Тематический контроль на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Козырева Марина Георгиевна

План тематического контроля на тему

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

 

Цель: Проанализировать состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию и опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

 

 

 

Направление  работы

Формы работы

Оценка планирования работы с детьми и родителями

Определение уровня

профессионального мастерства педагогов

- Анализ планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по экологическому воспитанию

- Анализ профессионального мастерства воспитателя

-Анкетирование педагогов «Определение уровня готовности педагогов ДОУ к экологическому образованию дошкольников»

Анализ отрытых просмотров непосредственно- образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников с применением инновационных технологий.

 

- Анализ эффективности занятия

 

Создание условий в группе по экологическому воспитанию детей

 

- Обследование предметно-пространственной среды в группе

 

Эффективность  взаимодействия воспитателя  с семьями воспитанников.

- Анализ планирования и организации работы с родителями по экологическому воспитанию:

  • Освещение темы в родительском уголке
  • Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karty_kontrolya_ekologiya.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор

МАОУ «Прогимназия №108» г. Улан-Удэ

____________________А.В. Грехов

План тематического контроля на тему

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

Цель: Проанализировать состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию и опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Направление  работы

Формы работы

Оценка планирования работы с детьми и родителями

Определение уровня

профессионального мастерства педагогов 

- Анализ планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по экологическому воспитанию

- Анализ профессионального мастерства воспитателя

-Анкетирование педагогов «Определение уровня готовности педагогов ДОУ к экологическому образованию дошкольников»

Анализ отрытых просмотров непосредственно- образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников с применением инновационных технологий.

- Анализ эффективности занятия

Создание условий в группе по экологическому воспитанию детей

- Обследование предметно-пространственной среды в группе

Эффективность  взаимодействия воспитателя  с семьями воспитанников.

- Анализ планирования и организации работы с родителями по экологическому воспитанию:

  • Освещение темы в родительском уголке
  • Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»

График посещения НОД по экологическому воспитанию с применением инновационных технологий.

Дата и время

Группа

Название занятия

13.04

1 занятие- 9.00-9.15

2 занятие- 9.20-9.40

3 занятие- 9.45-10.25

5 группа

6 группа

17 группа

«Прогулка в лес»

«Путешествие в весенний лес»

«Береги свою планету»

14.05

1 занятие- 9.00-9.30

2 занятие- 9.35- 10.10

3 группа

2 группа

«Байкал и его обитатели»

«Лягушка путешественница»

15.04

1 занятие- 9.00-9.15

2 занятие-  9.20-9.40

3 занятие- 9.45-10.15

4-занятие-10.20-10.50

7 группа

12группа

14 группа

16 группа

«Путешествие в песочную страну»

«Королева Вода»

«Тайны природы»

«Лес и человек»

16.04

1 занятие-  9.10-9.30

2 занятие-9.35-9.55

3 занятие- 10.00-10.25

4-занятие-10.30-11.00

20 группа

13 группа

15 группа

19 группа

«Волшебная капелька»

«Мишка и волшебная страна»

«Защитники природы»

«Животные Республики Бурятии»

Карта оценки непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Воспитатель ФИО: ___________________________________

Возрастная группа: ________________________________________

Дата контроля: __________________________________

Вопросы для изучения

Соответствует

Частично соот-ет

Не соот-ет

1.

Постановка цели и задач занятия

Цель детской деятельности сформулирована: педагогом,  детьми

Цель занятия направлена на обеспечение целевых ориентиров ФГОС ДО

2.

Содержание занятия

Соответствие содержания учебного материала поставленной цели

Соответствие возрастным особенностям детей

Практическая направленность НОД (находится ли ребенок в активной деятельности)

3.

Использование технологий, методов, приемов деятельностного подхода

Использование современных  образовательных технологий

4.

Формы взаимодействия педагога и детей

Организация  взаимодействия и сотрудничества: ребенок-ребенок

Осуществление обратной связи: ребенок - педагог

Реализация дифференцированного подхода в процессе НОД. Наличие заданий для детей разного уровня развития

5

Психологические основы занятия

Реализация развивающей функции НОД. Развитие психических качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и др.

Развитие активной речи, умение детей делать выводы, выводить причинно-следственные связи

Создание ситуации «успеха», поддержка детской инициативы

6

Подведение итогов деятельности (рефлексия)

Рефлексия деятельности детей педагогом

Рефлексия результатов деятельности детьми

7

Педагогическое мастерство воспитателя

Умение создать проблемную ситуацию, вызвать интерес детей к предстоящей деятельности

Создание условий для выбора игрового и дидактического оборудования

Деловая и коммуникативная культура педагога

Выводы:

Старший воспитатель______________                                                Воспитатель _________________

Карта тематического контроля

             «Протокол обследования предметно-развивающей среды в группах»

Воспитатель ФИО: __________________________________________________________

Группа: _______________________________________

Дата контроля: __________________________________

ФИО проверяющего_______________

Критерии оценки

Результат анализа

Да

Нет

Частично

  1. Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

Иллюстрации, картинки, книги с временными изменениями в природе

Наличие коллекций, макетов

Игротека экологических развивающих игр

Наличие дневников наблюдения.

Журнала фиксации опытов и экспериментов.

Цветущие комнатные растения (3-4 вида)

Муляжи овощей и фруктов

Календарь погоды, календарь природы

Инвентарь для уходы за растениями (лейка, салфетки, щеточки-кисточки, палочки с заостренными концами, совки)

«Огород на окне» для проращивания луковиц, крупных и мелких семян (или отведенное место для него)

Иллюстрации растений  различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) – кустов, деревьев, трав

Иллюстрации с изображением частей растения (корень, стебель, листья, цветок, плод)

Иллюстрации с изображением птиц (перелетных, зимующих, кочующих), животных (диких, домашних)

Иллюстрации наземной, воздушной, наземно-воздушной среды обитания и их представителей. «Экологической окно»

Иллюстрации представителей животных и растений.

Схемы основных жизненных циклов человека, растений, животных

Иллюстрации, изображающие признаки сезона (состояние неживой природы, основные явления погоды и др.)

2.Соблюдение требований и условий организации развивающей предметно-пространственной среды

Обеспечен свободный доступ детей к объектам и материалам

Подобраны растения, не требующие много времени и сложного оборудования для ухода за ними

Растения размещены по принципу тене – и солнцелюбия

Пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, побуждает детей к активной поисковой и самостоятельной деятельности

Весь материал делится на несколько комплектов и периодически сменяется в течение года, что бы вызывать у детей интерес к новым и немного подзабытым материалам

Выводы и рекомендации:

Ознакомлен:

Карта анализа

наглядной информации для родителей в группах ДОУ

Критерии анализа

Группы

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1.

 Наличие стенда для информации

2.

Доступность и значимость предлагаемого материала

3.

Эстетичность оформления наглядного материала

4.

Систематическое обновление информации

5.

Форма подачи материала:

- папки-передвижки;

-брошюры;

-буклеты

- памятки для родителей.

6.

Наличии информационной папки- накопителя

3 - соответствует

2 – частично соответствует

1 – не соответствует

Карта проверки плана воспитательно- образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Вопросы текущего контроля

Возрастные группы

7

8

9

10

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Эстетика оформления                

2

Планирование НОД по экологии:

-согласно утвержденному годовому плану работы

- соответствует возрастным особенностям детей

3

Системность планирования       

4

Интеграция образовательных областей

5

Совместная деятельность взрослого и детей по экологическому воспитанию:

  • - групповая
  • - подгрупповая
  • - индивидуальная
  • - в режимных моментах        

6

Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в уголке природы      

7

Структура и содержание прогулок

- наблюдение

- труд

-экспериментирование

- совместная деятельность педагога и детей

- самостоятельная деятельность

- взаимодействие с родителями                

1 балл – критерий отсутствует

2 балла – критерий присутствует частично           3 балла - критерий присутствует полностью

Выводы, рекомендации:

Проверку проводила________________________________      

С результатами проверки ознакомлена: _________________

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______

2. Знаете ли Вы, что годовая задача в дошкольном учреждении экологическое воспитание детей? ___________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема- экология? ________________________

4.Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку, что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию и опытно- экспериментальной деятельностью? ______________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе, проводит опыты, эксперименты (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц, растения ? _________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?_________________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников? _________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения и опыты с детьми; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) _____________________________________________________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Анкета для педагогов ДОУ.

«Определение уровня готовности педагогов ДОУ к экологическому образованию дошкольников»

Вопрос педагогу

Владею полностью

+

Владею частично

+-

Не владею

-

1

Осознание актуальности проблемы экологического образования дошкольников

2

Знание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое образование

3

Знание методов и приемов мониторинга по экологическому воспитанию дошкольников

4

Внедрение инновационных методик и технологий по изучению воспитанниками экологического воспитания

5

Умение анализировать и создавать экологически развитую ППС в группе.

6

Умение выстраивать работу с детьми с учетом:

-возрастных и индивидуальных особенностей

-уровня экологической воспитанности детей

- инициативы детей

7

Умение выстраивать работу с родителями и социальными партнерами

Спасибо за участие!

Карта анализа организации прогулки

Дата:                 

 Группа:                      

 Количество детей:

Воспитатель: 

№ п/п

Категория анализа

Уровень

В

С

Н

1.

Планирование прогулки:

1.1.

Планирование подвижных игр

1.2.

Планирование дидактических игр

1.3.

Планирование сюжетно-ролевых игр

1.4.

Планирование наблюдений за погодой и состоянием погоды

2.

Порядок одевания детей. Сформированность у них навыков самообслуживания

3.

Соответствие одежды сезону

4.

Наличие выносного материала

5.

Двигательный режим детей на прогулке

6.

Организация наблюдений за природой и состоянием погоды

6.1.

Отношение детей к наблюдениям:

- Интерес

- Активность

7.

Обучающие, дидактические игры на прогулке

8.

Сюжетно-ролевые игры на прогулке

9.

Организация трудовой деятельности на прогулке

9.1.

Отношение детей к труду:

- интерес

- Активность

9.2.

Результативность трудовых действий и качество приобретённых детьми навыков и умений

10.

Использование выносного материала

11.

Организация работы с детьми по физическому воспитанию

12.

Использование художественного слова

13.

Процедура раздевания

14.

Порядок в шкафчиках и раздевалке

15.

Гигиенические процедуры после прогулки

Выводы: 

Старший воспитатель ____________________________                                    

 Воспитатель ______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»

Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Доклад на тему: "Экологическое сознание у детей дошкольного возраста."

Экологическое сознание у детей дошкольного возраста....