Авторская программа "Лукоморье"
рабочая программа
Программа формирования представлений дошкольников о социокультурных ценностях нашего народа
посредством произведений А.С.Пушкина
«Лукоморье»
Цель программы – формирование представлений дошкольников о социокультурных ценностях нашего народа, развитие творческих способностей посредством произведений А. С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 67.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Программа формирования представлений дошкольников о социокультурных ценностях нашего народа
посредством произведений А.С.Пушкина
«Лукоморье»
Автор - составитель:
Хомутова Светлана Александровна,
воспитатель
Югорск, 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..….3
1. Создание условий для реализации программы
- Организация развивающей предметно-пространственной среды……………..…...7
- Методологическая основа. Диагностический материал……………………….…… 9
2. Реализация программы
2.1. Перспективное планирование работы с детьми……………………………….…….13
2.2. Планирование работы с родителями. Предполагаемые результаты ….…………...25
3. Результаты мониторинга ……………………………………………………….……….27
Библиография………………………………….……………………………………. .……...28
Приложения
Приложение 1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности
Приложение 2. Мастер – классы для родителей
Приложение 3. Фотоматериал
Введение
Актуальность
Детям нужны малые островки духовности в море сегодняшнего безразличия и равнодушия. Они помогают жить. Приобщая ребёнка к чтению, взрослый не только открывает путь к одному из важнейших источников информации, но и делает более важное дело: защищает его душу, питает ум и сердце, побуждает к самопознанию, содействует творческой самореализации, её жизнестойкости.
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой, творческой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей. Творчество рассматривается учёными-педагогами как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира.
На сегодняшний день творчество перестаёт быть неким таинством, в которое, по мнению ряда учёных (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение произведений А.С. Пушкина к формированию творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Богоявленская, Н.Н. Поддьяков,
А.В. Брушлинский и др.).
Специфика изобразительного творчества на основе произведений А.С. Пушкина даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники, посредством произведений А.С. Пушкина, способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщённые способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Современные нормативно-правовые документы, а именно Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает развитие у детей представлений о социокультурных ценностях нашего народа, воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотических чувств.
В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Творческое наследие А.С. Пушкина является живым достоянием нашей современности; оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. В то же время трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие художественной литературы; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей, рассматривает задачи формирования изобразительного творчества, развития выразительности характерными для рисунка, лепки, аппликации средствами, однако формирование представлений дошкольников о социокультурных ценностях нашего народа посредством произведений А.С. Пушкина не рассматривается, поэтому считаю возможным разработать программу по формированию представлений дошкольников о социокультурных ценностях нашего народа посредством произведений А.С. Пушкина, используя, как традиционные средства выразительности, так и не традиционные.
Данная программа является актуальной, так как политика Российского государства направлена на провозглашение культурных ценностей нашего народа. Так 2014 год был объявлен правительством нашего государства Годом культуры, 2015 год – Годом литературы, 2016 год – Годом Российского кино, а кто как не А.С. Пушкин, его произведения, является культурным наследием нашего народа.
Цель программы – формирование представлений дошкольников о социокультурных ценностях нашего народа, развитие творческих способностей посредством произведений А. С. Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей соотносить произведения А.С. Пушкина с художественным творчеством;
- Способствовать умению детей использовать в продуктивной деятельности не традиционные техники и оборудование;
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей;
- Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа на примере произведений А.С. Пушкина и произведений великих художников.
- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к художественному творчеству посредством произведений А.С. Пушкина.
- Воспитывать чувство гордости за культурные достижения нашего народа.
Основополагающие принципы программы:
- Научного подхода – в основе программы положены ведущие идеи учёных педагогов;
- Индивидуальности – учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка, психического развития, здоровья, возраста, интересов;
- Систематичности – чередование видов деятельности, взаимосвязи между сторонами содержания непосредственной образовательной деятельности и мероприятий;
- Доступности – обучение детей с учётом возрастных, половых особенностей, уровня творческих способностей детей, восприятия произведений А.С. Пушкина;
- Наглядности – оформление развивающей среды, выставок книг, альбомов, рисунков, демонстрация практических приёмов и методов развития творческих способностей детей на материале произведений А.С. Пушкина;
- Оздоровительной направленности – использование массажных ковриков для профилактики плоскостопия, пальчиковых игр, дыхательных гимнастик с темами сказок А.С. Пушкина, создание условий для игр, непосредственной образовательной деятельности, наблюдений, праздников, досугов.
- Ориентация на стимулирование самообразования родителей – выбор разнообразных форм взаимодействия с родительским сообществом, направленных на формирование у них компетенции по проблеме формирование представлений дошкольников о социокультурных ценностях нашего народа посредством произведений А.С. Пушкина.
Методы и приёмы.
- Словесный - беседы, объяснения, чтение и заучивание произведений А.С. Пушкина;
- Наглядный – демонстрация наглядного материала, выставки, оформление альбомов, показ;
- Практический – применение на практике полученных знаний, изготовление пособий, игр;
- Игровой – организация и проведение различного вида игр;
- Театрализация – обыгрывание сказочных сюжетов, проведение театрализованных представлений.
Модель воспитанника - это личность:
- обладающая умением соотносить произведения А.С. Пушкина с художественным творчеством;
- с развитым эстетическим восприятием мира природы и художественного творчества;
- в достаточной мере развитым воображением;
- способная проявлять фантазию и смелость в изложении собственных замыслов;
- воспитанная на любви к художественному творчеству посредством произведений А.С. Пушкина.
Сроки реализации программы: 4 года – с 2011 года по 2015год
Участники реализации программы:
- Воспитанники ДОУ – от 3 до 7 лет;
- Родители воспитанников;
- Специалисты ДОУ – педагог-психолог, логопед.
1. Создание условий для реализации программы
- Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Методические рекомендации к организации предметно-пространственной среды по формированию представлений дошкольников о социокультурных ценностях нашего народа посредством произведений А.С. Пушкина построены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, современных концепций и научных исследований в области реализации средового подхода в педагогическом процессе.
- Уголок художественной литературы:
- книги сказок А.С. Пушкина с иллюстрациями разных художников;
- стихи А.С. Пушкина;
- куклы и маски для театрализованных представлений;
- сюжетно-ролевая игра «Библиотека»;
- картотека – использование поэзии А.С. Пушкина на прогулке и при рассматривании картин русских художников о природе;
- альбом с портретами писателей и художников иллюстраторов
- Уголок ИЗО деятельности:
- альбомы с иллюстрациями по сказкам А.С. Пушкина, выполненные детьми и родителями;
- альбом с работами по сказкам А.С. Пушкина, выполненными в разных техниках;
- книжки-раскраски по сказкам А.С. Пушкина;
- альбомы с репродукциями великих художников по временам года;
- репродукции картин по сказкам А.С. Пушкина: «Царевна Лебедь» М.А. Врубель, «Заморские гости» Н.К. Рерих, «Спящая царевна», иллюстрации к сказкам И. Васнецова.
- Аудиозаписи:
- стихи А.С. Пушкина;
- сказки А.С. Пушкина;
- инструментальная классическая музыка о природе;
- инструментальная музыка из мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина
- Видеозаписи:
- сказки А.С. Пушкина;
- презентации по сказкам А.С. Пушкина, «Осень в картинах великих художников», «Зима в стихах А.С. Пушкина»
- Дидактические игры:
- «Четвёртый лишний»;
- «Что сначала, что потом»;
- «Парные картинки»;
- «Что перепутал художник?»;
- кубики с разрезными картинками по сказкам А.С. Пушкина;
- настольная игра «Золотой петушок»;
- «Домино» по сказкам А.С. Пушкина;
- настольная игра «Путешествие по Сказке о царе Салтане»;
- «По сказкам А.С. Пушкина»;
- «Сложи картинку»;
- «Узнай по глазам»;
- «Угадай время года по описанию»;
- «Там на неведомых дорожках»,
- «Найди отличия»;
- «Из какой я сказки?»;
- «Свет мой зеркальце, скажи…»;
- «Угадай настроение героев»;
- «Дорисуй картинку»;
- «Обведи и раскрась»;
- «Соедини по точкам»
Материалы и оборудование:
- магнитола
- мультимедийная установка
- экран
- ноутбук
- Методологическая основа. Диагностический материал.
Методологическая основа программы: методика Т.Г. Казаковой «Развитие у дошкольников творчества»; программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е.
Использовались следующие методы диагностического исследования развития творческих способностей дошкольников:
- наблюдение;
-беседа;
- игра-упражнение;
- продуктивная деятельность.
Исследования проводятся в двух направлениях:
- оценка восприятия содержания картины и художественного произведения;
- оценка творческих способностей ребёнка, которая включает в себя исследование выразительной передачи образа героя, умение использовать различные материалы.
Для оценки развития творческих способностей детей используется трёхуровневая система оценивания.
В соответствии с задачами программы и возрастными особенностями развития детей, обозначены критерии уровне творческого развития детей дошкольников посредством произведений А.С. Пушкина.
Критерии оценивания творческого развития дошкольников посредством произведений А.С. Пушкина:
- Восприятие содержания картины и художественного произведения:
Высокий уровень – ребёнок воспринимает содержание картины, её выразительные средства, может подбирать предложенные строчки из произведений А.С. Пушкина к содержанию картины.
Средний уровень – ребёнок воспринимает содержание картины, её выразительные средства, затрудняется в подборе предложенных строчек из произведений А.С. Пушкина к содержанию картины.
Низкий уровень – ребёнок с трудом воспринимает содержание картины, путается в выразительных средствах, не может подобрать предложенные строчки из произведений А.С. Пушкина к содержанию картины.
- Оценка творческих способностей ребёнка:
Высокий уровень – ребёнок передаёт образ героя из произведений А.С. Пушкина, чувствует выразительность, цветовое сочетание. Может использовать для выразительной передачи образа различные материалы.
Средний уровень – ребёнок передаёт образ героя из произведений А.С. Пушкина, чувствует выразительность, цветовое сочетание. Затрудняется в использовании различных материалов для выразительной передачи образа.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется в передаче образа героя из произведений А.С. Пушкина, не всегда чувствует выразительность цветового сочетания. Не может использовать для выразительной передачи образа разные материалы.
Инструментарий определения уровня творческого развития дошкольников посредством произведений А.С. Пушкина:
Определение уровня творческого развития детей дошкольного возраста посредством произведений А.С. Пушкина осуществляется в соответствии с суммой баллов, полученных по результатам диагностики восприятия содержания картины и художественного произведения А.С. Пушкина и оценки творческих способностей ребёнка.
0 баллов – низкий уровень;
3 – балла – средний уровень;
5 баллов – высокий уровень.
Все данные заносятся в карту творческого развития дошкольников посредством произведений А.С. Пушкина.
Карта творческого развития дошкольников посредством произведений А.С. Пушкина
Ф.И. ребёнка | Восприятие содержания картины и художественного произведения | Творческие способности ребёнка | |
Выразительность передачи образа | Умение использовать различные материалы | ||
Диагностика восприятия содержания картины и художественного произведения:
Показатели | Метод | Содержание методики | Стимульный материал |
Воспринимает содержание картины, её выразительные средства, может подобрать предложенные строчки из произведений А.С. Пушкина к содержанию картины. | Беседа Игра-упражнение | Какое время года изображено на картинах? Какими словами А.С. Пушкина можно охарактеризовать содержание картин? | Репродукции картин И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Февральская лазурь», «Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестит на солнце снег лежит; прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и иней подо льдом блестит.» «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…» |
Ключ к обработке результатов
Оценка восприятия содержания картины и художественного произведения:
5 баллов – ребёнок воспринимает содержание картины, её выразительные средства, может подбирать предложенные строчки из произведений А.С. Пушкина к содержанию картины.
3 балла – ребёнок воспринимает содержание картины, её выразительные средства, затрудняется в подборе предложенных строчек из произведений А.С. Пушкина к содержанию картины.
0 баллов – ребёнок с трудом воспринимает содержание картины, путается в выразительных средствах, не может подобрать предложенные строчки из произведений А.С. Пушкина к содержанию картины.
Диагностика творческих способностей ребёнка:
Показатели | Метод | Содержание методики | Стимульный материал |
Передаёт образ героя из произведений А.С. Пушкина, чувствует выразительность, цветовое сочетание. Может использовать для выразительной передачи образа различные материалы. | Продуктивная деятельность. Наблюдение. | Нарисуй любимого героя из сказки А.С. Пушкина | Альбомный лист, краски, кисти, палитра, салфетки, клеёнки, картон, пластилин, стеки, бросовый материал, бусины, природный материал: засушенные растения, ракушки, камушки, шишки и т.п. |
Ключ к обработке результатов
Оценка творческих способностей ребёнка:
5 баллов – ребёнок передаёт образ героя из произведений А.С. Пушкина, чувствует выразительность, цветовое сочетание. Может использовать для выразительной передачи образа различные материалы.
3 балла – ребёнок передаёт образ героя из произведений А.С. Пушкина, чувствует выразительность, цветовое сочетание. Затрудняется в использовании различных материалов для выразительной передачи образа.
0 баллов – ребёнок затрудняется в передаче образа героя из произведений А.С. Пушкина, не всегда чувствует выразительность цветового сочетания. Не может использовать для выразительной передачи образа разные материалы.
2. Реализация программы
2.1. Перспективное планирование.
Младший дошкольный возраст
(подготовительный этап к развитию творчества и представлений о социокультурных ценностях нашего народа посредством произведений А.С. Пушкина)
Месяц | Кол-во | Непосредственно образовательная деятельность с учётом интеграции | Совместная организованная деятельность |
Сентябрь | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО познавательное развитие, (ознакомление с миром природы) «Ветер по морю гуляет…» Цель: формирование представлений о ветре, знакомство с отрывком из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина | Игра «Нарисуй ветер» Задачи: вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; поощрять творческую инициативу, умение рисовать мелом на пластинке. |
Октябрь | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - рисование) «Осень» Цель: формирование эмоциональных отношений к образу, ритмичному рисованию мазками, развитие эстетического восприятия. | Наблюдение за листопадом Задачи: развивать у детей наблюдательность, мышление, речь, память. Подвижная игра «Листики и ветер» Задачи: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; развивать двигательную активность; вызвать радостные эмоции. |
Ноябрь | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - аппликация) «Осенние листья по ветру летят» Цель: формирование умений различать цветные кусочки бумаги по цвету, намазывать клеем, аккуратно наклеивать; развитие чувства ритма; развитие мелкой моторики. | Игра «Нарисуй на крупе» «Ветер» Задачи: развивать мелкую моторику, чувство ритма; создать положительный эмоциональный настрой. |
Декабрь | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие + ОО познавательное развитие(ознакомление с миром природы) «Падают снежинки» Цель: формирование умений детей рисовать карандашом-штамповкой; развитие чувства ритма и цвета; расширение представлений о зиме, о сезонных изменениях в природе. | Дидактические игры на отработку воздушной струи «Подними пёрышко», «подуй на снежинку», «Горячий чай» Цель: формировать активную позицию |
Январь | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО социально-коммуникативное развитие «Месяц, месяц…» Цель: воспитание у детей умения слушать, сопереживать героям; знакомство с произведениями А.С. Пушкина. | Подвижная игра «Снежинки и ветер» Задачи: развивать двигательную активность, выразительность движений; вызвать положительные эмоции. |
Февраль | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - лепка) + ОО познавательное развитие (ФЭМП) «Звёздочки на небе» Цель: развитие мелкой моторики, умений отщипывать маленькие кусочки от большого куска пластилина; развитие интереса к лепке; формирование умений составлять группы из однородных предметов. | Дидактическая игра «Сложи месяц» Задачи: побуждать к самостоятельному выполнению заданий; формировать умение собирать картинки из частей. |
Март | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - рисование) + ОО речевое развитие (художественная литература) «Раскрасим яблоко» Цель: закрепление знаний детей о красном цвете; развитие умений правильно держать кисть; знакомство с отрывком из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина . | Настольная игра «Сложи картинку» Задачи: развивать у детей логическое мышление, умение составлять целое яблоко из частей. |
Апрель | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО речевое развитие (развитие речи) «Свет, наш, солнышко!...» Цель: знакомство с отрывком из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина; развитие умений отвечать на вопросы педагога. | Подвижная игра «Солнышко и дождик» Задачи: учить детей играть в подвижные игры; развивать двигательную активность; вызывать положительные эмоции. Пение «Солнышко вёдрышко» муз. В. Карасёвой, сл. народные. Задачи: приобщать детей к музыке; развивать певческие навыки. |
Май | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - рисование) + ОО социально-коммуникативное развитие «Солнышко» Цель: закрепление знаний детей о жёлтом цвете. Развитие интереса к закрашиванию пальчиками; формирование необходимого запаса эмоций. | Речевая игра «Солнышко-вёдрышко» Задачи: учить интонационно договаривать фразы из знакомых литературных произведений. Хоровод «Греет солнышко теплее» муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской. Задачи: формировать у детей умения двигаться в соответствии с музыкой; приобщать к народной музыке. |
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Месяц | Кол-во | Непосредственно организованная деятельность с учётом интеграции | Совместная организованная деятельность |
Сентябрь | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - рисование) «Осень» Цель: формирование эмоциональных отношений к образу, ритмичному рисованию штампами из сырой картошки; развитие эстетического восприятия. | Наблюдение за признаками осени Задачи: расширять у детей представления об осени; развивать наблюдательность, речь, мышление, память. |
Октябрь | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - рисование) + ОО познавательное развитие (ознакомление с миром природы) «Осеннее дерево» Цель: развитие интереса к нетрадиционной лепке; формирование представлений о строении деревьев, умений детей заполнять силуэт дерева кусочками пластилина; развитие мелкой моторики, чувства цвета. | Подвижная игра «Листики и ветер» Задачи: формировать у детей доброжелательное отношение к друг другу; развивать двигательную активность; вызывать радостные эмоции, умение импровизировать. |
Ноябрь | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - рисование) + ОО речевое развитие (художественная литература) «Осенний лес» Цель: развитие интереса детей к рисованию пальчиками; развитие мелкой моторику; знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» | Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» Задачи: привлекать детей к поэзии; развивать память, речь. Дидактическая игра «Составь листочек» Задачи: учить детей составлять целое из частей; развивать логическое мышление; создать положительный эмоциональный настрой. |
Декабрь | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - рисование) + ОО познавательное развитие (ознакомление с миром природы) «Зима» Цель: формирование умений детей рисовать акварелью на тёмном фоне; расширение представлений о зиме, о сезонных изменениях в природе. | Этюд «Снег идёт, снег идёт. Значит скоро новый год» Задачи: вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать интонационную выразительность. |
Январь | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - аппликация) + ОО познавательное развитие (ознакомление с миром природы) «Снег идёт» Цель: развитие умений скатывать маленькие кусочки салфеток и приклеивать их на цветной фон; формирование знаний о снегопаде; развитие мелкой моторики. | Подвижная игра «Мы снежинки» Задачи: развивать выразительность движений, умение играть всей группой. |
Февраль | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - лепка) + ОО социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание) Подарок для папы «Кораблик» Цель: развитие интереса к лепке, эстетического восприятия; развитие социального интеллекта; воспитание патриотических чувств. | Подвижная игра «Снежинки и ветер» Задачи: развивать двигательную активность, выразительность движений; вызывать положительные эмоции. |
Март | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - аппликация) «Месяц, месяц…» Цель: знакомство с отрывком сказки А.С. Пушкина; формирование умений преобразовывать круг в полукруг, разрезая его на две части; закрепление навыков аккуратного наклеивания. | Рассматривание иллюстраций месяца, нарисованных разными художниками к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Задачи: развивать художественный вкус, внимание, умение сравнивать |
Апрель | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО речевое развитие (развитие речи) «Яблоко» Цель: знакомство с отрывком из «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина; развитие умений составлять описательный рассказ. | Рисование «Тарелочка с наливным яблочком» Задачи: продолжать учить детей правильно держать кисть, аккуратно закрашивать; закреплять знания основных цветов; поощрять творческую инициативу. |
Май | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - аппликация) «Свет наш, солнышко…» Цель: знакомство с отрывком из сказки А.С. Пушкина; развитие интереса к нетрадиционной аппликации крупой; закрепление знаний жёлтого цвета, развитие мелких мышц рук детей. | Наблюдение за солнышком. Задачи: развивать у детей наблюдательность, диалогическую речь. Рассматривание иллюстраций солнышка к сказке А.С. Пушкина, выполненных разными художниками. |
Старший дошкольный возраст 5-6 лет
Месяц | Кол-во | Непосредственно организованная деятельность с учётом интеграции | Совместная организованная деятельность |
Сентябрь | 1 | ОО познавательное развитие (ознакомление с миром природы) + ОО речевое развитие (художественная литература) «Осень» Цель: закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе – признаках осени; знакомство с поэзией А.С. Пушкина; приобщение детей к культурному наследию нашего народа. | Дидактическая игра «Как мы следы осени искали» Задачи: вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени. |
Октябрь | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству) Цель: заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»; знакомство с картинами И. Левитана на осеннюю тематику. | Драматизация отрывка из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» Задачи: побуждать к самостоятельному выбору роли; развивать выразительность речи; учить отождествлять себя с выбранным персонажем. |
Ноябрь | 1 | ОО познавательное развитие (ознакомление с социальном миром) «Москва – столица России» Цель: формирование представлений о Москве как о столице нашей Родины; знакомство с некоторыми достопримечательностями Москвы (Красная площадь, памятники А.С. Пушкина и др.); воспитание патриотизма. | Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Москва – как много в этом звуке…» Задачи: продолжать знакомить детей с поэзией А.С. Пушикна; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. |
Декабрь | 1 | ОО познавательное развитие (ознакомление с социальном миром) + ОО речевое развитие «Рассказ воспитателя об А.С. Пушкине. Рассматривание портрета А.С. Пушкина» Цель: формирование знаний детей об А.С. Пушкине как писателе любимых сказок для детей; знакомство с памятниками А.С. Пушкину; воспитание уважения и интереса к творчеству А.С. Пушкина. | Оригами «Петушок с высокой спицы» Задачи: учить детей создавать поделки в технике оригами; развивать воображение, творческие способности, уверенность в своих силах, мелкую моторику рук; воспитывать любовь к произведениям А.С. Пушкина. |
Январь | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО социально-коммуникативное развитие Экскурсия в библиотеку «А.С. Пушкина – любимый сказочник детей» Цель: формирование знаний детей об А.С. Пушкине, как писателе любимых сказок для детей; закрепление знаний о сказках писателя; развитие любознательности. | Изготовление поделки из бросового материала «Золотая рыбка» Задачи: учить детей воспринимать знакомого писателя, узнавать и называть сказки по небольшим отрывкам; развивать аккуратность в работе с бросовым материалом; воспитывать интерес к сказкам А.С. Пушкина. |
Февраль | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству) + ОО познавательное развитие (ознакомление с миром природы) «Зима» Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе зимой; закрепление у детей знаний о признаках зимы, названий зимних месяцев; знакомство с поэзией А.С. Пушкина и картинами великих художников на зимнюю тематику; воспитание умений видеть красоту родной природы. | Наблюдение на прогулке за зимними изменениями в природе. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» Задачи: развивать у детей наблюдательность, умение видеть прекрасное; учить сопоставлять слова стихотворения с действительностью. |
Март | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - рисование) + ОО речевое развитие (художественная литература) «Белка там живёт ручная» Цель: развитие умений детей выразительно передавать в рисунке образы животных, предоставляя свободу выбора материала для рисования; развитие воображения, умений передавать характер героя сказки. | Рассматривание иллюстраций к сказке А.С. Пушкина, выполненных разными художниками. Задачи: развивать художественный вкус, умение сравнивать, обобщать. Настольная игра «По сказкам А.С. Пушкина» Задачи: закрепление знаний детей о сказках А.С. Пушкина, умений сопоставлять иллюстрацию и слова из сказки. |
Апрель | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - рисование) + ОО речевое развитие (художественная литература) «Море» Цель: развивать художественно-эстетическое восприятие, умение выражать настроение рисунка с помощью цвета; формирование умений сочетать изображение со словами «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. | Рассматривание картин художников маринистов. Задачи: продолжать прививать художественный вкус, эстетическое отношение к искусству; расширять представления о художниках. Театрализованная игра «Диалог рыбки со стариком» Задачи: побуждать детей к участию в театрализованной игре, учить интонационной выразительности речи, поощрять творческую инициативу. |
Май | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - лепка) «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» Цель: развитие интереса к сказкам А.С. Пушкина; формирование умений лепить героев сказок, передавая их характерные особенности внешнего вида и настроения. | Речевая дидактическая игра «Доскажи словечко» Задачи: учить детей договаривать фразы из знакомых литературных произведений А.С. Пушкина. |
Подготовительная к школе группа 6-7 лет
Месяц | Кол-во | Непосредственно организованная деятельность с учётом интеграции | Совместная организованная деятельность |
Сентябрь | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству) «Золотая осень» Цель: знакомство с поэзией А.С. Пушкина об осени; знакомство с картинами И. Левитана «Золотая осень», И. Поленова «Золотая осень»; развитие умений сравнивать произведения двух художников; воспитание интереса к искусству. | Наблюдение за осенними явлениями природы на прогулке Задачи: развивать у детей наблюдательность, умение вести диалог с педагогом; учить систематизировать знания о характерных признаках золотой осени. |
Октябрь | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству) «Уж небо осенью дышало» Цель: заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»; рассматривание картин великих художников; формирование умений сопоставлять строчки стихотворения с изображением на картинах. | Рассматривание альбома «Осень» Задачи: развивать у детей интерес к рассматриванию картин великих художников; воспитывать художественно-эстетический вкус. |
Ноябрь | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству) «Осенняя пора, очей очарованье Цель: совершенствование умений соотносить изображение природы на картинах художников со строчками стихов А.С. Пушкина; развитие слухового восприятия: умений слушать и быстро ориентироваться в речевом материале; активизация мыслительной деятельности, памяти. | Чтение стихов об осени А.С. Пушкина Задачи: обобщить знания детей об осенней поэзии А.С. Пушкина; воспитывать любовь к поэзии А.С. Пушкина. Слушание музыкальных произведений П.И. Чайковского , Вивальди из цикла «Времена года» Задачи: приобщать детей к музыкальной культуре; воспитывать эстетический вкус. |
Декабрь | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству) + ОО речевое развитие (развитие речи) «Рассматривание портрета А.С. Пушкина Кипренского. Составление рассказа о портретной живописи» Цель: формирование знаний детей о портретной живописи; знакомство с портретом Кипренского А.С. Пушкину; обучение составлению рассказа о портрете А.С. Пушкина. | Презентация «Наш Пушкин» Задачи: продолжать знакомить детей с искусством великих художников, скульпторов; воспитывать чувство патриотизма любви и гордости за нашу Родину. |
Январь | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству) + ОО социально-коммуникативное развитие Экскурсия в библиотеку «Сказки А.С. Пушкина глазами художников иллюстраторов» Цель: формирование знаний детей о художниках иллюстраторах; закрепление знаний о сказках А.С. Пушкина; развитие любознательности. | Изготовление поделки из природного материала «Золотая рыбка» Задачи: закреплять умения детей создавать образ сказочного героя из шишки; воспитывать интерес к работе с природным материалом. |
Февраль | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - рисование) + ОО познавательное развитие (ознакомление с миром природы) «Зима» Цель: формирование умений рисовать нетрадиционными материалами (зубной пастой); закрепление знаний о сезонных изменениях природы зимой; воспитание умений видеть красоту родной природы. | Наблюдения за зимними изменениями в природе. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя…» Задачи: развивать у детей наблюдательность, умение видеть прекрасное; пополнять литературный багаж детей. |
Март | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - рисование) + ОО речевое развитие (художественная литература) «Хрустальный дом» Цель: обучение выразительно передавать в рисунке образы сказочных предметов; развитие воображения, чувства цвета; воспитание желания изображать сюжеты из сказок А.С. Пушкина | Настольная игра «По сказкам А.С. Пушкина» Задачи: закрепление знаний детей о сказках А.С. Пушкина, умений сопоставлять иллюстрацию и слова из сказки. |
Апрель | 1 | ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность - аппликация) «Соколко» Цель: формирование умений детей создавать изображение героев сказки А.С. Пушкина способом обрывания; развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму. | Театрализованная игра «Свет мой зеркальце, скажи…» Задачи: побуждать детей к участию в театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи; поощрять творческую инициативу; воспитывать доброжелательной отношений детей к друг другу. |
Май | 1 | ОО речевое развитие (художественная литература) + ОО художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) Викторина «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» Цель: развитие интереса к сказкам А.Сю Пушкина; формирование умений изображать героев сказки разными средствами выразительности (на выбор); развитие положительного эмоционального отклика. | Дидактическая игра «Доскажи словечко» Задачи: учить детей договаривать фразы из знакомых литературных произведений А.С. Пушкина; развивать чувство рифмы. |
Перспективное планирование было апробировано в МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» в течении 2011 - 2015 годов, распространена на методических часах учреждения и может служить практическим пособием для педагогов дошкольных учреждений.
Примерные конспекты непрерывной образовательной деятельности представлены в Приложении 1.
2.2. Планирование работы с родителями. Предполагаемые результаты.
Формы работы:
- Информационно-просветительская работа
- Проектная деятельность
- «Театральная гостиная»
- «Театральная мастерская»
- Родительский десант
Перспективный план работы с родителями
Формы работы | Название мероприятия |
Информационно-просветительская | Консультация «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой» Консультация «Как правильно заучивать стихи с дошкольниками» Консультация «Что такое творчество?» Памятка «Рассматривание репродукций о природе» Семинар-практикум «Поэзия А.С. Пушкина и картины великих художников» Интеллектуальная игра по сказкам А.С. Пушкина «Счастливое место для знатока» |
Театральная гостиная | «Осень в гости к нам пришла» «Царевна и волшебное зеркало» «Ассорти-пирог с использованием театральных игр» |
Проектная деятельность | «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» |
Театральная мастерская | Виды театров Изготовление атрибутов к играм-драматизациям. Изготовление дидактических пособий по развитию художественного творчества. |
Родительский десант | Изготовление снежных построек по мотивам сказок А.С. Пушкина. |
Примерные мастер-классы для родителей представлены в Приложении 2.
Предполагаемые результаты
В отношении детей: Дети научатся соотносить произведения А.С. Пушкина с художественным творчеством, использовать в продуктивной деятельности нетрадиционные техники и оборудование, в достаточной мере будет развито воображение детей, поддерживаемое проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; будет воспитана творческая личность, сформированы представления о социокультурных ценностях нашего народа посредством произведений А.С. Пушкина.
В отношении родителей: У родителей повысится уровень компетентности в вопросах социокультурных ценностей нашего народа, творчества посредством произведений А.С. Пушкина, будут ориентироваться в произведениях А.С. Пушкина, способствовать развитию творческих способностей своих детей.
3. Результаты мониторинга
Результаты диагностических исследований по определению уровня развития творческих способностей дошкольников посредством произведений А.С. Пушкина показали, что качественный показатель за период с 2011г. по 2015 повысился с 20 % до 84%.
Вывод: Таким образом, разработанная программа по формированию представлений дошкольников о социокультурных ценностях нашего народа, развитие творческих способностей посредством произведений А. С. Пушкина позволила достигнуть положительной динамики в развитии творческих способностей дошкольников.
Библиография
- Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников» /. – «ТЦ Сфера», 2005. – 192с.
- Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 152с.
- Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетической развитие дошкольников» - М.: Просвещение, 2006. – 192с.
- Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» - М.: Школьная пресса, 2005. – 96с.
- Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128с.
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128с.
- Комарова С.А., Пантелеева Н.Г. «Знакомим дошкольников с искусством портрета» - М.: АРКТИ, 2010. – 144с.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников». – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128с.
- Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 176с.
- Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 64с.
- Сажина Д.С. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». – «ТЦ Сфера», 2007. – 112с.
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Авторская сказка в работе с детьми"
При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...
Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант
Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма. Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ "СЕЗОННЫЕ СКАЗКИ" (полностью)- авторское пособие, рецензия
Сказки, сочинённые детьми...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)
программа работы в театральной студии для детей старшей группы...
Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.
Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...
Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).
В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....