Консультация "Методика связной речи"
материал
Виды рассказывания, методы и приёмы обучения рассказу и пересказу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_metodika_svyaznoy_rechi_2020g.docx | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Методика связной речи»
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ
Подготовила: Старший воспитатель: Кожевина Анна Юрьевна
В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов.
1.Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам, которые в методике развития речи принято называть фактическими, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта).
2.Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения.
По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
Виды
1.рассказ по картине или с использованием предметов и игрушек
2. рассказывание из личного опыта
3.творческое рассказывание (по предложенным сюжетам)
Приемы обучения рассказыванию.
Совместное рассказывание
Образец рассказа
План рассказа — это 2—3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения.
Коллективное составление рассказа — своеобразный прием, используемый в основном па самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию.
Составление рассказа почастям
Обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.
Вторая младшая группа
при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы.
На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец.
Средняя группа
детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений.
Приемы обучения - Вопросы, речевой образец, указание
Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Он непосредственно влияет на качество детских рассказов-описаний.
Чтобы дети не копировали образец рассказа, вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной.
Старшая группа
у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями.
Для описаний можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для куклы, туалетные принадлежности.
Приемы обучения - образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов.
Пересказ
Вторая младшая группа
учат детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводят их к воспроизведению текста.
Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые воспитателем вопросы должны целиком определять полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Детей можно также привлекать к совместному пересказу с воспитателем, побуждая произносить отдельные слова или предложения.
Средняя группа
На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые ранее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты.
Методика проведения занятия по пересказу сказки в средней группе следующая:
- Предварительная беседа о знакомой сказке с использованием иллюстраций.
- Чтение сказки.
- Беседа по вопросам.(если сказка детям мало знакома, повторное чтение)
- Пересказ сказки детьми ( если ребенок затрудняется, воспитатель помогает: подсказывает нужное слово, исправляет речевые ошибки. По окончании пересказа оценивает речевые действия ребенка)
- Обыгрывание сказки. Педагог сопровождает чтением текста действия детей.
После занятия выставить в книжный уголок книжку с данной сказкой, чтобы дети в любое время могли рассмотреть иллюстрации.
В дальнейшем детям становится доступен пересказ произведений, впервые прочитанных на занятии. В этом случае первая часть занятия отводится развернутому, обстоятельному ознакомлению детей с текстом, вторая – пересказу.
Например, занятие по пересказу рассказа К.Д. Ушинского «Гуси».
Цель: учить детей пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и словосочетаний; побуждать к выразительной речи; воспитывать любовь к животным.
Предварительная работа: рассматривание картины «Гуси и утки» из серии «Домашние животные». При рассматривании и ее описании ввести слова и словосочетания из рассказа.
Методика проведения занятия:
- Напомнить о картине и предложить послушать рассказ «Гуси». Выразительно, с выделением абзацев, с логическими ударениями прочитать текст.
- Краткая беседа по вопросам. Побуждать отвечать на вопросы словами текста рассказа.
- Повторное чтение рассказа.
- Пересказ текста 3 -4 детьми. Если ребенку трудно начать пересказ, нужно помочь ему произнести первую фразу причем с такой интонацией, которая бы побуждала ребенка включиться в пересказывание.
По окончании пересказа отметить, с чем ребенок справился хорошо, а что надо улучшить. Дать конкретные советы, например предложить произнести ту или иную фразу громче или ласковее, выговорить то или иное слово отчетливее. Следуя указаниям воспитателя, ребенок упражняется в речевых навыках и умениях.
Ошибки при пересказе:
-замена авторских словосочетаний, оборотов своими словами. В этом случае педагог напоминает текст и предлагает вслед за ним правильно произнести словосочетание из текста.
-Очень часто в пересказах дети опускают конец текста. В этом случае можно сказать: «Ты не до конца, рассказал. Чем все закончилось? Вспомни». Если ребенку это трудно сделать, можно привлечь других детей или зачитать заключительные строки текста, нацелив рассказчика и всю группу на завершение пересказа.
Таким образом, с помощью различных приемов необходимо учить детей воспроизводить материал рассказа полно, без пропусков, искажений.
Педагогические приемы: совместный пересказ, подсказка (слова, части фразы), напоминание, вопросы, указание, одобрение и др.
Старшая группа
Задачи: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие произведения без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Методика проведения занятия:
1.Чтение один или два раза текста.
2. Беседа. Вопросы к детям по содержанию сказки, отражающие основные ее моменты.
3. Повторное чтение сказки
4.Пересказ содержания детьми.
Педагогические приемы
-Если сказка велика по объему, можно рассказывать ее коллективно, по частям – один ребенок передает содержание первой, логически законченной части, второй пересказывает середину сказки, третий – заключительную часть текста.
Затем еще одна группа детей повторяет пересказ.
-После многократного пересказывания детьми текста педагог может поставить перед ними творческую задачу – придумать свой вариант сказки с последовательным введением в нее новых персонажей.
-При обучении детей пересказу произведений использовать модули, схемы. Это помогает детям вспомнить последовательность событий, повышает интерес к пересказу.
Рассказ по картине
Виды картин:
1.по формату
(демонстрационные, раздаточные)
2. по тематике
(мир природный или предметный, мир отношений и искусства,
3. по содержанию
(художественные, дидактические; предметные, сюжетные,
4.по характеру
(реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение)
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет:
«Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В
домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
Структура занятия:
1.Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или
загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.
2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.
3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.
Методические приемы:
Вопросы
Образец педагога
Частичный образец педагога
Совместное рассказывание
План рассказа
Коллективное обсуждение плана будущего рассказа
Составление рассказа подгруппами
Оценка детских монологов
Младший возраст
Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи:
1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
2) дети перечисляют изображенные предметы, объекты, (ответы на вопросы).
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов.
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине.
Структура занятия; Методика проведения:
Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.
Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.
Основной прием проведения занятия – беседа.
К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно.
Приемы:
* Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
* Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;
* Использование литературных и художественных вставок.
* Игра «Расскажи кукле».
* Выбор объекта описания;
* Показ игрушки, идентичной персонажу картины;
* Инсценировка (в гости к детям приходят кукла, собачка, и дети разговаривают с ними).
* Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован («Как будто вместе гуляем», «Как будто это наш котенок»).
Средний возраст.
Задачи:
Учить рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
Подвести детей к составлению небольшого связного повествования.
Развивать монологическую речь.
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
Методические приемы:
- показ картины;
-выделение главного объекта, рассматривание его с помощью вопросов;
- образец речевого высказывания воспитателя (воспитатель начинает рассказ, дети продолжают);
- один из детей еще раз рассказывает о том, что только что говорилось;
- рассматривание второстепенных объектов на картине, использование вопросов;
- рассказ педагога, синтезирующий материал высказываний, сделанных в ходе занятия;
Виды рассказов по картине:
*Описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.
* Рассказывание по серии сюжетных картин (только после того, как дети научатся описывать предметные и сюжетные картинки).
Характерные особенности занятий:
* Рассказ по вопросам воспитателя (коллективный или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка). В конце занятия, подводя итог всем высказываниям, воспитатель дает свой рассказ.
* Рассказывание по образцу ( «Расскажите, как я»).
Требования к рассказу – образцу: он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным.
*В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя к самостоятельному рассказыванию.
* Рассказ по плану (например, «Таня и голуби»: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видит за забором? и т.д.).
Структура занятия:
*Рассматривание картины;
* Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали;
*Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).
* Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).
Рассказ по серии сюжетных картин:
*Рассматривается и описывается каждая картина из серии;
* Выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.
* высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.
Старший возраст
Задачи:
- Учить детей правильно понимать содержание картины;
- Воспитывать чувства ( в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т.д.
- Учить составлять связной рассказ.
- Активизировать и расширять словарный запас.
- Развивать внимание, память, инициативность, мышление.
Методика составления рассказа по картине:
-Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины.
-беседу по содержанию картины можно начинать с анализа названия:
«Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»?» «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.
- рассматривание картины сопровождающееся беседой; (здесь ведется работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, а также обучение видеть ее детали, описывать фон, пейзаж); в ходе беседы побуждать детей выражать свое личное отношение к изображенному;
- переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями воспитателя: « Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани: как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка и т. д.»
- после ответов детей воспитатель предлагает послушать его рассказ.
Характерные особенности занятий:
- Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета;
- Приемы: вопрос, план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания;
- Руководящая роль воспитателя в понимании и правильном выполнении задания;
- Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное). Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и незаметной для детей).
Приемы рассказа по серии картинок:
- начало составляет воспитатель, заканчивают дети.
- Начинает один ребенок, продолжает другой.
Составление описательных рассказов (методика):
*Подбор названия картины (задания типа «Как назвал художник эту картину?», « Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?»).
* Характеристика самого существенного и деталей.
* Придумывание начала или конца к сюжету, изображенному на картине.
* Вопросы к детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.
* Составление коллективного рассказа по картине:
- дети придумывают, что с героями было раньше.
- излагают события, изображенные на картине.
- придумывают последующие действия, поступки и приключения героев.
* Включение элемента соревнования: рассказ какой группы окажется наиболее интересным?
* Оценивание рассказов товарищей как по содержанию, так и по форме, замечание удачных слов и выражений, точно отражающих содержание картины или метко характеризующих события, которые предшествовали изображенному.
Творческое рассказывание по картине:
Варианты творческого рассказывания:
- придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;
- придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;
- придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.
В порядке возрастания сложности:
* составление рассказа с добавлением последующих событий.
* составление рассказа с заменой объекта.
* составление рассказа с заменой действующего лица.
* составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
* составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
* составление рассказа с добавлением объекта.
* составление рассказа с добавлением действующего лица.
* составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
* составлением рассказа с изменением результата действия.
* составление рассказа со сменой времени действия.
Приемы:
- перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение;
- при составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей ( не только что и когда происходит, но и почему).
- При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.
- Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.
Планирование творческого рассказа:
*трансформация сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания.
* обсуждение замысла.
* выбор зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории).
* составление «цепочки», перечисление последовательно разворачивающихся действий с целью составления программы, плана развернутого высказывания.
* построение плана изложения (можно в графическом варианте).
* установление объекта для прямой речи.
* придумывание заголовка к рассказу.
ПРИЕМЫ:
- объяснение задачи изменения сюжета картины (добавление последующих событий, замена объекта и т.д.)
- ребенок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
- Осознанное и последовательное название всех действий в предполагаемом рассказе.
- Составление ребенком графического плана (рисунки – символы основных этапов повествования).
- Уточнение слов, с которых ребенок начинает рассказ («Однажды…», «Как-то раз…», «В один летний день…»).
- Уточнение финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.
- На первом этапе – образец рассказа.
- Запись рассказа взрослым для обсуждения и оценки.
Анализ и оценка творческого рассказа:
- в соответствии с целью занятия.
- такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.
- одобрение высказываний.
- Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.
Рассматривание пейзажных картин.
- предварительная работа – наблюдение разнообразия и красоты окружающей природы.
- При рассматривании целесообразны вопросы:
- Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес (про деревья, луг…)?
-Почему художник так назвал свою картину?
- Что художнику кажется интересным, красивым?
- «Про что?...», «О чем?..».
* использование музыки и поэзии.
* активизация опыта детей ( Какое у вас бывает настроение, когда вы играете в снежки, когда нет мамы дома, когда вы болеете?).
* рассказ- образец воспитателя или литературный образец.
* в начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.
* сравнение разных по настроению картин.
Рассматривание натюрмортов:
- вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов, фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие предметы примерно так, как они нарисованы на картине.
- Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.
- В конце года самостоятельное описание натюрмортов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».
В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...