Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании
статья
методическое сопровождение педагогов в ДОУ согласно ФГОС в ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soprovozhdenie_pedagogov_dou_soglasno_fgos_v_doshkolnom_obrazovanii.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.
Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого специалиста к созданию следующих условий:
- для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
- для реализации целей образовательного процесса;
- для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.
Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:
- социальному заказу государства к данному типу учреждения;
- социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
- включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.
Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов.
Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.
Методическаяработа включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный поиск (создание, экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).
На мой взгляд, цель методической работы в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.
Организацию качественной методической работы в нашем дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ.
К их числу относятся:
1.Аналитические :
Анализ:
- состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;
- уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;
- передового педагогического опыта;
- новейших исследований в области педагогики и психологии;
- результативности методической работы.
2. Проектировочные
-прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития ДОУ;
-проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов
-планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;
-проектирование методической работы в ДОУ.
3.Организационные:
-руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой ДОУ
-повышение квалификации (педагогов и своей);
-организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;
-выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта ДОУ
-организация выполнения плана научно-методической работы в ДОУ.
4.Регулятивные:
-осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, их регулирование в соответствии с Программой развития, планом работы ДОУ,
-контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в ДОУ.
5.Коммуникативные:
-построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности,
-выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам,
-изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы,
-предвидение и предотвращение конфликтов,
-владение собой в критических ситуациях,
-правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности.
Таким образом, наши подходы к организации методической работы базируются на понимании специфики ДОУ, его внешней и внутренней среды, системы управления с согласованным взаимодействием еёэлементов: развития профессиональных и личностных качеств старшего воспитателя, таких как творческий подход к делу, умение рационально организовывать своё время и др.
Методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.
Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.
Оценка результативности профессиональной деятельности педагоговпроводится по следующим показателям:
-Чёткость в организации профессиональной деятельности.
-Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.
-Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.
-Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
-Информационная обеспеченность каждого направления работы.
-Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.
-Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.
-Педагогическая целесообразность методического обеспечения.
-Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне.
Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.
Основные направления работы:
-Методическое сопровождение;
-методическое обеспечение;
- организация педагогических советов, консультаций, круглых столов и т. д.
Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагоговпроблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана. Методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников, помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.
Методическое обеспечение педагогов – это:
-необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;
-это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты,как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);
-апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий;
-информирование, просвещение и обучение кадров.
Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы ДОУ, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.
В заключение необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся,соответствует следующим параметрам:
-осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;
-субъектная позиция педагога в отношении реализации ФГОС дошкольного образования,
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
-самореализация педагога в профессиональной деятельности.
Методическая работа в дошкольном учреждении это целостная система деятельности, направленная на обеспечение высокого качества реализации стратегических задач ДОУ. Реализация взаимосвязанных функций (анализа, планирования,организации, контроля) методической службы дошкольного учреждения направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение
образовательного процесса, координацию взаимодействия ДОУ, семьи, социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей. От того как выстроена методическая работа в ДОУ во многом зависит плодотворная, слаженная, целенаправленная работа всего педагогического коллектива.
Список литературы:
1. Демин, В. А.Профессиональная компетентность: понятие, виды / В. А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
2. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ : методическое пособие / А. А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
3. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образованиякак условие формирования социального опыта детей : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, Троян, А. Н.
4. Управление дошкольными образовательными учреждениями [Текст]: учебное пособие / А. Н. Троян. – Магнитогорск,2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Модель методического сопровождения педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования"
Аннотация: Целью статьи является описание модели методического сопровождения педагогов ДОУ по организации работы повышения уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования. Способствовать...
ПРОЕКТ «Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования»
ПРОЕКТ «Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования»...
«Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования»
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...
Психологическое сопровождение в условиях перехода ФГОС в дошкольном образовании
Психологическое сопровождение образовательного процесса ДОУ является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования.В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятель...
Презентация "Методическое сопровождение педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста"
Материал содержит цели и задачи методического сопровождения педагогов по игровой деятельности дошкольников, формы работы с педагогами(педсоветы, семинары, консультации). Также в презентацию входит инф...
Система методического сопровождения педагогов в современных условиях развития дошкольного образования
Статья посвящена проблеме внедрения современных методических методов и приемов в практику дошкольных учреждений, Обосновывается необходимость повышения педагогической компетентности воспитателей на ос...
Методическая разработка Модель методического сопровождения педагогов в инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
В методической разработке представлена модель методического сопровождения педагогов в инновационной деятельности. В данной методической разработке представлены направления работы, формы организации, м...