Семинар "Экологическое воспитание детей в детском саду"
материал

Кожевина Анна Юрьевна

Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            http://ramki-vsem.ru/fon/fon-nebo15.jpghttp://www.playcast.ru/uploads/2014/10/21/10304985.png

                                       

                                             МБДОУ  Усть - Баргузинский детский сад «Солнышко 

C:\Users\Анна\Pictures\image66420528.jpg

   

   

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души»,  «экология человека» и некоторых других.

    Уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования.  При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

    Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу:

Слайды:  1, 2, 3

- свою компетентность в вопросах экологического воспитания.

-возможно, немного  повысить её,

-продемонстрировать свои таланты.

     

 Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на нее фишку:

- если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии – зеленую;

-если хотели бы уточнить некоторые вопросы – синюю;

-если испытываете некоторые затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему – красную.

 

На доске мы видим 8 синих. Я думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно.

   

   Что же такое экология?

Слайд 4

 «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Сегодня на нашем семинаре мы немного поиграем и посоревнуемся.

Задание №1

Вам нужно  выбрать буквами определенного цвета, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии.

Кто первый составит слово, получает первое солнышко.

НАБЛЮДЕНИЕ        КИСЛОРОД

СООБЩЕСТВО        ЭКСКУРСИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ        НАСЕКОМЫЕ

МИНЕРАЛЫ                      РАСТЕНИЯ

    Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное в детском саду создаются  такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания,

Назовите эти условия:

 уголок природы:

 модели и схемы;

наглядный материал;

календарь природы;

картотеки труда, наблюдений и экспериментов;

лаборатория;

методическая, энциклопедическая и художественная литература;

экологическая тропа; 

мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музе;

паспорта растений и.т.п..

Остановимся на лаборатории. Как дети получают знания в лаборатории?

Задание №2

Посмотрев на картинку, нужно не выкрикивая поднять руку и нажать на игрушку, после назвать опыт и сформулировать цель

Слайды:

- Свойство снега (холодный, белый, пластичный, в тепле тает)

-свойство воды (текучая, принимает форму сосуда)

-свойства песка (сыпучесть, сухость)

-Свойство воды (впитывается)

-свойство воды (не имеет запаха и вкуса)

- Свойство воды (прозрачность)

- свойство песка ( состоит из отдельных песчинок)

- Свойство песка (мокрый, можно лепить)

- свойство воздуха (вокруг нас воздух, прозрачный, легкий)

- Воздух (движение воздуха – воздух движет предметы)

-тяжелые предметы тонут в воде, легкие вода держит на поверхности

-Воздух (не имеет запаха)

Вед. Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности.

А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы:

* Каковы действия воспитателя при обучении через дидактическую, подвижную  игру?

(Воспитатель руководит и учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями).

 * Каковы действия воспитателя в самостоятельных  играх?        

(Воспитатель участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями детей, оценивает их поведение, отслеживает освоение ими тех или иных знаний).

Задание №3

    Хорошо, мы с вами дети. Один из участников объяснит сейчас правила игры, а мы поиграем.

                                   Музыкальный марафон

                        Что ж, устали вы чуть- чуть?

                        Предлагаем отдохнуть

Закроем глаза  представим, что мы на природе, послушаем звуки и отгадаем их.

Аудио запись

Задание №4

Предлагаю вопросы, на которые нужно быстро ответить, закрыв солнышко рукой. За правильный ответ участник получает солнышко

  1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
  2. Наука о животных. (Зоология)
  3. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
  4. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
  5. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
  6. Самец кукушки. (Кукух)
  7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
  8. Какую траву любят кошки? (Валериана)

  1. Самая высока трава? (Бамбук)
  1. Лесной петух. (Глухарь)
  2. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
  3. Наука о растениях. (Ботаника)
  4. Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется))
  5. Пингвин птица или животное? (Птица)
  6. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
  7. Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)
  8. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Задание № 5. «Экологический кроссворд»

Нужно разгадать кроссворд на экологическую тематику.

Прошу взять фломастеры.

Оценивается

  1. правильность ответа
  2.  быстрота выполнения.
  3.  терпение (не выкрикивать, молча нажать на игрушку, подняв    

 руку вверх)

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют (Оттепель)
  2. Бабочка эта «сухопутная»: летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё – «морское».(Адмирал)
  3. У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)
  4. Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску.(Василёк)
  5. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)
  6. Лекарственное растение. В народе его называли «ранник», «чирьева трава». (Подорожник)

  1. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)
  2. Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)
  3. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. (Снежинки)

Почитайте ключевое слово в кроссворде (Одуванчик) (раздать одуванчики)

Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета: красную – «В основном слушала и запоминала;

синюю – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»;

 зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности высок».

Вот и подошел к концу наш семинар – практикум. Просим вас на одуванчиках  высказать свое мнение о семинаре, написать ваши пожелания и предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правила поведения для воспитанных детей в детском саду" (Презентация)

Правила поведения для воспитанных детей. В детском саду.   Как с ребятами дружить, Как без грусти день прожить, Как вести себя в саду, Чтоб со всеми быть в ладу. Соблюдайте тишину, Я расск...

Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...

Самообразование на тему: "Патриотическое воспитание детей в детском саду"

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенно...

Полоролевое воспитание детей в детском саду

Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации....

"Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду и дома".

Предлагаю  сообщение  для воспитателей  для работы с родителями.В детском саду № 217провела круглый стол для родителей .Родители принимали активное участие  ( рассказывали о семье,...

Задачи музыкального воспитания детей в детском саду.

Задачи музыкального воспитания детей  в детском саду.                                        ...