«Эффективное развитие ДОО в современных условиях» (личностный взгляд).
статья

Кубышина Татьяна Михайловна

. Современный российский детский сад прежде всего должен соответствовать определенным требованиям, которые регламентируются нормативно- правовой базой РФ....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

«Учебно-методический центр»

Статья

«Эффективное развитие ДОО в современных условиях» (личностный взгляд).

Выполнила воспитатель высшей категории

МБДОУ «Детский сад№7»

Кубышина Т.М,39

г.о Кашира 2020 г.

Актуальность дошкольного образования в России имело, и всегда будет иметь популярность. Оглядываясь назад в советские времена, не отличавшиеся своей демократичностью, наша система дошкольного образования была признана одной из лучших. И девиз " Все лучшее - детям" реализовывался прежде всего через эту систему. Ни в одной стране мира не существовало специально построенных дошкольных учреждений со спальнями хорошо оборудованными игровыми помещениями спортзалами, бассейнами, участками, горками, песочницами и т.д., как в нашей. Родители платили за детский сад достаточно мало, и дети фактически находились на государственном обеспечении. В дошкольных учреждениях трудились люди в основном с высшим и средним специальным образованием. Благодаря системе повышения квалификации все педагоги раз в пять лет прослушивали курсы, где их знакомили с новыми методиками, результатами новых исследований.  Однако, время стремительно менялось, увлекая за собой не только тех, кто радовался его быстрому течению, но и консерваторов, пытающихся не изменять привычному образу жизни и мыслей. Предпринятые в 90-е годы попытки реформировать систему воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, внедрить в массовую практику идеи открытости, вариативности, индивидуализации образовательных траекторий во многом остались нереализованными: слишком сильной оказалась инерция прошлого. Вместе с тем проблемы, связанные с образованием детей дошкольного возраста, все больше волновали не только специалистов, но и политиков и даже экономистов разных стран. На дошкольное образование возлагались большие надежды, так как успех " на выходе" во многом зависел от "правильного старта".                                                                                                                                          

Сегодня мы являемся свидетелями непредсказуемой метаморфозы: за относительно короткое время в историческом масштабе, дошкольное детство значительно изменилось. Оно приобрело качественно новые характеристики. Нельзя сказать однозначно отрицательный или       положительный эффект они несут для общества. Но точно можно сказать, что дошкольное детство стало другим – более сложным, многогранным, содержательным. Феномен детства стал требовать более глубокого разностороннего изучения. Главный парадокс состоит в том, что мы, взрослые, не успеваем за нашими детьми. Пока изучают детей, создают методики, пишут программы и решают каким же быть дошкольному образованию, дети уже изменились. Современный дошкольник постоянно находится в разнообразных потоках информации, стремится экспериментальным путём проверить то, что узнаёт из телевизионных передач, мультфильмов, книг. Он учится использовать компьютер, мобильный телефон, планшет и другие технические устройства, готов к освоению новых способов познания и преобразования мира. Стремительно меняющиеся технологии, продукты и изделия, лавинообразный рост информации – это тот мир, который для ребёнка знаком и понятен. Информатизация общества вызывает необходимость учёта факта трансформации сознания, т.е. того, как современные дети осмысливают проблемы, каким образом получают, используют, обобщают информацию и как относятся к ней. В этой новой реальности у них может стихийно сформироваться мозаичная, бессистемная, бессвязная картина мира, в которой все знания существуют изолированно, а образы в сознании сменяются как картинки в калейдоскопе, поэтому ему всё сложнее долго удерживать внимание на какой-либо одной задаче. Ребёнок постоянно ищет новые источники информации, новые гаджеты и новые ощущения. Перевес в сторону цифровых технологий и развлечений может привести к нарушению гармонии его внутреннего мира и ценностной дезориентации. Сокращается время на игру, являющуюся ведущим видом деятельности дошкольников и условием эффективности их социализации.

Именно поэтому внимание учёных, педагогов, родителей и чиновников Министерства образования и науки РФ обращено на сохранение субкультуры детства, создание условий для становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также для приобретения опыта толерантных взаимоотношений, ценностного отношения к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения. Одновременно, на уровне государственных вопросов, рассматриваются вопросы и материального обеспечения семей с детьми, строительства новых дошкольных учреждений. Современный российский детский сад прежде всего должен соответствовать определенным требованиям, которые регламентируются нормативно- правовой базой РФ.

Большинство детей-дошкольников после пребывания в атмосфере домашнего уюта и родительской заботы попадают в совершенно новый и чужой мир детского сада. Для того чтобы ребёнок как можно комфортнее пережил этот сложный период, а процесс воспитания и развития малыша при этом был полноценным, современное дошкольное образовательная организация (ДОО) должна отвечать всем установленным стандартам. Дошкольное учреждение в режиме развития, представляет собой инновационный процесс перехода учреждения в новое состояние, обеспечивающее повышение качества образования за счет более эффективного использования управленческих, кадровых и материально-технических ресурсов.

На мой взгляд, результативность работы развивающего дошкольного учреждения зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность будет продуманной, целенаправленной, технологически вооруженной и обеспеченной ресурсами. Одним из основных ресурсов, способных обеспечить повышение качества дошкольного образования, является развитие кадрового потенциала. А именно, квалифицированный педагогический коллектив, способный работать в соответствии с современными требованиями, обеспечивающими эффективность предоставления образовательных услуг.

Современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, умеющий по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляющий детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Источником творческой самореализации личности педагога в развитом коллективе выступает внутренняя жизнь коллектива, традиции, богатство психоэмоциональных отношений, психологический климат.  Который создаёт положительную мотивацию сотрудников на развитие своего личностного потенциала, помогают почувствовать успех и удовлетворенность от своей педагогической деятельности. При этом рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамическую систему, оптимальное ее жизнеобеспечение нельзя не отметить - умение руководителя планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу всех участников образовательного процесса.  Кандидат педагогических наук К.Ю. Белая считает, что «современная ДОО может развиваться при условии, если руководитель четко определил цели этого развития на перспективу, а педагогический коллектив понимает и принимает способы и средства достижения этих целей». 

Следовательно, заведующий должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и доступно сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть ясна всеми участникам педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д.

Совершенно очевидно, что каждый детский сад находится в своих особенных условиях. Территориальное расположение, условия, специфика работы и другие особенности во многом определяют возможности дошкольного образовательного учреждения.

     Инновационная деятельность нашего детского сада, в котором я работаю воспитателем пройдя определенные этапы, позволяет перейти на более качественную ступень развития. Это разработка новой модели будущего детского сада. Основной целью, которого является выполнение требования государственной политики по переходу образования на более качественный уровень.

Какие же это требования?

  1. Психолого-педагогические
  2. Кадровые
  3. Материально-технические
  4. Финансовые
  5. Требования к образовательной предметно-пространственной среде.

Рассмотрим каждое требование подробнее:

Психолого-педагогические: не случайно эти требования указаны первыми. Ведь по-прежнему актуальными являются поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, их взаимодействия в разных видах деятельности, уважение взрослыми человеческого достоинства детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в своих возможностях и способностях, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогов с воспитанниками, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающего социальные условия его развития, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Теперь это закреплено нормативно. 
Выполнять эти требования обязаны все педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации.

Кадровые: Важность этих требований объясняется тем, что реализовать ФГОС в детском саду не сможет человек без педагогического образования. Более того, это сможет сделать только высокопрофессиональный педагог. Педагог современного детского сада должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний.

Важность педагогического образования объясняется тем, что, как уже говорилось ранее, дети сегодня другие. Педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии и минимальные мозговые дисфункции. Работать с ними сложно, нужно знать – как, а для этого нужно и быть хорошо подготовленным теоретически, и владеть педагогическими и психологическими технологиями.                                                                 Материально-технические: база современного детского сада должна соответствовать лицензионным требованиям дошкольного образования и обеспечивать охрану жизни и укрепления здоровья детей, способствовать их разностороннему развитию, реализации и выполнения программ воспитания, обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Говоря о современном детском саде можно отметить, что желательно наличие библиотеки, компьютерного класса, изостудии, театральной комнаты, кабинета психолога, кабинета логопеда, танцевальной студии, сенсорной комнаты, комнаты, имитирующей улицу, со светофорами, перекрёстками, дорогами, пешеходными переходами, большими игрушечными автомобилями, комнаты сказкотерапии.

Финансовые: основное финансирование современного детского сада происходит из бюджета города, но и не мало важную роль в финансировании дошкольного учреждения играют дополнительные образовательные услуги, предоставляемые детским садом.

Образовательная предметно-пространственная среда: вопрос создания данной среды для современного дошкольного учреждения, является очень важным и актуальным.

Образовательная предметно-пространственная среда должна быть: - насыщенной;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной.

Предметная среда должна включать разнообразные средства обучения (дидактический, игровой материал), учитывать перспективы развития детей, их дифференцированные потребности, способствовать развитию эстетического вкуса.

Все вышеуказанные требования   были рассмотрены и утверждены на Педагогическом совете 100% числом педагогов и родительским комитетом дошкольного учреждения.  

Мы предполагаем, что в будущем в результате пошаговых действий по созданию новой модели дошкольного учреждения и основных направлений деятельности по реализации требований ФГОС будет способствовать:

-изменение образовательной деятельности, выбор более качественных подходов работы педагогического коллектива;

-заинтересованность родителей в качестве предоставляемых услуг детям;

-привлечение молодых специалистов, за счет дополнительных вакансий;

-создание имиджа детского сада как одного их лучших и обеспечение его конкурентоспособности.

 Исходя из этого, я делаю вывод, что основным фактором эффективной деятельности любой организации в современных условиях являются ее конечные результаты. Поэтому актуальными являются вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности, когда главным становится рациональное использование стратегически важных ресурсов организации и важнейшим из них является «человеческий».

Сегодня с удовлетворением можно отметить, что наше дошкольное учреждение обладает всем необходимым и делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу нового дошкольного учреждения на высоком уровне. Коллектив детского сада с уверенностью смотрит в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду - чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.

Список литературы:

  1. Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
  2. Майер А. А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования: от профилактики к саморазвитию. М. : ТЦ Сфера, 2015. 128 с. (Управление детским садом).
  3. Микляева Н. В. Романова, О. Ю. Инновации в методической работке дошкольных учреждений: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2010. 64 с.
  4. Омельченко Е. А., Зверкова А. Ю., Чеснокова Г. С. Дошкольное образование в условиях ФГОС: управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение // Учебное пособие в схемах и таблицах. Новосибирск. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://roobelogorsk.ucoz.ru/metodrab/FGOS/omelchenko_e.a-zverkova_a.ju-chesnokova_g.s-doshko.pd f (дата обращения: 15.12.2016).
  5. Сафронова Ю. Д., Чеснокова Г. С. Социальный портрет педагога-воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирский государственный педагогический университет. 2013. С. 55–60.
  6. Чеснокова Г. С. Методическая деятельность – ведущее звено в процессе управления дошкольным образовательным учреждением // Научно-методическое обеспечение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. 2016. С. 6–12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в современных условиях

Опыт работы ДОУ по по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников...

Эффективное развитие нашей ДОО в условиях введения ФГОС

Произошедшие в нашей стране социальные и экономические переменые внесли существенные изменения в российскую систему дошкольного образования. Современное дошкольное учреждение по своему предназна...

Родительское собрание "Речевое развитие детей в современных условиях"

До школы осталось немного времени, и мы хотим обратить внимание в первую очередь на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, н...

Родительская конференция по развитию речи детей. Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Родительская конференция по развитию речи детей.Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ –НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА.

Повышение качества образования, оптимизация технологий и способов организации образовательного процесса в настоящий момент ставят перед руководящими кадрами и педагогами образовательного учреждения но...