства, литературы, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; -интерес к занятиям художественным творчеством и желание заниматься творческой деятельностью; -бережное отношение к фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям, сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную значимость, уникальных в историко-культурном отношении; -интерес к народным промыслам и желание заниматься техниками, используемыми в народных промыслах; -способность с уважением и интересом относится к другим культурам; -отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. | ||
Воспитание культуры труда (воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду) | Формировать у ребенка: -уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников; -начальные представления об основных профессиях, о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; - первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектов; -умения соблюдать порядок в процессе игровой, трудовой, продуктивной и других видах деятельности; -бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей; -отрицательное отношение к лени и небрежности в различных видах деятельности, небережливому отношению к результатам труда людей. | ||
Формирование основ гражданской идентичности | Формировать у ребенка: -представления о символах государства – Флаге, Гербе Российской Федерации, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация; -элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; -высшие нравственные чувства: патриотизм, гражданственность, уважение к правам и обязанностям человека; -интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; -уважительное отношение к русскому языку как государственному, а также языку межнационального общения; -стремление и желание участвовать в делах группы; -уважение к защитникам Родины; -представления о героях России и важнейших событиях истории России и ее народов; -интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, в котором находится образовательная организация. |
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования
В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Воспитание осуществляется на основе интериоризации (способности оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения) ценностей и смыслов, путем их усвоения, а также путем проявления инициативы детей, связанной с реализацией этих ценностей.
Основой организации воспитательного процесса в дошкольном возрасте и его психологического обеспечения являются представления об особенностях конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного детства. Результаты достижения по целевым ориентирам программы воспитания не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются основой для самодиагностики педагогической деятельности в ОО.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок» включает в себя общеразвивающие группы и группы комбинированной и компенсирующей направленности детей с ОВЗ (ТНР и ЗПР).
Основной целью педагогической работы ДОУ является создание благоприятной образовательной среды для всестороннего формирования личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей в условиях системных обновлений дошкольного образования, подготовки к жизни в обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.)
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.
В реализации воспитательного потенциала образовательной деятельности педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников:
- установление доверительных отношений между педагогом и воспитанниками, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение дошкольников соблюдать в детском саду общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (дошкольниками), принципы дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания дошкольников к лексической теме, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания детьми своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания обучения через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения с воспитанниками;
- применение на занятии интерактивных форм работы с детьми: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию дошкольников; дискуссий, которые дают дошкольникам возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат дошкольников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в занятия игровых ситуаций, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время жизнедеятельности в ДОУ;
- организация шефства над другими детьми, дающего дошкольникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности дошкольников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.
Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют (одна величина, изменяясь, меняет другую величину) с портретом выпускника образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Целевые ориентиры являются основными направляющими векторами для разработчиков Программы воспитания.
Воспитательный процесс в ДОУ№ 5 организуется в развивающей предметно-пространственной среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем ее составляющим, умели самостоятельно действовать в ней, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием. Окружающая ребенка РППС ДОУ, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир дошкольника, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского сада. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с развивающей предметно пространственной средой как:
-оформление интерьера дошкольных помещений (групп, спален, коридоров, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;
- размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций;
- озеленение территории дошкольного учреждения, разбивка клумб, посадка деревьев, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий, разделяющих свободное пространство ДОУ на зоны активного и тихого отдыха;
- регулярная организация и проведение конкурсов, творческих проектов по благоустройству различных участков территории дошкольного учреждения ;
- акцентирование внимания дошкольников посредством элементов РППС (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского сада, его традициях, правилах.
Одним из приоритетных направлений в воспитательном процессе МБДОУ № 5 является нравственно-патриотическое и физическое воспитание и развитие дошкольников.
Нравственно-этическое воспитание - это усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Воспитательно-образовательная работа по патриотическому воспитанию направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; на привитие любви к Отечеству, родному краю, родному городу, своему детскому саду, своей семье; на воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.
Успех этих направлений зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим в течение дня, недели, определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной деятельности, организация дополнительного образования.
Большое внимание в воспитании детей уделяется трудовой деятельности (труду), как части нравственного становления. Деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.
Экологическое воспитание в детском саду подразумевает воспитание осознанно-правильного отношения к явлениям, к объектам живой и неживой природы. Такое отношение к природе формируется у ребенка в ходе систематических занятий с использованием различных методов и приемов, а также современных педагогических технологий, таких как технология проектной деятельности, технология проблемного обучения, квест-технология, ИКТ.
Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности, решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Однако сама по себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
В перечне особенностей организации воспитательного процесса в образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования, выступающих в качестве факторов, признаков, характеристик, определяющих содержание основной образовательной программы воспитания, отображаются:
- региональные и территориальные особенности социокультурного окружения ДОУ;
- воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует ДОУ;
- существенные отличия ДОУ от других образовательных организаций по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;
- особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами ДОУ;
- наличие достижения выраженных эффектов воспитательной работы;
- особенности ДОУ, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы воспитания
С учетом особенностей социокультурной сферы современного детства в основной образовательной программе ДОУ отражается сотрудничество учреждения с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для детского сада важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, занятия по дополнительному образованию.
Педагоги применяют средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), публикуют информацию в групповых чатах и на сайте ДОУ, привлекают родителей к участию в проведении праздников, развлечений, экскурсий, групповых дискуссий, мастер-классов. Экскурсии, (совместно с родителями) помогают дошкольнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. В рамках взаимодействия с семьёй в ДОУ, одной из эффективных форм поддержки являются консультационные встречи со специалистами (работа консультационного пункта). В ходе встреч обсуждаются вопросы, касающиеся различных сторон воспитания и развития детей. Периодичность встреч и тематика определяется запросом и потребностями родителей. Для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения проводятся исследования в сообществе детей и родителей (экспресс-методики, анкеты, тесты, опросники).
Основные социальные институты, взаимодействующие с МБДОУ № 5.
Таблица 5
№ п/п | Учреждение | Предмет договора |
1. | «Городской Дом Культуры г. Канска» (Филиал ДК «Строитель» | Организация совместной деятельности, досуга воспитанников с целью их физического, духовного и нравственного развития, формирования активной жизненной позиции, гражданского сознания, основ здорового образа жизни. |
2. | Центральная библиотечная система г. Канска» Библиотека - филиал № 3 | Организация и проведение информационных часов, совместных мероприятий. |
3. | Краеведческий музей | Формирование представлений о процессе развития цивилизации; Знакомство с историей государства; -Знакомство с историей города. |
4. | СЮН | Реализация педагогом СЮН дополнительной общеобразовательной программы эколого – биологической направленности. |
5. | МКОУ ЦДиК | Психолого-педагогическая и социальная помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации. |
6. | МБОУСОШ № 11 | Совместная деятельность по обеспечению преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям обучения в школе и учебной деятельности. |
Разработан план взаимодействия ДОУ с различными учреждениями с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности.
Работа с родителями/законными представителями детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОУ.
Виды и формы деятельности, которые используются в деятельности ДОУ. Групповые формы работы:
- родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей;
- родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем воспитания детей дошкольного возраста;
- взаимодействие в социальных сетях: родительские чаты, интернет-сайт ДОУ, посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания; консультации психологов и педагогов.
Индивидуальные формы работы:
- работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием ребенка;
- участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) c целью координации воспитательных усилий педагогического коллектива и семьи.
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания
3.1 Общие требования к условиям реализации Программы воспитания ДОУ, осуществляющим образовательный процесс на уровне дошкольного образования
Программа воспитания ДОУ обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
- создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в нем готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для детского сада воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования;
- обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно-пространственной среды;
- оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
- уровень материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
- учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка;
- создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников;
- системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
На уровне локальных актов ДОУ в случае необходимости предусмотрено психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение воспитательной работы, в том числе, профилактика раннего выявления семей «группы риска».
3.2. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как:
- постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности;
-создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками;
- применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса;
- обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания;
- использование необходимых приемов стимулирования активности обучающихся;
- установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.
Воспитательная деятельность педагога проявляется, прежде всего, в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой). Содержание, формы и методы воспитательной деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. О ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность обучающихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы дошкольников. Однако основной продукт воспитательной деятельности всегда носит психологический характер. Деятельность педагога-психолога, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда воспитательная деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия. Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия является взаимосвязь всех педагогов ДОУ направленная на развитие личности ребенка, социального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой.
При организации воспитательных отношений необходимо использовать потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включать обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям, деятельность, направленную на:
- формирование у детей гражданственности и патриотизма;
- опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- приобщение к системе культурных ценностей;
- готовности к осознанному выбору профессии;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетическое отношение к окружающему миру;
- потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной культуры, активной жизненной позиции.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка.
Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе ее проектирования и организации.
Таблица 6
| Функционал, связанный с организацией и реализацией воспитательного процесса | |
Заведующий дошкольным учреждением | - управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ; - создает условия, позволяющие педагогическому составу реализовать воспитательную деятельность; - проводит анализ итогов воспитательной деятельности в ДОУ за учебный год; - планирует воспитательную деятельность | |
Старший воспитатель | - формирование мотивации педагогов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов; - информирование о наличии возможностей для участия педагогов в воспитательной деятельности; - наполнение сайта ДОУ информацией о воспитательной деятельности; - организация повышения психолого-педагогической квалификации воспитателей; - организационно-координационная работа при проведении воспитательных мероприятий внутри детского сада; - участие обучающихся в конкурсах различной направленности; -организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности педагогических инициатив; - создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры; - развитие сотрудничества с социальными партнерами; | |
Педагог-психолог | - обеспечивает занятие обучающихся; - формирование у обучающихся активной гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОУ; – организация работы по формированию общей культуры будущего школьника; – внедрение в практику воспитательной деятельности научных достижений, новых технологий образовательного процесса; | |
Воспитатель Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Учитель-логопед Учитель-дефектолог | -обеспечивает занятие обучающихся творчеством, физической культурой; - формирование у обучающихся активной гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций ДОУ; – организация работы по формированию общей культуры будущего школьника; - внедрение здорового образа жизни; – внедрение в практику воспитательной деятельности научных достижений, новых технологий образовательного процесса; –организация участия обучающихся в мероприятиях, проводимых городскими и другими структурами в рамках воспитательной деятельности; | |
Младший воспитатель | - совместно с воспитателем обеспечивает занятие обучающихся творчеством, трудовой деятельностью; - участвует в организации работы по формированию общей культуры будущего школьника; |
3.3. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы
Реализации Программы воспитания в ДОУ включает:
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО);
- Основные локальные акты:
- Основная образовательная программа дошкольного образования;
- План работы на 2021-2022 учебный год
- Календарный учебный график;
- Рабочая Программа воспитания в ДОУ;
- Парциальная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город Канск»;
- Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности в ДОУ;
- Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в ДОУ). Подробное описание представлено на сайта ДОУ в разделе «Образование» и «Документация»
3.4. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение и оснащенность ДОУ предназначены для обеспечения эффективного наполнения воспитательного процесса. Сегодня качество дошкольного образования – приоритетное направление образовательной политики государства. Федеральный образовательный стандарт, вступивший в силу в 2014 году, регламентирует условия реализации образовательной программы и обеспечивает социальное развитие каждого ребенка в различных сферах. В нем также отражены вопросы морального и нравственного благополучия ребенка. С каждым годом в перечень требований к оснащению ДОУ вносятся поправки и изменения, регулярно обновляется и содержание материально-технического оснащения. Однако база этих требований остается постоянной и содержит:
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- требования пожарной безопасности;
- перечень средств воспитания и обучения в зависимости от возраста и особенностей развития детей;
- рекомендации по оснащенности помещений и различных зон детского сада;
- требования к методическому обеспечению, а также к оборудованию дошкольного учреждения.
Цель этих требований – оптимизировать процесс воспитания и обучения. Они направлены на:
- обеспечение безопасных условий для воспитанников;
- стимулирование творческого развития;
- обеспечение индивидуального подхода в воспитании каждого ребенка с целью вывить таланты ребенка.
Воспитательные процессы направлены на подготовку к школе и реализуются с соблюдением прав ребенка и персонала.
Виды деятельности (игра, общение, познавательная деятельность), через которые реализуются задачи образовательной программы, зависят от возраста детей и их индивидуальных особенностей
Наполнение развивающей предметно-пространственной среды соответствует стандартам и отвечает всем требованиям безопасности. Материально-техническая база ДОУ – это важное звено в цепи обеспечения высокого качества образования. Каждая из составляющих ее частей оказывает непосредственное влияние на развитие ребенка.
Если оснащение детского сада соответствует требованиям ФГОС ДО, процесс воспитания будет максимально продуктивным и эффективным.
Таблица7
Наименование | Основные требования | |
Группа |
| |
Участок детского сада | Участки для прогулок, прогулочные веранды, спортивный участок, ограждение. Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений. | |
Спортивный/музыкальный зал Кабинеты специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, Педагог-психолог) | Требования к оснащению и оборудованию кабинетов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского, методического) и залов (музыкального, физкультурного) включают соответствие принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечение разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста; | |
ТСО, ИКТ | Требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования включают общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. |
3.5. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей
В дошкольном возрасте воспитание, образование и развитие - это единый процесс.
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада ДОО инклюзивное образование – это идеальная норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОУ.
На уровне воспитывающей среды в ДОУ: развивающая предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОУ обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развивается на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными принципами реализации программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:
- принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- принцип построения воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- принцип формирования и поддержки инициативы детей в различных видах детской деятельности;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
- формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими, в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
- расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ.
3.6. Примерный календарный план воспитательной работы
План воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам:
– погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.);
– разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
– организация события, в котором воплощается смысл ценности.
Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.
На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2021 -2022 учебный год по реализации НРК
- Раздел программы «Я и моя семья»
с 1 октября по 31 октября - 3 занятия
Старшая группа | Подготовительная группа |
Понятие - семья | |
1. Семья – что это такое? (рассказ воспитателя) |
(диалог воспитателя и детей) |
Традиции | |
2. Выходной день в моей семье. (диалог воспитателя и детей) | 2.Традиции нашей семьи (диалог воспитателя и детей) |
Родословная | |
3. Моя родословная. (составление генеалогического древа с родителями и детьми) | 3. Генеалогическое древо семьи (составление генеалогического древа с родителями и детьми) |
- Раздел программы «Родной город: достопримечательности и окрестности»
с 1 ноября по 30 ноября – 4 занятия
Старшая группа | Подготовительная группа |
Мой микрорайон | |
1. Район, в котором я живу (диалог детей и воспитателя) | 1. Я люблю район, в котором я живу (рассказы детей) |
Церкви и часовни г. Канска | |
2. Свято Троицкий собор (рассматривание альбомов и картинок, презентация) | 2. Церкви и часовни г. Канска (Свято Троицкий собор, Храм святых Апостолов Петра и Павла, часовня) |
Исторические памятники | |
4. Усадьба Гадаловых в прошлом и в настоящем (рассказ воспитателя) | 4. Площадь Коростелева (рассказ воспитателя) |
Канский краеведческий музей | |
5.Канский краеведческий музей (беседа, презентация) | 5.Встреча с работниками краеведческого музея |
- Раздел программы «Природа города Канска и Канского района»
с 3 декабря по 24 декабря – 5 занятий
Старшая группа | Подготовительная группа |
Животный мир | |
1. Животный мир наших окрестностей (рассматривание альбомов) | 1. Животные наших лесов (просмотр презентации) |
Растительный мир | |
2. Лес Канска и Канского района (рассказ воспитателя, художественное творчество) | 2. Прогулка по лесным массивам (рассказ детей, художественное творчество) |
Лекарственные растения | |
3. Эти полезные растения (рассматривание альбомов, оформление гербария) | 3. Аптека на огороде (рассматривание альбомов, презентация ) |
Охрана природы | |
5. Городской сосновый бор (рассказ воспитателя) | 5. Красная книга Красноярского края (рассказ воспитателя, просмотр видеофильма) |
4. Раздел программы «История города: события и люди»
с 16 января по 28 февраля (7 занятий)
Старшая группа | Подготовительная группа |
Канский острог | |
1. История возникновения города (рассказ воспитателя, просмотр видеофильма) | 1. От острога до города (рассказ воспитателя, просмотр видеофильма) |
Первые поселенцы | |
2. Понятие сибиряк (рассказ воспитателя) | 2. Казаки – основатели острога (рассказ воспитателя) |
Символика города | |
3. О флаге и гербе города Канска (художественное творчество) | 3.История флага и герба города (рассказ воспитателя) |
Известные люди города Канска | |
4. Почему центральная площадь города названа именем Коростелева (рассказ воспитателя) | 4. Герои гражданской войны (рассказ воспитателя) |
Война | |
5. ВОВ в истории города (рассказ воспитателя) | 5. Всё для фронта, всё для победы (рассказ воспитателя, просмотр презентации) |
Герои – земляки | |
6. Шабалин Владимир Андреевич – разведчик; Ушаков Василий Константинович – гвардий старшина; (рассказ воспитателя, презентация) | 6. Котляр Леонтий Захарович – генерал полковник; Анеля Кживонь – стрелок в роте автоматчиков (рассказ воспитателя, презентация) |
Канск послевоенный | |
7. Становление города после ВОВ (ХБК- первенец Сибири) | 7. Становление города в послевоенные годы (развитие промышленности) |
5. Раздел программы «Особенности жизни горожан: профессии, традиции, забавы»
с 6 марта по 31 марта – 4 занятия
Старшая группа | Подготовительная группа |
Профессии горожан | |
1. Кем работают мои родители? (диалог воспитателя и детей) | 1. Где работают мои родители? (диалог воспитателя и детей) |
Традиции города Канска | |
2. День города (беседа с детьми, художественное творчество) | 2.Празднование Дня Победы (беседа с детьми, ручной труд) |
Забавы города Канска | |
3. Масленица (праздник на участке детского сада) | 3.Масленица на центральной площади города (презентация) |
Таланты города Канска | |
4. Творческие коллективы города (рассказ воспитателя) | 4. Фестиваль «Серебристый дождик» (рассказ воспитателя) |
6. Раздел программы «Культура, искусство, спорт»
с 3 апреля по 30 апреля – 4 занятия
Старшая группа | Подготовительная группа |
Живопись | |
1. Художественная школа города Канска (рассказ воспитателя) | 1. Художники города Канска (рассказ воспитателя) |
Культура | |
2. Канский драматический театр (беседа воспитателя с детьми) | 2. Актёры нашего города (беседа воспитателя с детьми) |
Спорт | |
3. Спортивные учреждения города (диалог воспитателя с детьми) | 3. Известные спортсмены города (диалог воспитателя с детьми) |
Поэзия, художественной литература | |
4.Знакомство с библиотекой (Экскурсия в библиотеку) | 4. Литературная гостиная (известные поэты и писатели города) (рассказ воспитателя) |
Календарно - тематическое планирование
на 2021 – 2022 учебный год
События/период | Тема месяца | Промежуточные темы | ||
Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | ||
Сентябрь месяц | ||||
с 1 по 10 сентября | «Здравствуй, детский сад!» | беседы, экскурсии, игры, педагогическая диагностика, ОБЖ. | ||
с 13 по 17 сентября | «Осень, осень, в гости просим» | природные изменения, перелет птиц, одежда осенью, ОБЖ | ||
с 20 по 24 сентября | «Труд осенью» | труд людей осенью, откуда хлеб пришел, кладовая осени (сад-фрукты, огород – овощи). | ||
27 сентября – День дошкольного работника. 1 октября – День пожилого человека с27 по 1октября | «Все работы хороши –выбирай на вкус!» | «Поговорим о профессиях» | Профессии в детском саду, поговорим о профессиях. | |
Октябрь месяц | ||||
с 4 по 8 октября | «Лес наше богатство!» | Деревья и растения леса, ягоды, грибы | ||
с 11 по 15 октября | «Неделя Здоровья» | Где живут витамины, польза витаминов, части тела, гигиена, немного о закаливании | ||
с18 по 22октября | «В мире животных» | Дикие и домашние животные | Животные России, края и других стран | |
с25 по 29 октября | «Хочу все знать» | Эксперименты, опыты, проектная деятельность | ||
Ноябрь месяц | ||||
4 ноября – День народного единства с1по 5 ноября | «Россия - Родина моя» | Мой дом, мой город | Страна, город, край, народы России, символика, реки и озера, животный и растительный мир. | |
с8 по 12 ноября | «В мире вещей» | Одежда, обувь, головные уборы | Одежда, обувь, головные уборы – материалы из которых их изготавливают | |
с15 по 19 ноября | «Книжкина неделя» | Писатели, поэты, в гости к сказке, путешествие в страну книг. | ||
29 ноября – День Матери в России с22 по 26 ноября | «Моя семья» | Профессии моей семьи, дом в котором я живу - адреса, называть свое имя, фамилию, а также членов семьи. | ||
с29по 3 декабря | Здравствуй зимушка-зима! | Природные изменения, жизнь животных, зимняя одежда, осадки и приметы, ОБЖ | ||
Декабрь месяц | ||||
с 6 по 10 декабря | «Хочу все знать» | Опыты, эксперименты | Опыты, эксперименты, проектно-исследовательская деятельность | |
с13 по17 декабря | «Речевой калейдоскоп» | По плану учителя - логопеда | ||
с20 по 31 декабря | «Скоро, скоро Новый год» | История праздника, мастерская Деда Мороза, новогодние утренники, письмо Деду Морозу, новый год в разных странах, рисует на окнах узоры. | ||
Январь месяц | ||||
с31 декабря – по 10 января | Каникулы | |||
с10 по 14 января | «Народные обычаи и традиции на Руси» | Рождественские развлечения, костюмы, хороводные игры, песни, подвижные игры. | ||
с 17 по 21 января | «Знакомство с народной культурой» | Народные игрушки, роспись, народные традиции на Руси, народные праздники, русский быт. | ||
с 24 по 28 января | «Транспорт» | Классификация, профессии на транспорте, ОБЖ. | ||
Февраль месяц | ||||
с 31 января по 4 февраля | «Мир вокруг нас» | Свойства предметов: стекло, дерево, железо, пластмасса. | ||
с 7 по 11 февраля | «Бытовая техника» | Полезные вещи, современная бытовая техника, ОБЖ. | ||
с 14 по 18 февраля | «Радужная неделя» | По плану педагога - психолога | ||
23 февраля – День защитника Отечества с21 по 26 февраля | День защитника Отечества | Мужские профессии, наша армия, рода войск, военная техника, наши мальчики будущие защитники отечества. | ||
Март месяц | ||||
8 Марта Международный женский день с 28 по 11 марта | Мамин день | Женские профессии, мамины помощники, преемственность поколений, масленичные гулянья. | ||
с 14 по 18 марта | «Весна - красна» | Природные изменения, труд людей, прилет птиц, одежда весной. | ||
с 21 по 25 марта | Неделя музыки и театра | Театр малышам, виды театров, поиграем в театр, театральные профессии, | ||
с 28марта по 1 апреля | «В стране бережливых» | Природные ресурсы, энергосбережение | ||
Апрель месяц | ||||
с 4 по 8 апреля | «Дорожная азбука» | Дорожная азбука, школа пешеходных наук | ||
12 апреля – День космонавтики с 11 по 15 апреля | «Берегите свою планету» | Космос, экология, правила поведения в природе, экосистемы и их обитатели, ОБЖ, климатические зоны | ||
с 18 по 22 апреля | Мониторинг образовательной деятельности | Педагогические наблюдения, скрининг | ||
с 25 по 29 апреля | «Моря и океаны» | Моря и океаны | ||
Май месяц | ||||
9 Мая – День Победы с 4 по 6 мая | «День Победы» | Преемственность поколений, дети войны, города – герои, Канск в годы ВОВ, памятники. | ||
с 10 по 13 мая | «Мой город» | Мой город, достопримечательности, памятники и исторические места. | ||
с 16 по 20 мая | «Я-человек» | Я- человек, беседа о дружбе. | Права ребенка, беседы о дружбе, День защиты детей. | |
С 23 по 27 мая | «Здравствуй лето!» | Выпускной балл |
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находятся понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении, позволяющих детям стать активными субъектами познавательной деятельности в процессе Программы воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Средняя группа 2021-2022 учебные года
Рабочая программа. Средняя группа 2021-2022 учебные года...
Рабочая программа воспитания на 2021-2022 учебный год
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопроса...
Презентация рабочей программы воспитания на 2021-2022 учебный год
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №18»...
Рабочая программа средней группы 2021-2022 гг
Рабочая программа воспитателя для детей среднего дошкольного возраста...
Рабочая программа младшая группа 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа младшая группа 2021-2022 учебный год....
Проект "Рабочая программа воспитания на 2021-2022 учебный год"
Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ, и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать восп...
Рабочая программа воспитания на 2021-2022 год
программа...