Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества образования
статья
Статья, размещена на стр.75-79 в сборнике статей Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогичсеких работников - "Педагог 13.ру" Дошкольное образование:курс на развитие ;К:сборник статей/состю:Т.Г.Анисимова, О.И.Максимкина.-Саранск: ЦНППМ "Педагог 13.ру"Э 2021.-180с. ББК 74.102 Д55 Ссылка на сборник: https://disk.yandex.ru/i/twO36e7tmEv03w
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Князева Римма Николаевна,
заместитель директора - заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»
Ковылкиского муниципального района Республики Мордовия
e-mail: dou.swetl@yandex.ru
Система образования, складывающаяся на протяжении многих веков, является фундаментом развития государства. В последнее время мы все чаще говорим не просто об образовании, а о таком понятии, как «качество образования». Что же понимается под этим термином? Опираясь на разнообразные источники информации, можно обнаружить, что понятие «качество образования» очень многогранно и имеет большое количество трактовок.
По мнению М.Поташника, качество образования – это соотношение цели и результата, включающее в себя уровень обученности, сформированности познавательных интересов обучающихся. Другие авторы под качеством образования понимают степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач.
Качество образования – одна из центральных тем Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В Законе качество образования определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Данный документ рассматривает воспитание в дошкольной организации как первую ступень общего образования. Именно поэтому возникла необходимость в Стандарте, который предъявляет единые требования к системе дошкольного образования и обеспечивает преемственность его с начальным общим образованием.
Одним из условий совершенствования системы дошкольного образования является организация и внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, реализацию образовательных программ с использованием различных технологий, в том числе электронных, а также организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами. Изменение качества образования происходит путем внедрения инновационных технологий. «Инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы образовательного процесса». Целью инновационной деятельности является улучшение способности педагогической системы учреждения достигать качественно более высоких результатов образования. Одной из инноваций современного дошкольного образования является процесс цифровизации.
Под цифровыми образовательными технологиями мы понимаем такие технологии в сфере образования, которые используют специальные технические средства для достижения определенных педагогических целей.
Современное общество требует введения инноваций в образовательный процесс. Компьютер, интерактивная доска, проекторы – это уже не веянье моды, не роскошь, а необходимые средства повышения эффективности воспитательного и образовательного процесса.
Важность внедрения цифровых технологий в дошкольное образование находит отражение и в нормативных актах Российской Федерации. Разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, которая включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Ключевой задачей программы является повышение качества и доступности образования посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Не оспорим тот факт, что применение цифровых образовательных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным. Данные технологии позволяют в наиболее доступной, привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний, развивают логическое мышление детей, усиливают творческую составляющую учебного труда, максимально способствуют повышению качества образования среди дошкольников.
Цифровые технологии способствуют активизации всех видов учебной деятельности, будь то изучение нового или закрепление ранее изученного материала, самостоятельная или творческая работа. На базе использования цифровых технологий цели, поставленные педагогом, могут быть реализованы более качественно и эффективно.
Именно цифровые технологии (электронные учебные пособия, тренажеры, презентации) позволяют дошкольникам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. На таких занятиях ребенок незаметно для себя вовлекается в учебный процесс, становится его активным участником, а материал темы надолго остается в памяти ребёнка.
Цифровые технологии, использующиеся с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, должны быть установлены и соблюдены условия применения интерактивных средств. Одним из важных условий является обращение к «детским» видам деятельности. В отличие от школьного возраста, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки для будущей успешной работы. Несмотря на все современные тенденции, основной ведущей деятельностью в дошкольном возрасте по-прежнему остается игра. В ней дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Дошкольник познает и воспринимает окружающий мир, когда играет в любимые игры, рисует, конструирует, слушает и рассказывает сказки, отвечает на вопросы и спрашивает сам.
Не менее важным аспектом работы дошкольника с интерактивным оборудованием является развитие его самостоятельности. От того, насколько быстро и легко ребенок освоит способы и приемы работы с оборудованием, будут зависеть его возможности для самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности. В деятельности каждый дошкольник самостоятельно открывает свои способности, а обучающие программы должны направить его к новым открытиям. И очень важно оставить место для творчества и воображения ребенка. Это позволяет оперировать образами при поиске решения разнообразных научных и художественных задач. Через поддержку детской инициативы, обучение без предоставленных шаблонов, самостоятельную деятельность ребенка воспитывается творческая личность, способная создавать новые предметы и новые идеи.
Использование оборудования во время обучения дошкольников не только учит ребенка чему-то новому, необычному, но и способствует расширению и углублению естественных для дошкольного возраста сторон развития. Тогда ощущение интереса и привлекательная, доступная деятельность откроют дополнительные возможности для умственного развития детей.
Каким же должно быть необходимое ресурсное обеспечение цифровизации дошкольного образования, которое будет способствовать реализации государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворять потребности семьи?
Процесс информатизации в ДОУ включает в себя ряд показателей: материально – технические, информационно-образовательные и кадровые ресурсы.
Оснащение дошкольного образовательного учреждения современной материально-технической базой является одним из необходимых условий информатизации дошкольного образования. Самое популярное средство образовательного процесса - это компьютер. Кроме компьютера необходимы проекторы (для визуализации обучающего материала), интерактивные устройства (при практической работе), наличие сети интернет и локальной сети (для снижения времени поиска информации). Разрабатывается программно-методическое обеспечение: обучающие программы, дидактические и методические материалы; комплексно-тематическое планирование ДОУ.
Но какой бы новейшей техникой мы не оснащали наши детские сады, для системы дошкольного образования остается в приоритете ключевой вопрос: «Каким должен быть современный педагог, который будет работать в этих условиях?». На сегодняшний день роль педагога со знанием цифровых технологий играет немаловажную роль.
Профессионализм педагога является одним из важных условий совершенствования качества современного дошкольного образования. Если каждый педагог будет владеть и грамотно использовать цифровые технологии – это позволит разнообразить форму подачи и закрепления программного материала, и самое главное, у воспитанников будет желание и интерес к познавательному развитию в целом.
Необходим современный педагог с таким потенциалом, который будет действовать в условиях цифровизации образовательного пространства на уровне проявления педагогической умелости, педагогического мастерства, педагогического творчества и новаторства. Цифровая грамотность даст возможность педагогу не только умело строить образовательный процесс с воспитанниками, но и самому постоянно расти профессионально, перенимать у своих коллег лучшие практики, делиться своим опытом, обмениваться лучшими наработками. Педагог будет чувствовать себя уверенно, потому что необходимая информация всегда будет под рукой.
Чем выше компьютерная грамотность, тем лучше будут оказаны образовательные услуги, а значит – будут счастливы сотрудники и дети, и довольны родители.
Повысить качество образовательного процесса и добиться максимальных результатов можно только в тесном контакте с семьей. Цифровые технологии играют немаловажную роль в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при дистанционном обучении, при создании социальных образовательных сетей и сообществ.
Отношение взрослых к использованию компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста разное: кто-то предпочитает полный запрет, аргументируя тем, что это негативно влияет на здоровье, нервную деятельность и умственную активность ребенка, а кто-то позволяет своему ребенку пользоваться им бесконтрольно. Как найти золотую середину, как помочь ребенку научиться получать от компьютера пользу? С какими опасностями могут столкнуться наши дети при общении с ним и что нужно сделать, чтобы предотвратить их? Эти вопросы до сих пор не утрачивают своей актуальности. И как бы мы не старались полностью оградить наших детей от использования современной техникой, в современном мире это сделать очень трудно и практически невозможно. Поэтому так важно сегодня педагогу донести до родителя информацию о том, что использование информационно-коммуникативных технологий должно быть не просто бесполезным времяпрепровождением, а служить для развития познавательной активности детей. И тогда дети станут использовать свои электронные устройства не только для развлекательных игр и приложений, но и для самостоятельного изучения окружающего их мира, предметов и явлений.
Информационные технологии являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Они позволяют повысить мотивацию детей к обучению, активизируют познавательную деятельность, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.
Учитывая его широкие возможности и преимущества, с уверенностью можно предполагать, что цифровые технологии с каждым годом будут использоваться все шире и шире, а возраст пользователей будет снижаться. Таким образом, можно прийти к выводу о перспективах внедрения цифровых технологий в ДОУ. Применение цифровых технологий в ДОУ может способствовать значительному повышению интереса ребенка к процессу обучения, активизирует познавательную деятельность, повышает уровень усвоения учебного материала детьми; способствуют повышению уровня профессионализма педагогов, а также повышению уровня педагогической компетентности родителей.
Цифровое будущее - это уже настоящее! Оно - рядом с нами, оно - меняет жизнь каждого человека – и взрослого, и ребенка.
Однако, уважаемые взрослые, будь вы педагог или родитель, давайте не забывать, что каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно - коммуникационные технологии - они никогда не смогут заменить живого общения с ребёнком!
Список использованных источников
1. Аверина, Л.И. Интернет-среда и не только / Л. Аверина, И.Панифидинова, Н. Сапожникова / Дошкольное воспитание – 2007. –№7. – с. 97-102.
2. Калинина, Т. В. «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / Ю. А. Дмитриев, Т. В. Калинина, Т. В. Кротова. - МПГУ; Москва. - 2016.
3. Королева, Н. Н. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада / Н. Королева, С. Петрова / Дошкольное воспитание. – 2010. – №6. – с. 93-100.
4. Михеева, Е.В. Инновационная деятельность в системе дополнительного профессионального образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – с.386-393.
5. Поташник, М.М. Управление качеством образования. /Под ред. М.М. Поташника. – М., 2000. – с. 33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...
Информационно-комуникационные технологии как средство повышения эффективности работы с родителями ребенка с общим недоразвитием речи.
Выступление на районном методобъединении...
Использование информационно-коммуникативных технологий как средство повышения эффективности логопедической работы в дошкольном учреждении
В данной статье мною рассматривается использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольных учреждениях как одну из эффективных способов повышения мотивации и реальной перспективы р...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ.
Применение современных цифровых технологий, при работе с детьми дошкольного возраста считается актуальной темой. На практике уже доказано, что применение интерактивных технологий повышает уровень каче...
Мастер - класс «Игровые SMART – технологии как средство повышения эффективности воспитания и обучения дошкольников»
В данном материале содержится информация для педагогов о внедрении в образовательную деятельность игрового набора "Мир головоломок смарт - тренинг для дошкольников"...
«Игровые SMART – технологии как средство повышения эффективности воспитания и обучения дошкольников»
Мы предлагаем вам познакомиться с увлекательным миром головоломок. Педагоги вместе с родителями, используя технологию смарт-тренинга, смогут организовать системные занятия, связанные с развитием интел...
Игровые технологии как средство повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Дидактические игры необходимы для развития познавательных процессов, расширения запаса обзих сведений, развития коммуникативных навыков....